Югославия. 3. Адриатика

Кора Журавлёва
      К концу затянувшейся командировки супруга, в конце 1974 года он преподнес мне «подарок», сообщив, что по просьбе Министра металлургии и машиностроения он должен остаться в Балше ещё на один год. А я-то радовалась, что он наконец-то закончит эту длительную командировку!
      Конечно, я очень огорчилась, но он нашёл, как всегда, мотивы и методы убедить меня в необходимости продления его «отсутствия» в семье. Муж мой сказал, что министр пообещал ему, как награду за согласие остаться ещё на один год, или правительственную награду лично от Генсека Н. Чаушеску, или четырёх комнатную квартиру в любом районе Бухареста в новом доме, на выбор. В районе Берчень, где мы на данный момент проживали у нас было три комнаты, из которых одна была проходная. Дети подрастали, их интересы из-за разницы в возрасте стали резче обозначиваться, поэтому дополнительная жилая площадь была бы очень кстати, и я согласилась подождать ещё один год. Мне действительно очень не хватало мужа, мужчины в доме, но за прошедшие два года я как-то сумела разобраться сама и с работой, и с детьми.
      У меня находилось даже время на личные удовольствия, как-то: театр, краткие поездки на природу, «собрания» с коллегами то ли у нас дома, в которых дети принимали горячее участие, то ли у кого-либо из коллег. Кроме того, на зимние каникулы детей, как и раньше, мы ездили в горы, в зимние дома отдыха с той только разницей, что условия отдыха стали куда комфортнее, благодаря должностному статусу супруга. Так было и на этот раз. Зимние каникулы мы с ребятами провели на горном курорте "Совата", а на весенние каникулы мы успели с Серёжей слетать на самолёте в Тимишоару на встречу с моей югославской подругой Отилией.
      Она приехала специально для встречи со мной, а ещё затем, чтобы получить лично от меня подтверждение об отпуске, который мы должны будем провести вместе этим летом, как я ей и обещала. Она сказала, что договорилась о нашей поездке на Адриатическое море в курортный город Макарска.
      После окончания учебного года я отвезла ребят к родителям в Союз. Сама же я надолго у родителей на этот раз не задержалась. Вернувшись в Румынию, я продолжала работать, ожидая с нетерпением августа месяца, когда и должно было состояться увлекательное путешествие в неизвестную мне Македонию, родину Александра Македонского.
      Наконец-то момент это настал! Отпуск был рассчитан на две недели, включая время в пути. Как и ранее я пересекла румынскую границу пешком, а на югославской стороне меня ждала машина с Отилией и с уже знакомыми мне лицами по авентуристической поездке к цыганам.   

         ТРЕТЬЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЮГОСЛАВИЮ. АДРИАТИКА

      Вот и снова, уже в который раз, я посещаю эту красивую страну, хотя изначально я была лишь транзитным пассажиром, когда ехала в Италию. Мне очень нравятся люди в этой стране. Это гордый и красивый народ. К русским здесь относятся особенно тепло, что добавляло положительных эмоций к моей общей восторженности.
      На море поехало четверо «девчонок»: Отилия, я, кузина Отилии и подруга её кузины. Очень удобный во всех отношениях омнибус (мы сидели на втором этаже омнибуса) из Белграда отправился рано утром. Мы ехали через Хорватию, через столицу Хорватии Загреб и далее через Сплит, где находится летняя резиденция руководителя Тито, постепенно приближаясь к заветному месту нашего отдыха.
      Чем ближе мы подъезжали к берегу Адриатического моря, тем величественнее и строже становилась природа. Временами омнибус останавливался около небольших мотелей, где мы могли выйти, поразмяться, перекусить что-либо или просто побродить по необыкновенно красивым местам. Румыния тоже очень красивая страна, но мне кажется, что югославский пейзаж в этой его части страны, подчёркивает свою неприступность, какую-то властность надо всем и всеми, строго присматривая за теми, кто посмел нарушить её природный покой.
      Очень высокие скалистые горы, без единой травинки на склонах, неожиданно, у самого подножья взрывались несовместимой друг с другом, в моём понимании, буйной растительностью.       
      Высокие разлапистые пинии (семейство сосновых) с большими иглами, смешанно переходили в цветущие пальмы и в густые заросли кустов олеандра различных цветов и оттенков, которые в Румынии я видела только в вазонахИ кадках, в домах людей.      
      Поближе к берегу моря, где берег для пляжей был неприступен, ко всей этой растительности добавлялись островки зарослей больших «толстолистных» кактусов, росших прямо между камней! Сейчас был уже август месяц, представляю себе, какой же взрыв таинств природы происходит весной и в начале лета!

      Хозяйка частного дома, с которой Отилия ещё весной договорилась о нашем прибытии, уже поджидала нас у ворот. Нам отвели большую просторную комнату на четыре кровати, где мы и расположились на отдых после дороги. Двухэтажный дом хозяев находился далеко от моря и располагался на улице, которая спускалась по склону скалистой горы, возвышаясь надо всей этой буйной растительной красотой.
      Каждое утро, выходя из дома, я видела вдали сверкающие блики водной феерии Адриатического моря, буйство зелени далеко внизу и себя такую одинокую и гордую, что являюсь частью этого прекрасного мира!
      Каждый день после лёгкого завтрака мы спускались к пляжу. Сам городок Макарска (ударение на первый слог) растянулся вдоль скалистого берега, прижимаясь к скалам или взбираясь на них. Там где море очень близко подходило к берегу, где и строить-то практически было невозможно, расположились неширокие пляжи, усыпанные мелкой галькой. Песчаных пляжей не было вообще. Вода в море была такой чистоты и прозрачности, что я, плавая под водой с открытыми глазами, видела на дне моря маленьких крабов, медленно снующих почти у берега.
      Хотя пляжный период подходил к своему завершению, отдыхающих на пляже было много, поэтому мы торопились прийти пораньше, чтобы занять места на широких парапетах отделяющих собственно пляж от парка пиний, который начинался сразу же за парапетом. Дело в том, что на гальке много времени не позагораешь.
      Маленькие камешки впивались в разгорячённое тело, создавая этим дискомфорт для приятной истомы. Я буквально упивалась не только всем увиденным, но и своими ощущениями от всего того, что могла видеть. На море я была не впервые. Черноморское побережье у Кавказских гор, в районе краснодарского края, тоже очень красиво. Там горы так же подходят очень близко к морю, но пляжи там песчаные, а горы у моря покрыты густой субтропической растительностью. В Италии песчаные пляжи Лидо очень широкие, а море, просматриваемое до горизонта, не прерывается никакими другими прибрежными островками, как это происходит у берегов Макарска, что особенно поразило меня своей необычностью и красотой.
      И без того побережье, изрезанное фьордами, дополнено множеством островков различной величины и конфигурации, заросшими деревьями, дёрном и кактусами. Будто бы, кто-то сверху, собрав куски скального мусора с берега, сбросил все эти ненужные камни в море, недалеко от самого берега, сам того не подозревая, какая получится природная красота.
      Несмотря на то, что мы приехали на море вчетвером, каждый сам по себе мог отдыхать так, как это ему нравится. Стадного чувства у нас ни у кого не было. Поэтому в один из дней мы с Отилией разузнали о «диком пляже», где отдыхающих почти не было, и пошли на это сказочное место. Загорать там было возможно, а вот купаться в море, никак нет! Это был очень высокий берег, примерно десять-пятнадцать метров над уровнем моря, обрывающийся отвесной скалой. Там-то мы и решили позагорать. К тому же я, наслаждаясь окружающим пейзажем, пыталась запечатлеть эту красоту на фотоплёнке. Напротив нас возвышался островок, на одной из сторон которого виднелся вход в высокий грот.
       Отилия рассказала мне, что это вход в ресторан, построен на сваях, а сразу же под мостками пола находится морские воды. Внутри грота очень красиво, экзотично и немного страшновато, потому что при приливе вода поднимается до самого покрытия, а иногда и слегка покрывает пол. Освещается ресторан факелами и свечами, хотя электричество имеется от маленькой автономной электростанции, но его используют только для подогрева пищи, которую привозят с материка, или же освещается «пещера» в экстренных случаях. Днём имеется и слабое дневное освещение, нисходящее из горловины в своде грота. Ходят в этот ресторан обычно любители сильных ощущений, а добраться туда можно только на катере или на лодке.
- «Хочешь, пойдём туда?» - спросила Отилия, смеясь, но без мужского сопровождения я не решилась бы пойти, а «сопровождения» на тот момент у нас ещё не было.

      В один из вечеров вся наша группа решила пойти на танцы в ресторан санатория «Ривьера». Что касается денег, то жили мы скромно, поэтому заказывать ничего особенного в ресторане мы не стали, а обошлись коктейлями и лёгким аперитивом. Да и самоцель была не покушать, а повеселиться, что мы, как оказалось, и сделали с успехом! Кузина Отилии пришла на танцы с очень красивым парнем, звали его Мирко. Оказалось, что они давно знакомы, а позже он стал её женихом, как мне позже рассказала Отилия.
      На этих же танцах и Отилия познакомилась с парнем, о котором забыла сразу же после отъезда из Макарска.
Меня пригласил на танец один из местных парней, как потом я узнала, ему исполнилось 28 лет, мне же в ту пору было 40! Звали его Иосиф. Мне было с ним весело и интересно разговаривать, потому что говорили мы на трёх языках, сербском, русском и украинском. Когда заходили в тупик с нужным словом, то использовали из других языков слова, которые знали оба. Он рассказал мне, что обручён с девушкой, которая учится в Париже, в Сорбонне, говорил о себе, расспрашивал обо мне и о моей семье. Договорились до того, что он захотел познакомить меня со своей мамой.
- «Спасибо, не надо!», - подумала я, и приглашения не приняла.
      В оставшиеся дни отпуска наша компания увеличилась на несколько человек, и всем нам стало значительно веселее. Мы ходили на экскурсии по горам, катались на катере по морю, питались в разных экзотических ресторанчиках. Но время неумолимо бежало вперёд, оставляя за собой лишь фейерверк воспоминаний и слайды, на которые я не пожалела несколько фотоплёнок.
      В один из вечеров, когда мои подруги были заняты «последними прощаниями» со своими парнями, я одна отправилась к морю. Мне очень хотелось побыть в одиночестве, остаться наедине с природой, прикоснуться к таинству прощания дня с вечером, на берегу моря. К моей радости берег был пуст.      
      Под одной из пиний я опустилась на лавочку, вынула фотоаппарат и приготовилась запечатлеть мгновения не только прощания заходящего солнца с морем, но и моё прощание со всем этим природным великолепием.
      Назавтра мы все уезжали в Белград.
Я снимала кадр за кадром замедленное прощание солнечного диска со мной и с этим прошедшим днём. В какой-то момент, когда солнечный диск почти коснулся глади моря, я вдруг поняла, что не могу определить горизонта. Я застыла в полном восхищении.      
      Надо мной не было ни неба, ни воды. Всё слилось в один огромный шатёр надо мной, возникший неизвестно откуда и простирающийся неизвестно куда. Стёрлись грани между небом и водой, великолепие заката слилось в единое целое с водной гладью, и не было никого в целом мире кроме меня, пиний и тихого плеска прибрежных волн.
      Я наслаждалась единением с природой, я отдыхала душой, мне хотелось стать камешком пляжным, иголками пиний, морской пеной, лишь бы побыть ещё хоть немного частичкой этого прекрасного мгновения. Но у природы свои законы, и всполыхнув прощально последними лучами, солнце ушло за горизонт.
      Мне уходить не хотелось. Навеянное природой лирическое настроение, родило в моей душе такие строки:

  Я не одна, я вся слилась с природой!
  Нас много – море, чайки, небеса,
  И солнце гордое спускается за воду,
  И лишь слышны природы голоса.
                Мне хорошо!
                И я лечу над водами прибрежья,
                Купаясь в исчезающих лучах
                Меня влечёт природы зов вечерний,
                Касаясь нежно оголённого плеча……

                *****

      Возвращались мы тоже автобусом. Провожала нас вся новая компания друзей, расставаться с которыми очень не хотелось. Если в Италии я постоянно чувствовала себя очень близкой по духу к этой стране, но всё-таки иностранкой, то в Югославии я просто забыла, что я не дома, будто я в России.
      Вероятно, схожесть славянских языков и характеров привнесла особый комфорт в мой духовный мир. Обратный путь лежал уже по знакомым нам ранее местам, а пока мы ехали среди гор, солнце приблизилось к закату, поэтому Белград встретил нас спустившимися на город сумерками. Разговаривать в автобусе почему-то никому не хотелось. Наверное, всем нам было немного грустно расставаться с друзьями и с ласковой, величественной и гостеприимной природой побережья.
      Переполненные событиями, воспоминания, создавали и чувство потери, как будто где-то, кто-то забыл оставить тебе что-то такое, особое или даже забрал у тебя то, чего не имел права брать. Вот уж, воистину, «в жизни что-то находишь, а что-то теряешь»! Однако приобретений было куда больше, чем потерь и это радовало!
      В Бегеиць я пробыла ещё дня два, после чего меня отвезли, как всегда на автомобиле в Тимишоару, а оттуда поездом я добралась до Бухареста.

Лето быстро пролетело,
Вдруг, осталась я одна.
Расставаться не хотелось
Мне с друзьями, никогда!
              Но всё кончается когда-то!
              Закончились и эти дни,
              Ривьера, море, встреч утрата…
              Всё остаётся позади.
                Мечтами правду заменила,
                Придумками украсилась сама,
                Но никому, ни в чём не навредила,
                А вот друзей себе приобрела!

(продолжение следует)  ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 1. День первый.
http://www.proza.ru/2011/03/28/1044