Часть 11 Последняя стоянка

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/18/895

О труднейшем переходе и чудесном спасении Альбанова судном «Святой мученик Фока» написано и в книге самого штурмана и во множестве иных изданий. Повторяться не будем.

Альбанов проявил беспримерный героизм и мужество во имя  спасения своей собственной жизни. Потому и повезло матросу Александру Конраду, который был с ним в одном каяке. Все остальные погибли.

Естественно, Михаил Ефимович Жданко, к тому времени назначенный начальником главного гидрографического управления, куда Альбанов передал выписки из судового журнала, снимавшие с него ответственность за дезертирство, – пытался выяснить судьбу племянницы и всех остальных участников экспедиции.

Но началась Первая мировая война, а затем и революция, на фронтах гибли миллионы – было не до судьбы десятка человек, затерянных в Ледовитом океане.

 Тем не менее, Михаил Жданко сделал все возможное, чтобы отыскать экспедицию Брусилова. По его инициативе впервые в Арктике для поисков экспедиции использовали авиацию.

Во Франции был специально приобретен самолет Морис-Фарман MF-11 и доставлен на Новую Землю, откуда выдающийся морской летчик, один из первых пилотов русской военно-морской авиации, поляк Ян Нагурский совершил несколько разведывательных полетов.

Пробыл более 10 часов в воздухе и осмотрел пространство над Баренцевым морем и побережьем. Он пролетел более тысячи километров, и каждый полет был сопряжен с невероятным риском. Нагурскому не удалось обнаружить экспедицию, но с его смертельно опасных полетов началась история арктической авиации.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/18/903

На фотографии: Александр Эдуардович Конрад