Ч. 1 Навстречу гибели. В Греции

Владимир Врубель
Главной базой Черноморского флота в Средиземном море был греческий порт Пирей. В нём постоянно находилось, как тогда называли, «на станции», одно из русских военных судов, поступавших в распоряжение посланника России в Греции.

 Без сомнения, пребывание в иностранных водах приносило большую пользу. Моряки приобретали опыт плавания, общались с коллегами из разных стран, выполняли поручения правительства.

Но была ещё одна причина пребывания их в Средиземном море. Царское семейство любило проводить летнее время не только на Южном берегу Крыма, но и на юге Франции, в Италии, Греции.

Все государственные интересы отходили не то что на второй, а на десятый план, если у кого-нибудь из семьи возникало желание посетить тот или иной город в разных странах. Военные корабли использовались царским семейством вместо прогулочных яхт, все расходы оплачивались казной.

 Эта традиция сохраняется и по нынешнее время. Руководители России - большие любители путешествовать, начиная со времён Хрущева. Сколько мы насмотрелись поездок за казённый счёт по всему миру наших президентов и премьеров, не сосчитать.

Никто с них не спрашивает, насколько необходимы эти поездки, и не подсчитывает, во что они обходятся налогоплательщикам.

 Мало кто из рядовых граждан задумывается и над тем, что любая поездка высшего должностного лица – это настоящая войсковая операция, требующая колоссальной подготовки и огромных расходов денежных средств на обеспечение безопасности и управления ядерными силами страны. В других странах подобные расходы жёстко контролируются парламентом.

Нынешний американский президент только один раз за свой период нахождения у власти съездил с семьёй в отпуск в Испанию, и получил, можно сказать, выговор, от конгресса и общественности за чрезмерную, по их мнению, трату государственных средств.

И это  притом, что США – самая богатая страна в мире. Но у нас любой губернатор – маленький царёк в своей вотчине, и, ни о какой критике не может быть и речи, а что уж говорить о тех, кто выше!

Но вернёмся в девятнадцатый век. 4/16 октября 1853 года началась война между Турцией и Россией. Ни для одной из сторон она не стала неожиданностью. Поэтому совершенно непонятно, почему командование Черноморским флотом, прекрасно знавшее, что дело  идёт к войне, могло оставить в Средиземном море двадцати пушечный корвет «Ариадна».

Через посольство в Греции командир корвета капитан-лейтенант Андрей Иванович Никонов исправно слал своему непосредственному начальнику, командиру 33-го флотского, экипажа рапорты, о том, что на вверенном ему корвете дела обстоят благополучно, и ждал команды, как ему действовать. Но никаких команд не поступало.

 Создавалось впечатление, что начальник Главного морского штаба адмирал Меншиков, исполнявший должность главного командира Черноморского флота и портов адмирал Берх, начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов и командир 4-й флотской дивизии контр-адмирал Новосильский забыли о корвете. А ведь его спокойно можно было вернуть в Чёрное море, когда ещё шли переговоры с турками.

Капитан-лейтенант понял, что нужно действовать, не дожидаясь указаний сверху. Для начала следовало срочно покинуть берега Греции. Это он рассудил разумно, потому что, когда в войну вступили Англия и Франция, а позже, и Сардиния, союзники заняли порт Пирей.

Греки решили, что пока великие державы заняты войной с Россией, они могут прибрать к рукам турецкие территории с компактным греческим населением, и заняли Фессалию и Эпир. Но великие державы быстро навели порядок, и в дальнейшем Греция соблюдала нейтралитет под контролем французов и англичан.

Средиземное море превратилось для «Ариадны» в огромную западню, из которой русским морякам было не выбраться. Единственным укрытием мог послужить австрийский порт Триест в Адриатическом море. Иных вариантов Никонов не видел.


Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/07/59


Порт Пирей. Снимок из интернета