В чём смысл жизни?

Николай Шошунов
Я случайно наткнулся на этюд Юлии Ткачёвой о смысле жизни http://www.proza.ru/2009/08/09/399 и хотел написать ей небольшую рецензию. Но времени было мало - и поэтому резензия получилась длинная. Помещаю её здесь.


Юлия, вы очень чётко обозначили затронутую проблему. Да, как-то по умолчанию считается, что вопрос о смысле жизни - вопрос хоть и главный, и вечный, но решения не имеющий и потому праздный. Но вы правильно указываете, что в современном мире поиск смысла жизни особенно важен. Да, именно сейчас этот вопрос снова становится очень актуальным. А ответа на него - по-прежнему нет как нет. Мне очень понравилось ваше мнение по поводу бестолковых и пустых формул, напоминающих тавтологическое толкование слова "капуста". Действительно, смысл любого явления не может заключаться в нём самом - и нужно выйти за пределы явления, чтобы его увидеть. Вы также обоснованно указываете на некоторую ущербность сведения цели жизни к достижению счастья.

Но дальше вы пишете: "Вопрос смысла человеческой жизни столетиями волновал и простых людей и гениев. Общий вывод: ответ не может быть найден, так как промысел божий не может быть раскрыт человеку. Так утверждает и церковь". И вот тут я хотел бы сделать одно замечание и привести несколько рассуждений, которые, как я надеюсь, помогут и вам, и мне выйти из мысленного тупика.

Да, вопрос о счастье и смысле жизни - давний, и гении на него тоже пытались - но, как правило, не могли ответить. Солон говорил, что нельзя считать человека счастливым, пока он жив, и что самые счастливые - те, кто никогда не рождался. Конфуций на такие вопросы отвечал: что мы можем знать о смерти, если мы и о жизни ничего не знаем? Будда вообще отвечал на это красноречивым молчанием: его учение основано на том, что жизнь есть страдание, а цель человека в том, чтобы это страдание прекратить - вместе с жизнью. А Лев Толстой говорил, что на вопрос "зачем мы живём?" люди отвечают не словами, а жизнью.

Но всё же я никак не могу согласиться с тем, что отсутствие ответа на вопрос о смысле жизни - это "общий вывод". Я не знаю, про какую именно "церковь" вы говорите, но Православная Церковь никогда не утверждала, что промысел Божий не может быть раскрыт человеку. Возможно, вы имеете в виду фразу "неисповедимы пути Божии", которая, как многие думают, содержится в Библии. Конечно, можно было бы поразмышлять над точным значением слова "неисповедимы", но в этом нет необходимости. Дело в том, что в Библии такой фразы нет, в ней вообще нет слова "неисповедимы". Подозреваю, что такого слова нет и в русском языке. В Библии написано нечто иное. Давайте почитаем.

Апостол Павел в послании Римлянам писал: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим 11:33-36). Таким образом, замысел Бога непостижим и неисследим - и Православная Церковь это действительно утверждает. То есть человек не может досконально проникнуть в замысел Бога самостоятельно, используя только силу своего ума и методы научных исследований. И Павел задавал риторические вопросы, объясняющие, почему это так. Правда, при этом Павел указывал, что исследование видимого, сотворённого Богом мира может быть одним из средства частичного познания Бога: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим 1:19-20).

Но тот же Павел в послании Филиппийцам писал: "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет" (Флп 3:15). И тот же Павел в первом послании Коринфянам: "Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии" (1 Кор 2:9-10). То есть, несмотря на то, что человек неспособен проникнуть в замысел Бога, Бог сам открывает человеку Свой замысел. Вот поэтому я никак не могу согласиться с вами в том, что "промысел божий не может быть раскрыт человеку". Кстати, с точки зрения терминологической точности слово "замысел", а не "промысел", в данном случае будет более правильным. Христианство - это именно религия Божьего Откровения, в отличие от "народных", языческих религий либо религий "просветления" типа буддизма.

О том, как Бог открывает Свой замысел людям непосредственно либо через пророков, много раз рассказывается в Ветхом Завете. "И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты" (Быт 41:39). "И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе" (Чис 23:3). "Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего" (Вар 3:27-28). В книге пророка Даниила: "Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (Дан 2:28), "И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!" (Дан 2:47). Пророк Амос говорил, что "Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7), и описывал свои открытые ему Богом видения (Ам 7:1,4; 8:1).

О том, что Бог открывает Свой замысел людям не только непосредственно и через пророков, но также действием Святого Духа и/или через Своего Сына Иисуса Христа, многократно говорится и в Новом Завете. В Евангелии от Матфея: "В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11:25-27). То же самое почти дословно повторяется в Евангелии от Луки (Лк 10:21-22). "Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф 16:15-17). "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мф 16:21). "Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое" (Ин 17:6). "И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них" (Ин 17:26). "Но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (Деян 10:28).

Теперь мы можем вернуться к вопросу о смысле жизни и наметить новый путь его решения. Мы больше не будем искать смысл жизни в ней самой, а цель жизни - в стремлении к счастью. Поставим вопрос по-другому. Ведь когда Бог создавал человека, то он делал это не "от балды", а с каким-то смыслом, с какой-то целью - не так ли? Значит, высший смысл и цель жизни человека - в том, насколько его жизнь отвечает этому замыслу Бога? А если Бог всё же открывает человеку некоторые аспекты Своего замысла - то не мог бы Он открыть человеку и то, в чём смысл и цель его жизни? И, может быть, уже открыл? Давайте снова обратимся к Библии.

Кто не знает библейских слов о том, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию? Ну так и что из того? Человек создан вот таким - он не амёба, но и не бог, а лишь образ и подобие Бога. И в таком вот промежуточном статичном существовании человека как-то не просматривается ни смысла, ни цели. Но это просто ещё одно заблуждение, основанное на неточном знании либо сознательном искажении слов Библии. Давайте прочитаем, что же написано в Библии на самом деле.

Читаем книгу Бытия: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Быт 1:26-30).

Ну, в том, чтобы принимать пищу, плодиться, размножаться и наполнять землю, особого замысла Бога о человеке тоже пока не видно. А вот обладать землёй и владычествовать над животными - это уже нечто более существенное. Но что же - в этом и есть смысл и цель жизни человека? Атеиста утвердительный ответ, пожалуй, устроил бы. Но при чём тут, спрашивается, образ и подобие Бога в человеке? Что божественного в биологических функциях человеческого организма? Как писал Павел, "пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор 8:8). Если человеку Богом земля дана в полное обладание, то зачем Иисус Христос так горячо призывал: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф 6:19). Если смысл и цель жизни человека - владычество над природой, то почему Христос так настойчиво спрашивал: "какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?" (Мф 16:26; Мк 8:36; Лк 9:25). Что-то тут не то и не так.

Вернёмся к книге Бытия и прочитаем ещё раз и внимательно - может, мы там чего-то не заметили? Читаем: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию..." Стоп! А что это Бог сказал одно - а сделал другое? Задумал сотворить человека как по образу, так и по подобию Бога - а сотворил по образу и только по образу? Чья тут недоработка - автора книги или же Бога? Да нет никакой недоработки. Если Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, а сотворил пока только по образу - значит, замысел Бога о человеке ещё не завершён. Значит, подобием Бога человеку ещё предстоит стать. Конечно, если он сам того хочет и готов к этому стремиться с Божьей помощью. А если хочет и готов, то должен направить свою волю и силу к реализации замысла Бога о самом себе. И тогда именно в этом и состоит смысл и цель его жизни.

Но что значит "стать подобием Бога"? И разве образ и подобие - не одно и то же? Строго, да и грубо говоря, нет. Образ - это неполное информационное описание объекта на некоем материальном носителе. А подобие - такой же объект, только не тот же самый и маленький. Между образом и подобием человека разница примерно такая же, как между ДНК этого человека и его ребёнком. То есть, люди - это как бы уже зачатые будущие дети Бога? А потом они, значит, родятся и вырастут - и кем же станут? Эээ, куда вас понесло! Да это ведь ересь и богохульство! Ну что же, не я один эту ересь и это бохульство повторяю. То же самое делают и все христиане, когда обращаются к Богу с молитвой "Отче наш", а друг к другу - "братья и сёстры", то есть дети одного Отца.

Но давайте всё же разберёмся подробнее с людьми-детьми-богами - и для этого ещё раз откроем книгу Бытия. Вот сотворённые Богом мужчина и женщина помещаются в Эдем. Читаем: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт 2:8-9).  Итак, два особых дерева - дерево жизни, дающее бессмертие, и дерево познания добра и зла, дающее разум, свободу и власть. Способность различать добро и зло, очевидно, предполагает и свободу выбора между ними. Кроме того, в древнееврейском языке "познать" и "овладеть" выражались одним глаголом, а словосочетание "добро и зло" означало иносказательно "весь мир". Следовательно, "познание добра и зла" можно перевести и как "власть над всем миром". Бессмертие, разум, свобода и власть - это именно то, что является общим между человеком и Богом, достижение чего приближает человека к Богу: "Бессмертие приближает к Богу" (Прем 6:19).

Но вот тут Адам и Ева оказываются перед жуткой дилеммой. В бессмертии им не отказано - ведь Бог не запретил им вкушать плоды с дерева жизни. Но к чему бессмертие, если нет разума, свободы и власти? Или спросим по-другому: в чём смысл такой пустой бесконечной жизни? Но с познанием добра и зла начинаются проблемы. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь" (Быт 2:16-17). Итак, человек в принципе может получить разум, свободу и власть - но только потеряв при этом бессмертие. А тут ещё вот некстати: "И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт 3:4-5). Ну, а далее следует известная история с вкушением Евой и Адамом запретного плода и их изгнанием из Эдема.

В этом месте читающие Библию порой замечают: вот Адам и Ева съели запретный плод - но ведь и не умерли, хотя и стали смертными, и богами не стали, хотя и познали добро и зло. Значит, не вполне верными были не только соблазны змея, но и предупреждения Бога? То есть, человек так и завис окончательно в промежуточном состоянии, и нет у него теперь никакого выбора между восхождением к Богу и низвержением в бездну? На самом же деле эта библейская история с грехопадением первых людей только обнажает всю остроту необходимости такого выбора, показывает неустойчивое балансирование человека на круче, где каждый шаг - это шаг к вершине или в пропасть. Об этой же раздвоенности человеческой судьбы говорится в псалме 81, где видна явная параллель с текстом о грехопадении: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрёте, как человеки" (Пс 81:6-7).

И опять я слышу возмущённое: но как вы, основываясь на вырванной из псалма фразе, не боитесь называть людей богами - разве это не богохульство?! Да, был даже случай, когда за такое "богохульство" чуть было не побили камнями. Нет, не меня. "Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.  Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?" (Ин 10:31-36). Как видим, Христос тогда тоже ссылался на ту же самую фразу из псалма.

Могут сказать: но ведь суть учения Христа - вовсе не в этих словах, случайно сказанных Им разъярённой толпе. Суть Его учения изложена в Нагорной проповеди, где даны 9 заповедей блаженства и другие этические правила - вот и надо их соблюдать, а не тешить свою неуёмную гордыню. Тогда я задам глупейший вопрос: а зачем надо соблюдать эти заповеди? Ведь вести себя в соответствии с ними - это только путь к чему-то, но не сам пункт назначения. В чём смысл и цель жизни именно по этим заповедям? Впрочем, на вопрос этот ответил Сам Христос, подытожив Нагорную проповедь словами: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48). Вот в чём смысл и цель жизни человека.

И ещё слышу: а кто ты такой вообще, что дерзаешь рассуждать о Священном Писании? Всё это - твоё личное мнение, противоречащее святоотеческому толкованию! Ничего не противоречит. Святитель Ириней Лионский (130-202) тоже писал о том, что спасение человека состоит в его обожении: "Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он... Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом". Открывая Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, Патриарх Алексий II (1929-2008) начал свой доклад, напомнив о словах Иринея Лионского "Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек... сделался сыном Божиим" и святителя Афанасия Александрийского (298-373) "Слово воплотилось, чтобы мы обожились". Часто эту мысль излагают в виде краткой формулы сути христианства: "Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом".

Ну ладно, скажут мне - сыпать цитатами ты умеешь. Но как ты себе представляешь это в натуре? Вот Бог сотворил человека - а тот стал богом. И теперь у нас два бога. А дальше - больше: и все люди в боги подались. И что получилось - новое вавилонское столпотворение, где каждый сам себе режиссёр? Нет, ты уж нам мозги не парь - а иди-ка лучше в церковь покайся, может, Бог тебя дурака и простит. Я пойду, пойду.

Но давайте напоследок ещё раз обратимся к книге Бытия - к самым первым словам: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт 1:1). Фраза эта замечательна тем, что в оригинале слово "сотворил (бара)" стоит в единственном числе, а слово "Бог (Элохим)" - во множественном. Правда, знатоки иврита легко выкручиваются из этой ситуации, указав, что окончание "-им" выражает не только множественное число, но и уважительное отношение. Но как тогда понять то, что следует далее: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию". Тут уж точно столпотворение: "сказал" - в единственном числе, "сотворим" - во множественном, "сотворил" - в единственном, "Нашему" - во множественном, "Своему" - в единственном... Да за такой синтаксис твёрдую двойку ставят.

Нет, я не буду здесь слишком углубляться в христианский догмат Троицы - по этому поводу и так уже наломали и копий, и дров. Но путаницу с количеством богов мы видим не только у христиан, но уже и в самом начале ветхозаветных текстов. Мусульмане гордятся своим строжайшим единобожием - но и у них в Коране Аллах то и дело говорит о себе "Мы". Однако давайте задумаемся: а обязан ли вообще Бог обладать свойством "счётности"? Бог создал этот мир, а в нём человека, которого наделил способностью этот мир познавать, то есть давать окружающим предметам количественные и качественные определения. Но должен ли Сам Бог быть подвержен такому же способу познания - так, чтобы для Его пересчёта хватило одного пальца руки?

Тем не менее, христианский Символ веры начинается словами: "Верую во Единого Бога..." Но ещё Григорий Нисский (335-394) писал, что Бог един не по числу, а по природе - поскольку три Его ипостаси имеют единую сущность. Все Лица нераздельной Троицы находятся в идеальной, абсолютной и самодостаточной взаимной любви. Вот потому в замыслах и действиях триединого Бога нет никаких разногласий и противоречий. Соответственно, и обожение людей не приведёт к многобожескому "смешению языков", если в основе спасения каждого человека будет находиться любовь - к Богу и к ближнему.

Если говорить о заповедях Христа, то на вопрос "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?" (Мф 22:36) "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф 22:37-40). Человек, верующий в Христа и стремящийся к божественному совершенству, должен в первую очередь иметь в виду, что "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Ин 4:8), и что "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин 4:16). Поэтому на вопрос, что же нужно человеку, чтобы жизнь его имела смысл, я ответил бы словами апостола Павла: "вера, действующая любовью" (Гал 5:6).

P.S. В августе 2011 года в газете "Православная вера" № 17 (445) было опубликовано интервью преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии Священника Михаила Поликаровского: . Вряд ли отец Михаил был знаком с этим моим эссе, но его рассуждения в общей последовательности являются по сути повторением моих. Тем приятнее мне сознавать, что, высказывая на первый взгляд дерзкие мысли, я почти нисколько не погрешил против православной догматики.