Русские учителя в Дагестане

Воспоминание об учителях города Каспийска.
Школа №2 в 1946 – 1959 годы.


Я не историк, но меня интересует история города Каспийска и Дагестана. Я здесь родилась и выросла. Это моя родина. И я никогда не соглашусь, что на этой земле я, русская, человек пришлый.

И еще мне очень хочется рассказать об одной из первых школ Каспийска, об учителях этой школы, приехавших в Дагестан из самых разных уголков нашей родины.

Русские поселения на территории Дагестана возникли давно, начиная с середины 16-го века. Вырастали они вокруг военных укреплений. Первая военная крепость была построена в устье реки Терек. Постройка крепости была связана с обращением о покровительстве к царю Ивану IV дагестанских феодалов – Шамхала, аварского хана и других. В районе крепости по холмам и предгорьям вдоль реки Терек стали расселяться казаки. Это были вольные люди, впоследствии получившие имя терских (по названию реки) и гребенских (в значении "горные") казаков, которые прибывали в край из самых различных мест России: Дона, Волги, Рязани и т.д. В состав казаков вливались и представители северокавказских, в том числе и дагестанских народов.

В 18-ом веке во время Персидского похода по указу Петра I продолжилось строительство русских укреплений вдоль морского побережья. Рядом с укреплениями образовывались слободы, жителями которых были русские отставные солдаты, торговцы, ремесленники, чернорабочие. О территории Дагестана, занимаемой русскими, свидетельствуют и топонимические примеры: Урусбулак (с кумыкского «источник русских»), Урустогай (с кумыкского «балка русских»).

В 19-ом веке Дагестан вошел в состав России в результате подписания Гюлистанского мира между Россией и Персией. Строительство укреплений и опорных пунктов (крепости Внезапная, Бурная и др.) и размещение в них русских войск теперь продолжилось в горной местности вблизи крупных аулов Дагестана (Гуниб, Хунзах, Ахты, Темир-Хан-Шура...) В поселениях рядом с крепостями жили семьи отставных офицеров, военнослужащих и гражданских чиновников. А где есть семьи, там есть дети, которых надо обучать. Поэтому при военных поселениях появлялись русские школы. Но русских в Дагестане было еще совсем немного.
 

И только с 1894 года, когда в Порт-Петровск была проведена железнодорожная ветка, население Дагестана заметно пополнилось притоком русских. Сначала это были осевшие строители на многочисленных станциях и разъездах. Потом в Дагестан потянулись на сезонную работу труженики рыбного промысла. Поселения русских протянулись вдоль всего морского побережья.

Каспийское море в то время было очень богато рыбой. На рыбных промыслах Каспия добывалось большое количество ценнейших сельдевых, осетровых и лососевых пород. Значительное развитие получила добыча и обработка рыбы. Основная часть местного населения Дагестана жила в горах и никогда не занималась мореходством и рыболовством. Им занимались русские. И получилось, что в конце 19-го – начале 20-го века русские составляли более половины городского населения Дагестана. Именно русские наряду с азербайджанцами, персами, горскими евреями, кумыками и армянами были тем ядром, вокруг которого формировалось городское население края. В городах и крупных селениях появились школы и гимназии, где русские учителя преподавали основы грамматики, арифметики и естествознания.
 
Например, в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске), где в 1832 году было основано русское укрепление с местопребыванием командующего войсками в Северном Дагестане, в начале 20-го века, проживало 9089 жителей, из которых больше половины были православными. В городе были Реальное училище, женская гимназия, начальное городское училище, церковно-приходская школа, две еврейские школы и библиотека на 11000 томов.
 
В Порт-Петровске (Махачкале) в то же время проживало 9721 жителей, из которых также более половины были православными. В городе работали: училище с одногодичными педагогическими курсами, три школы, попечительство начальной школы и библиотека. В школах русские учителя обучали не только детей русских, но и детей местной национальности. Дагестанцы через русский язык получали возможность приобщиться к передовой русской науке, технике, культуре, литературе, просвещению, познакомиться с достижениями западноевропейской культуры.
Все эти данные я привожу для того, чтобы показать, что русские учителя появились в Дагестане очень давно.

***
Теперь мой краткий рассказ о первых учителях города Каспийска, строительство которого было начато на каспийском побережье в начале 30-х годов прошлого века.

Я родилась в учительской семье в начале пятидесятых годов и знала некоторых работавших в те годы учителей. Но для меня они были просто «тетями Нинами» или «дядями Петями». Поэтому в моем рассказе рядом с официальной информацией, взятой из старых газет, будут добавлены вкрапления детских воспоминаний.

В 1921 году после установления советской власти в Дагестане, для оказания экономической и финансовой помощи, из России в республику были приглашены специалисты самых разных отраслей хозяйства. Сюда по направлению стали приезжать учителя, медики, инженеры, строители, работники культуры, представители пролетариата. Была поставлена задача –  поднять культурный и экономический уровень республики, развить промышленность и сельское хозяйство, сформировать местные рабочие кадры.

В 1931 году по Постановлению партии было принято решение о строительстве в Дагестане крупного завода по производству морского оружия. Место для завода было выбрано вблизи Махачкалы. Преимуществом строительства в этом месте являлись  близость железной дороги и наличие каменной гряды, где легко можно было добыть строительный материал; удобный природный контур морского побережья для бухты и просторные площади для размещения завода и поселка рабочих. Недостатком была большая заболоченность местности, т.к. когда-то здесь было морское дно, которое  еще не успело просохнуть. Строительная площадка представляла солончаковую степь, пронизанную непролазными камышовыми болотами и гряду песчаных барханов, обрамляющих морское побережье.

В 1931 году начались мелиоративные работы по осушению местности. Для вербовки строителей по решению Северо-Кавказского крайкома и Дагестанского обкома ВКП(б) был создан институт вербовщиков, посланцы которого выезжали за рабочими вглубь России и в дагестанские аулы.

Весной 1932 года началось строительство завода. Со всех концов Союза в Дагестан приехали завербованные строители.
Климатические условия оказались очень тяжелыми. Летний зной, непрестанные атаки скопищ комаров, дефицит питьевой воды, суровые штормовые ветра выматывали силы людей. Их косила малярия и кишечные заболевания, поэтому это место прозвали "Долиной смерти".
Но никто не собирался отменять постановление партии, и стройка продолжалась.

Жили первостроители в разноцветных палатках и любовно называли свое поселение Цветным городком. Строители были молоды. А там, где молодежь, там и семьи. Где семьи, там и дети. Где дети, там и школы. Вместе с первыми строителями на стройплощадке появились первые учителя.

***
Первая школа поселка находилась в палатке. В ней было неуютно, тесно и темно. Палатка продувалась ветрами, а однажды осенним ураганом даже была сорвана с земли.
В школе тогда было всего 4 класса, в которых обучались 25 учеников. Преподавала им одна единственная учительница. Звали ее Кардаш Феодосия Федоровна.
 
Стройка завода шла быстрыми темпами. Наряду с фундаментами будущих цехов строились камышитовые бараки для рабочих. В один из самых первых бараков перебралась школа. К зиме 1933 года в новой школе уже было пять начальных классов и сто пятьдесят человек учеников, а педагогический коллектив вырос до пяти человек.

Учителя в поселке обучали не только детей, но и рабочих, многие из которых были неграмотны.
В борьбе с ликвидацией безграмотности в строительном поселке были открыты десять ликпунктов (пункты ликвидации безграмотности), две школы для малограмотных и два кружка техминимума. В 1935 году Поселковым советом было принято Постановление об обязательном обеспечении работой в дневную смену неграмотных и малограмотных допризывников. Все безграмотные и малограмотные допризывники 1913 года рождения, проживавшие в поселке Двигательстрой и на его прилегающих участках, обязаны были организованно заниматься в учебном пункте школы ежедневно с 5 до 9 часов вечера кроме выходных дней. [1]

Высоко ценилась важность работы учителей. Их приравнивали к инженерам, а детей учителей обеспечивали бесплатными завтраками и одеждой. Летом 1935 года Поссовет постановил выделить для жилья 25-ти семейных учителей один стандартный дом. [2]

С первых дней строительства в поселке была организована библиотека. Специальные читчики газет ходили по палаткам и баракам и знакомили людей с новостями. В этом активное участие принимали школьники-книгоноши, которые разносили строителям книги.
 
К сентябрю 1935 года в поселке Двигательстрой, как тогда стал называться будущий город Каспийск, построили новую школу. Это было каменное одноэтажное здание.  Директором школы назначили Дандамаева Гусейна Магомедовича http://www.proza.ru/2016/05/10/1971, который до этого был заведующим Отдела народного образования поселка. Количество учащихся в школе к тому времени выросло уже до 1172 человек. Школа имела классы с первого по седьмой включительно.

Теперь она была настоящей школой поселка, потому что до 1935-1936 учебного года поселковая школа именовалась неполной средней школой №13 города Махачкалы. И только в сентябре 1935 года стала неполной средней школой №1 поселка Двигательстрой. [Протокол №24 Заседания Поселкового Совета Двигательстроя за 22.12.35г.]

Потом в 1936 году в Двигательстрое было возведено красивое здание четырехэтажной десятилетней школы №2 (сейчас школа №1) http://www.proza.ru/2012/10/24/858, а в 1939 году в новое трехэтажное здание переехала неполная семилетняя школа №1 (сейчас школа №2).
 
С начала строительства поселка и до последних лет в школах Каспийска работали учителя: Асанова Августа Матвеевна http://www.proza.ru/2017/02/05/2109, Богданова Валентина Васильевна, Конокотина Евгения Михайловна, Ширяева Нина Федоровна, Федорова Валентина Александровна и Деревянко Петр Николаевич. Всем им было присвоено звание "Заслуженный учитель школ ДАССР".

***
Деревянко Петр Николаевич http://www.proza.ru/2016/04/11/1355 – самая яркая личность среди всех педагогов Каспийска. А жизнь каспийской школы №2 и время, в которое он работал в ней директором, справедливо можно назвать «эпохой Деревянко» по меткому выражению преподавателя этой школы Кальянова В.Т.

Родился Петр Николаевич в 1901 году в селе Верхняя Терса бывшего Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне Запорожская область Украины). В 1927 году он окончил Киевский институт народного образования. Потом работал в школах Запорожья, а в 1935 году получил направление в Дагестан в строившийся поселок Двигательстрой. Горячая любовь к детям, строгая и справедливая требовательность к себе и к учащимся, чувство большой ответственности за порученное ему дело были яркой характеристикой Петра Николаевича. В 1935 году он был признан лучшим классным руководителем школы поселка. Через некоторое время стал заведующим учебной частью, а затем и директором школы.
 
В 1942 году Петр Николаевич ушел на войну. Сражался с фашистами защищая подступы к Кавказу. В результате контузии частично потерял слух, но вернулся в родную школу и продолжил в ней работать.

С 1946 года по 1960 год Петр Николаевич был директором школы №2. Он жил вместе со своей семьей в небольшой квартирке, которая располагалась в здании школы. Поэтому в прямом смысле можно сказать, что Петр Николаевич жил в школе и жил школой. В школе, а затем в ГорОНО Каспийска работала жена Петра Николаевича Александра Алексеевна, в библиотеке школы работала ее сестра Елена Алексеевна Мартынова.

Петр Николаевич Деревянко был строгим и требовательным педагогом, и в то же время с большим вниманием и тактом относился к учащимся и учителям. «Один вид его – подтянутый, стройный с величавой походкой, уже внушал уважение. Говорил он тихо, но четко и ясно и сразу овладевал твоим вниманием. Слышал плохо, но хорошо считывал с губ, поэтому на уроках его обмануть было невозможно. Да его и не обманывали, настолько он был уважаем. Пишу и вижу его, степенно идущего по коридору, а все вокруг расступаются» [3]
Его любовно называли его «Учителем учителей».

Под началом Петра Николаевича школа стала лучшей в Дагестане и занимала второе место среди школ РСФСР. Ему удалось сплотить вокруг себя крепкий дружный и талантливый педагогический коллектив. Почти все ученики, окончившие школу за период его работы, поступили в высшие учебные заведения СССР: Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Грозного, Казани, Калининграда, Минска, Киева, Харькова, Львова, Ставрополя, Баку и т.д. Они стали ценными специалистами народного хозяйства страны.

За трудовые достижения в области образования Петр Николаевич Деревянко был награжден в 1947 году значком "Отличник народного просвещения"; в 1950 году – медалью "За трудовое отличие" и орденом Трудового Красного Знамени; в 1954 году ему было присвоено звание Заслуженного учителя школ ДАССР и вручена медаль "За трудовую доблесть".

В моих детских воспоминаниях Петр Николаевич – дядя Петя. Я помню его негромкий спокойный голос и тепло его большой ладони, когда он брал меня за руку. В дошкольном возрасте по вечерам я часто бывала в школе. Мама вела уроки у вечерников, я играла в лаборантской ее физкабинета. Когда мне становилось скучно, начинала шуметь и мешала проводить урок. Меня выпроваживали в коридор. Расшалившись, я начинала бегать по коридору и кататься по его скользкому паркету, иногда заглядывала в классы. Тут часто меня и перехватывал дядя Петя. Брал за руку и вел в директорский кабинет. Усаживал на свое место, давал листок бумаги и карандаш и предлагал вместе с ним позаниматься: «Пиши, пиши, Танюша». И я сначала что-то «писала», потом начинала рисовать. Карандаш был двухцветный, с одного конца синий, с другого красный. Рисунок получался разноцветным. Я очень старалась. Потом дядя Петя вел меня в свою уютную квартирку на первом этаже школы. Там нас приветливо встречала бабушка – его теща. Поила чаем с вареньем и бубликами. Частенько, разморенная горячим чаем и теплом этого ласкового дома, я засыпала там на кожаном диване.

Уже к концу 40-х годов школа утопала в зелени, и весь этот зеленый оазис был сотворен руками учеников и учителей. Позади школы был разбит парк, в котором среди зеленого моря растительности стояли скульптуры и беседки.
 
Перед школой ребятами был высажен небольшой сквер из цветущего кустарника и выкопан пруд. В пруду цвели лотосы. Это была гордость школы. Любоваться таким чудом приходили городские жители.
У края пруда стояла скульптура Зои Космодемьянской. Скульптура была выполнена  учащимися школы под руководством учителя черчения и рисования Ибрагимова Измаила Ибрагимовича. Он же был автором и других скульптур в школьном парке и в городе. Это памятник героям Советского Союза двигательсторевцам Александру Назарову у школы №2, Магомед-Загиду Абдулманапову у лицея №1 (бывшее ПТУ№1), бюст Магомеда Гаджиева у школы №7, а стела с барельефом скорбящей матери у вечного огня – совместное творчество И.И.Ибрагимова с его бывшим учеником школы №2, а ныне заслуженным художником РФ Мичри Александром [4].

Измаил Ибрагимович родился в 1920 году в селе Штул Курахского района. В 1934-1935 годах учился в Азербайджанском художественном техникуме им. Азим-Заде.
В 1935-1939 годах продолжил обучение в Ленинграде в ЛСХИ у преподавателя В.И.Синайского. В 1939 году его призвали в армию, и он воевал в советско-финской войне, а Великую Отечественную войну встретил уже младшим сержантом под Ленинградом.
На войне раненый Ибрагимов попал в плен и был освобожден американскими войсками из концлагеря Дахау.

Ибрагимов Измаил Ибрагимович был членом Союза художников России, лауреатом Государственной премии ДАССР (1958), автором многочисленных памятников и монументов, установленных в городах и селах Дагестана.
Он основатель и первый директор Каспийской детской художественной школы.
С первого дня образования Дагестанского художественного училища им. Джемала он стал его преподавателем.
Некоторые работы Измаила Ибрагимовича Ибрагимова хранятся в Махачкале в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой.


В озеленении школьного парка участвовали все ученики школы №2. Каждый имел свое хотя бы одно лично им посаженное дерево и бережно за ним ухаживал. Ежегодно в парке возобновлялась посадка новых деревьев и кустарников.
В парке росли акация, берест, айлант, тополь, ива, береза, клен. Из фруктовых деревьев – абрикосы, груши, яблони, персики. Из кустарниковых пород – лигустрим, аморфа, сирень, розы, жасмин, виноград и вьющиеся. Из цветов – канны, бархатцы, петуния, циннии, астры и др.
 
В школе активно работали –
кружок юных натуралистов (руководитель Мужеская Нина Ивановна);
кружок юных химиков (руководитель Мовшович Сара Михайловна);
кружок юных физиков (руководитель Долгополова Лариса Валентовна);
краеведческий кружок и фотолаборатория (руководитель Юрченко Александр Ефимович);
астрономический кружок (руководитель Иванов Сергей Михайлович);
литературный кружок и лекторская группа;
кружок иностранного языка;
шахматная секция (руководитель Дудоладов Константин Сергеевич);
станция юных техников (руководитель Варфоломеев Яков Сергеевич);
театральный кружок  (руководитель Конокотина Евгения Михайловна);
духовой оркестр (руководитель Раппопорт Исаак Соломонович);
спортивная секция (руководитель Семенко Борис Кузьмич);
хор (руководитель Кальянов Владимир Терентьевич);
английский хор (руководитель Вайнштейн Владимир Натанович.

В школьном коллективе было много преподавателей мужчин. Почти все они пришли в школу после демобилизации и многие носили еще военную форму.

***
Руководитель краеведческого кружка Юрченко Александр Ефимович родился в 1920 году в городе Кропоткине Краснодарского края. В 1938 году поступил в Дагестанский Государственный учительский институт имени Сулеймана Стальского на специальность "география".
В 1940 году Юрченко призвали в армию. Тогда же решением Государственной экзаменационной комиссии ему была присвоена квалификация и звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах средней школы.

На войне Александр Ефимович служил во флоте, в морской пехоте. С августа 1941 года сражался в 6 отряде моряков-добровольцев Черноморского флота в Одессе.
Был ранен, получил контузию - оглох. Лечился в Дагестане.
Когда вернулся слух, Александра Юрченко вновь призвали в армию, и он служил в воинских частях в Моздоке.

За боевые заслуги Юрченко Александр Ефимович был награжден медалями "За оборону Одессы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»", «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Александр Ефимович вспоминал о чудесном случае, когда обыкновенный металлический нож для открытия консервов спас ему жизнь. Нож лежал в нагрудном кармане гимнастерки. Во время одного из кровопролитных боев пуля, предназначенная для Юрченко, попала в нож и отскочила, а Александр Ефимович остался жив.

В конце 1944 года он стал учителем географии средней школы №2 поселка Двигательстрой.
В 1953 году окончил заочно полный курс Северо-Осетинского Гос.пед.института им.Хетагурова по специальности "география".
Со временем Александру Ефимовичу Юрченко было присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР.

В Каспийске школьный краеведческий кружок под руководством Юрченко перерос в общество «Юный краевед», которое насчитывало свыше 100 активных членов и соискателей. Только за семь первых лет своего существования общество организовало и провело семь экскурсий длительностью до двадцати пяти дней каждая по маршрутам Дагестана и Северного Кавказа, в Москву и по Военно-Грузинской дороге и много экскурсий длительностью от одного до пяти дней.

Во время походов дети не по книгам знакомились с историей и географией края, собирали старинные предметы быта, минералы, растения для гербария. Однажды в Гунибе на каменных россыпях нашли кремневое ружье времен Шамиля. В походах велся дневник, делались многочисленные фотографии, которые распечатывались в школьной фотолаборатории и вывешивались на школьных стендах. После походов ребята писали доклады и подводили итоги, делились  впечатлениями и новыми приобретенными знаниями. Школьное научное естественно-географическое общество состояло из секций юных геологов, биологов, фенологов и историков…
 
На базе собранного во время походов и экскурсий материала был создан школьный краеведческий музей. В музее имелись чучела птиц, изготовленные руками учеников, много образцов горных пород, большой гербарий растительности разных районов Дагестана, Кавказа, Поволжья и многое другое. Эти экспонаты использовались учителями географии, биологии и истории на своих уроках.
 
В газете "Каспийский рабочий" за 1952 году в заметке «6 лет спустя» А.Е.Юрченко пишет: «С каждым годом школьный музей пополнялся новыми материалами, экспонатами. Большую помощь музею оказывала секция фотографов, созданная при обществе. Ею изготовлено пять фотомонтажей, включающих пятьсот двадцать фотографий, сделаны сто фотопортретов учителей, учащихся, знаменитых русских и советских путешественников, виды Каспийска и других городов Дагестана.

Учащимися собрано более трехсот образцов горных пород, триста листов гербарного материала.
Членами краеведческого общества написано более ста двадцати докладов на различные темы, из которых сорок посвящены Дагестану. Кроме этого изготовлено двадцать чучел птиц. Большую, неоценимую помощь оказывает музей учащимся в закреплении учебного материала.
Музейные материалы широко используются на уроках географии, истории, зоологии и ботаники....»

Сокровища Краеведческого музея дополнял школьный ботанический уголок. Ботанический кружок имел свою оранжерею. В оранжерее велись работы по разведению комнатных цветов. Там росли филодендроны, фикусы, комнатные лилии, аспидастра, герань, опунция и кактусы, панданус, китайский розан и т.д. А в парниках выращивались рассады овощей.
В ботаническом уголке хранились коллекции насекомых и гербарии, которые ребята собирали в дни летних каникул.

В кружке юннатов под руководством Н.И.Мужеской ребята выращивали капусту, томаты, картофель и другие растения и систематически вели за ними наблюдения


***
С особой любовью школьники относились к своей школьной библиотеке, которая  имела более четырнадцати тысяч книг. Библиотека размещалась в центральном и самом удобном просторном помещении школы. В ней был большой читальный зал, средняя посещаемость которого составляла сто - сто двадцать пять человек в день.
 
В те времена не было общедоступной всемирной сети Интернета, не было научно-популярных телепередач, потому что не было в Республике телевидения. Выход в океан Знаний был возможен только из гавани школьной библиотеки.
До позднего вечера в библиотеке работали ученики. Здесь удобно было делать домашние задания и готовиться к докладам. Всегда под рукой была необходимая справочная литература.
Сюда часто заглядывали учителя и тоже пользовались богатым и порой дефицитным фондом этой сокровищницы.
 
***
Спортивной работой школы руководил Семенко Борис Кузьмич.
Борис Кузьмич родился в 1920 году в деревне Вознесеновка Бочкаревского района Дальневосточного края. В 1934 году он с родителями приехал в поселок Двигательстрой. Здесь он окончил семилетнюю школу и поступил работать на завод №182.
В 1937 году Борис Семенко вместе с отцом уехал в Ташкент, где закончил Ташкентский физкультурный техникум, в котором был оставлен работать.

В начале войны Борис Кузьмич окончил авиашколу. Но, к сожалению, в стране тогда не хватало самолетов для всех летчиков. Поэтому бывший курсант авиашколы стал пехотинцем. В пехоте Борис Кузьмич воевал на Брянском Степном фронте, на 2-м и 3-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Харькова и Украины. В последние годы войны его направили в Сивашское гвардейское Краснознаменное танковое училище, из которого он вышел в чине гвардии младшего лейтенанта запаса танковых войск.
В 1945 году Борис Кузьмич Семенко вернулся в Двигательстрой и стал работать преподавателем физкультуры в школе №2.

Бесценно значение вклада Бориса Кузьмича в спортивную жизнь школы, города и республики. Он возглавлял физкультурный коллектив учащихся школы №2, насчитывающий более двухсот человек. Со всех сторон школа была окружена спортивными площадками. Ребята занимались в секциях баскетбола, волейбола, футбола, легкой атлетики, спортивной гимнастики, фехтования, настольного тенниса. В школе традиционно проводились осенние и весенние спортивные соревнования. Многие юные спортсмены имели юношеские разряды. Школа принимала участие во всех городских и юношеских соревнованиях и неизменно завоевывала призовые места.
 
Борис Кузьмич был главным организатором малознакомого до этого вида спорта – тенниса. Под его руководством в Каспийске был построен теннисный корт. Он возглавлял Федерацию тенниса Республики Дагестан. К сожалению, кроме Каспийска теннис не получил  распространения в республике, и наши теннисисты были единственными представителями Дагестана на юношеских и взрослых соревнованиях Всероссийского первенства в Куйбышеве,Ленинграде, Волгограде, Ростове, Сочи, Калининграде и показывали там хорошие результаты.

Борис Кузьмич был прекрасным тренером и судьей. Как судья всесоюзной категории он участвовал в организации многих теннисных соревнований страны.
В составе делегации группы тренеров СССР он ездил в Англию в Уимблдон на один из самых престижных теннисных турниров мира.

 
***
Не менее значимой фигурой, самым старшим, самым опытным и самым уважаемым педагогом среди учителей был Иванов Сергей Михайлович. [http://www.proza.ru/2011/12/15/1793]

Сергей Михайлович родился в 1884 году в маленьком уездном городе Раненбурге (теперь г.Чаплыгин) Рязанской губернии. Его дед был учителем географии одной из московских школ.
В 1902 году Сергей Иванов окончил с серебряной медалью Первую Губернскую мужскую гимназию в Рязани. Эта гимназия особо примечательна тем, что в ней в свое время учились: ученый-геолог академик А.Д.Архангельский, художник П.М.Боклевский - автор иллюстрации к "Мертвым душам" и к "Ревизору",  преобразователь природы И.В.Мичурин, поэт Я.П.Полонский, историки - П.И.Бартенев. Д.И.Иловайский, литературовед В.И.Шенрок. знаток финансовой науки И.И.Янжул, светила медицины - А.Я.Кожевников, А.И.Поспелов, И.П.Кравков, П.В.Ганнушкин и А.В.Мартынов, сдавал экзамены на преподавателя математики отец отечественной космонавтики К.Э.Циолковский. 

После окончания гимназии С.М.Иванов поступил на математическое отделение  физико-математического факультета московского университета. Через пять лет окончил его по специальности «астрономия» с дипломом Первой степени, который давал тогда звание кандидата математических наук.

Затем Сергей Михайлович работал учителем математики Нижегородской Губернской Мужской гимназии, которая в 1908 году отметила свое столетие. Он стал постоянным членом бюро Нижегородского Астрономического Кружка,  участвовал в издании Русского Астрономического календаря.

Астрономический Кружок объединил лучших учителей города и представителей передовой интеллигенции. Членами кружка были многие ученые. Это астрономы Ф.А.Бредихин, А.А.Белопольский, С.Н.Блажко, П.К.Штернберг, С.П.Глазенап, В.К.Цераский и другие, физики П.Н.Лебедев, Н.Е.Жуковский, Н.А.Умов, Ф.Ф.Петрушевский и многие другие.
В 1898 году в члены кружка был принят К.Э.Циолковский, который на протяжении многих лет имел с ним тесную связь. Почетными членами кружка состояли Д.И.Менделеев и П.И.Лебедев.

В 1917 году Иванов Сергей Михайлович переехал в Дагестан. Работал в учебных заведениях Буйнакска, Махачкалы, а с 1947-го года в каспийской школе №2.
Одновременно Сергей Михайлович проводил большую просветительскую работу вне школ.
Его ученики прекрасно знали математику. У него было много наград и званий.

С.М.Иванов был Заслуженным учителем не только ДАССР, но и РСФСР. За активное участие в просветительской работе Указом  Президиума Верховного Совета СССР в 1949 году Иванова Сергея Михайловича наградили Орденом Ленина.
Он был очень скромным человеком и никогда не носил своих наград. На лацкане его пиджака был только один значок – «Отличник народного просвещения».

***
Самое непосредственное отношение к школьной жизни имела Станция юных техников, которой руководил бывший фронтовик – Варфоломеев Яков Сергеевич (1908 г.р.).
Яков Сергеевич окончил военно-теоретическую школу летчиков, затем курсы усовершенствования квалификации. Бывший кадровый военный авиатехник в войну служил в авиации особого назначения, в 101-ом транспортном авиационном полку дальнего действия, который впоследствии был переименован в 31-й гвардейский бомбардировочный Красносельский Краснознаменный авиационный полк.

Станция юных техников представляла собой маленькую техническую школу, объединяющую 15 технических кружков, среди которых были: судо- и авиамодельные кружки, радиокружок, кружок фигурного выпиливания, и т.д. Свыше ста шестидесяти учеников школы активно участвовали в работе станции. Руками ребят изготавливались нужные для школы приборы и модели машин (электрозвонки, электромоторы, разборные схемы осветительной сети, макет автоматической насосной станции и т.п., которые использовались на уроках в качестве наглядных пособий), книжные шкафы, столы и стулья. С увлечением ребята учились водить мотоцикл, работать на станках, переплетать книги и журналы ...

В число руководителей кружков в 1952 году входили восемь учителей средних школ, и остальные руководители были высококвалифицированными специалистами своего дела.

К участию в работе кружков станции юных техников допускались только успевающие школьники.

Я бывала дома у Варфоломеевых. Их комната казалась воздушной, потому что все здесь – люстра, этажерки, настольная лампа, фрагменты мебели было украшено прозрачными узорами выпиленного дерева. Подобное ощущение легкости я испытала позже, посетив в Вильнюсе костел святой Терезии. Там тоже все было ажурным и воздушным, словно паришь в облаках.
Помню, как беседовал со мной Яков Сергеевич о профессии летчика, когда я загорелась поступать в авиационный институт. Как он перечислял мне качества характера, которыми должен обладать летчик. Как серьезно он отнесся к моему романтическому увлечению небом.


***
Не каждый из ребят обладал музыкальным слухом. Но музыку и песни в школе любили все. И в этом была большая заслуга их учителей – руководителя хора Кальянова Владимира Терентьевича и руководителя духового оркестра Рапопорта Исаака Соломоновича. http://www.proza.ru/2016/12/26/1125

Исаак Соломонович приехал в Двигательстрой с семьей в эвакуацию в годы войны из Большого Токмака. Его сын Самуил, 1921-го года рождения, ушел отсюда на фронт в декабре 1941 года. Воевал гвардии лейтенантом 29-го гаубичного артиллерийского полка 29-й танковой дивизии и пропал без вести в августе 1942 года на рубеже реки Волхов в районе деревень Мостки и Мясной Бор.

Исаак Соломонович Рапопорт был бывшим военным. Он удивительно сочетал в себе талант музыканта с талантом школьного педагога. Мог часами сидеть в музыкальной комнате или в одном из классов и обучать юных оркестрантов  нотам, клавиатуре, положению губ при различных звуках и другим музыкальным премудростям.

Школьный духовой оркестр насчитывал до тридцати пяти участников. Исаак Соломонович Рапопорт был бывшим военным. Он сопровождал ежедневную утреннюю гимнастику школьников перед началом занятий, музыкально оформлял школьные вечера и пионерские сборы, сопровождал выступление хора и давал самостоятельные концерты.

И.С.Рапопорт был очень скромным человеком, никогда не рассказывал о себе. И только много позже в школе узнали, что в свое время  он руководил сводным духовым оркестром Юго-Западного фронта под командованием знаменитого генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Причем, это был не армейский, не дивизионный, а фронтовой оркестр в восемьдесят человек!
В Интернете я нашла фрагмент интересного воспоминания об оркестре в армии генерала Брусилова, где описывается героический эпизод времен Первой Мировой войны: с помощью фронтового оркестра без боя Железная дивизия Деникина, которая входила в состав армии Брусилова, взяла в плен австрийскую бригаду. [http://bibliotekar.ru/rusDenikin/4.htm]

 
***
Руководитель школьного хора Кальянов Владимир Терентьевич, демобилизовавшись после войны, учился одновременно в Махачкалинском музыкальном училище и на историческом факультете Дагуниверситета. Однокурсником Владимира Терентьевича на дирижерско-хоровом отделении был талантливый дагестанский композитор Сергей Агабабов. 
По окончании музучилища Владимира Терентьевича назначили директором каспийской музыкальной школы. Но потом, со временем, он перешел работать учителем истории в школу №2.

Интересно, что прадед Владимира Терентьевича был горцем и служил в армии имама Шамиля, вместе с ним был взят в плен и отправлен в Россию. Здесь он стал крепостным графа Константина Толстого (брата Льва Николаевича Толстого) и искусно занимался изготовлением кальянов для помещиков, за что и был освобожден под фамилией Кальянов.

Школьный хор начал создаваться в 1946 году. Вначале он состоял из 30 учащихся. Руководил хором старейший музыкант Исаак Соломонович Раппопорт. Но с каждым годом рос состав хора. Тогда на помощь пришел Владимир Терентьевич Кальянов. Он с большим интересом взялся за работу. Состав хора увеличился до 150 человек.
 
В школьном хоре под руководством Владимира Терентьевича участвовали все учащиеся восьмых – десятых классов и частично шестых – седьмых классов. Кроме большого хора были хоры «по-классные» - первых классов, вторых и т.д. 
Из школьников – меломанов была организована капелла (многоголосное пение без музыкального сопровождения) под названием «Думка» (Дружная Ученическая Музыкальная Капелла). В ее репертуаре были песни и романсы.
Репертуар хоров был обширен и разнообразен: «Песня о Родине», «Калинка», «Амурские волны», «Марш энтузиастов», польская народная песня «Кукушка», «Марш немецких рабочих»...

Все кружки систематически проводили в школе отчетные вечера, которые превращались в яркие праздники общения и познания.


***
Теперь несколько слов о моей маме  - учителе физики школы №2 Долгополовой Ларисе Валентовне.

Мама принадлежала к династии учителей. Учителями были ее дед, мать, отец, его брат и сестры. Учителем была мамина сестра, двоюродный брат, племянники и даже внучатые племянники.
 
У нас сибирские корни.
Лариса Валентовна родилась в 1920 году в Иркутске, рано осталась круглой сиротой и воспитывалась в детдоме.
В детдоме никому сладко не живется, но у Ларисы были хорошие подруги. Одноклассники подкармливали ее в благодарность за помощь по учебе.
Училась мама хорошо, и после детдома в 1938 году поступила в рабфак Иркутского Горного института.

После окончания рабфака в 1939 году Лариса Долгополова стала студенткой физико-математического факультета Иркутского университета. Т.к. материальной поддержки получить было не от кого, то одновременно с учебой она работала то фасовщицей на чаеразвесочной фабрике, то сторожем в обсерватории, то работником университетской библиотеки.
В те годы направлением научных исследований физиков университета был рентгеновский анализ редких металлов. Велись теоретические исследования в области физики твердого тела, электропроводности неметаллических кристаллов, люминесценции галоидных фосфоров и квантовой механики.

Началась война. На фронт ушли почти все юноши факультета. Лариса тоже стремилась как могла помогать фронту. В армию ее не взяли, и она стала донором. Ее первая группа крови была нужна раненным бойцам. Как и все в то время она жила впроголодь, но регулярно сдавала кровь.

В 1943 году, при завершении учебы, Ларисе предлагали остаться в университете для продолжения научной работы. Но она попросила дать ей распределение ближе к фронту, и была распределена в Дагестан в рентген-лабораторию военного завода в поселке Двигательстрой. Когда она туда приехала, заводская рентген-лаборатория на заводе отсутствовала, т.к. еще не вернулась из эвакуации. Ларисе Валентовне предложили работать инженером в конструкторском бюро.
Она всю себя отдавала работе. Дневала и ночевала в цехах. Когда привезли трофейное изделие, Лариса сумела расшифровать замок и подобрать ключ к разборке изделия. За это была отмечена, премирована и повышена в категории. Через два года работы на заводе Лариса Валентовна Долгополова была аттестована по высшей первой категории.

В 1946 году в Двигательстрое освободилось четырехэтажное школьное здание (ныне школа №1), в котором во время войны размещался госпиталь. Школам нужны были  дополнительные кадры. И Ларису Валентовну пригласили работать во вторую школу учителем физики.

В то время Двигательстрой нуждался в людях. Еще многие рабочие завода вместе с заводским оборудованием и семьями были в эвакуации в Средней Азии. В поселке пустовали квартиры. В школах не хватало учителей, а из Сибири Ларисе приходили письма о тяжелой жизни родственников, и все они были учителями. Лариса позвала их в Дагестан.
Так в школьный коллектив поселка Двигательстрой влились преподаватели из учительской династии рода Долгополовых: Долгополова Мария Ильинична, Долгополова-Кабакова Антонина Ильинична, Артамонова Галина Михайловна.
 
В послевоенные годы школа работала почти круглосуточно. Днем в две смены учились дети, вечером в школу приходили бывшие фронтовики, те, кому помешала доучиться война. Лариса Валентовна работала и в дневную, и в вечернюю смены. Вечерники в большинстве своем были старше молоденькой учительницы.
С самых первых дней работы ей помогал и делился опытом ее наставник, прекрасный педагог – Сергей Михайлович Иванов. Лариса Валентовна всю жизнь вспоминала его с глубокой благодарностью.
 
Серьезное внимание Лариса Валентовна уделяла наглядности в обучении и освоении программного материала, проведению лабораторных работ. Кабинет был оснащен разнообразными приборами и макетами, в изготовлении которых активное участие принимали сами школьники. Так же активно они участвовали в подготовке проведения лабораторных работ и постановки показательных опытов. В своих воспоминаниях В.Т.Кальянов пишет: «Кабинет физики был отлично оборудован всевозможной техникой и приборами, таблицами и иллюстрациями. Его можно было посещать как музей».

Физкабинет имел киноаппарат, по которому школьникам показывали научно-популярные фильмы. Лариса Валентовна организовывала экскурсии учеников на промышленные предприятия города для непосредственного знакомства с особенностями их работы. Например, на городскую электростанцию; в железнодорожное депо и мастерские, где они познакомились с устройством и действием настоящего паровоза и двигателя внутреннего сгорания; в городскую поликлинику, где школьники знакомились с применением токов высокой частоты при лечении разных заболеваний и т.д.

Регулярно устраивались физические вечера, на которых ребята рассказывали о достижениях физической науки, демонстрировали необычные явления из занимательной физики, выпускали стенгазету «Физик».
 
Школа была радиофицирована, ежедневно проводились 3 – 5 минутные радиопередачи внутришкольного характера.
Помню, как утром двенадцатого апреля 1961 года дома по радио мы с мамой услышали о первом полете в космос первого человека Земли Юрия Гагарина. И мама срочно послала меня в школу, где по школьному радио всем объявили эту радостную, еще казалось бы, фантастическую весть. И все школьники первыми узнали об этом.

Вместе с Ларисой Валентовной физику преподавала ее младшая коллега Семенко Нина Николаевна. Они обе очень любили свой предмет, работали увлеченно, творчески. В быту тоже были близки и дружны.
Впоследствии Нина Николаевна стала лауреатом Соросовской премии.

Нина Николаевна вспоминала, как в начале пятидесятых годов биологи школы уговорили их помочь построить школьный инкубатор. Так как в те времена заводские терморегуляторы были недоступны, то Лариса Валентовна поручила Нине Николаевне самой сконструировать этот прибор. Пришлось пересмотреть множество литературы в школьной, городской и заводской библиотеках, консультироваться у заводских инженеров, прежде чем было найдено решение необходимой конструкции. Терморегулятор был изобретен с применением механизма действия модели Пельтье.
И вот настал день, когда в инкубаторе должны были вылупиться цыплята. Этот день совпал с первомайским праздником. Вся школа отправилась на демонстрацию, но в инкубаторе остались изобретатели, которые были первыми свидетелями появления на свет маленьких желтых пичужек.


Учителя с не меньшим увлечением, чем ученики, играли в шахматы, баскетбол, теннис, занимались стрельбой, пели в хоре.
Лариса Валентовна тоже увлекалась спортом. В 1954 году на городских соревнованиях по пулевой стрельбе, где победу оспаривали свыше двухсот тридцати человек, она заняла первое место в личном первенстве.

Учительский коллектив школы был молодой и дружный. Они часто выезжали на природу и совершали экскурсии по Дагестану. Однажды даже ездили во Владикавказ, чтобы увидеть полное солнечное затмение.  Экскурсию для них проводил известный ученый-краевед Булач Гаджиев.


Моя мама давала хорошие знания своим ученикам. Это отмечали экзаменаторы ведущих вузов Советского Союза, куда сдавали вступительные экзамены ее выпускники. Многие воспитанники Ларисы Валентовны избрали себе специальность, где физика имела главенствующее значение.
 
Время было особое – послевоенное, время подъема народных сил по восстановлению разрушенного народного хозяйства. Весь народ был сплочен единой мечтой – построить счастливую жизнь. К детям тогда относились с особой любовью. Им старались создать все условия для развития. Люди работали в военном ритме. Еще держался военный порядок и дисциплина. В городе можно было жить не закрывая двери. Летними душными ночами можно было спокойно ночевать на берегу моря.


В 1962 году Лариса Валентовна перешла работать в новую построенную школу №7. А в 1965 году в Каспийске открылся филиал Ленинградского кораблестроительного института, и ее пригласили работать туда. Так она стала преподавателем института.

Когда я встречаюсь с бывшими учениками и студентами Ларисы Валентовны, то неизменно слышу от них слова благодарности, сказанные в ее адрес. Иногда совсем незнакомые люди останавливают меня на улице и спрашивают, не дочь ли я Ларисы Валентовны Долгополовой, и вспоминают мою маму, память о которой они хранят в своем сердце.


С самого начала строительства Каспийска в нем работало много учителей, основную долю которых составляли русскоязычные преподаватели. По национальному составу это были русские, украинцы и евреи.

Как это часто бывает, в Каспийских школах преподавало много семейных пар. Это супруги Федоровы Павел Михайлович и Валентина Александровна, Майстренко Григорий Ефимович и Анна Григорьевна, Татаринцевы Александр Александрович и Валентина Ивановна, Юрченко Александр Ефимович и Анна Ефимовна, Семенко Борис Кузьмич и Нина Николаевна, Кальяновы Владимир Терентьевич и Нина Ивановна, Варфоломеевы Яков Сергеевич и Александра Федоровна, Аслановы Имам Исламович и Зинаида Емельяновна, Бродские Аркадий Маркович и Цилита Соломоновна, Дудоладовы Константин Сергеевич и Клавдия Герасимовна, Шкаевы Иван Яковлевич и Зинаида Михайловна, Затолокины Иван Иванович и Тамара Александровна, Тендроновы Николай Васильевич и Надежда Давыдовна, Тэвс Виктор Эдуардович и Надежда Тихоновна, Артамоновы Александр Иванович и Юлия Константиновна, Троцюк Иосиф Иосифович и Мария Григорьевна, Грунин Матвей Львович и Ясина Полина Григорьевна, Геленко Марк Васильевич и его супруга ...

Сколько их, приехавших в Дагестан и принесших знания жителям поселка, а потом и города Каспийска! Всех поименно перечислить здесь невозможно, потому что список только известных мне учителей 1932 – 1957 годов занял бы несколько листов текста. К сожалению, имена их нынче позабыты. Но некоторые фамилии можно восстановить по фотографиям, заметкам старых газет и воспоминаниям учеников.


Вот далеко не полный перечень работников школ  города за период 1932 – 1959 учебный год, который собрался у меня в архиве.



1     Адамова Нина Ивановна (нач.кл.)
2     Аксельрод Сима Ароновна (нем.яз.)
3     Александрова Р.Ф.
4     Алейникова (Лапина) Фаина Александровна (рус.яз.)
5     Амирамова (Богатырева) Серафима Алексеевна (истор.)
6     Андреев Михаил Семенович
7     Андреева Нина Петровна (нач.кл.)
8     Арайс Валентина Васильевна
9     Артамонов Александр Иванович (мат.)
10    Артамонова Галина Михайловна (нач.кл.)
11    Артамонова Юлия Константиновна (рус.яз.)
12    Архангельская Юлия Константиновна (нем.яз.)
13    Асанова Августа Матвеевна (биолог.)
14    Асеева Мария Ефимовна (биолог)
15    Асланова (Белоусова) Зинаида Емельяновна (рус.яз.)
16    Атрошенко (Бергер) Сима Адольфовна (рус.яз.)
17    Афанасенко
18    Бабинская (Кондратьева) Антонина Ивановна (нач.кл.)
19    Бабкова Клара Семеновна (нач.кл.)
20    Базанова Мария Николаевна (геогр.)
21    Баринова Раиса Куприяновна (рус.яз)
22    Белоусова Зинаида Емельяновна (рус.яз.)
23    Белый Николай Харитонович
24    Беньяминова Амели Антоновна
25    Берсенева Лариса Никодимовна (биолог.)
26    Блюгерман
27    Богданова Валентина Васильевна (нач.кл.)
28    Большова (биол., хим.)
29    Бородкина Елена Петровна (нач.кл.)
30    Бродский Аркадий Маркович (ист.)
31    Бродская Цилита Соломоновна (мат.)
32    Букашкина А.С. (рус.яз,)
33    Букин Николай
34    Букина В.
35    Быков Эдуард Георгиевич (физкульт.)
36    Вайнштейн Владимир Натанович (англ.яз.)
37    Варфоломеева Александра Федоровна (нач.кл.)
38    Варфоломеев Яков Сергеевич (труд.восп.)
39    Васильева Валентина Ивановна(ист.)
40    Векшина Вера Васильевна (нач.кл.)
41    Виноградова М.И. (нач.кл.)
42    Власов С.Ф.
43    Воскобоева Валентина Ивановна (нач.кл.)
44    Геленко Марк Васильевич
45    Геленко Анастасия Васильевна (нем.яз.)
46    Головатенко
47    Гончаров Виктор Леонтьевич
48    Гусейнова Фатимат Муталимовна
49    Гончарова Маргарита Сергеевна (англ.яз.)
50    Гребенюк А.С.
51    Греневиц Екатерина Иосифовна
52    Грибова
53    Гришаева Александра Николаевна (биолог.)
54    Грунин Матвей Львович (руск.яз.)
55    Гусейнова Фатимат Муталимовна
56    Дадашева Ольга Шалумовна
57    Дандамаев Гусейн Магомедович
58    Деревянко Петр Николаевич (мат., дир.шк.№2)
59    Деревянко Александра Алексеевна (ГорОНО)
60    Дмитриева А.К.
61    Долгополова (Кабакова) Антонина Ильинична (нач.кл)
62    Долгополова Лариса Валентовна (физ.)
63    Долгополова Мария Ильинична (нач.кл.)
64    Доценко (Дмитриева) Александра Карповна (рус.яз.)
65    Дудоладова (Мельникова) Клавдия Герасимовна (нем.яз.)
66    Дудоладов Константин Сергеевич (нем.яз.)
67    Дьяконова Мария Ивановна
68    Евлина Анна Николаевна (нач.кл.)
69    Евсеева Елена Николаевна (нач.кл.)
70    Евсеева Нина Егоровна (геогр.)
71    Ефремова
72    Железниченко
73    Жеребченко Людмила И.(мат.)
74    Жилинская Евгения Николаевна (рус.яз.)
75    Жирнова Г.П.
76    Жукова Мария Ивановна (рус.яз.)
77    Зайцева
78    Затолокина Тамара Александровна (рус.яз.)
79    Затолокин Иван Иванович (мат.)
80    Зацепина Мария Андреевна (Алексеевна)
81    Ибрагимов Измаил Ибрагимович (рис.)
82    Иеревань Елизавета Николаевна
83    Иванов Евтехий Иванович (муз.)
84    Иванова Ольга Николаевна
85    Иванов Сергей Михайлович (мат.)
86    Игнатьева Раиса Алексеевна
87    Ионова Рената Степановна (биолог.)
88    Ишмухамедова Александра Васильевна (нач.кл.)
89    Казаченко Нина Ивановна
90    Казачинская Васса Семеновна
91    Казбеков Н.И.
92    Калишева Нина Ивановна (нач.кл.)
93    Кальянов Владимир Терентьевич (ист.)
94    Кальянова Нина Ивановна (мат.)
95    Каменев Николай Николаевич.(естеств.)
96    Канарейкина Мария Исаевна (нем.яз.)
97    Карачинская
98    Кардаш Феодосия Федоровна (нач.кл.)
99    Карташева Анна Савельвна (биол.)
100   Карцева (Кривова) Анна Степановна (нач.кл.)
101   Коваленко Д.Н.
102   Колесникова Галина Ивановна (нач.кл.)
103   Коликова Лидия Федоровна (рус.яз.)
104   Колпаченко
105   Конбайнов (нач.кл., казах.яз.)
106   Комина Вера Дмитриевна (рус.яз.)
107   Комова Александра Ильинична(нач.кл.)
108   Кондрина Н.В
109   Конокотина Евгения Михайловна (рус.яз.)
110   Королева Нина Евгеньевна (нач.кл.)
111   Коротицкая Прасковья Андреевна (мат.)
112   Короткова Лидия Дмитриевна (мат.)
113   Костюк Майя М. (физ.)
114   Кошлаченко Анна Тимофеевна
115   Кошлаченко Ольга Тимофеевна
116   Кравцова
117   Кравченко Галина Владимировна
118   Крайний Анатолий Иванович (дир.шк.1942-1943гг.)
119   Кривова Анна Степановна
120   Крупская (Казакова) Нина Ивановна (биолог.)
121   Кузнецова Анна Андреевна (нач.кл.)
122   Кулакова Раиса Васильевна (нач.кл.)
123   Куприянова Мария Александровна (дир.шк.1944г.)
124   Лайкам К.М.(биол.)
125   Лисянская Римма Евсеевна (мат.)
126   Логинов
127   Лукарева Вера Алексеевна
128   Майстренко Анна Григорьевна (рус.яз., дир.шк.1945г.)
129   Майстренко Григорий Ефимович (рус.яз.)
130   Макарычев А. (дир.первой кам.шк. – 1935)
131   Макашина Нина Васильевна
132   Максимов Борис Васильевич (нач.кл.)
133   Маликова Елизавета Константиновна (рус.яз.)
134   Маннова Валерия Ивановна (ист.)
135   Мартынова Елена Алексеевна
136   Мацедонский Петр Николаевич
137   Меликов Султан Меликович
138   Мельникова Клавдия Герасимовна (нем.яз.)
139   Мещанинова Регина Петровна (мат.)
140   Милушкина
141   Михайлова Зинаида Григорьевна (рус.яз.)
142   Мовшович Сара Михайловна (хим.)
143   Молоканова Галина Павловна (мат.)
144   Мордвинцева
145   Москвичка Валентина Яковлевна
146   Мохова Раиса Владимировна (мат.)
147   Мужеская Нина Ивановна
148   Непомнящий (Нилов) (дир.шк.№2 – 1938)
149   Одинцова Анна Васильевна (нач.кл.)
150   Осипова Ася Борисовна
151   Осипова (Сухенко) Павлина Ивановна (рус.яз.)
152   Осьминина
153   Пальцина К.А (нач.кл.)
154   Пасько Александра Петровна
155   Патрушева Людмила Яковлевна (нач.кл.)
156   Петров С.П.
157   Писный Гаврила Висильевич (завхоз)
158   Победоносцева
159   Позднякова Лидия Акимовна (нач.кл.)
160   Политовская Т.А. (библ.шк.№2, до 1946)
161   Попадык Таисия Адамовна (нач.кл.)
162   Почанина Анна Дмитриевна
163   Пурцеладзе Кетована Григорьевна (рус.яз.,домоводств.)
164   Рабизанович (Сидорова) Дана Григорьевна (биолог.)
165   Райзвах Иван Иванович
166   Раппопорт Исаак Соломонович (муз.)
167   Расторгуева Валентина Даниловна (нач.кл.)
168   Ржавская Евдокия Васильевна (завхоз, шк.№1)
169   Ротина Любовь Львовна (нач.кл.)
170   Рохкина Анна Зиновьевна (мат.)
171   Рулин Николай Иванович (ист.)
172   Савченко Зинаида Федоровна (нач.кл.)
173   Сазонова Дарья Дмитриевна
174   Салоутин Василий Яковлевич (военрук)
175   Самойленко
176   Сахнина Нина Ивановна (нач.кл.)
177   Свиридова В.П. (нач.кл.)
178   Седов Валерий Авдеевич (мат.)
179   Седойкина Анна Григорьевна
180   Семенко Борис Кузьмич (физ.культ.)
181   Семенко Нина Николаевна (физ.)
182   Семенюк Ольга Исаковна
183   Синявский Виктор Алексеевич (физ.)
184   Солдатова Анна Ивановна
185   Соловьев Д.И.
186   Спивакова Н.В.
187   Стефанская
188   Стрельникова Нина Семеновна (физ.)
189   Сухенко Павлина Ивановна (рус.яз.)
190   Таратонов Николай Андреевич (муз.)
191   Татаринцев Александр Александрович
192   Татаринцева Валентина Ивановна
193   Тащилова Ксения Михайловна
194   Терешина Т.П.
195   Тиндронова Надежда Давыдовна (нач.кл.)
196   Тиндронов Николай Васильевич (муз.)
197   Троцюк Иосиф Иосифович (хим.)
198   Тулубенская Любовь Павловна (англ.яз.)
199   Усольцева Валентина Петровна (нач.кл.)
200   Файерштейн Клара Самойловна (англ.яз)
201   Федорова Валентина Александровна (рус.яз.)
202   Федоров Павел Михайлович (истор., дир.шк.)
203   Филоненко Елена Яковлевна (нач.кл.)
204   Флор Валентина Алексеевна
205   Фролова Галина Петровна (нач.кл.)
206   Хегай Эмма Михайловна (домовод.)
207   Храмова Агриппина Павловна (истор.)
208   Черкис Ю.В.(нем.яз.)
209   Черников Филипп Владимирович (мат.)
210   Чубенко Александра Андреевна
211   Шаулова Ревекка Израиловна (ГорОНО)
212   Шевцова Раиса Петровна (мат.)
213   Шейнберг Владимир Александрович (мат.)
214   Шейнберг Маргарита Дмитриевна (рус.яз., логика и псих.)
215   Шилина Анна Николаевна (нач.кл.)
216   Ширяева Нина Федоровна (нач.кл.)
217   Шкаева Зинаида Михайловна (физ.)
218   Шкаев Иван Яковлевич (мат.)
219   Щащаева Шапига Махмудовна (мат.)
220   Эюбова Тамара Ивановна (биолог.)
221   Юрченко Александр Ефимович (геогр.)
222   Юрченко Анна Ефимовна (геогр.)
223   Яковенко (Павленко) Матрена Григорьевна (нач.кл.)
224   Яковцева Валентина Григорьевна (геогр.)
225   Ясина Полина Григорьевна (библиотекарь)


На фото коллектив первых учителей поселка Двигательстрой (Каспийска) в начале 30-х годов

PS   В основе этого материала лежат личные воспоминания, воспоминания участников тех событий, газетные публикации того времени, а также фрагменты из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907; фрагменты из книги Г.В.Кириленко «О школе и о себе. 50 лет спустя» – Москва: РАН. Ин-т социально-полит. исследований, 2004; фрагменты из книги В.Ф.Алиевой “Демографические процессы в современном Дагестане” – Москва: Наука, 2007; фрагменты из диссертации на соискание учёной степени кандидата географических наук З.М. Гаджиевой «География и динамика расселения русских в Дагестане» - Махачкала, 2005.




[1] Протокол №6 Заседания Президиума Поселкового Совета Двигательстроя от 11-го марта 1935 года.

[2] Протокол №12 Президиума Поселкового Совета Двигательстроя от 2 июня 1935 года.

[3] Из письма выпускницы 1954 года школы №2 Егоровой-Щадновой Светланы Алексеевны, учителя биологии и химии, ветерана труда, г.Дубна, Московской области

[4] Мичри Александр Ильич (1934) - Действительный член (академик) Международной академии творчества, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, заслуженный художник РФ.


Рецензии
Вы, Татьяна , сделали огромную и благороднейшую работу!!!

Владимир Горев   09.05.2016 21:44     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир.
Извините, что так поздно реагирую на отзыв.
Работа еще не сделана. Многое впереди. Были бы силы и возможности.
С теплом вспоминаю нашу встречу в Питере. Ваш подарок стоит у меня на самом видном месте. Постараюсь соответствовать :))
Только начинаю входить в рабочий режим.
С наступающим Новым годом! Здоровья и творческих успехов!
Таня

Татьяна Тупик   26.12.2016 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.