Василий Сталин ч. 9 Дети партийной элиты. Заверше

Сергей Дроздов
Леонид Хрущёв
Вот что рассказывает С. Грибанов о нём, в своей книге: «...Леонид - сын Никиты Сергеевича от первого брака. Ему было два года, когда мать умерла. Пацан подрос, поступил в фабрично-заводское училище, работал слесарем на рентгенозаводе. Потом поступил в школу Гражданского Воздушного Флота. С февраля 1939 года добровольно вступил в РККА.
Женат был. Одна динамичная, южной красоты девица, успев сняться в каком-то довоенном фильме, познакомилась с летчиком Хрущевым и тут же вышла за него замуж. Тогда это просто было: пошли в ЗАГС и оформили.
А папа Лени Хрущева вернулся со службы и видит такую картину: на диване его сын жмет соки из южной красавицы... Молодые встрепенулись - началось знакомство.
- Я Роза, - с артистизмом в десять баллов представилась невестка будущего Первого секретаря коммунистической партии Советского Союза
- Как твоя фамилия, Роза? - внимательно разглядывая ее, спросил Никита.
Мило грассируя, красавица произнесла:
- Трейвас...
У Никиты все опустилось. Придя в себя, он с большевистской прямотой влепил невестке вопрос:
- Кем тебе приходится Борис Трейвас, которого мы с Ежовым расстреляли? В ответ услышал:
- Это мой дядя...
Семейная идиллия на том и кончилась. Брачное свидетельство Хрущев-старший разорвал. Молодые скрылись на время у друга Леонида. Но папа Хрущев вскоре получил назначение в Киев, так что ребята с накачанными бицепсами отыскали блудного сына и, оторвав его от красавицы, уволокли под белы рученьки к родному батюшке.
У Леонида за всю его 25-летнюю жизнь, кроме этого неповиновения батюшке, грехов вроде больше и не было. Разве вот за который он получил выговорешник по линии ленинского комсомола. В годы учебы в школе ГВФ Леонид был комсоргом звена. "В 1940 году за задолженность уплаты членских взносов получил выговор, - честно признался он в своей автобиографии и записал: - Не снят».
(Вот же какое тоталитарное времечко было!!! Сыну самого Никиты Хрущёва вкатили комсомольцы выговор за несвоевременную уплату взносов и он его «носил», покуда не снимут. И папаша не лез в это дело!)
О его судьбе и последних месяцах боевой работы  Леонида Хрущёва рассказал бывший командир 303-й авиадивизии Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров.
К Георгию Нефедовичу летчик Хрущев попал cpaзу после трибунала. Как уж там получилось, кто знает, но он кого-то застрелил в ресторане. Никита Сергеевич, говорят, просил Сталина за сына, на что тот ответил: "Что заработал - то и получай..."
И вот в готовности искупить свою вину - кто за что - но в дивизии Захарова собрались лётчики – штрафники: В. Брык, Л. Хрущев, П. Шевцов... Каждый день военная прокуратура запрашивала комдива, как ведут себя проштрафившиеся, тот отвечал: "Хорошо", - но, не удовлетворяясь устным ответом, прокурор требовал: "Нет, вы напишите, напишите..."
- Помню, прибыл к нам Леня в бекеше, папахе. Определили мы его в восемнадцатый полк. И началась боевая работа. Хрущева поставили ведомым к лучшему летчику полка Ивану Заморину, который насбивал уже тогда восемнадцать самолетов противника. Леня из бомбёров, ему не так-то просто было на истребители перейти, и командир полка майор Голубев под разными предлогами старался удерживать его от воздушных боев...
Действительно, у Хрущева был немалый налет на У-2, Р-5, СБ, АР-2. Но ведь это все не истребители.
11 марта 1943 года летчик Хрущев на аэродром не вернулся. В составе девятки под командой комэска капитана Мазурова он вылетел на боевое задание в район севернее Жиздрь. Предстояло отразить налет бомбардировщиков, не допустив бомбометания по наступающим войскам 16-й армии.
Когда подошли "фоккеры", Заморин и Хрущев вступили в бой. Вскоре Иван сбил одного ФВ-190, а Леонид прикрывал своего ведущего и был атакован вторым "фоккером". Заморин закрутил машину на помощь ведомому. Сверху камнем бросился отбить атаку противника Герой Советского Союза Василий Барсуков. Но самолет Хрущева вдруг сорвался в штопор...
- Он штопорил со взятой на себя ручкой. Так из штопора никогда не выйдешь, - говорил Василий Николаевич. - А парень был артельный, не зазнавался. И в бой рвался - видимо, не терпелось смыть пятно, вину свою:
"Организованные мною самые тщательные поиски с воздуха и через партизан пока не дали результатов, писал о сыне члену Военного совета Воронежского фронта Хрущеву командующий 1-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Худяков. - В течение месяца мы не теряли надежду на возвращение Вашего сына, но обстоятельства, при которых он не возвратился, и прошедший с того времени срок заставляют нас сделать скорбный вывод, что Ваш сын гвардии старший лейтенант Хрущев Леонид Никитич пал смертью храбрых в воздушном бою против немецких захватчиков.
Первая воздушная армия потеряла молодого талантливого летчика-истребителя, а Вы лишились сына.

Сообщая Вам эту тяжелую весть, прошу принять мое искреннее соболезнование".
Это – официальная версия гибели Л. Хрущёва.
Но есть и другая, тоже достаточно широко известная.
А вот что рассказали С. Грибанову  (со слов Вячеслава Михайловича Молотова) - Феликс Чуев и Евгений Джугашвили:
«Летчик Хрущев в штопорящем самолете не разбился, а попал к немцам в плен и стал с ними сотрудничать, агитировать наших бойцов за сдачу врагу. Тогда специально подготовленная группа выкрала сына Хрущева, затем партизаны сообщили об этом в Москву и запросили самолет, чтобы переправить "агитатора" через линию фронта. Из Москвы последовал ответ: "Не будем рисковать жизнью другого летчика, - самолет не дали, а по поводу пойманного распорядились: - Решайте сами..."
Сына Никиты расстреляли.
О том свидетельствует и генерал-полковник И.А. Кузовлев:
"...сын Н.С. Хрущева, Леонид, в 1943 году попал в плен к немцам. По настоятельной просьбе Н.С. Хрущева И.В. Сталин дал согласие на обмен его сына на немецкого военнопленного. Обмен состоялся, но, как установили работники НКВД, когда Л.Н. Хрущев находился в фильтрационном лагере для бывших военнослужащих, в плену он вел себя плохо, работал в интересах гитлеровской Германии. По совокупности совершенных преступлений Л.Н. Хрущев военным трибуналом был осужден и приговорен к расстрелу".
Генерал-полковник И.А. Кузовлев был заместителем начальника Главного управления кадров Министерства обороны СССР, а это, согласитесь, не "мальчик из кулинарного техникума"...
Известно, что в годы правления Никиты Сергеевича Хрущова, в доме на Лубянке основательной ревизии подвергались многие находившееся там "дела". Беспощадно были подчищены и протоколы допросов советских военнопленных. Не случайно в них остались записи: "изъято... 180 листов", "изъято... 36 листов". Особенно ударную чистку специалисты компетентных органов провели в 1953 и 1954 годах - с восшествием на престол "нашего дорогого Никиты Сергеевича". Что делать, в Кремле любят, чтобы во всем был порядок...
Так что и эта версия гибели Леонида Хрущёва существует. Какая из них более правдива – покажет время.
Есть и ещё много примеров того, КАК были воспитаны тогда дети «партийной элиты» Вот ещё одна героическая и трагическая (а ныне совершенно забытая) судьба лётчика Багирова:
Багиров Владимир Джафарович, военный летчик, гвардии старший лейтенант. Старший сын первого секретаря ЦК КП Азербайджана Мир Джафара Багирова. Выпускник Бакинского аэроклуба 1938г. Прошел обучение в Ейской военно-морской летной школе и Ташкентском военном училище. В войну вступил в звании лейтенанта ВВС, летчик-истребитель. Сражался под Москвой. В 1942г. в воздушном бою под Серпуховом был ранен. После излечения в госпитале, воевал в составе 40-го гвардейского истребительного авиаполка. 5 июня 1943г. в неравном бою с немецкими летчиками сбил один из самолетов противника. Второй вражеский самолет в лобовой атаке уничтожил таранным ударом и пал смертью храбрых, защищая свой аэродром и боевых товарищей от налёта врага. Указом Верховного Совета СССР от 11.06.43г. «за образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество» был  награжден орденом Ленина (посмертно). Отца Багирова, уже при Хрущёве, расстреляли, и подвиг его сына оказался забыт

Вот что говорил  о детях «элиты» Василий Сталин (дело было уже после войны, когда он командовал ВВС  Московского военного округа). Взято из воспоминаний Виктора Гастелло (сына того самого героического летчика, который таранил вражескую колонну):
««Попасть на прием к самому Василию Сталину!
Я чистил пуговицы и сапоги, гладил брюки, даже перед зеркалом ходил строевым шагом и делал повороты на месте. В общем, в назначенное время меня пустили в штаб, и я пошел по широкой аллее вдоль голубых елей. В помещении штаба я поднялся на второй этаж, и адъютант почти без промедления протолкнул меня в кабинет. Я увидел в огромном шикарном кабинете генерала, который сидел за большим письменным столом и что—то быстро писал. Я обмер и, махая руками вперед до пряжки и назад до отказа, четким строевым шагом пошел к столу.
— Товарищ генерал, суворовец Гастелло по вашему приказанию прибыл.
Генерал неожиданно поморщился:
— Ты чего орешь как резаный, говори тише. Что тебе?
— Вот прибыл, товарищ генерал, — я повторил фамилию.
— А—а, как живет Анастасия Семеновна (мать Героя Советского Союза Николая Гастелло)?
— Так точно, хорошо, товарищ генерал, вам привет передает.
— Спасибо, только ты так не ори. И можешь называть меня просто Василием или Василием Иосифовичем. Так, говори, что тебе надо, да покороче.
Я в краткой форме изложил Василию Иосифовичу все свои мечты и желания.
— Постой—ка, — неожиданно оживился Василий Сталин, он встал, обошел стол и присел с краю.
Он оказался невысокого роста, но подтянутым, худощавым и щеголеватым. Форма генерал—лейтенанта ему явно шла.
— Зачем тебе нужна академия Жуковского, иди в летчики и только в летчики! Вот у Микояна — три сына и все летчики, — он потемнел лицом, — правда, один погиб под Сталинградом, другого сбили под Москвой, горел, но все, слава богу, обошлось.
— Еще погиб сын Никиты Хрущева Леонид, погиб Тимур Фрунзе, которому посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, потеряла сына Ибаррури Долорес, — перечислил я еще несколько знаменитых имен, которые знал.
— Все верно, — согласился Василий Сталин, — есть еще Лева Булганин, который иногда со мной летает в паре.
— Наверно, есть еще летчики — дети знаменитых родителей.
— Есть такие, — согласился Василий Сталин. — Надо вспомнить, но это ребята помоложе. Вот, например, сын покойного Щербакова, хороший летчик. Имел всего один боевой вылет 9 мая над Берлином. В тот же вечер уехал хоронить отца — начальника Главпура, секретаря МГКа, члена Политбюро.
— Василий Иосифович, однако, молодежь имеет другие ориентиры: вот мне известно, что сыновья Кагановича и Серова пошли на самолетный факультет академии.
— Пошли, говоришь, — Василий Сталин почти со злостью ударил рукой по столу, — получат изнеженное воспитание, возиться с ними будут, как с Игорем Чкаловым: Борисоглебское училище он завалил, вот теперь осел в академии им. Жуковского, тоже учится. Нам такие хилые летчики не нужны, нам нужны крепкие ребята».
Описание начала беседы В. Сталина и сына Николая Гастелло очень напоминает знаменитую сцену встречи суворовца и генерала Вараввы (в исполнении В. Ланового), из легендарного фильма «Офицеры», не правда ли?!
Эти воспоминания ещё раз  подчеркивают, что для Василия Сталина (да и многих миллионов людей его поколения) ничего почётнее профессии лётчика не существовало.


Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/05/283