Пенсне

Парвин Везир
Действующие лица.

ЧВАННЫЙ.
ЖЕНА ЧВАННОГО.
ПОЧТАМТСКИЙ СЛУЖАЩИЙ.
БИБЛИОТЕКАРША.
ПРОДАВЕЦ.
БРОДЯГА. 
АКТ ПЕРВЫЙ.
Действие происходит в комнате, где задумчиво курит трубкой Чванный, на столе у которого
лежит пенсне с золотой оправой. Рядом с пенсне находится письмо, которое напечатано
государственной печатью.
Чванный (заботливо). – Гмм. Он стоит на столе со вчерашнего дня. Как–нибудь надо прочесть его.
В комнату заходит жена Чванного.
Жена. – Дорогой, пора обедать. Я велела приготовить твоё любимое блюдо и падать на стол.
Чванный. – Спасибо, кушать неохота.
Жена. – А что в принципе случилось?
Чванный. – Да вот, вчера доставили письмо из Министерства. Велели прочесть срочно.
Жена. – Понятно, а в чём проблема? Велели, значит, следует с ним ознакомиться.
Чванный. – Скажи по милости, а с чем?
Жена. – Что за глупый вопрос? Конечно, с очками.
Чванный. – Ооо, был бы рад, но сожалею. Очков я потерял вчера. Осталось пенсне.
Жена. – Что ты? Что ты? Не смей их трогать. Они же золотые. Разве стоит надеть их ради какого – то клочка бумаги?
Чванный. – Ты права. Не стоит. Но, а если там написано что-то важное, нужное?
Жена. – А давай-ка лучше одолжим очков у соседа – бургомистра.
Чванный. – Я посылал к нему слугу. Его нет дома. А время не ждёт.
Жена. – Ну, коли так, собирайся.
Чванный. – Куда? Скоро ночь на дворе.
Жена. – На почту. Попроси, чтоб прочли его для тебя. Только с шёпотом, чтобы посторонние не прислушивались. Оно же государственное.
Чванный. – Помилуй, жёнушка. Что за глупая идея? Тебе же лучше меня известно, что во дворе метель, вьюга. Кто же в такую непогоду работает?
Жена. – А разве вчера было тепло, солнечно? Шёл снег. Но, несмотря на это обстоятельство, письмо было доставлено по адресу.
Чванный. – Ладно, убедила
 Чванный собирается уйти.
Ты меня не жди, раз так вышло, буду поздно.

АКТ ВТОРОЙ.
Чванный с трудом добирается до почты. У двери его встречает почтамтский служащий.
Чванный. (шепчет).– Простите, вы сможете прочесть это письмо? Только с шёпотом. Письмо государственное.
Почтамтский служащий. – А зачем же вы сами не хотите прочесть его?
Чванный. – Я бы с радостью. Но только, очков потерял. А пенсне золотые.
Почтамтский служащий. – Извиняемся, но читать государственных писем нам не положено.
Чванный покидает почту и заходит в библиотеку, что рядом и обращается к библиотекарше.
Чванный. – Добрый вечер, уважаемая. Я смею просить вас о небольшом одолжении. Прочтите, пожалуйста, это письмо.
Библиотекарша. (смотрит на письмо).– Мило. А разве вы не умеете читать?. Гмм. Странно, письмо государственное. Получается, что вы весьма грамотный человек, коли, вам посылают таких писем.
Чванный. – Милая, я на свою грамоту не жалуюсь, если не учесть близорукости. Знаете ли, я недавно потерял очков. Имею пенсне, а они как назло золотые.
Библиотекарша (с иронией). Да что вы говорите? Я сожалею, достопочтенный. Но мои очки слишком уж старые. Нежели вы не осмеливаетесь прочесть письмо с золотыми пенсне, то, как же я, простая служащая решусь прочесть письмо государственной важности простыми очками.


АКТ ТРЕТИЙ.
Чванный возвращается домой пешком достаточно простудившись на морозе. По дороге он, с трудом дыша от холода, врывается в магазин для последней попытки. 
Чванный. - Добрый вечер.
Продавец. - Добрый. Что вам угодно, господин?
Чванный. - Простите, прошу прощенья, я не за покупками зашёл. Мне понадобиться ваша услуга, добрейший человек.
Продавец. - Ну, если смогу помочь, то буду весьма рад.
Чванный. - Почтенный, вчера я получил письмо из Министерства. И потому, ясно, что дело не терпит отлагательств. Но, к моему несчастию, я затерял очков. Прочесть письмо я мог бы с пенсне. А они золотые. Помогите, дорогой друг. Прочтите.
Продавец. - Я не понял. Вы, что решили на ночь надо мной издеваться?
Чванный. - О нет, я уверяю вас, что вы грубо заблуждаетесь.
Продавец. - Это я грубиян? Сейчас же освободите помещение. А то, я за себя не отвечаю.

АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ.
Чванный пулей выскакивает из ларька. Ему ничего не остаётся, как вернуться домой.
 Чванный. – (ворчит под носом). Что же я буду делать? Я не знал, что жители этого города настолько черствы, что не желают помочь человеку, который поистине  оказался в безвыходной ситуации. Фу, как же противно
Зайдя во двор, он сталкивается у мусорного ящика с бродягой, с весьма неприятным для него типом.
Чванный. – Всё ходите, бродите, ищете. И не лень вам жить на улице, на помойке?
Бродяга. – Достопочтенный, я на своё житьё не жалуюсь. Только вот если я по доброте судьбы нашёл бы того, чего искал так долго, то был бы до крайности довольным.
Чванный. – И чего же вы ищете, если не секрет?
Бродяга. – Позвольте, об этом не спрашивать. И вряд ли то, что необходимо для вонючего бомжа, как я, станет беспокоить такого напыщенного вельможу, как вы.
Чванный. –  Вы  слишком дерзки, ужасно грубы. Но, признаюсь, в чём-то вы всё же правы. Я не спорю.
Чванный собирается уходить, но в этот момент замечает в рукавах бродяги что-то интересное.
Чванный. – А что вы держите на руках?
Бродяга. – Это - тоже сугубо личное.
Чванный. – Всё-таки, как же неприятно болтать с вами. Вы существо, не имеющее понятие о Боге, о добродетелях предпочитаете таинственность, когда ваше низменное существование более чем очевидно.
Бродяга. – Это ваши убеждения. Так придерживайтесь их до гроба. Только вот не смейте меня трогать и рассуждать о том, о чём вы не имеете ни малейшего представления.
Чванный. – Да как вы смеете? Паршивец.
Бродяга. – Смею, да ещё как посмею, если будете доставать меня глупыми догадками.
Чванный. – Да чёрт с вами.
Чванный убирается  прочь. Дверь квартиры открывает ключом. Заходит в кабинет усталым, измученным, недовольным. Достаёт пенсне. Затем, передумав, просматривает конверт письма с государственной печатью и бросает его в огонь. А когда подходит к открытому окну, чтобы закрыть его, то по неосторожности роняет пенсне во двор так, что сам того, замечая, идёт спать. А минуту позже бродяга, подняв пенсне из снега, смотрит наверх и пожимает плечами.
Бродяга. – Как же мой Господь, милостив. В эту ясную, дивную ночь Он одарил меня тем, чего я пытался найти везде и повсюду, но не мог. Слава тебе господи! Слава! (сказал бродяга, надев пенсне с золотой оправой. Он, доставая с рукава фотографию счастливой семьи, долго всматривался в неё. Этот растрёпанный мужчина постоял на снегу минут двадцать. После, уронив слезу, почувствовал, как облегчало на сердце. А к утру весёлый свист бродяги прозвучал в другой части города, где живут «богом забытые люди»).