Мораль в СССР

Ирина Дорошенко
   Об экономике СССР читайте http://www.proza.ru/2011/05/15/432


                "Для достижения своей цели мы отказываемся от всех моральных норм. Это наш принцип. Морально всё то, что соответствует данным условиям борьбы за своё существование, для достижения цели. Цель оправдывает средства. Так считаем мы - большевики!"
                (Н. Эйдельман "История без истории". - "Наука и жизнь". - 1990. - N11)



Мораль в Советском Союзе была… как бы так поинтеллигентнее выразиться… странной. Хотя некоторые предпочитают называть её двойной. А некоторые утверждают, что СССР вообще был аморальным государством. Но мы не будем так категоричны. Попробуем разобраться.

Очень хорошо мораль молодого советского общества иллюстрирует «раскрученная», как сказали бы сейчас, история Павлика Морозова. Малоправдоподобно, чтобы история эта произошла именно так (не суть важно), главное, в каком виде её преподнесли. В какую сторону сделали уклон. Подобные «ноу-хау» советской власти и породили разговоры об аморальности страны советов, в которой попирались требования традиционной морали и элементарные требования гуманизма в угоду преданности власти. (Ситуацию усугубляло то, что власть была не отдельных каких-то людей, а власть рабочих и крестьян, а это очень существенная разница – что ж ты против своих родных, рабочих людей пойдёшь?)

Те, кто называл мораль в СССР двойной, скорее всего имеют в виду более поздний период существования СССР и тоже были по-своему правы. Быть подвижником во имя мирового социализма многим было не под силу, жить хотелось здесь и сейчас, поэтому потихоньку люди привыкали делать одно, говорить другое; дружно поднимать руку на собрании, возмущаться дома на кухне… К тому же в памяти людей так долго было свежо время, когда за честно высказанное мнение отсылали на 20 лет в лагеря, что высказывать его открыто люди боялись очень долго. Многие боятся и сейчас.

«Двойственность» советской морали выражалась также в том, что требования морали к простому человеку были гораздо более жёсткими, чем к представителям партийной «элиты». В то время как среди обычных людей проповедовались воздержание и благородная бедность, партийная верхушка позволяла себе вещи, выходящие не только за рамки морали, но и за рамки Закона. Однако «закрытость» и «избранность» партийной жизни позволяла держать подобные вещи в тайне.

Так или иначе, но бросается в глаза то, что в СССР было очень много разговоров о морали. Как будто в стране было недостаточно законов, моральному облику советского человека придавалась особая роль Всё, что не укладывалось в рамки Закона, но мешало советскому правительству спать спокойно (например, общение с иностранными гражданами) объявлялось аморальным. За аморальное поведение могли уволить с работы, выкинуть из очереди на квартиру… Измену жене (мужу) разбирали на собрании коллектива, и за эту измену могла последовать вполне ощутимая материальная кара – лишение путёвки, премии и т. д. Что это? Порождение бедности, когда законных материальных благ на всех не хватало и приходилось сортировать людей по их «моральной окраске»? Стремление «очистить душу человека от скверны» ради его же блага? Но скорее всего, власти так было удобнее держать человека в повиновении: чтобы он всегда чувствовал себя виноватым… Когда «ничего нельзя», где-то да ошибёшься. Отсюда деление советских людей на две категории: те, кто принимал все моральные нормы советского государства за чистую монету, и те, кого устраивала двойная мораль.

Трудно сказать, что лучше: двойная мораль или почти полное её отсутствие. Вопрос, действительно, неоднозначный. От рабской психологии мы вроде бы ушли, но к осознанной свободе так и не пришли, решив, что свобода – это полная безнаказанность. Видимо, требования советской морали были так высоки, что, дорвавшись до свободного волеизъявления, человек никак не может насытиться аморальностью (политики в том числе); маятник качнулся в другую сторону и никак не вернётся обратно.

В любом случае то, что очень многие бывшие коммунисты, как только подул новый ветер, быстро перешли в новый статус - борцов с коммунизмом, на мой взгляд, является свидетельством того, что мораль в Союзе была не слишком-то и крепка.

(продолжение следует)

*

Для тех, кому интересно:

 
Моральный кодекс строителя коммунизма.


Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

*

Красивые лозунги не оставляют равнодушными. Но удалось ли внедрить их в жизнь? Какой ценой? Вопрос к вам.