Ленинградская капелла. Дирижёр Чернушенко В. А

Павлова Вера Калиновна
Автор Павлова (Руденко) Вера Калиновна.

На фото: Чернушенко Владислав Александрович, художественный руководитель и главный дирижёр государственной Академической хоровой капеллы им. М.И. Глинки. На концерте.

      Статья посвящается 76-летию со дня рождения Чернушенко Владислава Александровича - выдающегося русского дирижёра, хормейстера, профессора, общественного деятеля, народного артиста СССР, лауреата государственных премий России.

      Настоящая миниатюора - воспоминание автора о работе в течение сезона 1974-75 годов в Ленинградской капелле под руководством Чернушенко В.А.

      Итак, в капеллу пришел руководитель нового типа: решительный, предприимчивый, имеющий самый разнообразный опыт работы с хоровыми коллективами, в том числе, от начала организации и самодеятельного состояния до профессионального и международного признания.

      Владислав Александрович родился в 1936 году в Ленинграде, в семье, где любили и понимали музыку. Его мать, будучи профессиональной певицей, многие годы работала в хоре Ленинградского радио.
 
      В1944 году Чернушенко В.А. поступил в Хоровое училище при капелле, где его учителями в числе других стали известные  Дмитревский  Г.А.и Кудрявцева Е.П. Именно эти годы определили его дальнейший  жизненный и творческий путь.

      В 1953 году  он поступает в Ленинградскую консерваторию, где занимается на двух факультетах – дирижёрско-хоровом и теоретико-композиторском, которые в 1958 году оканчивает с отличием. К этому времени относится его активное участие в вокально-инструментальном ансамбле «Дружба».

      Четыре года, с 1958 по 1962 годы, по направлению из консерватории Чернушенко В.А. работает дирижёром в Магнитогорской хоровой капелле и преподавателем в музыкальном училище.

      Работа в капелле, руководимой талантливым музыкантом С.Г.Эйдиновым, учеником Дмитревского Г.А., оказала большое влияние на формирование творческих взглядов молодого музыканта.
         
      Тяга к пополнению знаний и профессиональному совершенствованию снова возвращают его в  г. Ленинград. Чернушенко В.А. вновь поступает в консерваторию, но теперь - на отделение симфонического дирижирования, где затем учится в аспирантуре у  выдающегося педагога Мусина И.А.

      За этот период значительно пополняется теоретический багаж музыканта и расширяется его практический опыт.

      В 1962 году В.А.Чернушенко  начинает работу с камерным хором. Впоследствии этот хор получил вместе с Европейской известностью название: Ленинградский камерный хор ДК работников пищевой промышленности.  Для Владислава Александровича он стал настоящей хоровой лабораторией.

      Примечательно то, что в нём с самого начала пели люди, не имеющие музыкального образования. В результате скрупулёзной и самоотверженной работы руководителя и коллектива над вокалом, освоением музыкальной грамоты и работы над всеми элементами хоровой звучности произошло чудо:

в Ленинграде возник ещё один профессиональный хоровой коллектив, в исполнительском мастерстве которому не было равных! И это волшебство родилось на самодеятельной основе! В хоре пели техники, инженеры, врачи, педагоги, но ни одного музыканта! 

      Очень скоро хор обрёл популярность в городе. Слушателей привлекали высокий исполнительский уровень и разнообразный репертуар хора, включавший и произведения Советских композиторов – Свиридова, Салманова, Глиэра, Давиденко,  Слонимского, и композиторов - классиков - Лассо, Хаслера, Брукнера, Танеева, Габриэли, Бернстайна, Дебюсси.

      В 1970 году В.А.Чернушенко приглашают на должность дирижёра в Малый театр оперы и балета. В то же время он часто дирижирует в симфонических концертах филармонии.
 
      В конце ноября 1974 года Владислава Александровича назначают на должность художественного руководителя и главного дирижёра Ленинградской государственной Академической капеллы им. М.И.Глинки.

      На первой же репетиции новый руководитель поставил перед артистами основную задачу – возродить и творчески развивать замечательные творческие традиции первой русской капеллы.

      Во-первых, Владислав Александрович «открыл рот» капелле. Все, кто могли звучать от природы, запели от души, что есть мочи, стосковавшись по самовыражению. 

      Такой звуковой «захлест» был предложен не случайно. На мой взгляд, целью этого было выявить все достоинства и недостатки больших и малых голосов.

      В пении полным голосом выявлялись все предпосылки предстоящей вокальной, интонационной и ансамблевой работы с коллективом по партиям и индивидуально.

      Капелле нужны были и сольные исполнители, которых нужно было воспитать из самой капельской среды. Такой материал  в коллективе имелся в достатке. Предстояла кропотливая вокальная работа.
 
      Второе, что двинуло исполнительский уровень капеллы, -  организованная (и возобновлённая со времён Дмитревского Г.А.) Владиславом Александровичем Чернушенко работа над повышением уровня музыкальной грамотности артистов капеллы: сольфеджирование с листа, возобновление занятий по теории.

      Стимулом для участия артистов хора в этой работе были предъявляемые  более  высокие требования к интонации, знанию и темпу освоения хоровых партий в новых произведениях с современным музыкальным языком.

      В третьих, одно из самых главных обстоятельств, - объявление руководством капеллы конкурса на замещение должностей во всех хоровых партиях по окончании сезона 1974 – 75 годов.

      Все артисты капеллы были настолько загружены работой, подготовкой к предстоящему конкурсу, что времени на пересуды и кривотолки решительно не оставалось. Все переживали за своё место, боялись замечаний.
 
      Я пела в альтовой партии хора. Рядом со мной, ближе к центру, сидели Шмакова Искра Фёдоровна, Сибарова Татьяна Васильевна, Куркина Лидия Степановна. Доброжелательные и приветливые, они относились ко мне, как к новичку, всегда внимательно и участливо.  Каждый день. я радовалась встрече с ними.
 
      Искра Фёдоровна, будучи  в возрасте за сорок, была красивой женщиной. Минимум макияжа, длинные волосы собраны и уложены на затылке в тугой узел, её фигуре могла бы позавидовать молодая девушка,  на лице всегда улыбка.

      Сибарова Татьяна чуть моложе, с короткой стрижкой, почти без косметики, симпатичная и серьёзная. Лидия Степановна, бальзаковского возраста, со стрижкой, относилась ко мне с особым расположением. Она часто приглашала меня в свою квартиру, находившуюся в жилом корпусе капеллы.

      У всех у них были семьи. Традиционно считалось, что альтовая партия
состоит из людей надёжных и влиятельных. Некоторые из певиц занимали важные посты в парткоме и месткоме, имели авторитет и вес в коллективеи общественный, и профессиональный.

      Пунктуально, чётко и  аккуратно выполняла обязанности библиотекаря Агронская Александра Александровна, всегда доброжелательная, располагающая к себе, улыбчивая, с ямочками на щеках. Не помню недоразумений по поводу хоровых партий в капелле. Всегда в достаточном количестве, чётко, вовремя и разборчиво написанные или отпечатанные.

      Весь потенциал капеллы был мобилизован на выполнение поставленных перед  коллективом больших исполнительских планов и задач. Только за сезон 1974-75 годов  капеллой подготовлены к исполнению одиннадцать сложных программ.
 
      Среди них такие, как «Симфония псалмов» Стравинского, «Поэтория» Щедрина, сцены из оперы Слонимского «Виринея» в концертном исполнении.
 
      К 30-летию Победы капеллой подготовлены к исполнению новые произведения  Ленинградских композиторов: кантата Пригожина «В память о великой битве», оратория  Корчмара «Осаждённый Ленинград».
    
      Возобновлены к исполнению Реквиемы Верди и Моцарта, кантата «Иоанн Дамаскин»  Танеева и другие сочинения.

      Творческая манера В.А.Чернушенко была воплощением всеобъемлющего безостановочного движения целеустремленной энергии к вершинам коллективного мастерства.

      Дирижерское управление преисполнено внутренней экспрессии, большой силы эмоционального воздействия от высочайшего драматизма до тончайшего умиротворения.

      В середине января 2011 года Чернушенко Владиславу Александровичу исполнилось 75 лет со дня рождения. Он продолжает работать в Академической капелле и ведёт активную концертную деятельность, которая продолжается уже более 50 лет.

      Уважаемый Владислав Александрович, поздравляю Вас со славным 79летием и многолетием преданного и искреннего служения Российскому хоровому и музыкальному искусству. Желаю крепкого здоровья, творческого счастья и профессионального удовлетворения на многие годы и во славу Отечественного исполнительского искусства!
               
                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/02/02/398