Василий Сталин ч. 10 В годы войны. 1941

Сергей Дроздов
Василий Сталин в годы войны.
«Жизнь — это Родина».  В. Сталин
Начнём рассказ об этом с … очковтирательства. Был  такой термин, обозначавший стремление руководителей «втереть очки» вышестоящему командованию, имитировать бурную деятельность, ничего не делая по-настоящему. Вот что вспоминал командующий авиации Московского военного округа Н.А. Сбытов. В марте 1941 года его направили для проверки приграничных аэродромов в Западный Особый военный округ: ««Помню, лечу на У–2 и вижу, что самолеты всюду не рассредоточены, не замаскированы — стоят как на ладони! — спустя годы возмущался Николай Александрович. — Приземлился на одном аэродроме — там новехонькие „пешки“ рядком выстроились. Проверил — но они даже горючим не заправлены. Я хвост трубой и докладываю командующему войсками, тот — Щербакову, Щербаков — Маленкову. (После XVIII Всесоюзной конференции ВКП (б), которая состоялась в феврале сорок первого, Маленков был избран кандидатом в члены Политбюро и решал отдельные проблемы военно—оборонного производства). Так вот тогда был рожден документ о положении авиации на границе. Подписали его Маленков, Щербаков, Тюленев и я, как член парткомиссии Главного политуправления РККА. А 4 мая состоялось заседание, на котором присутствовало все командование ВВС. И вот Сталин по той нашей бумаге издает приказ: „Немедленно привлечь к судебной ответственности…“ Это было известно и наркому Тимошенко, и начальнику Генерального штаба Жукову. Короче, управление ВВС отправляет в пограничные округа комиссию. Та комиссия уже через пару дней вернулась и докладывает: „Все в порядке!“ Ну, что ты скажешь!..»

Понятны гнев и возмущение старейшего авиатора Николая Александровича Сбытова. Он видел, как преступно - равнодушно отнеслись к его информации о положении на приграничных аэродромах. А ведь были изданы грозные приказы о маскировке аэродромов. Вот один из них:
ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО—ВОЗДУШНЫХ СИЛ
№ 0367 27 декабря 1940 г.
Приказом НКО 1939 г. № 0145 требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной Армии эти мероприятия должно было провести не только на оперативных аэродромах, но и на всей аэродромной сети ВВС. Однако ни один из округов должного внимания этому приказу не уделил и его не выполнил.
Необходимо осознать, что без тщательной маскировки всех аэродромов, создания ложных аэродромов и маскировки всей материальной части в современной войне немыслима боевая работа авиации.
Приказываю:
Представить мне на утверждение к 1 января 1941 г. инструкцию по маскировке аэродромов. К 10 января 1941 г. представить соображения о применении камуфлирующей окраски самолетов как выпускаемых авиапромышленностью, так и находящихся в строевых частях ВВС. Все аэродромы, намеченные к засеву в 1941 году, засеять обязательно с учетом маскировки и применительно к окружающей местности путем подбора соответствующих трав. На аэродромах имитировать: поля, луга, огороды, ямы, рвы, канавы, дороги, с тем чтобы полностью слить фон аэродрома с фоном окружающей местности.
То же самое путем подсева провести на всех ранее построенных аэродромах.
К 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500–км полосе от границы.
Командирам авиационных дивизий:
До 1 апреля 1941 г. составить схему—план на каждый аэродром по маскировке как в части засева, так и на расстановку переносных маскировочных средств. Силами частей до 1 апреля 1941 г. заготовить необходимый легкий переносной маскировочный материал применительно к каждому аэродрому.
По оперативным аэродромам, сдаваемым в аренду советским и хозяйственным организациям, оговорить в договорах требование сохранности и целости средств маскировки. Маскировочный засев аэродромов и оборудование переносных средств маскировки произвести за счет денежных средств, отпускаемых на строительство аэродромов и их содержание.
В дальнейшем не принимать от строительных организаций вновь построенных летных полей, засеянных без учета маскировки.
Генерал—инспектору ВВС установить контроль и о ходе работ докладывать ежемесячно.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Ф. 4, оп. 11, д. 82, л. 49–58. Подлинник.

Как видно из воспоминаний Н.А. Сбытова, в плане маскировки на аэродромах ЗапОВО не было сделано НИЧЕГО.
Появилась грозная резолюция Сталина, состоялось вышеупомянутое заседание с участием первых лиц РККА и что изменилось на практике?! Об этом говорит второй и третий приказы наркома обороны СССР (приводятся с небольшими сокращениями):
 ПРИКАЗ № 0042
от 19 июня 1941 г.

По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано.
Аэродромные поля не все засеяны, полосы взлета под цвет местности не окрашены, а аэродромные постройки, резко выделяясь яркими цветами, привлекают внимание наблюдателя на десятки километров. Скученное и линейное расположение самолетов на аэродромах при полном отсутствии их маскировки и плохая организация аэродромного обслуживания с применением демаскирующих знаков и сигналов окончательно демаскируют аэродром.
Современный аэродром должен полностью слиться с окружающей обстановкой, и ничто на аэродроме не должно привлекать внимания с воздуха.
Аналогичную беспечность к маскировке проявляют артиллерийские и мотомеханизированные части: скученное и линейное расположение их парков представляет не только отличные объекты наблюдения, но и выгодные для поражения с воздуха цели.
Танки, бронемашины, командирские и другие спецмашины мотомеханизированных и других войск окрашены красками, дающими яркий отблеск, и хорошо наблюдаемы не только с воздуха, но и с земли.
Ничего не сделано по маскировке складов и других важных военных объектов.
Приказываю:
1. К 1.7.41 г. засеять все аэродромы травами под цвет окружающей местности, взлетные полосы покрасить и имитировать всю аэродромную обстановку соответственно окружающему фону.
Аэродромные постройки до крыш включительно закрасить под один стиль с окружающими аэродром постройками. Бензохранилища зарыть в землю и особо тщательно замаскировать.
Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов; рассредоточенным и замаскированным расположением самолетов обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха. Организовать к 5.7.41 г. в каждом районе авиационного базирования 500–км пограничной полосы 8 — 10 ложных аэродромов, оборудовать каждый из них 40–50 макетами самолетов.
К 1.7.41 г. провести окраску танков, бронемашин, командирских, специальных и транспортных машин. Для камуфлированного окрашивания применить матовые краски применительно к местности районов расположения и действий. Категорически запретить применять краски, дающие отблеск.

7. Проведенную маскировку аэродромов, складов, боевых и транспортных машин проверить с воздуха наблюдением ответственных командиров штабов округов и фотосъемками. Все вскрытые ими недочеты немедленно устранить.
8. Исполнение донести 1.7 и 15.7.41 г. через начальника Генерального штаба.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г. Жуков
Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 201–203. Подлинник

ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ САМОЛЕТОВ,
ВЗЛЕТНЫХ ПОЛОС, АЭРОДРОМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
№ 0043 20 июня 1941 г.
Самолеты, находящиеся в частях ВВС, взлетно—посадочные полосы, палатки и аэродромные сооружения по всей окраске не удовлетворяют требованиям современной маскировки.
Такое отношение к маскировке как к одному из главных видов боевой готовности ВВС дальше терпимо быть не может.
Приказываю:
К 20 июля 1941 г. силами авиачастей с привлечением работников авиамастерских произвести маскирующую окраску всех имеющихся самолетов согласно прилагаемой схеме окраски, за исключением нижней поверхности, которую оставить с прежней окраской.
К 10 июля 1941 г. произвести маскировку всех существующих взлетно—посадочных полос, бетонных рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов применительно к фону окружающей местности.
К 1 июля 1941 г. произвести маскировку всех аэродромных сооружений применительно к фону местности.
К 1 июля 1941 г. замаскировать палатки в лагерях авиачастей.
На лагерных аэродромах самолеты располагать рассредоточенные под естественными и искусственными укрытиями, по окраинам летного поля, не допуская расстановки их по прямым линиям.
Ответственность за выполнение всех маскировочных мероприятий как по качеству, так и по срокам возлагаю на военные советы и персонально на командующих ВВС округов.
План мероприятий доложить 23 июня 1941 г.
О ходе окраски самолетов командующим ВВС округов докладывать ежедневно по ВЧ начальнику ГУ ВВС Красной Армии с 21 часа до 23 часов.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Член Главного военного совета Секретарь ЦК ВКП(б) Г. Маленков
Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г. Жуков
Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 204–205. Подлинник
Обратите внимание на даты издания этих приказов: 19 и 20 ИЮНЯ 1941 года…
Проверять их исполнение рано утром 22 июня вылетели эскадры бомбардировщиков Геринга. Результат известен. Свыше 700 самолётов, потерянных в первый же день войны НА ЗЕМЛЕ, из-за отсутствия маскировки…
В чем тут можно упрекнуть И.В. Сталина?! Только в том, что он слишком доверял своим военачальникам и, до начала войны, мало требовал с них и недостаточно вникал в такие «мелочи» военного дела. Думал, что это делают его полководцы... Командующий ВВС Западного фронта генерал И.И.Копец, узнав о результатах первых налётов – вечером 22 июня застрелился, понимая степень СВОЕЙ ответственности за полный разгром своих ВВС. Генерал армии Павлов, командующий войсками Западного фронта, потерпевшими тяжелейшие поражения в приграничных сражениях, отвечал перед военным трибуналом по статье…. «За бездействие власти». Ответил за это головой…

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/06/316