Невры как нервии неревы Неревского конца

Петр Золин 2
Невры как нервии (неревы) Неревского конца…

http://en.wikipedia.org/wiki/Neuri ; http://be-x-old.wikipedia.org/wiki/Нэўры ;
http://uk.wikipedia.org/wiki/Неври ; http://pl.wikipedia.org/wiki/Neurowie и т.д.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нервии (отчасти выдерживаются необходимые мне факты) ; http://en.wikipedia.org/wiki/Nervii  и т.д.

Могут – с позволения официозной истории, - гулять по Европе скифы и сарматы, готы и гунны, аланы и некоторые иные народы Великой Скифии. Оставлять материальные и топонимические следы. Но есть и этносы, которым связи с Великой Скифией (тем более – со славянством) как бы крайне запрещены. Античные венеды и бастарны, ранние франки и ашкенази (с другими античными семитами). В их число попадают и нервии, которых по вполне обоснованным версиям неизбежно связывают с «нарцами еже суть словенами» русских летописей или неврами времён Геродота. Конечно, в различных местах за века обособления невры-нервии обретали свою специфику, развивали особенности языков. Но – вероятно – генетическая (гаплогруппная) составляющая была относительно схожа. С опорой на мужские гаплогруппы R1a, I, E

Один из подходов к проблеме мною обозначен так.

Нервии – вероятный полиэтнос кельтоскифов, ведущий начало от известных Геродоту невров, (созвучие до сих пор обыгрывается в литературе; например Уолден. Генри Дэвид Торо www.krotov.info/libr_min/t/toro6.html ). Славяноведение рассматривает нервиев относительно проблемы «нарцев еже суть словен».

Как индоевропейцы нервии неизбежно имеют корни в округе Черного моря и Каспия. Активизация скифов в Европе еще 6 – 5 вв. до н.э. известна по данным археологии, когда скифские изделия достигают и земель нынешней Франции (Галлии античности). Подробности о связях кельтов, к которым первоначально относились и нервии, со скифами представил Плутарх: « Кимвры ни с кем не вступали в сношения, а страна, из которой они явились, была так обширна, что никто не знал, что за люди и откуда они, словно туча, надвинулись на Италию и Галлию. Большинство полагало {12}, что они принадлежат к германским племенам, живущим возле Северного океана, как свидетельствуют их огромный рост, голубые глаза, а также и то, что кимврами германцы называют разбойников. Но некоторые утверждали, будто земля кельтов так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных областей обитаемого мира простирается на восток до Мэотиды (Азовского моря) и граничит со Скифией Понтийской. Здесь кельты и скифы смешиваются и отсюда начинается их передвижение; и они не стремятся пройти весь свой путь за один поход и не кочуют непрерывно, но, каждое лето снимаясь с места, продвигаются все дальше и дальше и уже долгое время ведут войны по всему материку. И хотя каждая часть племени носит свое имя, все войско носит общее имя - кельтоскифы»


http://lib.ru/POEEAST/PLUTARH/plutarkh4_11.txt

Вероятно, нервии как кельтоскифы обосновались в Галлии с 5 – 4 вв. до н.э., когда Скифии пришлось выдерживать давление Персии и Македонии. Наибольшую известность они получили в войнах против Юлия Цезаря, хотя сопротивлялись и натиску германцев. . Победив войска с Ариовиста, Цезарь выступил против мощного союза бельгов и нервиев. Но связанные с союзом ремы выдали римлянам замыслы противников. Цезарь в 57 г. до н. э. с 8 легионами направился к северу. Союз белгов он уничтожил, даже не прибегая к оружию. Остановившись на берегах р. Аксоны (Aisne) в сильно укрепленном лагере, направил своих союзников, эдуев, в набег против белловаков, одного из племен, входивших в состав союза белгов и нервиев. Белловаки сосредоточились на защите родной земли, вынуждены были отделиться от союза, который заметно ослаб. Содержание общего большого войска обходилось недешево, и когда белловаки поспешили на защиту своей родины, их примеру последовали и другие, а с каждым племенем в отдельности справиться было уже нетрудно.

Труднее всего Цезарю было покорить нервиев, «храбрейшее из всех северных племен». На одной из высот в верховьях Самбра, римляне стали разбивать укрепленный лагерь; а римская конница билась с отдельными сотнями конных нервиев и погнала их за реку. А между тем в лесочке на высотах за рекой нервии скрывали значительные силы: «густыми толпами» высыпали из лесочка, быстро спустились к реке и перебрались через нее, ударили против римлян, что те едва успели построиться в боевой порядок. Резкий звук сигнальной трубы, призывавшей в строй солдат, высланных на работы, смешался с ревом рогов, под звуки которых неприятель бешено наступал на высоты.

Битва была продолжительная, серьезная и на мгновение даже отчаянная для римлян, и сам Цезарь оставил превосходное описание ее. На правом, наиболее угрожаемом крыле римского войска, где Цезарь лично принимал участие в сече, опасность миновала только тогда, когда подоспели и приняли участие в битве те два легиона, которые на походе прикрывали обоз. Нервии тем временем успели подняться на высоты, и битва кипела уже у самых окопов начатого постройкой лагеря. Нервии не сумели вовремя окончить битву и отступить, а наоборот с яростным мужеством старались удержаться на том же месте, все еще надеясь сломить римлян, то битва 57 г. окончилась для них полным поражением. Приводились цифры, что из 60 тысяч нервиев осталось в живых едва 500 человек.. И нередко сведения о нервиях в энциклопедиях на этом завершаются.

Вместе с тем история нервиев продолжалась. В одном из сражений нервий VARTIC (Вартик - возможно, уменьшительное от известногго позже Варта:Варда: П.З.)помог спастись Цицерону, осажденному в своем лагере. В честь этого выпустили монету нервиев. АВЕРС. Ветка с листьями, расположенными друг против друга. РЕВЕРС. Лошадь. Надпись "VARTICE" - имя нервия – спасителя. Имя Нервия (Tournay) затем получила и крепость в Бельгии. Уже в античности нервии и их союзники строили достаточно внушительные города-крепости. Алезия в стране мандубиев (нынешний Ализ-Сент-Рен), на высоком холме между двумя реками, была окружена стенами и рвом и занимала площадь около 97 га. Герговия (современный Клермон) площадь 75 га, Новиодун — около 40 га (Новиедун - один из античных Новгородов: :новый тын"). Оппидумы белгов (типа Фекамп) с поперечным валом,расположенные в большинстве случаев на мысе, часто имеют ворота улицеобразного (клещевидного) профиля. Некоторые укрепления были возведены очень быстро. Нервии, которым угрожала опасность, обнесли якобы свой зимний лагерь насыпью в 10 футов и рвом шириною в 15 футов, окружностью около 3000 футов за неполные 3 часа (о быстроте строительства славянами крепостей упоминали позже и арабы).
У них не было достаточного количества необходимых железных орудий, и они, якобы, вырезали дерн своими мечами, землю выгребали руками и переносили ее в своих плащах. Огромное количество людей, вероятно, выполнило эту работу очень быстро, но в данном случае речь шла не о постройке настоящей крепостной стены, а о временной защите лагеря. Строительство подобных зимних крепостей на средневековой Руси отмечали арабы. И все же лучшей защитой нервии считали леса и болота.

Корнелий Тацит примерно через полтора века после разгрома нервиев Цезарем отмечал, что «Треверы (древеры ?; тревинги, тервунии - древляне ? П.З.) и нервии притязают на германское происхождение и, больше того, тщеславятся им, как будто похвальба подобным родством может избавить их от сходства с галлами и присущей тем вялости». Фактически нервии отличались от германцев большим миролюбием, но в связи с усилением Германии вынуждены были выдавать себя уже за германцев.

А.Г.Кузьмин обратил внимание, что в этнониме «тевтоны» ясно проступает кельтское teute – народ, люди. Кельтское божество Teutanus - отец народа, племени. [Szabo Miklos. Sur les traces des seltes en Hongrie. – Budapest, 1971. P. 67.] Кельтского происхождения имя предводителя тевтонов Teutoboduus. [Ср. Льюис Г. и Педерсен X. Краткая сравнительная грамматика кельтских языков. – М., 1954. С. 38. Второй компонент имени означает «богиню войны в образе вещего ворона». Ян Филип (Филип Ян. С. 72) считает кимвров германцами, но тевтонов склонен признать кельтами. Галльское племя нервиев римские авторы считали потомками их обоих (Древние германцы. – М., 1937. С. 143.).] Они вместе с кимврами и амбронами (кельтическое происхождение последних вполне обоснованно) составляли мобильный военный союз. http://www.zlev.ru/53_8.htm

Аммиан Марцеллин указывал горы Нервиев в истоках Борисфена (Днепра), где некоторое время обитали и аланы. Линия нарци еже суть словене – невры – норики (Норик римская провинция у Дуная) - нервии известна славяноведению, она отчасти хотя бы по созвучиям ононимов выводит и к названию Неревского конца Великого Новгорода.
http://traditio.ru/wiki/Нервии

Давно обосновываю и подход - Нарци еже суть словене (выход части носителей R1a  и R1b примерно в 3 тыс. до н.э. из Передней Азии в Европу)

Нарци еже суть словене* - знаменитая фраза первых страниц популярных русских летописей, указывающая на участии пращуров славян в строительстве Вавилонской башни в числе первых единых по языку 72 народов на земле. От нарцев (племени Афета) времен строительства башни (по христ. хронологии около 2650 г. до н.э.), по мнению летописцев, происходил язык славян. Эта версия - одна из самых популярных в славяноведении (П.Й. Шафарик, Л. Нидерле, О.Н. Трубачев и др.).
Контекст летописной версии таков (перевод Д.С. Лихачева): "(После потопа) Сим же, Хам и Афет разделили землю, бросив жребий, и решили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был язык (у всех) един. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба,- в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот сорок лет, и не свершили его. И сошел господь бог видеть город и столп, и сказал: "Это род един и народ един ?!". И запутал бог языки, и разделил на семьдесят два языка, и рассеял по всей земле. По разделению же языков (и народов) бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются... По разрушении же столпа и по разделении языков приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны. Афетовы же взяли запад и северные (полунощные) страны. От этих же семидесяти двух произошел и язык "словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть словене". Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по землеи прозвались именами своими от мест, на которых сели... (Повести Древней Руси. Л.,1983. - С.25, 125, 525).

Римские провинции Реция (Ругия) и Норик у Дуная известны со времен античности. Близость нарцев и славян осознавалась в начале средневековья. В эпитафии, посвященной Мартину (он был сначала аббатом Думийского, Dumiensis, монастыря, находившегося близ впадения Соны в Рону, затем - епископом города Бракара в северо-западной Испании), говорится, что он приобщил к христианству представителей множества племен: "Ты привлек к союзу с Христом разные свирепые племена". Далее следует их перечисление: Alamannus, Saxo, Toringus, Pannonius, Rugus, Sclavus, Nara, Sarmata, Datus, Ostrogotus, Francus, Burgundio, Dacus, Alanus, Те duce nosse Deum gaudent; tua sugna Svevus admirans ducit... (MGH Auct. antiquiss., t. Vl2, 1883, р. 195, N XXII, Versus Martini Dumiensis in basilica). Мартин умер в 580 г. (MGH Auct. antiquiss., t. VI2, p. 195), эпитафию ему иногда связывали с Авитом (умер около 524 г.), но даже это ошибочное мнение не устраняет смысла самой эпитафии - "руги, склавы (славяне), нара и сарматы" представали в начале средневековья близкими народами.

Имя Nara трудно с чем-либо сопоставить, кроме как с Нориком, хотя для языковедов естественно было бы ожидать формы Norensis, Noricanus или, по крайней мере, Nora. Хороший материал для освещения этого малопонятного слова, вставленного в эпитафии между склавом и сарматом, дает именно "Повесть временных лет". В разночтении по рукописи б. Московской духовной академии (Троицкой 1-й летописи) встречается "нарицаемии норци" (ПСРЛ, I, 1, 1926, столб. 5, вариант 19). В комментарии к "Повести временных лет" Д.С. Лихачев пишет: "Нарци или норики - жители Норика... В VI в. здесь уже жили славяне". Поэтому очевидно, а может быть вследствие какого-либо предания, норики и были отождествлены на Руси со славянами. В перечислении 72 народов в русской "Толковой Палее" против наименования некоторых народов даны разъяснения: "авер - иже суть обези", "руми, иже зовутся греци", также и "норици, иже суть словени". По-видимому, "Повесть временных лет" и "Толковая Палея" в данном случае имели какой-то общий русский источник" ("Повесть временных лет", под ред. В.П. Адриановой-Перетц, т. II, 1950, стр. 213, ср. стр. 341).
Таким образом, в эпитафии Мартину, составленной в год его смерти или несколько позднее, следовало бы читать "Sclavus - Nara", подразумевая под этими двумя словами представителя одного племени, а именно склава, склавена, который иначе мог быть назван "нарой" ("нарцем", "норцем"). Так, Русская летопись и ее источники способствуют пониманию раннесредневекового эпиграфического памятника, созданного где-то в Бургундии на берегах Роны, в местах вокруг Лугдуна и Вьенны - древних римских колоний в Галлии. При сопоставлении столь отдаленных друг от друга по времени и по месту возникновения исторических источников (эпитафии и летописи) несколько шире становится представление о тех материалах, которые легли в основу "Повести временных лет" и "Толковой Палеи", углубляется их литературная традиция. Едва ли эти русские памятники базировались только на "каком-то общем русском источнике" (как думает Д.С. Лихачев) и едва ли фиксировали - в "реабилитированном сказании Нестора" - "широкую эмиграцию нурско-неврских иллирийских племен на север и восток" (С.П. Толстов, "Нарцы" и "волхи" на Дунае, стр. 8), если уже в VI в. склавов называли нарами-нарцами, причем столь далеко на запад от берегов Днепра.
От нарцев-нервиев вели происхождение части гуннов. Нервии принимали участие в Каталаунской битве 451 г. С ними связывают невров времен Геродота. Ищут связи ононима с рекой Нарвой и Неревским концом (районом) средневекового Новгорода. На территории конца археологи нашли первую новгородскую (1951) и почти триста берестяных средневековых грамот.
Главной улицей района была прибрежная Великая, что соответствовала Великому Словенску (эпоса) и Великому Новгороду.
Золин П.М  http://www.russika.ru/t.php?t=2435

Не-е… твердит официоз.

Хотя известны разные http://www.belhistory.com/neury.html Невриды. Нарва - отчасти продолжение античного пути по Турунту – Великой.
http://www.proza.ru/2010/02/13/178


Ладно, тогда пойдём от времён Руси 9 века вглубь веков.

Сведения «Баварского географа» (сер. 9 века) « Neriuani (неривани; нервии) – Velunzani (велунзани: «великие луки»);  Bruzi (прусы) – Vuillerozi (великие росы)- Vuizumbeire («весь из Бярмии»)» могли затем – к примеру, - отчасти отразиться в ономастике Великого Новгорода: Неревский  конец; Великая улица (шла по берегу на Софийской стороне, была центральной уже на раннем Неревском конце); Прусская улица (поле; «прусская община»), Русский путь (на юг от Новгорода)… http://www.proza.ru/2011/03/14/434
Нериван 9 века как полиэтнос, включавший и славян, антирусизм тоже очень не любит. Их с удовольствием отдают одним балтам или кельтам. Но славянам… Ни-ни, большой «антизападный» грех (для неонорманизма и доминирующей всемирной историографии).

Маркиан из Гераклеи Понтийской (Южное Причерноморье) около 400 г. н.э. на основе античной традиции определил размеры Сарматии (Скифии) примерно 1,5 тыс. на 1,5 тыс. км (по 7,7 тыс. стадий).
Значительных народов в стране (в основном, Европейской России) отметил 56, знач. городов - 53 (включая Метрополь: округу Киева), знач. гор - 9.
Арабы позже на этой территории указывали "страну славян". Маркианом север Сарматии представлен так: "За устьями реки Вистулы (Вислы) следуют устья реки Хрона (Немана); а за рекой Хроном далее находятся устья реки Рудона (Западной Двины). Эти реки изливаются в Вендский (венды-венеды - античные славяне) залив, который начинается от реки Вистулы, простираясь на огромнейшее пространство (в сторону Ботнического и Финского заливов). За рекой Рудоном находится устье реки Турунта (Нарвы или Луги; в истоке - Великая); а за рекой Турунтом следует река Хесин и ее устье (вероятнее всего - Нева). За рекой Хесин находится неизвестный Гиперборейский океан (Северный с морями или озера Ладога, Онего), принадлежащий к Гиперборейской неизвестной земле.
По реке Хесину живут агафирсы, народ Европейской Сарматии. Реки Хесин и Турунт текут (с гор Рип, что) лежат внутри материка между Меотийским (Азовским) озером и Сарматским океаном (Балтикой). Река же Рудон течет из Аланской горы (южная округа Валдайской возвышенности); у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат (праславян и соседей), в земле которых находятся истоки реки Борисфена (Днепра), впадающего в Понт. Землю за Борисфеном, за аланами населяют так называемые европейские хуны (гунны, которых тогда считали близкими нервиями)" (ВДИ. 1948. N 3. С.279).
По Геродоту, почти из округи Хесина пришли на Делос северянки во главе с Лаодикой, несшие священные дары в снопах пшеницы. Лаодика подозрительно созвучна Ладоге, а ее подруга Гипероха по смысле имени - Великая, Превосходная - явно из страны гипербореев, округи Гиперборейского океана. Это земли, ближе к полярному кругу, к "вечным ночам", где и свои особенности экономической жизни.
http://www.russika.ru/t.php?t=2451

Марцеллин в IV в. уточнил, что Борисфен «берет начало на горах Нервиев» и изобилует «первоначальными истоками» (С. 289, прим.) http://www.proza.ru/2009/06/08/13 Стоит подробнее напомнить контекст АММИАН МАРЦЕЛЛИН ИСТОРИЯ КНИГА XXII (годы 361—362) 8. Описание провинций Фракии, а также областей и народов, живущих около Понта.

38. В самом начале этого материка, там, где кончаются Рифейские горы (возвышенности в округе Валдайской: П.З.), живут аримфеи, праведные и известные своем миролюбием люди. Область их омывают реки Хроний и Висула (Висла). По соседству с этим народом обитают массагеты, аланы и саргеты, а также многие неизвестные народы; но нам неведомы даже названия их, не то что обычаи (==============Марцеллин указывает активное участие южных народов в освоении территорий у Риф; Прокопий в 6 веке отметил продолжение славянами традиций массагетов: П.З.).
39. На значительном расстоянии оттуда простирается Каркинитский залив (========у Крыма: П.З.), течет река с тем же названием и находится почитаемая в тех местах роща Тривии. 40. Далее, вытекающий из гор нервиев Борисфен, многоводный от самых своих истоков и обогащающийся впадением многих рек, вливается в море бурливыми волнами. На его лесистых берегах лежат города Борисфен, Кефелонес и Жертвенники, посвященные Александру Великому и Це-{257}зарю Августу (============== на картах ближе к Танаису-Дону: П.З.). 41. Вдалеке оттуда есть полуостров, который заселяют синды, известные только тем, что после несчастий, постигших их господ в Азии, они овладели их женами и имуществом. 22 К их земле примыкает узкая береговая полоса, называющаяся у местных жителей «Ахиллово ристалище», так как здесь некогда упражнялся в беге этот фессалийский вождь. В непосредственной близости от него находится Тир, колония финикийцев, которую омывает река Тира (Днестр).
42. В среднем пространстве лука, представляющем собой весьма широкую протяженность, в 15 дней пути для хорошего пешехода, живут европейские аланы, костобоки и бесчисленные племена скифов, область которых тянется до земель с неизвестными нам границами. Небольшая часть их питается плодами полей; все же остальные кочуют по широким степям, не тронутым сохой, не знавшим посева, одичалым и покрытым инеем. Они питаются по-звериному; свои семейства, жилища и скудный домашний скарб они укладывают на кибитки, покрытые корой, и когда появится желание, беспрепятственно передвигаются, направляя свои телеги, куда вздумают (=========== отчасти верные представления, но требующие массы пояснений и уточнений: П.З.).
43. Если подойти к другому обильному гаванями заливу, которым заканчивается фигура лука, то здесь выступает остров Певка, вокруг которого живут троглодиты, певкины и другие менее многочисленные народы. Там же лежат Истр, некогда весьма могущественный город, Томы (Кюстендже), Аполлония, Анхиал, Одисс (Варна) и много других, расположенных на берегах Фракии. 44. А река Данубий, имеющая свои истоки поблизости от Равраков, на пограничных с Рэцией горных высотах, протекает по широкому пространству земель, принимая в себя 60 притоков, которые почти все судоходны, а на этом скифском берегу впадает семью устьями в море. 45. Первое из них образует вышеназванный остров Певку, остальные, которые называются в греческом переводе так: второе — Наракустома (устье Нарака), третье — Калонстома (Прекрасное устье), четвертое — Псевдостома (Ложное устье); Борионстома (Северное устье) и затем Стеностома (Узкое устье), имеют более медленное течение, чем другие, а седьмое — почти стоячее и представляется черным, как болото. 46. Весь Понт по своей окружности часто покрывается туманами, имеет воду более пресную, чем в других морях и изобилует {258} отмелями». http://www.history-fiction.ru/get-book-file.php?id=452

К сожалению, Б.А.Рыбаков – по сути – поддержал версию о милоградской культуре, что связывают с неврами, как балтской . В период СССР было тактично раздавать культуры тем или иным народам дружбы ради. Хотя кабинетность выделения «балтов» до средних веков остаётся проблемой до сих пор. В связи с этим страдает и полиэтничная дьяковская культура.

Б.А.Рыбаков обратил внимание на данные Геродота: «Выше их (скифов-пахарей) живут невры. К северу от невров, насколько мы знаем, лежит пустыня. Народы эти (каллипиды, алазоны, пахари, невры) живут вдоль Гипаниса к западу от Борисфена» § 17).
Река Тира «берет свое начало из большого озера, на границе Скифии и Невриды» (§ 51).
«От Истра внутрь материка скифы граничат прежде всего с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами» (§ 100).
«У невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало их из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно однажды в год на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. Я не верю этим рассказам, но так говорят и рассказы удостоверяют клятвой» (§ 105).
«Агафирский логос»: «…Скифы двинулись во владения андрофагов; разоривши и этот народ, они отступили к Невриде. По разорении этой страны скифы бежали к агафирсам» (§ 125).
 
По его оценке, самые общие выводы из приведенных текстов таковы: страна невров была велика, т.к. ее одну из всех соседей Скифии Геродот называет землей, а не народом — Неврида. Западный край этой земли лежит западнее Днепра, где-то неподалеку от прикарпатских агафирсов, близ верховий Днестра; правда, мы не можем быть уверены в том, что геродотовское понимание этих верховий совпадало с нашим — за верховья Тиры могли быть приняты и Збруч и Серет-Днестровский (?).
Большое озеро, близ которого проходила граница скифов и невров, обычно отождествляется с припятскими болотами, но в этом месте у Геродота нет достаточной ясности — разделяло ли это озеро Скифию и Невриду или же оно только находилось близ соприкосновения этих двух земель? Более вероятно второе допущение, т.к. если бы мы приняли первое, то Неврида оказалась бы далеко на севере и была бы значительно удалена и от агафирсов и от верховий Тиры.
В согласии с этими данными исследователи довольно дружно размещают невров южнее Припяти и западнее Днепра между Западным Бугом и Случью. Исключение составляет только Б.Н.Граков, разместивший невров на своей карте 1971 г. по всей лесостепи Правобережья от Днестра до Тясмина и до Днепра, отдав неврам все земледельческое пространство киевской и обеих подольских археологических групп и оттеснив пахарей и борисфенитов в открытую степь.
Восточная граница Невриды Геродотом не указана, но она очень определенно связана с землей будинов, куда переселились невры, гонимые «змеями». Как бы ни относиться к сущности этих змей — реальные ли они гадюки или же северный народ с тотемом змеи, но факт перемещения невров в восточном направлении Геродотом указан очень определенно. Мы еще не знаем точно, где была расположена земля будинов, но несомненно, что она находилась восточнее Днепра, т.к. где-то соприкасалась с савроматами. Следовательно, невров или какую-то часть их следует искать и на восток от Днепра. Вселение невров в землю будинов происходило за одно поколение до 512 г., т.е. в самой середине VI в. до н.э. Если «змеи» не змеи, а народ «из пустыни внутри страны», то мы вправе искать на западной окраине Невриды следы такого вторжения, очевидно со стороны Припяти.
Археологический эквивалент геродотовской Невриде найден О.Н.Мельниковской и убедительно ею обоснован[132]. Это милоградская (или подгорцевская) культура VI — III вв. до н.э. Начинаясь в верховьях Збруча, притока Днестра, и Случи, эта культура простирается в северо-восточном направлении за Припять и за Днепр, захватывая низовья Десны, Сожа и Березины.

Помимо географического и хронологического совпадения милоградской культуры с данными Геродота, для нас представляют очень большой интерес наблюдения Мельниковской над перемещением милоградского населения с запада на восток. «Милоградские памятники Южной Белоруссии, — пишет исследовательница, — известны здесь именно с того времени, когда исчезают близкие или совершенно аналогичные им памятники Восточной Волыни (в основном VI в. до н.э.)». Это позволяет сделать вывод «о передвижении части населения в северо-восточном направлении с Волыни в Южную Белоруссию»[133].
На новой земле, так сказать в Новой Невриде, поселенцы-невры сразу же стали укрепляться и строить городища; если на старых местах было много селищ, то на новых местах «памятники милоградской культуры возникают сразу как укрепленные поселения. Количество городищ очень велико, под городище занимался буквально каждый удобный мыс»[134].
Более полного археологического подтверждения слов Геродота трудно ожидать! У нас остается лишь одна географическая загадка — невры переселились в землю будинов; значит, земля будинов должна быть где-то поблизости от Чернигова, очевидно на восток от него. Но это расходится с мнением большинства исследователей, отодвигающих будинов очень далеко на восток от восточной части милоградской культуры. О.Н.Мельниковская, убедительно обосновав принадлежность милоградской культуры неврам, стала в тупик перед проблемой «загадочных будинов»: «Мы позволим себе не останавливаться здесь на разборе сложного вопроса о локализации будинов… Обратим, однако, еще раз внимание на полное соответствие данных Геродота о времени перехода невров по направлению к будинам (подчеркнуто мною. — Б.Р.) с данными по относительной хронологии милоградской культуры»[135]. Такое толкование, обусловленное запутанностью вопроса о будинах, совершенно расходится с прямым указанием Геродота о том, что покинувшие свою землю невры вынуждены были «поселиться среди будинов». О.Н.Мельниковская пренебрегла Геродотом, не решаясь пойти против традиции размещать будинов где-то за Доном, от Воронежа до Саратова.
Если милоградская культура — это невры, то следует или будинов искать в непосредственной близости от нее, или же отказаться от отождествления невров с милоградцами.
Я (Б.А.Рыбаков) решительно принимаю точку зрения О.Н.Мельниковской о милоградцах-неврах, удовлетворяющую всем записям Геродота.
 
http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas/00.aspx

На территории Верхнего Поднепровья П.Н. Третьяковым выделены позднезарубинецкие памятники типа среднего слоя городища Тушемля (Третьяков, Шмидт, 1963, с. 12–14). Сходство со среднетушемлинскими некоторых поселений Верхнего Подвинья было аргументировано А.Г. Фурасьевым (Фурасьев, 2000). В настоящее время материалы этого круга зафиксированы на 50 поселениях (Шмидт, 1992, с. 136–137). Большинство из них является городищами (Тушемля, Церковище и ряд других) в отличие от памятников Лесостепи и юга лесной зоны, на которых укреплений не было. Памятники типа Картамышево-2 — Терновки-2 распространены в лесостепной зоне на востоке Днепровского Левобережья (в верховьях Сейма, Псла, Ворсклы и на Орели), а также в бассейне Северского Донца (рис. 2.6.3). Комплексы и материалы этого периода зафиксированы на 24 поселениях, исследованных раскопками (Картамышево-2, Бобрава, Гочево-7, Терновка-2, Родной Край-1, Головино-1, Бельск–Озеро и др.). Учитывая данные разведок, общее количество памятников — около 50. По некоторым особенностям керамического комплекса, в частности по набору лощеной посуды, эти памятники делятся на две локальные группы: круга Картамышево, расположенные западнее водораздела Днепра и Дона, и типа Терновки, распространенные на Северском Донце и Осколе (Обломский, Терпиловский, 1991, с. 62–78; Обломский, 2002, с. 10–13; Терпиловский, 2004а, с. 27–29).

Самой восточной является изолированная от общего массива позднезарубинецких древностей группа поселений и могильников в бассейне р. Хопер. Честь ее открытия принадлежит А.А. Хрекову. Эталонными для позднезарубинецкого периода являются группа поселений у с. Шапкино, могильник Рассказань (Хреков, 1997а; 1997б). Позднее прочих на территории лесостепной зоны появились памятники типа Гриней. Они не образуют компактного скопления, характерного для других позднезарубинецких культурных групп. Их известно всего восемь: Грини 1 и Грини 2 в устье Тетерева, Обухов 13, Решетки на левом берегу Днепра вблизи Канева, Змеевка в низовьях р. Снов, ряд комплексов в Вовках и Рябовке-3 в бассейне Ворсклы, а также в Раковке-2 на Северском Донце (Обломский, Терпиловский, 1991, с. 78–85; Обломский, 2002, с. 10–13; Терпиловский, 2004а, с. 30–31).
Позднезарубинецкие поселения региона, который рассматривается в настоящей статье, не имеют укреплений. Селища расположены преимущественно на первых надпойменных террасах рек, реже — на всхолмлениях разной высоты в поймах, иногда — на высоких террасах. Наблюдения за хронологией поселений показали, что практически все они были относительно кратковременными. Максимально возможный срок их существования не превышает 70–100 лет.
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=6811
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=6811
Ещё один из участников обсуждения заметил, схожесть именований... Сначала были среди зарубенцев невры - NAVARI, чуть позже на их месте появляются савиры - SAVARI...

Рис.58. Схема размещения зарубинецких поселений и могильников (П.Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге (Зарубинецкие племена в Среднем Поднепровье). М.-Л., 1966, c.207).
I - зарубинецкие могильники и поселения, II - впускные сожжения с зарубинецкими вещами в древних курганах, lll зарубинецко-позднескифские могильники, IV - позднезарубинецкие поселения и могильники (указаны наиболее известные пункты): 1 - Гриневичи Великие, могильник, 2 - Клейники, могильник, 3 - Страдеч, могильник, 4 - Черск, могильник, 5 - Мульчицы, поселение, 6 - Зеленица, могильник, 7 - Пара, поселение, 8 - Иванчицы, могильник, 9 - Велемичи, 2 могильника и поселение, 10 - Рубель, могильник и поселение, 11 - Отвержичи, могильник, 12 - Номороково, поселение, 13 - Воронино, могильник, 14 - Казаргац, 15 - Ораное, поселение, 16 - Райки, поселение, 17 - Ровец, поселение, 18 - Останковцы, поселение, 19 - Белгородка, могильник (?), 20 - Ирпень, поселение, 21 - Киселевка в Киеве, поселение, 22 - Корчеватое, могильник, 23 - Пироговское  городище, поселение, 24 - Вита литовская I-III, поселение, 25 - Ходосовское городище, поселение, 26 - Великие Дмитриевичи, поселение, 27 - Ржищев, могильник, 28 - Зарубинцы, могильник и поселение, 29 - Пилипенкова гора, поселение, 30 - Пищальники, могильник, 31 - Межирич, поселение, 32 - Сахновка, поселение, 33 - Субботов, могильник, 34 - Михайловка (Пруссы), могильник, 35 - Залевки, поселение, 36 - Пуховка, могильник, 37 - Погребы, могильник, 38 - Вишеньки, могильник, 39 - Койлов, могильник, 40 - Верхняя Мануйловка, впускное погребение в кургане эпохи бронзы, 41 - Дьяченки, то же, 42 - Лубны, то же, 43 - Басовка, зарубинецкие сосуды в кургане, 44 - селища в районе Чернигова (Табаевка, Шастовицы и др.), 45 - Червоный Ранок, поселение, 46 - Хариевка и другие поселения (9 пунктов) в излучине Сейма, 47 - Милоградское городище, поселение, 48 - Горошковское городище, поселение, 49 - Чаплинское городище, поселение и могильник, 50 - Моховское II городище, поселение, 51 - Козичина, могильник, 52 - Спартак, поселение, 53 - Высокое, поселение, 54 - Чарнея, поселение, 55 - Хотылево, 4 поселения, 56 - Синьково, поселение, 57 - Почеп, поселение, 58 - Красное городище, поселение, 59 - Мансурово, поселение, 60 - Разлеты, могильник (?), 61 - Слободка, могильник (?).
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_729.htm

Рис. 4 Распространение и дифференциация славянских курганных могильников в междуречьи Эльбы и Днепра в фазе 2 (VII/VIII-вторая половина X в.). 1 - курганные могильники с трупосожжением на поверхности насыпи; 2-курганные могильники с трупосожжением в насыпи или на уровне древнего горизонта; 5 — местонахождение трупосожжения не известно; 4 — ареал славянских курганных погребений http://www.gf96.com/indexrus18.html

Всё бы ничего. Но примерно в середине 6 века до н.э. , за одно поколение до похода Дария, неврам «пришлось покинуть всю свою страну из-за змей».  Понятно для балтофилов, что невры как бы покинули земли нынешних балтов (но тогда там жили андрофаги).
Беда для невров – « не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало их из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов». Вновь Б.А.Рыбаков прав в своих опасениях. Земли будинов чаще локализуют восточнее Днепра и еще их владения указывали у Дона.

Культ «змеи» - тоже не имеет однозначных этнических привязок. Тем более - только балтских.

Далее в пользу «балтов» указывают следующее свидетельство Геродота о неврах: «Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно однажды в год на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. Я не верю этим рассказам, но так говорят и рассказы удостоверяют клятвой»

Окрутничество тоже известно с давних пор многим народам. Масок волков хватало и на праславянских праздниках.

Приведённые факты не отрицают наличие у нынешних «балтов» античных пращуров. Они не позволяют лишать связи с неврами-нервиями славян. Велика вероятность, что невры пришли на земли будинов в 6 веке с севера – региона «гор Нервиев» (отчасти и мест селения некоторых общин аланов в поздней античности). На родные земли при натиске Дария 1 им приходилось и возвращаться.

«1У.125. Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию, встретил там оба отряда скифского войска. Столкнувшись с врагами, царь начал преследование, причем скифы опережали его на один день пути. И так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во владения тех племен, которые отказали им в помощи, и, прежде всего – в страну меланхленов. Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю невров. После этого, наведя страх и на невров, скифы отступили к агафирсам. Агафирсы увидели, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать смертельный бой с ними – агафирсами. После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Меланхлены же, андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны невров в свою землю»
http://wwv.libedu.ru/gerodot/p/92/istorija.html

Меланхлены , возможно, отчасти перешли в смолян (по смыслу этнонима). У андрафагов (условных «людоедов») есть шансы частично стать воинственными прибалтами, возможно, позднеантичными айстами или раннесредневековыми кривичами (для латышей Кривия до сих пор - Россия). А полиэтнос невров кроме селения в Восточной Европе (немалой частью на землях нынешней Белоруссии) искал счастья и на Западе Европы. Да разорвался так, что связи его западных общин с восточными официальная наука упорно не замечает. А для финнских народов, к примеру, Россия - Венемаа, Венейя.