Телега

Парвин Везир
По обочине деревенской дороги, не торопя, передвигалась повозка с кобылой. Человек, управляющий повозкой, выглядел намного моложе своих лет. Он носил длинную бороду, в которой тоненькой полоской различалась седина, свидетельствующая о том, что путник прожил бурную, но в то же время, поучительную жизнь, полный горьким опытом и мудростью. Телега, с которой он путешествовал, была довольно старой, и потому её колёса стучали на каждом вращении.

–     Эхх,  мой друг! - заботливым голосом отозвался путник на шум колёс, готовых сломаться на половине пути. - Пришла пора, менять и вас, мои дорогие! - сказал он, приступая к общению с хламом, с чем он переездил не мало вёрст.

Мы объездили весь свет,

Что виднелся в горизонте.

И доставили привет,

От жары холодной норде.

 

Ты телега на колёсах,

Я крестьянин без колёс.

Но с тобой все беды, друг мой,

Вместе вынес, дружно вынес.

 

Ты добрее человека,

Ты ценнее всякой дани.

Мою душу, что в потемках,

Бродит, светом озарил.

Мы с тобою на дороге,

Прошагали полувека.

Как я счастлив, что сей путь,

Тебя мне даром подарил. - молвил странник, сочиняя в честь своего друга прекрасные стихи. Эта телега, на которой путник ездил верхом, послужила не только верной спутницей, но и потенциальной кормилицей. Чего он только не возил на этой повозке. Весной, когда крестьяне занимались сбором урожая, путник на павозке предлагал им свои услуги, доставляя пшено на мельницу. После завершения первой процедуры, он ехал к мельнику, чтобы вернуться в деревню мешками муки, предназначенной по мешку, а может и больше, каждому двору. Порой его услуги понадобились для перевозки фруктов, древесины, и даже навоза, хотя для него любая работа казалось даром господа, ибо он не имел возможности заняться другим делом. К нему обращалась вся станица: и кузнец, и гончар, и плотник и даже, башмачник за тем, чтобы с его помощью добраться до ближайшего посёлка, откуда предстояло купить необходимые приспособления. С ним ходили на базар сельчане, и  вместе с ним бурлила деревенская жизнь, частичкой, которой являлся и сам путник на повозке. Он без всякого на то колебания понимал свою значимость для местных  жителей.

–     Без моей помощи они уж точно не обойдутся. - думал путник, но, сразу же, стыдясь своей дерзости, произносил: - Какой же я не благодарный. Кому я был бы нужен, если не моя кобылица и телега. - признавал странник, после которого чувствовал  настоящее облегчение. Но случилось так, что спустя много лет в деревне появились машины. Вид моторного передвижения был известен миру давно, хотя на то местечко, где жил наш странник, не добрался до сей поры. Ну вот, с появлением автомобилей в деревне, соседи, не задумываясь, в скором времени забыли и о телеге со стучащими колесами. Больных перевозили в больницу, фруктов возили на четырёх колёсах с журчащим мотором. И как путнику не было больно от такого безразличия со стороны своих односельчан, но примириться с нынешним положением, стало быть, являлась единственным разумным решением для человека на повозке.

–     Вот и наша эпоха завершилась, старый друг! - говорил он, обращаясь к телеге с кобылой. - Думаю, не имеет смысла скорбеть из-за неблагодарности Людины. Человек вечно нуждается в комфортабельности, в безопасности, в новшествах. Человек вечно стремиться к постоянству, к выгоде, к компактности. Машина это не телега, чтобы не могла не гордиться своей скоростью. Благодаря ей, люди начали ценить время. Благодаря ей, сельчане добираются в город не в тесноватых автобусах, а в полной комфортности и со всякими удобствами. В нынешний век дорога не препятствие для автомобилей. Уж с той силой мощи, что у них, можно пересечь тысяча километров, при этом, не забыв вздремнуть. Вот только с нами никто не интересуется. Как только в деревню проложили путь из асфальта, мне сразу стало ясно, что на том пути, где всё гладко, нет места повозкам. Я знаю, мой друг, что больно тебе примириться с реальностью. Но, нам, кажется, пора на заслуженный отдых, хотя жить тоже надо. Так, что придётся нам пуститься в далёкий  путь, чтобы не помирать с голоду. А может, в окраинах страны, куда не успела дойти машина, нас примут радушно? Может быть. - подумал странник, решив с завтрашнего дня собрать перемётную сумку. На людей он был в обиде, и потому пришёл к выводу, что не станет проститься с сельчанами. Вдруг, найдётся среди них и такие, которые от чувства стыда и добродушия начнут уговаривать его остаться. Путник боялся уступить соседям из-за головы садовой. А остаться, означало обрекать себя на сознательную смерть. Итак, решение было окончательным. Оставалось только привести его в исполнение. Ночью, когда всю деревню оглушил сон и оглохли звуки моторов, кобыла путника баловалась сеном во дворе странника. Вдруг, неожиданно из страшной тьмы начали доноситься тревожные звуки, в результате чего, кобыла ржала со страху. Она скакала перед домом, пытаясь разбудить хозяина из спячки. Но, путник проснулся только тогда, когда сельчане, держащие факел на руках, топтали грязь у двери странника. - Что случилось?  - спросил хозяин телеги.

–     Прости, извини нас, сосед, что посмели беспокоить тебя глубокой ночью. Но в данный момент нет никого в деревне, за кем можно было бы обратиться за помощью, - отозвалась толпа со всех сторон.

–     А что стряслось? - спросил хозяин павозки в тревоге.

–     Девочка пропала, сосед. Пошла в лес за малиной и не вернулась. Битый час её ищем, но никаких результатов. Думаем, что забралась наша малышка в дебри, а туда без павозки ехать невозможно. Будь добр, помоги! - попросили его сельчане. Мать девочки рыдала горькими слезами. Видно было, что у неё даже не осталось сил, чтобы попросить хозяина телеги о незаменимой услуге.

–     Разумеется помогу, нам следует торопиться, а то в лесу столько хищников водится, что нельзя терять ни минуты!

Путник, не моргнув глазом, прицепил кобылу к павозке. И после мучительных поисков, местонахождение девочки выявилось благодаря кобыле путника и её животному инстинкту. Ранним утром с завершением беспокойной ночи, когда мать, обняв испуганную девочку, плакала от счастья, странник понял, что вопреки всему, есть места, куда доберутся только телеги.