Канал Волга-Дон. Финал

Кора Журавлёва
      Постановлением семьи было приято решение, отправить меня на дальнейшее обучение в Украину. Я окончила школу-десятилетку в Калаче на Дону, где не было ни одного высшего учебного заведения.

      За год до отъезда в Украину, вспоминаю один курьёзный для меня эпизод в отношениях между моими родителями. Как я уже говорила, я никогда не слышала между ними не только осуждения проводимой государственной политики, но даже комментариев на эту тему. Но однажды, незадолго до окончания строительства Волго-донского канала, папа поздно пришёл домой слегка возбуждённый и позвал маму в кухню, где на тот час там никого не было.

      Меня удивило то, что он даже не поцеловал меня, как обычно, и не поздоровался, а сразу же  направился с мамой в кухню. Не понимая, что произошло, я направилась за ними, но папа остановил меня, попросив:
- «Подожди, дочка, в комнате!».
      Не успела я отойти и двух шагов от кухни, как услышала возбуждённый голос отца:
- «Любушка, произошло такое….., что я поверить в это не могу! Ты знаешь, что мы закончили строительство постамента для монумента «вождю всех народов», на который сегодня скульптор Вучетич должен был водрузить монумент вождя.
      Мы все спешили закончить работы к определённому сроку, потому что должна была приехать правительственная комиссия из Москвы. Так вот!.....» И он стал рассказывать маме то, что я уже частично знала.
      Апогеем к завершению строительства канала в 1952 году должна была стать величественная скульптура «отца всех народов товарища Сталина». Этот памятник находился при входе в Волго-донской канал у шлюза №1 со стороны реки Волга (если я правильно помню, поскольку воочию эту скульптуру я никогда не видела, хотя и ездила по каналу в 1960 году).

      Ваятелем этой скульптуры стал замечательный советский скульптор Е.В. Вучетич. Он создал такие памятники, как  «Родина-Мать», посвящённый Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в городе-герое Сталинграде. Памятник «Воин освободитель» со спасённым немецким ребёнком на руках в Берлинском Трептов-парке, а так же многие другие произведения искусства.

      Отец был начальником технического отдела СтроительногоУправления Канала. В его обязанности входило подготовка абсолютно всех строительных работ для воздвижения скульптуры на постамент. Работали с утра допоздна. Руководил работами по установке скульптуры на постамент сам мэтр Е.В. Вучетич.
      Скульптура состояла из ранее заготовленных фрагментов, отлитых по специальному заказу. Памятник был очень высоким, поэтому спецкраны поднимали каждый из фрагментов и устанавливали в нужном порядке. Все работы в вечернее и ночное время освещались мощными прожекторами, поэтому хорошо была видна каждая деталь устанавливаемой скульптуры.
      Папа наблюдал за рабочими, когда вдруг услышал разгневанный голос мэтра, вырывающийся из рупора, с помощью которого руководил работами мэтр:
- «Яйца ему подтяните!»

      Наступила могильная тишина, лишь скрипучие звуки кранов нарушали эту внезапную тишину, когда Вучетич вновь заорал благим матом:
- «Вы что оглохли, что ли?! Я сказал, яйца ему подтяните!».      
      После короткого оцепенения, работа вновь закипела с усиленным рвением.
По тем временам это была не только крамола(!) - это было просто опасно! Но, к счастью никто не был наказан, ни тот, кто произнёс эти «страшные» слова, ни даже те, кто их слышал.

«Отец всех народов» И.В. Сталин умер через год 1, в начале марта 1953 года


( продолжение следует )  http://www.proza.ru/2011/02/09/1326