9. Чудо-автомобиль

Константин Рыжов
8. Таинственный звонок http://www.proza.ru/2010/07/26/804

- Но ведь ты все время находился рядом со мной, - удивился чернобородый. - Когда ты успел добраться до гаража?

- А меня там и не было, - спокойно отвечал Андрик. – Я вывел машину с помощью вот этого портативного компьютера (тут он указал на чемоданчик), который является одновременно пультом дистанционного управления.  Уважаемые друзья, позвольте представить вам чудо-автомобиль, сконструированный инженерами нашего колледжа. Мы называем его «Феникс».

- Весьма уместное название! – отозвался господин  Ушлихт. – Феникс – птица, которая живой восстает из пепла. И мы только что убедились - вашему автомобилю это вполне по силам.

- Но объясни нам, как ты это сделал! – потребовал чернобородый. – Ты что, умеешь двигать рычагами и крутить руль на расстоянии?

- Конечно, нет, - улыбнулся Андрик. – Да в этом и нет никакой нужды!

- Но как ты умудрился завести мотор не выходя из дома?

- Легко! – отвечал мальчик. – Все механизмы и все органы управления на «Фениксе» находятся под контролем бортового компьютера. Через систему мобильной связи компьютер в любой момент может связаться с шофером и, подчиняясь его приказам, отведет «Феникс» в то место, которое ему укажут.

- Очень интересно, очень интересно, - заметил репортер в клетчатом костюме, - расскажите об этом подробнее.

- Дело в том, - продолжал Андрик, - что наш «Феникс» оборудован несколькими видеокамерами. Они постоянно обозревают дорогу сзади, спереди и с боков движущейся машины. При посредстве телепередатчика машина и пульт  постоянно обмениваются информацией. Можете убедиться в этом сами.

Андрик присел на ступеньку и открыл свой чемоданчик.

- Стоит мне нажать вот эту кнопку, - объяснил он, - и на экране дисплея появится изображение, передаваемое передними видеокамерами. Ощущение такое, словно я сижу на водительском сидение внутри «Феникса».

- Действительно! – согласился чернобородый. – Полная иллюзия!

- Сбоку от основного расположены три маленьких экрана, - продолжал Андрик. – Это изображения, полученные от боковых и задних видеокамер. Таким образом, я могу наблюдать за окружающим машину пространством. В нижней половине основного экрана вы видите приборную доску, точную копию той, что находится в рубке перед водительским сидением. Компьютер постоянно снимает показания приборов и передает их шоферу. Благодаря этому можно в любой момент выяснить, с какой скоростью движется автомобиль, справиться о запасе горючего в топливных баках, о напряжение  в бортовой сети и обо всем остальном, что надо знать при управлении машиной.

- Толково придумано! – заметил господин Ушлихт. – Но как ты вывел машину из гаража?
- При помощи вот этого джойстика!

Андрик нажал на кнопку. Из пульта навстречу ему выдвинулся небольшой штурвал, вроде тех, какие бывают на самолетах.

- Управление максимально упрощено, - заметил он, - так как все промежуточные операции, не требующие моего внимания, выполняются компьютером автоматически. Достаточно послать приказ «Подготовиться к движению», и все дальнейшее происходит уже без вашего участия. Компьютер сам  заводит двигатель, сам снимает «Феникс» с ручного тормоза. Единственное, что остается шоферу, так это крутить баранку.
Обратите внимание: на штурвале имеются два рычажка. Нажимая на один из них, вы увеличиваете или уменьшаете скорость, нажимая на второй - притормаживаете.  Каждая команда преобразуется в радиосигнал и передается на «Феникс». Руководствуясь вашими приказами, компьютер управляет машиной и ведет ее в нужном направлении.

- Поразительно! – заметил один из слушателей.  – Но, я боюсь, подобная машина несет угрозу для окружающих.

- И совершенно напрасно! – возразил Андрик. – Ведь компьютер выполняет команду только тогда, когда считает ее безопасной. Он тщательно просчитывает каждый маневр и никогда не допустит, чтобы машина наехала на какое-нибудь препятствие. Если компьютер замечает, что, следуя указаниям шофера, «Феникс»  рискует попасть в аварию, врезаться в стену, не вписаться в поворот или задеть пешехода, он немедленно берет управление на себя: снижает скорость, тормозит. Может даже совсем остановиться.

- Ну, если так, тогда другое дело! – отвечал гость.

- Я докажу это, не сходя с места, - предложил Андрик и коснулся рычажка скорости.
«Феникс» тотчас пришел в движение. Глядя на экран перед собой, мальчик невозмутимо крутил штурвал. Автомобиль объехал вокруг колледжа, развернулся и вновь возвратился на лужайку перед музеем. Тут Андрик демонстративно снял руки с джойстика и, посвистывая,  сунул их в карманы. Машина устремилась на стену, но, подъехав почти вплотную к ней, сама собой затормозила.

- Видите, - прокомментировал ее поведение Андрик. – Компьютер заблаговременно заметил препятствие и остановил «Феникс» не дожидаясь моего приказа. Точно также он поступит в любой другой опасной ситуации.

- Здорово! – воскликнул клетчатый. – Вот это я понимаю техника! А еще что-нибудь замечательное в вашей машине есть?

- В ней все замечательное, - серьезно отвечал мальчик. – Но говорить об этом обстоятельно не хватит времени. Скажу только, что корпус нашего «Феникса» изготовлен из специальных современных материалов. Вместо стали здесь используются различные пластмассы и так называемый пористый алюминий. (Пористым его зовут потому, что он, подобно дрожжевому тесту, содержит в себе множество воздушных пузырьков). Этот материал не уступает по прочности стали, но гораздо легче ее. Кроме того, он совершенно не подвержен коррозии или, попросту говоря, не ржавеет.
 
- А двигатель вашей машины тоже из пористого алюминия? – спросил один из гостей.

- Нет, - усмехнулся Андрик. - На «Фениксе» стоит очень хороший шестицилиндровый дизель из специальной керамической пластмассы. Работает он значительно тише своих собратьев, не требует масла для смазки и дорогостоящей системы охлаждения, и притом гораздо легче обычного. Дизель соединен с электрогенератором, который вырабатывает достаточное количество электроэнергии. Часть ее используется для питания электромоторов, вращающих колеса, а часть запасается в аккумуляторных батареях.  От тех же батарей снабжается энергией вся бортовая сеть, к которой подключены  компьютер, светильники, водяные насосы, электрическая плита, стиральная машина, холодильник, обогреватели, кондиционер и все остальные электрические и электронные приборы.

- А где расположены электромоторы, спереди машины или сзади?

- Ни там и ни здесь! Все электромоторы находятся прямо внутри колес. Это гораздо удобней, чем в обычной машине, где движение передается от мотора к колесам через несколько передаточных механизмов. В отличие от них «Фениксу» не нужны ни сцепление, ни коробка передач, ни кардан. Нет на нем также дифференциала, заднего и переднего мостов!

- Но как можно управлять подобной машиной? – воскликнул кто-то.

- Легче, чем вы думаете! – заверил Андрик. – Все настолько элементарно, что права на вождение «Фениксом» выдают даже подросткам. Мы с Бэриком сдали экзамены и теперь сможем подменять профессора за рулем во время путешествия. Но вернемся к устройству нашего замечательного автомобиля. Как я уже сказал, каждое из четырех колес имеет внутри собственный электродвигатель, то есть является ведущим. Более того, в отличие от обычных машин, каждое из них не только ведущее, но и рулевое! Это значительно повышает маневренность, управляемость и проходимость машины. «Феникс» легко слушается руля даже на мокрых, заснеженных и обледенелых дорогах. Он вписывается в любой поворот, а о заносах вообще можно забыть!

- Вот оно значит как! – пробормотал чернобородый и удивленно покрутил головой.

10. «Феникс» изнутри http://www.proza.ru/2010/07/26/945

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294