Ельцин и двойственность

Андрей Козлов Кослоп
(вверху фото работы Н. Федореева "Коммунист Ельцин" 1988)

«Безвыставкомную» выставку на Сурикова 31 , которая состоялась в 1987-м году, художники решили повторить в 1988. Сурикова 31 на Воеводина 5.
Также «безвыставкомно».
Но Отдел культуры решил подстраховаться и разделить ответственность с художественно-идеологической комиссией горкома партии.
Комиссия решила всё же одну работу снять. Это была авангардистская работа Николая Федореева «Коммунист-Ельцин». На ней Ельцин был наполовину позитивный, наполовину негативный.
Художник-концептуалист  Женя Арбенев задал риторический вопрос:
- Почему-то в 1987-м ничего не сняли, а сейчас почему-то решили снять? Это неправильно, тут что-то нечисто, поэтому я в знак протеста снимаю свои работы и требую на их месте разместить объявление, что работы сняты в знак протеста против снятия работы Федореева «Коммунист Ельцин».
К Арбеневу присоединился модернист Лебедев:
- И я снимаю. В искусстве не должно быть компромиссов.
Другие снимать не стали. Потому что даже и без работы Федореева выставка выглядела революционной и авангардисткой. К тому же у Федорева в экспозиции оставалась ещё работ десять.
Все горели глазами, наступала новая эра. Срывать вторую безвыставкомную было жалко. Даже члены идейно-эстетической комиссии горели глазами. Один из них после завершения и подписания подошел к Арбеневу с Лебедевым и сказал:
             - Ребята, я голосовал за снятие картины Федореева, но я с вами.
Прошло 22 года, а Арбенев никак не мог забыть этой реплики: «я голосовал против, но я с вами». Он смотрел вверх толи на звезды, толи на потолок:
- Вот как бывает.
- «Против вас, но с вами», - соглашались с ним.- Звучит по-библейски.
- Вот тогда и началась она, продаже России  транснациональным корпорациям.
- Да нет, Женя, это был политический ход-маневр, усыпляли бдительность руководства.
- Нет, - не соглашался Арбенев. – Это такой тип мышления.
- Но, - заметил я Арбеневу. – Ведь поскольку ты оставил на месте своих работ записку, что работы сняты в знак протеста, ты создал концептуальный артефакт, и по сути дела, и протеста не выразил, и само снятие картины превратил в концептуальную акцию. Состава  не было.
Арбенев опять посмотрел толи на звезды, толи в потолок.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙ ЗДЕСЬ:
http://www.proza.ru/2010/12/25/429