Исторические ляпы 10. Геродот и людоеды

Владимир Репин
«Народы от имен не начинаются, но имена народам даются. Иные от самих и от соседов единым называются. Иные разумеются  у других под названием, самому народу необыкновенным или еще и неизвестным. Нередко новым проименованием старинное получается или старинное, перешед домашние пределы, за новое почитается у чужестранных»...
М. В. Ломоносов

---

Сначала Геродот:
"18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет."

"106. Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране."

Потом – комментарии к нему:
«Большинство комментаторов, следуя не слишком ясному указанию Геродота, отводило андрофагам земли к северо-востоку от днепровских порогов. Относительно северной границы андрофагов в литературе издавна существуют значительные разногласия: Маннерт и Миннз доводят владения андрофагов до Киева, Потоцкий и Эберт - до Чернигова, Байер, Боннель и Роулинсон - до Смоленской и Витебской областей, приблизительно на той же широте (55 град.) проводил их северную границу Рейхардт, расширяя владения андрофагов к востоку до Московской губернии и истоков Оки, Хансен помещал их к юго-западу от Москвы.

Мищенко в одной из своих многочисленных геродотовских работ ("Известия Геродота о внескифских землях России") распространял земли андрофагов от Черниговской губернии через Орловскую до Московской губернии, включая часть последней, а в указателе к переводу поместил их в Смоленской губернии (так же считал и Гаттерер). Коте же искал андрофагов северо-восточнее изгиба Днепра, владения андрофагов и меланхленов он доводил до Северского Донца. Южную границу андрофагов Коте проводил от излучины Днепра к нижнему Дону (западнее устья Донца). Восточная граница андрофагов (с меланхленами) - это вообще отдельная проблема.

Часть исследователей искала андрофагов к западу от Днепра. Так, Тереножкин в своем "Предскифском периоде" отводил им область к северу от бассейна Припяти, связанную с носителями культуры штрихованной керамики. Граков считал возможным связать с андрофагами погребения Кичкасского могильника. Артамонов в соответствии с принятой им локализацией скифов-земледельцев по правому берегу Днепра помещал андрофагов в правобережном среднем Поднепровье ниже реки Рось, при этом он считал, что андрофаги и меланхлены не являются отдельными племенами, а входят в состав племени будинов, поскольку их названия носят чисто нарицательный характер. Артамонов не связывал с андрофагами памятники какой-либо определённой культуры.

Артамонову возражал Либеров, указывая, что археологические данные среднеднепровского Правобережья свидетельствуют об оседло-земледельческом образе жизни населения, в то время как, согласно Геродоту, андрофаги - кочевники. Либеров видел андрофагов в обитателях области нижнего течения рек Сулы, Пела и Ворсклы. В степной части Посулья помещал андрофагов Шрамко, которому возражала Ильинская.

А.П.Смирнов, основываясь на указании Геродота о кочевом образе жизни андрофагов, считал наиболее вероятной территорией андрофагов степные пространства вдоль восточного берега Днепра (к северу от Днепропетровска - до параллели Киева). При этом А.П.Смирнов подчёркивал, что в настоящее время наука не располагает сведениями о культуре, которую с определённостью можно было бы связать с андрофагами. Мельниковская считала, что андрофагов следует искать на левобережье Днепра, а Рыбаков предположительно разместил андрофагов северное Припяти.
Некоторые исследователи видели в андрофагах финнов: Эйхвальд, Томашек, Рейхардт, Шахматов, Миннз, Эберт, Груссе. Томашек привёл целый ряд лингвистических, этнографических и археологических аргументов в пользу финского происхождения андрофагов, он считал их потомками мерю, мордву и мурому. Его точку зрения обоснованно критиковал Фасмер.

Мюлленхофф считал андрофагов праславянами, Герен - германцами, Потоцкий и Шафарик видели в них самоедов севера. Греческое слово ANDROFAGOI позволяет, по мнению Шафарика, думать, что так славяне передали грекам название самоеды».

Как видите, куда только не «посылали» андрофагов – никому не хотелось иметь поблизости, а тем более в предках, каннибалов.

Попробуем вернуться к первоисточнику – Геродоту.

«За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы».
«За ними следует пятая река по имени Пантикапа, текущая также с севера и также из озера. Пространство между нею и Борисфеном занимают скифы-земледельцы. Она входит в полесье («Гилею») и, протекши через нее, сливается с Борисфеном».

Что это за река – Пантикапа?
Академик Рыбаков:
«Из всех вспомогательных доказательств осталось географически не уточненным только понятие «скифов-земледельцев» («борисфенитов»), все же остальные вполне согласуются с отождествлением Пантикапы с Ворсклой».

Сейчас тяжело судить, как далеко простиралась на север Гилея.
И снова Геродот:
«Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет».

Если говорить о трех днях пути от Борисфена до Пантикапы, т.е. от Днепра до Ворсклы, то 100 км ( 30…35 км в день) между ними – это где-то ниже линии  между Черкассами и Полтавой.
От Черкасс до Киева вверх по течению – больше 150 км. Я ранее пробовал рассчитывать скорость передвижения против течения Днепра, еще не перекрытого плотинами
http://www.proza.ru/2009/04/12/55

«Расход воды у Киева: в ноябре 72,76 куб. саж., при наибольшей скорости течения на поверхности 0,23 саж. в секунду; расход воды у Екатеринослава: в августе 85,89 куб. саж., при наибольшей скорости течения 0,24 саж. в секунду». Энц. «БиЕ»

Переводим: 1,6 км/час. При скорости весельной лодки с стоячей воде 4 км/час скорость вверх по течению составит 2,4 км/час, за 14 часов дневного хода – не более 35 км. Примерно то же значение и при использовании бечевы – около 32 км (бурлаки на Волге). Под парусом с попутным ветром скорость будет заметно выше, но это мы учитывать не будем, как переменный фактор.
Таким образом, от Черкасс до Киева можно подняться за 4…5 дней.
Тогда 6 оставшихся дней – это уже за Припятью, примерно у северных границ будущего Черниговского княжества. И, наверное, хотя бы один день из одиннадцати надо вычесть на отдых.

Что дальше? «Выше их далеко тянется пустыня...»
Поднимаемся выше, к современной Орше, во времена Идриси – Арсе. Он писал, что от Куйявы до Арсы – 14 дней пути:
http://www.proza.ru/2009/04/12/55
Вычитаем из 14 дней 6 от Киева до Чернигова.
Восемь дней пути в сумме – это «далеко»? Не думаю - ведь одиннвдцать указаны конкретно.

К тому же, хоть и во времена Арсы тамошние славяне не жаловали иноземцев, но не на жаркое же пускали? А если еще дней пять на север? Через Озерный край и р. Великую, само название которой говорит о волоке, но теперь по течению реки – к Псковскому и Чудскому озерам. И там, у будущего (?) Словенска – Изборска, уже живет «особое, но отнюдь не скифское племя» - чудь. И, что важно, еще и сету – «загадочная группа людей, живущих неподалёку от Изборска. Ученые с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, — «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов».

Вот теперь – внимание!

«С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету…»
Но ведь это о саамах говорил Шафарик:
 «Греческое слово ANDROFAGOI позволяет, по мнению Шафарика, думать, что так славяне передали грекам название самоеды».

Где славяне и где скифы? Но скифы-пахари говорили на славянских языках:
http://www.proza.ru/2010/02/02/995
И, скорее всего, были славянами, которые саамское словосочетание «самэ-еднэ», т. е. «земля саамов», переделали в «понятных» самоедов, да так и назвали их Геродоту. А тот, не задумываясь («всё варварское переводится!») перевалял сама-эдне – «самоедов» – в  андрофагов. И пошла по всему миру гулять байка об ужасных людоедах Гипербореи.

Въедливый читатель напомнит мне о том, что сеты оседлы, а Геродот пишет о кочевниках. Значит – о степняках, как считало большинство историков? Да, сеты оседлы – сегодня. Но ведь даже сегодня их родня саамы, живущие в Лапландии – народ полукочевой, как и родственные им ненцы. Так что прав Геродот, добросовестно обманувшийся, но точно записавший все ему сказанное, правы саамы, называвшие свою землю само-эдне…

А уж как правы скифы-пахари! Благодаря их оговорке мы можем теперь сказать, на каком языке они говорили – на СЛАВЯНСКОМ.