Горный Алтай. Семинский перевал

Галина Кошель
               
Начало http://www.proza.ru/2011/07/26/856

               
                На другой  день утро оказалось все ещё пасмурным, да к тому же туманным. Туман повис над рекой, над горами. Правда, где-то далеко-далеко на северо-востоке на небе уже появился  голубой просвет.  Это вселяло надежду на солнечный, теплый день. Сегодня у нас запланирована поездка на Семинский перевал, который находится от нашей базы примерно в ста километрах.
                После завтрака выезжаем. Наш путь лежит по Чуйскому тракту через Катунь в сторону монгольской границы. В этих краях мы еще ни разу не были. Погода сегодня к нам благосклонна, выглянуло солнышко, термометр показывает уже восемнадцать градусов.
               
                Чуйский тракт… Многие из моих ровесников помнят, наверное, песню о Чуйском тракте, Коле Снегиреве и Рае. А может быть, это только в наших краях ее пели, и поэтому я ее слышала и знала с детства. История Чуйского тракта такова.
                В начале второй половины восемнадцатого века алтайцы осуществили добровольное вхождение в состав Российской империи, и торговые отношения стали принимать регулярный характер. Тогда же русские купцы впервые достигли реки Чуи и построили свои избушки-склады для товаров там, где сейчас находится Кош-Агач. В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом. Особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом. Строительство Чуйского тракта началось в самом начале двадцатого века и завершилось только спустя более тридцати лет.   
               
                Но это так, в порядке отступления. А сейчас на дворе двадцать первый век и мы по-прежнему едем на Семинский перевал.
                А вокруг картинки сменяют одна другую. Седовласый старец Алтай открывает  нам свои красоты.  Мы проезжаем небольшие горные речки, ручейки, очень быстрые, которые все стремятся объединиться с красавицей Катунью. Дорога вьется серпантином и постепенно поднимается вверх, ведь Семинский перевал находится на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря.  И горы, горы вокруг. Они предстают перед нами поросшие то хвойными, то лиственными деревьями. И что мне удивительно - очень много попадается берез, этих белоствольных красавиц, символов России.
               
                На нашем пути встречаются алтайские деревни с непривычными названиями. Камлак,  Черга,  Мыюта, Кумалыр – вот некоторые из них.  В этих деревнях наряду с обычными домами часто видны аилы (юрты). Это строение обязательно шестиугольное, так как у алтайцев цифра шесть считается символическим, магическим числом. Юрты из деревянных брусьев с остроконечной крышей, многие из них покрыты корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе.
                Рядом с Чуйским трактом бежит стремительная горная речка Сема, берущая свое начало на Семинском хребте и мы возле нее делаем остановку. Речка здесь ещё небольшая, мелководная и вода в ней очень чистая, прозрачная. Дно ее устлано крупной галькой, попадаются большие валуны, которые создают небольшие пороги. Это уже дальше, вобрав в себя другие небольшие горные речки, она становится более широкой и глубокой и стремительно несется в объятия Катуни.
Зачерпнув прозрачную, холодную водичку ладонями, я пью и не могу напиться. Какая же она вкусная… Куда там нашей хлорированной водопроводной воде, хоть и очищенной фильтрами.  Полюбовавшись природой, трогаемся дальше.
               
                Вокруг субальпийские луга, простирающиеся почти к вершинам гор. Очень много цветов, которые украшают ландшафт в это время года, разнотравье. На самой вершине гор, как всадники, как вечные стражи стоят деревья, будто осматривая свои владения.
                Кое-где на горных лугах сейчас сенокосная пора. Сельхозмашины, назову их так, потому что названия им я не знаю, издалека очень маленькие и кажутся нам заводными игрушками. Они ползают по лугам и выплевывают откуда-то из своего чрева довольно крупные рулоны сена.  Этих рулонов напрессовано уже много, они лежат темными точками на яркой зелени лугов. Когда-то в школьные годы мне приходилось участвовать в сенокосе, переворачивать вилами валки со скошенной травой, чтобы они быстрее сохли. Потом эти валки сгребали на конях специальными граблями и ставили стога сена. Как все меняется, все движется, мир не стоит на месте. Цивилизация, куда от нее денешься. Она добралась и сюда, казалось бы, в глубоко девственные места.
               
                Но это лишь малая толика окружающего нас мира здесь, в Горном Алтае. В основном, присутствует ощущение того, что вот только шагни за пределы Чуйского тракта и затеряешься в местах, куда не ступала нога человека. Вокруг многовековые деревья, уже начинает попадаться красавец кедр, иногда переходящий в лес – кедрач. И опять – горные луга, раскинувшиеся зеленым ковром, с пестрыми пятнами ярких цветов. Очень много встречается лабазника вязолистного, его  белые цветы, собранные в крупные метельчатые соцветия обладают сильным медово-сладким ароматом. Это замечательное лекарственное растение. 
                Поднимаемся все выше и выше. Начинает закладывать уши, это сказывается высота. Погода у нас «за бортом» поднялась выше двадцати градусов, солнечно. Как хорошо, просто благословенные места… Наконец, подъезжаем к подножию Семинского хребта. Осталось до перевала девять километров, об этом нас информирует специальный указатель. Подъем становится все заметней и вдруг лес расступается и Чуйский тракт выходит на перевал, на плоскую седловину. Нам открывается живописная панорама голубого Алтая, вдали видны теперь уже заснеженные вершины гор, это Теректинский хребет, гора Сарлык. Здесь же, невдалеке, украшают пейзаж кедровые рощи, в которых стоят многовековые красавцы кедры. 
               
                Старинное алтайское название перевала — Дьая-Менку, что в переводе означает  Вечная грива.  Название  же «Семинский» происходит от монгольского "себи" – т.е. крепость, оно в старину показывало неприступность перевала. Известно, что до начала двадцатого века штурм Семинского перевала был почти невозможен. Зимой — из-за непроходимых сугробов, надуваемых ветрами в седловину, летом и в межсезонье дожди и тающие снега размывали тропу, превращая ее в вязкую грязь, в которой застревали даже верховые. На протяжении столетий перевал являлся стратегическим пунктом, через него двигались войска скифов, татаро-монгольские орды.
                Просто трудно в это поверить, трудно осмыслить и представить, что все это когда-то здесь было… А сейчас мы видим здесь на перевале стелу, которая установлена в честь двухсотлетия вхождения Горного Алтая в состав России. Недалеко от стелы стоят два камня, на которых надписи сделаны на алтайском языке. На третьем - написано по-русски, и мы читаем:
                «Много крови лилось,
                много думалось дум,
                за Алтай мой –
                красу на полмира.
                О, земля моя,
                вечный Алтай!»
                Дальше несколько больших камней представлены большим полукругом… На одном из них лежит много монеток, различных цветных камушков, конфеты.  По поверьям алтайцев, люди таким образом пытаются задобрить духов, чтобы дорога была удачной.
               
                Кедры, которые расположены недалеко от трассы, все в ленточках. Считается, что это шаман-дерево и по алтайским обычаям нужно обязательно привязать светлую ленточку, прося у духов перевала легкой дороги. По приметам коренного населения человек, собирающийся в путь, зная, какой дорогой он поедет, через какие перевалы и горы, заранее готовит ленты. Существуют ритуалы завязывания лент белого, желтого и голубого цветов на ветки священного дерева. Белый цвет – это светлые мысли, связанные с благополучием, желтый – мысли, связанные с землей, а синий – с небом.
                На перевале много палаток, где продается мед, таежные травы, кедровые шишки, различные алтайские сувениры. Мы обращаем внимание на асфальтовую трассу, которая ведет на ближайшую гору. На этой трассе на роликах с лыжными палками в руках   катаются молодые люди. Оказывается, тут расположен учебно-тренировочный центр для подготовки спортсменов высокой квалификации по лыжным видам спорта, и они тренируются здесь круглый год. 
               
                Могучие кедры, много повидавшие на своем веку, манят нас, притягивают,  и мы направляемся к ним, чтобы побродить меж них, отдохнуть от дороги, от мирской суеты и зарядиться их светлой энергией. Как здесь хорошо и как легко дышится, несмотря на высокогорье!  Время летит незаметно, пришла пора возвращаться назад.
                Мы не прощаемся с вами горы, мы не прощаемся с вами кедры, мы обязательно приедем сюда, чтобы, встретившись с вами вновь, двигаться дальше, любуясь и дивясь красотам седого Алтая…


Окончание http://www.proza.ru/2011/08/04/444

 НА СЕМИНСКОМ ПЕРЕВАЛЕ.  Фото автора.