Американская школа. Coach

Михаил Абрамов
Если спросить выпускников советской школы, кто на них оказал наибольшее влияние в школьные годы, то ответы могут быть самые разные, но вряд ли кто-нибудь назовет спортивного тренера. В Америке - совсем другое дело. Коуч (Coach ) - спортивный тренер - несомненно окажется популярнее любого предметника. И не только в школе, но и в университете.

При всем ревностном внимании к физкультуре и спорту в Советском Союзе, спортивный тренер - это скорее был персонаж для анекдотов. Например, в драме «Прошу слова», 1975, Николай Губенко в роли мужа главной героини - футбольный тренер. Губенко играет тренера с мягким юмором, ярко, но отнюдь не драматически.

В противовес этому в американском фильме «Remember the Titans» (Помни Титанов), именно тренер школьной футбольной команды является героем драмы. Причем драма основана на реальных событиях. Вот описание конфликта, которое я перевел из американского сайта.

"Коуч Херман Бун, легендарный тренер школьной команды, изображен Дензелем Вашингтоном в фильме Помни Титанов, 2000 г. Он (Херман Бун) принял команду школы имени Т.С. Вильямса в г. Александрия, штат Варджиния в 1971 году, после того, как школу заставили интегрировать (чернокожих американцев). Напряженность обострена была еще и тем фактом, что тренер Бун заместил популярного белого тренера Билла Йоста. Перед лицом значительного расового конфликта тренер Бун сумел вывести Титанов в чемпионы Вирджинии.) "

Видите, как описывается тренер футбольной команды - легендарный! О нем создается фильм через 30 лет! Можете вы себе представить что-нибудь подобное о тренере школьной команды в Союзе? Вопрос риторический.

В Союзе не было культа спортивных соревнований в школьной жизни. Гораздо важнее считались математические, физические и прочие научные олимпиады. Советское воспитание привило мне этот слегка насмешливый взгдяд на роль учителя физкультуры и я, конечно, не понимал что значит коуч в американской школе. Поэтому, когда Фима высказал пожелание, чтоб я присутсвовал на его соревнованиях по бегу - я опешил. Мне и в голову бы не пришло обращаться с такой просьбой к моему отцу.

Теперь-то я понимаю насколько был неправ. Большинство американских родителей не только возят своих чад на все состязания, но и на все тренировки. Политологи даже выделили отдельную нишу среди электората - «саккер мам» (succer mom). Саккер - так американцы называют привычный нам футбол (термин «футбол» они забрали для своей игры , американского футбола). Так вот, саккер мам - это работающие мамаши, живущие, как правило, в пригородах, которые возят своих детей на тренировки, разъезжают с ними по соревнованиям, а также энергично участвуют в великом множестве всевозможных мероприятий: сборе средств на форму, организации собраний т. д. и т. п. Почему именно саккер, а не баскетбол, и почему мамы, а не папы? Россиянин, наверно, сильно удивится, но саккер в Америке популярен именно как женский вид спорта. Американская женская команда побеждала в мировых чемпионатах по саккеру, а не мужская. Американцы не любят неудачников и поэтому в любой рекламе саккера - это женщины лупят ногой по мячу, а отнюдь не мужчины. А почему не баскетбол? Потому что баскетбол - это главным образом вид спорта городских чернокожих американцев, а саккер требует больше площади и больше затрат, в него играют девочки в пригородах, а не в городах. Ситуация, конечно, может очень скоро измениться в связи с громадным наплывом мексиканцев, которым, само собой, о женском саккере ничего неизвестно.

Итак, я отказался тогда возить Фимку на состязания, просиживать на стадионе, вести статистику побед и поражений, короче - я устранился от общения с командой родителей. «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно» - совершенно верно утверждал Ленин. Устраняться от общения - такие вещи в любом обществе не прощаются, тем более американском, где политическая корректность и участие в театре взаимных улыбок совершенно обязательны. Я тогда не понимал, что подвергаю Фимку риску оказаться отщепенцем в школе. А это очень опасно в обществе, где оружие и наркотики вполне доступны любому мальчишке.

Как же развивались события? На мое счастье вмешался коуч Скат. Нет, он не вел со мной никаких бесед. Более того, за все годы, которые он потратил на воспитание моих сыновей, мы ни разу не перебросились парой слов, но именно коуч Скат стал для меня олицетворением американского наставника молодежи и именно благодаря ему я понимаю, почему коуч есть центральная фигура в американской школе.

Может быть он списал мое асоциальное поведение на другую, чуждую культуру, а может он понимал, что нам с женой, тогда с одной машиной, трудно было успевать и на работу, и по дому, и на все мероприятия обоих сыновей - так или иначе он сам приезжал к нашему аппартменту и забирал Фимку на тренировки. Он организовал других ребят, старшеклассников у которых были права, и они тоже подвозили Фимку.

Когда я сказал, что коуч Скат воспитал моих сыновей, то это, если и преувеличение, то небольшое. Мне никогда бы не удалось заставить их вставать в 4 - 5 утра, пробегать несколько миль а потом идти на занятия. А коуч ждал их на стадионе. Мне никода бы не удалось заставить их учить десятки афоризмов типа: «Ничего великого не достичь без энтузиазма», «Потерянное время не вернешь» и т.д., а коуч заставлял их скандировать эту непреходящую мудрость на сборах. (Я, конечно, улыбался, когда натыкался на листки с афоризмами, но ирония вредна для юношества, и я не подавал виду.) Однако, и это не все: они бегали с товарищами десятки миль все лето без всякого моего понуждения и участия. В Америке нет пионерских лагерей, за которые платят профсоюзы, любой детский отдых доступен только состоятельным родителям, а здесь дети занимались все лето в поте лица своего. Да еще коуч Скат собирал команду у себя дома.

Насколько типичен коуч Скат? Думаю, что вполне типичен. Каждый американский городок весьма ревниво относится к спортивным достижениям местной команды. Школьные соревнования - это исключительно важные события в жизни американских городков, как читатель уже мог убедиться на примере фильма «Помни титатнов». На встречу школьных футбольных команд собирается почти все население. К встрече готовятся не только футболисты, но и марширующие оркестры. Во время матча перекрывается движение. Результаты и подробные отчеты о соревнованиях печатаются на первых полосах местных газет. Причем, какие бы мирового уровня состязания не проводились, на первой полосе они не появятся, если играла местная команда. Конечно, соревнования легкоатлетов менее значимы, чем футболистов, но мне довелось присутствовать на ежегодных обедах, которые проводились в конце сезона, и там обязательно команду приветствовал наш конгрессмен.

Роль коуча, как воспитателя и наставника молодежи, хорошо понимают в Америке. Обычно коуч работает в школе преподавателем физкультуры. Это так, но очень часто еще и преподавателем обществоведения. А бывает, правда крайне редко, что и математики или физики. Здесь, конечно, можно было бы посмеяться, что физкультурник преподает физику. И это действительно плохо. Но исправимо. Хорошего математика или физика можно завезти из Китая, Индии, России, наконец. А хорошего гражданина не завезешь.

П.С.

"Когда я выбирал на какого учителя экзамен сдавать, хотел взять историю, а меня спросили какой вид спорта я тренирую. Никакой – говорю, просто историю люблю. Тогда вряд ли работу найдете. Историки у нас обычно все тренеры."

"Хоть стой с ними хоть падай. Эта вот бабуля девчачий футбол тренирует. Что за страна такая? На мировых олимпиадах по математике нкогда не блещет, а вот что продулись когда-то СССР в баскетбол, до сих пор со слезой вспоминают."

‘Я - американский учитель’, Ditrikh Lipats
http://www.proza.ru/2004/05/29-27

***
Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2011/01/23/217