Сказка СССР. Часть 2

Александр Альбов
Сказка СССР
Часть 2
«Брежневская рапсодия»

часть первая тут
http://www.proza.ru/2011/09/20/1495

В конце первой части я не зря, пробежавшись по годам, не «добежал» до «Брежневских» лет. По «опросам» бабушек и дедушек, и вообще людей, захвативших по жизни несколько Советских «правителей», а так же посмотрев погодные сводки прошлых лет и проанализировав «поверхностно» экономику, можно сделать вывод:  Брежневские годы правления были сказкой в классическом русском духе. Не абсолютной, но всё же. Вот что я имею в виду.



Обстановка в стране, в смысле КГБ, МВД, достаточно мягкая. Не сажают толпами, не ссылают, взяв посреди ночи. За опоздания на работу не сажают. Несунов мягко журят, в основном, стараясь решить вопрос «по-местному», не вынося сор из избы, чтобы показатели не портить. И так далее.



Погода. Лет пятнадцать была погода без особых экстремумов. Последние снежные зимы, без суровых морозов, мне запомнились в 1988, 1989 по-моему. Я говорю о погоде на Украине, районе Харькова.  Потом началась то новогодняя слякоть, то бесснежные морозы. Брежнев и последователи, конечно, не при чём, так получилось. Но в памяти народной всё слилось воедино. А снова же, по рассказам бабушек, при Хрущёве их даже по ночам гоняли в сады жечь костры, чтобы деревья не полопались от мороза (когда мороз опускается ниже где-то – 30, то замерзает внутриклеточная влага и дереву АМБА). Так что просто «Брежневским» годам повезло с погодой. Не везде, я думаю, но в среднем  - повезло.


Экономика страны.   Цены на нефть высокие. Нефть за границу льётся рекой.  Вскрыта масса газовых месторождений. ТЭЦ переводят на газ. Себестоимость продукции мало кого волнует. Все живут на «нефтедоллары». Тракторы жрут соляру, а машины бензин, как верблюды воду в оазисе, это всем по фигу, нефти много. Свои идеи в области промпродукции практически отсутствуют (я не беру фундаментальную науку, там много чего было.  Но что дошло до массовых изделий?).  В примере два автомобиля.  «Жигули» на основе FIAT-124. и ГАЗ-12 "ЗиМ"  на основе Cadillac Fleetwood 61 1948 года выпуска. Своих дизайн-студий толковых не было. А дизайн - это не только внешний выпендрёж, это и эргономика пользователя и то, что называется «престиж». ( Вот на ваш взгляд сложно было наладить выпуск солнцезащитных очков в духе итальянской дешёвки, которая была модной и ноской? Я интересовался, как материаловед, у человека, который в 1981 году пытался. Оказалось трудно. На фиг никому не надо. Зачем? Прибыль в карман никто не получит. Начальники - итальянские носят. Остальное - по барабану. Стимула нет.) Даже вся импортная военная техника в среднем была гораздо комфортнее в пользовании. Экономика плавно тухла. То есть она жужжала, гудела, коптила небо, но отношение затраченной энергии и работы к полезности и качеству продукта на выходе падала.  Причин было масса.
 И ещё «Помощь братьям»,  отсюда и сапоги Венгерские, горошек Болгарский и т.д.



Военная мощь.  Могу сказать по части авиации. Самолёты – сомнительны если брать в комплексе. ( Я не беру авиацию второй мировой, а всё после МИГ-21, особенно истребительную). Они могли совершать изумительные виражи, на парадах и смотрах. Быть при грамотном пилоте некоторое время впереди всех. Но ресурс двигателя было настолько мал, что учиться на них, массово, было нереально или очень дорого для страны. В обслуживании избыточно сложны и непродуманны. Самолёт - это ещё и электроника, и системы обнаружения, и вообще координация войск между собой. А с этим, особенно при призывной системе, были проблемы. На учениях такой цирк начинался! Тренажёров толковых не было, потому что не было компьютеров хороших и массовых. То есть отдельные экземпляры где-то там были. Но чтоб в каждом авиаполку как часть тренажёра - такого не было. Это не значит что "у них" всё в порядке было. США повоевав во Вьетнаме и столкнувшись с общественным мнением с одной стороны и с непрофессионализмом бойцов с другой решили перевести армию на контрактную основу. Тогда процесс пошёл, армия начала становиться эффективным инструментом власти. Которым и должна быть. А то какая власть это уже иной вопрос. И как народ участвует в её образовании, и как должен участвовать.

 Про корабли  лучше почитайте http://www.popmech.ru/article/3386-avianostsyi-rossii/    и
http://www.popmech.ru/article/3503-neavianostsyi-2/

Там же можно и про танки.

Только про танки там не полностью, так как номер свежий. Чуть позже выложат всё. (Я подписан на «Популярную механику» и уже читал).


Я лично в 1996-1998 годах восстанавливал тренажёр самолёта МИГ-29, собранный на компьютерах СМ-2М. Поэтому в курсе техники и событий в области тренажёров.
Поэтому военная мощь СССР была полностью рассчитана на Третью Мировую войну. В общем на ПОЛНЫЙ П…  А для решения рядовых задач? Нормальных учений?  Просто комфортной службы? Техники как бы и не было. У тогдашнего соперника СССР - США - хорошая техника, особенно массово, начала появляться после перевода армии на профессиональную основу. И ещё: армия, которая не воюет, вырождается. У СССР было «пугало» матерей - Афганистан, но он был однобок, слишком специфичен для выработки боевых навыков больших подразделений, и главное, не давал ощущения победы (по Афгану ИМХО полное). А так же тем, что туда было проблемным посылать выходцев из среднеазиатских республик. Поэтому отдувались славяне в основном.


Следующая часть.
http://www.proza.ru/2011/09/22/1302

Со мной можно связаться по адресу.
314159_alexandr_albov@rambler.ru
Это кроме «письма автору» и рецензий.