О рассказе Парии Функциональные основы музыкальных

Леонид Новожилов
О рассказе Парии «Функциональные основы музыкальных форм»

               http://www.proza.ru/2010/03/22/176

 
          Несмотря на то, что автор предлагает читателю рассматривать свое повествование как подобие  музыкального произведения и выделяет в нем четыре части, соответствующие четырем частям сонатно-симфонический  цикла (ALLEGRO, ADAGIO, SCHERZO и FINALE), реально в нем обнаруживаются две основные, во многом самостоятельные  части. Можно сказать, мы видим два рассказа в одном.

          В первой части рассказывается о том, как еврейские семьи готовятся к встрече  Пассовера (Песаха) – еврейской Пасхи.

          Во второй части речь идет об уроках музыки, которые героиня рассказа дает детям, имеющим  проблемы с психическим здоровьем.

          В обеих частях повествование ведется от первого лица, и его (повествование) отличают эмоциональность и живая разговорная форма. Собственно, это монолог главной героини, и стержнем и основным содержанием повествования являются вовсе  не описание иудейских религиозных традиций и не  рассказ об использовании основ музыкальных форм при обучении детей музыке, а личность рассказчицы, проявляющаяся в ее эмоциональности, в ее отношении к описываемым явлениям и событиям.

          Какой же видится читателю героиня рассказа София? Это не слишком уже молодая дама, в настоящее время, по всей видимости, незамужняя.  Она живет с  дочерью-студенткой. Кроме того у Софии есть вполне самостоятельный взрослый сын, с женой которого  у Софии складываются непростые отношения. София еврейка, эмигрант с Украины, и проживает в одном из пригородов Нью-Йорка, в районе населенном преимущественно евреями. Эмиграция не принесла ей особого материального благополучия, и она, имея высшее музыкальное образование, вынуждена давать платные уроки музыки детям из не самых обеспеченных семей. А были и худшие времена, когда София «была  готова к  любой  работе, чтобы   просто  выжить».

          София, похоже, так и не вписалась до конца в здешнее общество. Это видно из ее остроумного и ироничного описания фанатичной борьбы  с Хумецом, которую ведут соседи, из ее метких характеристик персонажам из окружения, типа «полунаученные полунаученными». Софию возмущают  «двойные стандарты» в поведении людей.   И, чувствуется, было в ее жизни, здесь за рубежом, то, что она называет «allegro» -  борьба героя против толпы, отстаивание своего мнения, конфликт.  Можно сказать, уехав из одной страны, в другую она до конца так и не приехала.

          Читателям симпатична героиня, которая не просто учит «трудных» детей музыкальной грамоте, а видит в них нестандартных, талантливых личностей, дает им душевное тепло, которое они недополучают в своих семьях. В то же время автор показывает, как София в общении с этими чистыми, не испорченными еще душами сама духовно обогащается.

          Симптоматична фраза, с которой начинается рассказ и которая задает тон всему повествованию: «Воскресенье, и я, как вы знаете, занята».

          Читателю сразу становится понятно, что он попал в круг близких друзей героини, что общение будет предельно доверительным. И в самом деле, речь Софии импульсивна, сбивчива и полна недоговоренностей. Именно такая, какая и бывает между людьми, которые понимают друг друга с полуслова.

          Автор замечательно передает характерные особенности речи героини. В ней смешались русские, еврейские, украинские и английские слова.

          Вот пример: «Мексиканцы, заробитчане и весь остальной небрезгливый  народ  в эти дни рентуют  грузовики и ездят по богатым районам. В отличие от шнуров, они не просят». «Заробитчане» - это украинское слово, означающее людей, работающих за рубежом. «Рентуют» - английский (американский?) аналог русского «берут в аренду». «Шнуры» - от еврейского «шнорер», означающего попрошайка.

          Или вот еще: «Шоб никак не чувствовать себя обделёнными  аж на 8 дней  пусть не настоящим, сделанным  из  картофельного  крахмала, но  Хумецом по определению». Желающие могут сделать разбор самостоятельно.

          Порой в речи героини встречаются фразы, хотя и состоящие из русских слов, но построенные с отклонениями от норм русского языка. К примеру:  «… запоры не идут ни в какое значение с высокой целью» или «… он ждет меня поправить его». Читателям понятно, что здесь автор демонстрирует то, как меняется речь русскоязычного человека, долгое время живущего в иной языковой среде.

          Из достоинств рассказа вырастают его недостатки. Изложение в стиле «бруклинского сленга» делает текст малопонятным для  огромного большинства потенциальных читателей. Вряд ли жителю Рязани, Красноярска, Владивостока или Москвы, не относящемуся к избранному народу понятно значение слов «мицва», «хутцпа», «маца», «сейдер», «кошеруются», «Пурим», «Джуллиард»…

          Конечно, это очень сложно и требует большого писательского мастерства – сохранив своеобразие речи героя, сделать текст понятным для большого круга читателей. В этом направлении Парии, на взгляд рецензента, и следует поработать, если у нее появится желание улучшить свое произведение.

          И что-то надо делать с печатным устройством: эти немотивированные обрывы строк, эти пробелы перед знаками препинания, эти «заклинивающие» восклицательные и вопросительные знаки – грязнят добротный, в целом, текст.

          В завершение – общая оценка. Это хорошая работа не обделенного литературными способностями автора.

          И напоследок. «Чтобы ни одна  молекула НЕхумеца не прокралась на чистую от Хумеца плиту».  В этой фразе - нет ли логической ошибки?

С уважением к автору


Далее приводятся отзывы на рецензию.

Рецензия Леонида Новожилова мне понравилась, хотя не со всем я согласна в смысловом понимании текста. Леонид Новожилов показал достоинства и недостатки текста так, как я бы их тоже, наверное, показала. Но вот что неприятно: рецензенты прозы.ру всегда отзываются так, словно вся мировая литература сосредоточилась на прозе.ру. Господи, зачем писателю следить за пробелами перед знаками препинания? Это делает корректор. Восклицательные и вопросительные знаки - они же авторские. Откройте любую книгу Горького, Чехова, Достоевксого. Посмотрите, как они лепили знаки препинания! автор так захотел, атвор так поставил. Другое дело - грамматика. София знает, я ей показывала несколько раз ошибки, являющиеся калькированием английских речевых конструкций. Да, Софии нужен редактор (как и любому из нас). Но от ошибок ее многоязычный, полихромный текст (а тексты Набокова не такие же? А Лимонов с его двух-трехязычием в каждой книге?!) не слишком страдает. Главная привлекательность рассказа Парии в том, что он обладает гигантской, сверхъестественной ХАРИЗМОЙ!
Я вспоминаю слова из "Над пропастью во ржи". "Если после прочтения книги писателю хочется позвонить,то это хороший писатель". Я не только позвонить бы Софии хотела, а водочки с ней выпить. Это редкий необычный талант, который просто теряет свой блеск на прозе.ру.
Может, мне удастся уговорить Соню оформить все ее рассказы и воспоминания в виде автобиографического романа. Эта книга сможет поразить мир.

Елена Тюгаева   25.11.2010 10:07   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Лсневская пусть думает, что это стеб. А я считаю, что это автобиографическая проза.

Елена Тюгаева   26.11.2010 09:44   Заявить о нарушении
Извините, вклинюсь с ремаркой.
Нет у Парии никакого стёба. Это ее стиль: жизни, общения с людьми, оценки других, себя, всего вокруг. Человек - торнадо, причем - самолюбивое торнадо. Иногда даже черезчур самолюбивое, себя и своё будет отстаивать по принципу: хвалишь - ты мне друг, не хвалишь - враг и достоин уничтожения. Это издержки характера типичного холерика. Такие люди и создают и рушат одним движением руки.
С уважением ко всем присутствующим,

Мнемозина   26.11.2010 12:27   Заявить о нарушении
По поводу стёба: по-моему, полнейшая ерунда, осонованная либо на непонимании термина "стёбё, либа смысла написанного Парией.
"Стёб - публичное выражение иронического отношения к каким-либо людям, взглядам или понятиям, часто в виде пародии, ставящее целью их высмеивание.
Синонимы: высмеивание, ёрничество, ёрничание, пародирование, ирония, насмешка, издёвка, сарказм.
Антонимы: пафос"
Итого - полное непопадание.
Привет Лесневской.

Александр Ра   26.11.2010 15:44   Заявить о нарушении
Потому оно и в кавычках, что не на ходу пальцем деланное.
Еще болере широкое тогда: стёб - это литература.

Александр Ра   26.11.2010 16:49   Заявить о нарушении
Лесневской привет? Давайте.
Я прочитала по три строчки в каждом открытом мною произведении. Да, рассказ Парии, как и рассказ Новолуние, я отнесла к иронии и стёбу. Мне так показалось. По тону повествования,в первую очередь. Новолуние (не помню автора) я дочитала, и там, скорее, горькая ирония, а не стёб, а Парию нет, поэтому ничего не могу сказать. Я не поняла этих перескакиваний с одного на другое.

Яна Лесневская   26.11.2010 17:45   Заявить о нарушении
А сколь достойно по трем строчкам ставить клеймо стёба?

Александр Ра   26.11.2010 17:52   Заявить о нарушении
А где вы увидели клеймо? Это было первое впечатление. Как в книжном. Открыла, прочла три строки, не понравилась, закрыла.

Яна Лесневская   26.11.2010 17:56   Заявить о нарушении
Ну представьте: некто открывает Вашу книгу, читает пару строчек - и громогласно объявляет: полная чушь!

Александр Ра   26.11.2010 17:57   Заявить о нарушении
Слушайте, не втягивайте меня в ваши кланы, клоны, любви и ненависти.
Мне НЕ понравилось то, что я увидела сразу. Если вы увидели в трех первых строках Откровение от Парии, ваше право. Я увидела стёб. Ещё вопросы?

Яна Лесневская   26.11.2010 18:01   Заявить о нарушении
Никто никого никуда не втягивает. Просто хорошо бы отвечать за свои слова.
Успехов.

Александр Ра   26.11.2010 18:03   Заявить о нарушении
Вот вы и отвечайте. А я сказала и пошла.

Яна Лесневская   26.11.2010 18:04   Заявить о нарушении
Если просто говорите, что не понравилось - пожалуйста, никаких претензий. Если называете стёбом - извольте объяснить.

Александр Ра   26.11.2010 18:05   Заявить о нарушении
Каждый отвечает за свои.

Александр Ра   26.11.2010 18:06   Заявить о нарушении
У вас там что - любовь?
Я здесь никому ничего не должна. И изволять объяснять в том числе.

Яна Лесневская   26.11.2010 18:07   Заявить о нарушении
Конечно, не должны. Но вряд ли будут прислушиваться к словам человека, который за них не отвечает.
Я всё понял, дальнейший разговор не имеет смысла.
Хороших выходных.

Александр Ра   26.11.2010 18:10   Заявить о нарушении
А я никого и не просила прислушиваться к моим словам. Где вы это увидели?

Вот я увидела. Свою фамилию там, где не ожидала. Это да, было странновато. Да еще с такими интонациями. Так что если вам надо кого-то защищать, то рыцарствуйте без упоминания имен.

Яна Лесневская   26.11.2010 18:13   Заявить о нарушении
Яна не сказала, чушь!
А Вы, Александр, книги иначе выбираете!?
Пролистываешь, смотришь аннотацию, выхватывешь строки, по стилю, по угадыванию содержания, понимаешь, захочется прочитать или ничего не потеряешь, если повременишь.
Как Вы относитесь к прозе Манины Цветаевой!? Лёгкое ли чтение её прозаических вещей!? Будете ли Вы с упоением читать её с первых строк!?
Согласитесь, стиль непростой, глубоко индивидуальный. Безглагольные предложения, множество тире и восклицаний. Сплошные эмоциональные всплески, а не рассказ и последовательное повествование, композиционно выстроенное. Прозаические произведения М.Цветаевой трудно ограничить рамками какого-либо жанра. Я не думаю, что её проза нарасхват и читается поголовно всеми.

Никто в обсуждении произведения Парии не сказал, что у её прозы нет будущего.
Мне кажется обсуждение состоялось, оно было интересным. Софья импульсивная натура, надо было взять паузу, подумать, а не драматизировать сходу. Полагаю, при внимательном прочтении Пария со временем в , шокирующих нынче, текстах, узрит явные комплименты себе и своему произведению.

Зоя Чепрасова   26.11.2010 18:54   Заявить о нарушении
МаРины Цветаевой! Извините, Ужасно! Эти опечатки.

Зоя Чепрасова   26.11.2010 19:01   Заявить о нарушении
Опять все перешло в прозарушный треп с обсуждением личностей авторов. Пария мне не подружка, я с ней познакомилась несколько дней назад. В критическом проекте следует говорить чисто о творчестве. При чем тут, какой человек Соня, и что она пишет в рецках на прозе.ру. Анализируйте тексты, забудьте об авторе и его реальной жизни. Нормального анализа я не увидела ни у кого, кроме у Леонида Новожилова (и то относительно).

Елена Тюгаева   26.11.2010 19:21   Заявить о нарушении
Не все так очевидно, Лена. Творчество и личность связаны. По сути мы все в каком-то смысле переплавляем в Слово себя. Свое мировоззрение, свое отношение к чему-то, свои страхи, свои мечты. Поэтому критические статьи всегда говорят и о личности писателя. Но в высоком смысле, конечно, без копания в чем ни попадя. Функция критика - посредничество, он должен написать так, чтоб читататель понял - читать или не читать. Т.е. подчеркнуть (особенно неочевидные) достоинства или недостатки. Быть приятным не обязан, быть доказательным - да. Соня - сложный случай, я понимаю и ее и рецензентов. Ей должно хватить мужества to face the music, раз заказала. Критикам - терпения и желания расслышать, докопаться, дойти до сути, раз приняли к рецензированию. Вышло "немножко нервно", но но любой самый трудный опыт - это польза!

Софья Раневска   26.11.2010 20:07   Заявить о нарушении
Шлакгбаум , Вы блаженствуете ? Наконец- то с вами разоваривают порядочные люди .. Поздравляю. Знали бы они, что Вы такое.. Я ничего не удаляла..
Лена- ЗДЕСЬ РЫБЫ НЕТ - помнишь Ералаш про мальчика на стадионе?
Саша- большое спасибо, не стоило .

Зоя - спасибо. Вы трезвы и обьективны.

Поэт Леснянская- зачем грубить - то ? Даже неловко за Вас.

*****************************
На этом цирк закрывается.
Лена, мне жаль, что ты сюда вообще зашла . Но уроков я вынесла море.

София Павлова   26.11.2010 20:17   Заявить о нарушении
забыла ! Таня - Мнемозина.. ты права на 120%- Торнадо.. Но не всегда холерик ..

София Павлова   26.11.2010 20:20   Заявить о нарушении
Я не поэт. И не Леснянская. А вот грубите как раз вы.

Яна Лесневская   26.11.2010 20:23   Заявить о нарушении
Дамы и господа!
Не ссорьтесь по пустякам.
Приберегите силы для большой драки.
))))))))))))))))))

Мнемозина   26.11.2010 20:29   Заявить о нарушении
ГДЕ ???? С КЕМ ???

:)))
Таня, я на работу - бедных ненормальных детей из нужды учить - рядом с Джуллиардом . Ну скажи мне честно- ты бы не упала от этой фразы ?
Я потом прочитаю..
Поэт Л . - пардон, недоглядела..

София Павлова   26.11.2010 20:35   Заявить о нарушении
Я прозу пишу. А то еще спрашивают, почему три строчки прочитала. У меня, судя по всему, ни единой и никто.

Яна Лесневская   26.11.2010 20:39   Заявить о нарушении
Конечно, есть и достоинства и недостатки, есть и нелицеприятная критика и критика этой критики, а также ошибки присутствуют, кстати, совсем не портящие общую картину… Есть и харизма, есть и талант, есть и желание поразить мир, но почему-то при нежелании делать это через издательства, а с желанием сделать это через Прозуру… Или при невозможности… Тут вспоминаются слова известного тоста: ’’ Давайте же выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!”. Неплохое начало перед тем, как ” выпить с ней водочки”…

Если все так хорошо, то почему же все-таки так грустно? Было сказано так много слов и за и против. Только все не заметили за деревьями леса, а вот одно довольно таки умное замечания, сказанное невзначай, походя - пропустили мимо ушей, проигнорировали… Имеется в виду высказывание поэтессы Лесневской, что, мол, написанное Парией – это просто-напростаки не что иное , а … стёб.

Да, стёб. Слово '' стёб'' – типа неологизм. Не всем оно понятно будет. Поэтому, не будем уподобляться Парии в бравировании познаний в различных жаргонах и, как правило, без необходимого разъяснения, а обрисуем суть такого явления, как нам кажется.
Итак:
Стёб (он сам или продукт его) – это такая фонетическая хлесткость на грани запредельного, ну что-то вроде шуток, розыгрыша, вранья, ” утки”, лжи, издевательства, подтрунивания, высмеивания…но не совсем так, не то, чтобы откровенно, но с элементами перечисленного. Это своего рода унижение якобы в разрешенных дозах, что-то пограничное между иронией и сарказмом – не так безобидно, как ирония, но и не так обидно, как сарказм.
А если допустить, что Пария стебается – то и рецензенты (мы ей как-то уже намекали) – тоже хороши: и не лыком шиты, и не лаптем щи хлебают, да и не пальцем деланы…

Шлакгбаум 25.11.2010 19:29 Заявить о нарушении правил
Лсневская пусть думает, что это стеб. А я считаю, что это автобиографическая проза.

Елена Тюгаева 26.11.2010 09:44 Заявить о нарушении правил
****************************

За такую славу благодарите не меня, а одиозного Шлакгбаума .)))

София Павлова   26.11.2010 20:52   Заявить о нарушении
Яна, тсссс, ну ладно Вам, уж портянка разрослась как тещин язык - с километр.

Мнемозина   26.11.2010 20:54   Заявить о нарушении
Да я вообще тут мимо проходила, видать, не туда свернула. По старой памяти. Просто когда кем-то допущенную ошибку начинают бездумно тиражировать, не удосужившись заглянуть на страницу, это раздражает.

Яна Лесневская   26.11.2010 20:56   Заявить о нарушении
Зое:
1. Книгу выбирать так, как Вы говорите, вполне можно: по паре строчек оттуда-отсюда, по другим признакам. Но одно дело выбирать, а другое - громогласно наклеивать вердикт, исходя из этих случайных строчек.
2. Прозу Цветаевой люблю. В свое время "Повесть о Сонечке" стала откровением. Да, действительно, написана на нерве, который непросто держать, но это того стоит.
3. Путать свободу изложения со стёбом - это ничего в стёбе не понимать.

Александр Ра   26.11.2010 21:42   Заявить о нарушении
А.Ра, вы мой отзыв-то вообще видели?
Громогласно. Ха. Мимоходом - вернее будет.

Яна Лесневская   26.11.2010 22:20   Заявить о нарушении
Здесь сильное эхо.

Александр Ра   26.11.2010 22:35   Заявить о нарушении
То есть не читали, что именно я написала, а воспользовались сломанным телефоном?
Так и знала. Детские игры форева.
Играйтесь дальше. Только от меня, пожалуйста, отстаньте. И прямо, и косвенно.

Яна Лесневская   26.11.2010 22:38   Заявить о нарушении
Читал. Это ровно то, что пастор Шлак передал.
И не думаю, что Вам стоит развивать дальше эту тему, ставя себя - да и всех вокруг - в смешное положение.

Александр Ра   26.11.2010 22:54   Заявить о нарушении
Вы вообще, по-моему, не думаете.
Мы что, на всю ночь зарядили в любовь играть? Ваша пассия взревнует.

Яна Лесневская   26.11.2010 22:58   Заявить о нарушении
Не думаю. И вообще такой дурной привычки не имею.
Но свои 15 минут славы Вы получили. Радуйтесь.

Александр Ра   26.11.2010 23:29   Заявить о нарушении
Ославили, в общем, и рады. То-то вы Ра. Ну ра, ра дальше. Лишь бы вам хорошо было.

Яна Лесневская   26.11.2010 23:33   Заявить о нарушении
Ославил Вас некто Шлакгбаум. Я так, мимо проходил.

Александр Ра   26.11.2010 23:35   Заявить о нарушении
Мнемозина !! Мята !! уберите хоть прозаишницу Л. ??
Или жёлтую карточку ей покажите ? Вот ОНА Вам покажет на разборе - согласны ?
Всё познаётся в сравнении.
********************

остальным адекватным ( за исключенем Шлака ) - спасибо, я как-то тупо осознаю, что у меня есть будущее..И у прозы моей тоже.

Спокойной ночи вам.

София Павлова   26.11.2010 23:39   Заявить о нарушении
Да, действительно. Всё познается в сравнении. Даже если у меня и мог возникнуть интерес почитать вас, Пария, то после вмешательства вашего адвоката Ра интерес испарился.
Милуйтесь себе на здоровье.


Яна Лесневская   26.11.2010 23:43   Заявить о нарушении
Да, господа, достаточно уже. Всем. После этой реплики все замечания будут удаляться.

Открытый Текст   26.11.2010 23:48   Заявить о нарушении
Замечание удалено.
Паровоз по этой ветке больше не едет.
Просьба освободить вагоны.

Открытый Текст   27.11.2010 13:47   Заявить о нарушении