О молитве и разных взглядах на молитву

Николай Павлович Кормаков
       Дорогой друг!

       Ты смущен разными взглядами на молитву среди духовных аторитетов, в особенности из разных конфессий, и цитируешь мне фрагмент из письма св.Феофана Затворника:
«     ... взялся переводить нечто... Дошло до статей о молитве... Темная какая-то путаница! И остановился... Латиняне умную молитву не по - нашему понимают. Она у них богомыслие, заключаемое молитвою... А это хотя очень плодотворное упражнение, но не есть молитва... Молитва - особое упражнение от Богомыслия".

       Думаю, что чаще всего непонимание возникает из-за терминологической путаницы.

       О сути молитвы в св.Писании сказано, что «мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).

       Царство Небесное, Святой Дух  есть Самое Любовь, потому самый простой и быстрый способ установить с Ним контакт, это творить дела любви, что и есть настоящая молитва, ибо молитва, как действие в духе, не может быть не опосредствована делом, т.к. дело является следствием того, чем живет дух. Без любви все пусто и не имеет смысла, как и выражает то ап.Павел в (1Кор.13).

       Итак, молитву можно описать (не определить!), как действие любви, опосредствованное делом; или, что то же самое: действие Святого Духа в сердце человека.

       Я очень ценю и люблю молитву к Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю..." и часто с любовью и благодарностью обращаюсь к Нему с ее помощью.

       Надо всегда помнить, что Бог-Дух Святой есть Личность, а потому радоваться возможности молиться к Нему. Молитва к Духу  Святому освящает все вокруг, ибо Он тотчас окружает теплом Своей благодати с верою призывающих Его. Человек не всегда ощущает это внешне, но это всегда так, потому что Бог верен.

       Вот и Феофан Затворник после многих советов о помощи в молитве пишет, чтобы из множества их выбрать то, к чему сердце благоволит, ибо для Бога сердце важнее всего.

       Каждый человек имеет свои особенности темперамента, характера, менталитета, привычек, привязанностей и т.д. и т.п., поэтому каждый из множества способов молитвы может выбрать для себя наилучший. Кроме того, не надо забывать, что цитируешь ты письмо монаха к монаху. Что же касается человека, живущего в миру, то следовать ему правилам монашеским не только бывает не полезно, но даже и вредно ( у меня это описано в эссе "Ночная молитва и как я ее потерял"
http://www.proza.ru/2009/08/26/1112
а это, кстати, самая распространенная ошибка современных мирян в русской православной церкви, через которую прошел и я).
 
       О молитве принудительной. Когда привыкаешь к тому, что Господь всегда рядом и видит тебя насквозь и с упреждением, когда привыкаешь к постоянному общению с Ним, то принудительной молитвы, как таковой, уже не будет: можно, правда, и помолчать, прижавшись головой к плечу всегдашнего Попутчика, ведь Он и молчание прекрасно понимает, читая чувства нашего сердца, а это тоже молитва.
 
       Что касается исследования святоотеческих преданий на тему о молитве, то наиболее полное и доскональное исследование на эту тему принадлежит св.Игнатию Брянчанинову. Молитву, однако, следует более познавать не из книг, а практически.

       В католичестве более свободный взгляд на молитву: под молитвой мыслится всякий душевный труд, ради Господа совершаемый, будь то чтение молитвослова, чтение Евангелия, размышление об Иисусе Христе или Деве Марии, иными словами, когда ум занят памятью об Иисусе Христе и всем, что с Ним связано. А точно такое же определение молитвы можно найти и у святых отцов Восточной Церкви. Значит и в православной церкви то же, что и не удивительно, т.к. истинная Церковь одна. Так что это действительное определение молитвы, выраженное потом Самим Господом Иисусом Христом уже в наше время через св.Фаустину, Габриеллу Босси, Вассулу Риден: "Непрестанная молитва это память о Моем постоянном присутствии с вами", "прямая беседа со Мной и есть молитва".

       Умная же молитва, или молитва сердцем, как называет ее Пресвятая Дева в Своих явлениях в Меджугорье, как называли ее и св.отцы древней Церкви это и есть постоянная память о всегдашнем присутствии Господа Иисуса Христа в твоем сердце («памятование», по св.отцам Церкви), где можно общаться с Ним и без слов. По-разному приходили к ней разные святые: некоторые бесчисленными поклонами, другие - через Иисусову молитву, иные - через Святой Розарий (Богородичное правило, как называл его св.Серафим Саровский), некоторые же через служение в любви убогим людям, иные же - постоянной беседой с Иисусом Христом в своем сердце, другие же - смиренным перенесением страданий. Пресвятая Богородица больше всего и чаще всего просит нас в Своих явлениях в Меджугорье именно о молитве сердцем.


       Ты пишешь, что "в католичестве есть то, чего нет в православии - "Святое Сердце Христа". Можете пояснить, почему этого понятия нет в православии и чем оно там заменено?"

       Открытое нарицательное поклонение Святейшему Сердцу Иисуса Христа и Пренепорочному Сердцу Девы Марии есть действительно видимый дар благодати Иисуса Христа католической церкви. В православной церкви это тоже есть, только не нарицательно, более - индивидуально. Некоторые "богословы" пытаются это как-то аргументировать: мол, не обязательно это так выпучивать - и так ясно. Однако, и протестанты находят словесные аргументы, чтобы внешне не почитать Деву Марию Богородицу. Православные же богословы правильно на это им отвечают, что почитание даже внешне Пресвятой Богородицы в православной церкви это дар Божественной благодати, которой протестанты сами себя добровольно лишают, из чего и в отношении самих себя могли бы произвести логическое следствие для почитания Святейшего Сердца Иисуса и Пренепорочного Сердца Девы Марии, это же касается и почитания Святых Тайн, т.е. почитания Святого Тела и Святой Крови Господа Иисуса Христа.

       Человек, любящий Иисуса Христа не может не почитать Его Святейшего Сердца и Пренепорочного Сердца Святейшей Его Матери, Пресвятой Богородицы и ПрисноДевы Марии. Это творит его сердце, даже если он сам не отдает себе в этом отчета. Истинно так. Пережил это на собственном опыте.

Благословен Бог!