Загадочный Хозяин бункера. Роберт Тальсон

Татьяна Алейникова
Роберт Тальсон относится к числу самых загадочных авторов Прозы. Меня поражает разнообразие жанров, в которых он выступает. Причём, настолько органично, что, кажется, будто произведения принадлежат разным авторам. Стихи написаны насмешливым, ироничным юношей, а исторические персоналии принадлежат перу вдумчивого интеллектуала, свободно ориентирующегося в исследовательской и мемуарной литературе.

Но есть ещё путеводитель по одному из красивейших городов мира (Про Питер), наконец, фантастический роман «Хозяин бункера». Загадочность, конечно, не в обращении к разным жанрам, а в абсолютном равнодушии к окололитературной составляющей сайта. Здесь Роберт выделяется тем, что в последнее время почти не пишет рецензий, следовательно, не получает их. На комментарии частенько не отвечает. Короче, для тусовки, где не обменяться репликами, означает подписать себе приговор, он потерян. А теперь о главном.

Чем привлекло меня творчество Роберта Тальсона, чьи произведения стараюсь не пропускать. Знакомство, наверное, началось со стихов, тонких, насмешливых, забавных.

Уже я не помню, кто мне рассказал,
Что в нашей деревне был раньше вокзал.
Билетная касса, сортир и перрон.
А главное – поезд по имени Джон.
Из звонких деталей удачно сложён
Весёлый наш поезд по имени Джон.
         Баллада о весёлом поезде

О чём бы ни писал автор, это всегда нестандартный взгляд на привычные вещи. Его прозаические произведения притягательны редкой насыщенностью и информативностью. Ощущение основательно спрессованного текста, где трудно вычленить лишнее слово, не покидает при чтении. В последнее время Роберт пишет очерки – портреты. Признаться, не люблю исторические повествования, не интересна мне «клюква» о царском небожительстве, наверное, потому что всю жизнь имела дело с весьма прозаическими вещами.

Но исторические очерки Тальсона привлекают необычайно. В них нет стилизации «под старину», он рассказывает о персонажах прошлого, как о современных людях. А как ещё расценить «ярмарку невест», претендующих на руку и сердце царя Ивана Грозного.

«В 1547 году в Московском Кремле происходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет.
В смутное время, в 1612 году, когда после правления бездетного царя Федора, прервалась ветвь Рюриковичей, бояре выбрали на царство последнего потомка царицы Анастасии. Первый царь из дома Романовых – Михаил Фёдорович – являлся её внучатым племянником. Так отчество жены Ивана Грозного – Романова – стало царской фамилией на триста последующих лет ». (Царица Анастасия Романовна Захарьина http://www.proza.ru/2011/02/25/858)

В коротком очерке лаконично и образно передана атмосфера того времени, приведены интереснейшие факты из отечественных и зарубежных источников. Увлекательно, доступно рассказывает автор о непростом периоде в русской истории, который, благодаря ему, обретает на редкость современное звучание.

С детства знакомый и родной персонаж – няня Пушкина Арина Родионовна – в очерке Роберта предстаёт не малограмотным «божьим одуванчиком», а умной, глубокой, независимой женщиной, с редким чувством собственного достоинства, для которой сердечная привязанность к семейству Пушкиных была дороже освобождения из крепостных. Ей предлагалась вольная, но она предпочла остаться с теми, кого полюбила со всей страстью открытой души.

«Арина Родионовна считается неграмотной, хотя сохранились свидетельства, что она вела счета в усадьбе и отправляла почту.
«Я и посылаю больших и малых книг счётом – 134 книги. Архипу даю денег – 90 рублей. Желаю вам то, чего и вы желаете, и пребуду к вам с искренним почтением Арина Родионовна». Она уже была не няней, а домоправительницей». (Арина Родионовна Яковлева http://www.proza.ru/2011/02/06/947)

Образ привлекательной женщины, навсегда связанной в нашей памяти с дорогим каждому именем поэта, создан автором с использованием минимума средств. Лаконизм только подчёркивает незаурядность личности героини.
Читая очерки Роберта, ловлю себя на мысли о том, что даже хорошо известные персонажи истории выглядят иначе, будто речь идёт о добрых знакомых. Муза поэта Некрасова – Авдотья Панаева, чьи воспоминания известны мне ещё со студенческой поры – открылась с неожиданной стороны.

«Знакомство Некрасова с женой Панаева стало роковым. Через день писатель уже пытается утопиться в Фонтанке на глазах у прекрасной Авдотьи. Добрые прохожие спасают не умеющего плавать Некрасова.
– Если не будете моей, буду топиться ещё раз! – заявляет он Панаевой, – Камнем пойду на дно!» (Авдотья Панаева. Муза Некрасова http://www.proza.ru/2011/01/27/1584)

Я привыкла воспринимать Панаеву как светскую красавицу, чей ум, обаяние, привлекательность сводили с ума многих именитых мужчин, но как-то не задумывалась о её поразительной внутренней свободе, пренебрежительном отношении к светским условностям и пересудам. Не буду пересказывать любовные коллизии супругов Панаевых и Н.А. Некрасова, уверена, что, начав читать, оторваться не сможете.

Хочу подчеркнуть ещё одну притягательную черту прозаических произведений Роберта Тальсона. Он приводит довольно откровенные факты из жизни своих героев, но так осторожно и бережно, что испытываешь чувство благодарности и восхищения его способностью деликатно рассказывать о том, что ещё недавно было запретной темой. Хотелось бы, чтобы читатель обратил внимание на рассказ о малоизвестной поэтессе Анне Петровне Буниной, которую баснописец Крылов величал «русской Сапфо». (Первая русская поэтесса http://www.proza.ru/2011/02/21/1090).

Не могу не сказать о легенде 20 века – поэтессе Анне Ахматовой. Казалось бы, что нового можно узнать о ней. Тальсон подчеркнул деталь, говорящую о личности больше, чем пухлые тома исследований.

«Союз писателей выделил ей домик в Комарово, который она назвала будкой. Здесь она любила проводить время с любимой подругой Фаиной Раневской. В профессорской мантии Ахматова ходила за грибами в соседний лес. Она умерла после четвёртого инфаркта, находясь в Москве.
Но завещала похоронить себя под Ленинградом». (Анна Ахматова http://www.proza.ru/2011/02/10/1849)

В профессорской мантии – за грибами. Воистину царственное пренебрежение внешними атрибутами успеха. В этом для меня вся Ахматова.
Вот ещё одна удивительная личность, которая интересна нам близким знакомством с Мариной Цветаевой

«Эмигрантская моя жизнь освещена Цветаевой, встречами с нею. Я сразу полюбила её. Надо сказать, её мало кто любил. Она как-то раздражала людей, даже доброжелательных...». Беспокоясь о судьбе поэтессы, Саломея ежемесячно, а то и чаще, шлёт Цветаевой переводы. (Саломея 1913 года http://www.proza.ru/2011/01/28/1804

Особое место в творчестве Роберта занимают короткие очерки, знакомящие с достопримечательностями Санкт-Петербурга. (Про Питер). В суховатом, казалось бы, рассказе «Благовещенский мост» трогательная история проводов старого солдата, в которой принял участие прогуливавшийся по мосту царь Николай Первый.

«Николай Первый пошёл за гробом солдата, а за ним и вся его блестящая свита. Бедный солдат не мог бы даже мечтать о том, что в последний путь его будет провожать сам государь». (http://www.proza.ru/2010/12/08/1368)
Есть и совершенно оригинальные миниатюры, с неожиданной сюжетной развязкой (К вопросу о вере), или грустная сказка о любви, предательстве, мести с великолепно прописанным диалогом, ярким образом героини. ( Легенды о Зимнике. Сказка первая).

Радостное чувство охватывает меня всякий раз, когда узнаю о выходе очередной книги у товарищей по сайту. Вот и теперь информация о презентации книги «Хозяин бункера». http://www.proza.ru/2011/02/26/1472 не могла оставить равнодушной. Книга, таящая для читателей много интересного, будет представлена автором 4 марта сего года. Загляните на его страницу, там указано место и время.

Уверена, что произведения Роберта Тальсона обретут много новых читателей. http://www.proza.ru/avtor/volkomorova