Военный музыкант Рапопорт Исаак Соломонович

Татьяна Тупик
Об Исааке Соломоновиче я собиралась написать давно, только из-за событий в личной жизни это все откладывалось на более подходящее время.
Но сегодня, когда вся страна скорбит о гибели самолета ТУ-154 с основным составом военного ансамбля имени Александрова, журналистами и другими достойными людьми, я решила написать и опубликовать этот небольшой очерк о бывшем военном музыканте, бывшем руководителе фронтового оркестра Юго-Западного фронта Русской Армии в Первой Мировой войне Исааке Соломоновиче Рапопорте.


Мне кажется, что у меня с рождения любовь к духовому оркестру. Услышав его звуки, я сразу возвращаюсь в свое детство, которое, казалось, было наполнено мелодиями «Амурских волн», «Дунайских волн», «Осеннего сна»…

Вместе со звуками всплывает образ небольшого худощавого пожилого человека в военном мундире. Это был руководитель школьного духового оркестра Исаак Соломонович Рапопорт. С трехлетнего возраста я с ним встречалась по вечерам в школе, когда мама преподавала вечерникам. Он почти ежедневно репетировал с ребятами либо в одном из классов, либо в актовом зале. Мне очень нравилось слушать оркестр, у меня даже появились любимчики музыканты-школьники, которых я потом узнавала и вне репетиций.

Исаак Соломонович был уникальным человеком. Его очень любили и уважали школьники. Его знал весь Каспийск как старейшего музыканта города..
Он приехал в Двигательстрой в 1941 году с семьей в эвакуацию из Большого Токмака.

Исаак Соломонович удивительно сочетал в себе талант музыканта с талантом школьного педагога. Мог часами сидеть в музыкальной комнате или в одном из классов и обучать юных оркестрантов  нотам, клавиатуре, положению губ при различных звуках и другим музыкальным премудростям.

Рапопорт И.С. был очень скромным человеком, никогда не рассказывал о себе. И только много лет позже в школе узнали, что в свое время он руководил сводным духовым оркестром Юго-Западного фронта под командованием знаменитого генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Причем, это был не армейский, не дивизионный, а фронтовой оркестр в восемьдесят человек!

Оказывается этот военный оркестр в годы Первой Мировой войны, имея в качестве оружия только музыкальные инструменты, совершал героические поступки.
Д. Лехович пишет в книге «Белые против красных. Генерал Деникин»: [1]

« Чарторыйск был взят дивизией Деникина. Железная дивизия двинулась дальше, чтобы очистить от противника окрестные деревни и хутора.

Неприятно было пробуждение австрийцев, заночевавших в злополучных хуторах, — рассказывает очевидец этого боя Генерального штаба полковник Б. Н. Сергеевский. — Только начинало светать, как леса кругом них ожили. И ожили каким-то невероятным для войны XX века образом.

С севера гремел, надвигаясь все ближе и ближе, русский военный оркестр. На западе и юге ему вторили полковые трубачи. И когда на опушку с трех сторон одновременно стали выходить русские колонны — австрийская бригада стояла в строю впереди деревенских домишек подняв вверх руки. Стрелковый оркестр прошел, продолжая играть, вдоль фронта врага, поворачивая на восток по дороге в Чарторыйск…»


Когда началась Отечественная война, Исааку Соломоновичу было уже много лет, и он был не призывного возраста. В декабре 1941 года на фронт ушел  его старший сын Самуил, 1921-го года рождения. Воевал гвардии рядовым 29-го гаубичного артиллерийского полка 29-й танковой дивизии и пропал без вести в сентябре 1942 года   
Остались дома Исаак Соломонович с женой, да младший сын Юра.

С возвращением с фронта директора школы №2 Деревянко Петра Николаевича и других преподавателей-фронтовиков, жизнь Исаака Соломоновича стала ярче и интересней. Он начал работать руководителем школьного духового оркестра.

Школьный духовой оркестр насчитывал до тридцати пяти участников. Он сопровождал ежедневную утреннюю гимнастику школьников перед началом занятий, музыкально оформлял школьные вечера и пионерские сборы, сопровождал выступление хора и давал самостоятельные концерты. Под звуки своего оркестра на школьных вечерах дети учились танцевать танго, вальс, краковяк. Сколько озорных ребят он удержал в школе, привив им любовь к духовой музыке. И на всех праздничных демонстрациях впереди всегда шел И.С.Рапопорт, его оркестр, и лишь потом вся школа.

Вспоминает один из участников школьного оркестра Баклюков Олег Васильевич: [2]

«… Исаак Соломонович Рапопорт, был личностью уникальной во всех отношениях. Интеллигент до мозга костей еще того, дореволюционного эталона, выдающийся педагог, истинный музыкант с большой буквы, строгий, но добрый, любил во всем порядок и, особенно, в своем нотном хозяйстве, что и требовал от нас. Для нас, начинающих музыкантов, еще не имеющих начальных знаний, он представлялся человеком-легендой, преданным музыке беззаветно. Когда мы узнали, что он был знаком с самим Агапкиным, автором известного марша «Прощание славянки», а также был капельмейстером в российском военном оркестре, уважение к нему еще больше возросло.
 
У него был удивительный педагогический дар. За три года игры в оркестре я ни разу не видел, чтобы он брал инструмент и что-либо показывал, но, тем не менее, он всех нас научил технике извлечения звуков, нотной грамоте, исполнительским навыкам.

У него был абсолютный слух, ведь все партии для всех инструментов он расписывал сам, и все это поддерживал в образцовом порядке.
 
Следует отметить, что он в школе работал практически бесплатно, так как в штатном расписании такой единицы, как руководитель оркестра не было, а числился он по штату уборщицей. Соответственно ему и платили.

Как правило, репетиции проводили в классном помещении, в основном по вечерам. Исаак Соломонович, раздав ноты, какое-то время спокойно ждал, когда каждый проработает над своей партией. Это могло длиться довольно долго. При необходимости к нему обращались.
Специальной дирижерской палочки у него не было, поэтому он из спинки учительского стула с тремя планками, извлекал одну, и она временно служила ему. После окончания репетиции он аккуратно ставил планку на место.
Удар палочкой по столу означал исполнение произведения всем оркестром, который по частям или целиком мог исполнять разучиваемую вещь несколько раз.

Поражает, что из общего хора инструментов он всегда различал фальшь, даже на полтона.
Репертуар оркестра был очень большой, начиная от песен, маршей, танцевальных мелодий и кончая концертными номерами классической музыки…

… Отдельной строкой надо упомянуть траурные мелодии. В день смерти И.В.Сталина мы срочно разучивали траурные мелодии Бетховена, Шопена и исполняли их с небольшими перерывами в школе до дня похорон И.В.Сталина.

… Исаак Соломонович руководил еще заводским клубным оркестром, и когда там был «некомплект», мы его восполняли, что случалось довольно часто. В награду за это мы имели возможность после репетиции попасть в кинозал и посмотреть бесплатно очередной фильм.

Но вот в 1954 году в школу привезли оркестр народных инструментов (струнный оркестр), и нам быстро пришлось переквалифицироваться на струнные инструменты, так как мы уже были знакомы с музыкальной грамотой. Исаак Соломонович руководил и этим оркестром, и здесь он сам нам показывал приемы игры. Каждый музыкант пересел на аналогичный инструмент в струнном оркестре. Я как исполнитель партии баса «А» - на домбру-контрабас.

Где-то через месяц-полтора, мы уже исполняли несложные произведения и аккомпанировали солистам-исполнителям народных песен.
 
В начале 1954 учебного года весь коллектив художественной самодеятельности школы (в т.ч. хор, оркестры, солисты) пригласили в студию звукозаписи в г. Махачкала…
Спустя несколько дней по республиканскому радио передавали наши записи. Впервые в жизни мы услышали самих себя. В то время для нас это было событие…».


                - * -

Я помню его седым, суховатым, всегда одетым в военный мундир и, как мне тогда казалось, стареньким человеком, который регулярно приносил моим двоюродным бабушкам билеты на спектакли Махачкалинского Русского драматического театра имени Горького. Театр регулярно гастролировал в Каспийске. Бабушки всегда брали меня с собой, поэтому уже школьницей я знала почти весь репертуар театра и всех его актеров по фамилии и в лицо. Сейчас трудно вспомнить названия спектаклей, запомнились последние середины 60-х годов: «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат»... Было это более полувека назад.

Потом, много позже, я увидела экранизацию спектакля «104 страницы про любовь» [3] и в постановке ленинградского Ленсовета спектакль «Мой бедный Марат», и мне показалось, что наши актрисы сыграли главные роли ничем не хуже Татьяны Дорониной и Алисы Фрейндлих.
И в том, что я с малых лет полюбила театр и музыку, была большая заслуга Исаака Соломоновича Рапопорта.



[1]  http://bibliotekar.ru/rusDenikin/4.htm

[2]  Г.В,Кириленко «Ты юность наша вечная», РАН Институт социально-политических исследований, Москва, 2005 г., стр. 144-146

[3]  Фильм снят под названием «Еще раз про любовь»