Три вида русов. С Идриси по Руси

Владимир Репин
(Отрывок из статьи "Топонимика рысов")

Основу этногеографической карты ПВЛ образуют четыре славянских племени первой группы (мигранты по 1-й формуле, "словенескъ язык", княженье, моральный облик – от эталонного до нейтрального): поляне, дреговичи, словене-полочане и словене-новгородцы. Четыре славянских "княженья", протянувшиеся с юга на север вдоль «Пути из варяг в греки и из грек», …четыре наиболее развитых раннегосударственных образования, сложившиеся задолго до появления варягов в Восточной Европе и представляющие собой начальную форму феодальной государственности, составляют как бы каркас древнейшей Руси, ее становой хребет, разместившись на важнейших, магистральных путях славянского расселения .
Какие поселения лежат на этом пути? Днепр и рядом с ним: Киев (882 г.) – мать городов русских.  (Византийский император Константин Багрянородный, писавший в сер. X века, отмечал, что у Киева существовало второе название – Самватас). А в нем - Боричев узвоз, Боричев ток.
Борисполь, один из древнейших городов Киевской области, известный в летописях как Летч, Льто, Ольто. Первое упоминание Борисполя в летописях относится к началу XI века, когда в княжеской междоусобице (1015—1019) на реке Альте погиб сын князя Владимира князь Борис. Но название характерно, скорее, для греков, поэтому его связь только с местом гибели князя может относиться и к т.н. «народной этимологии».
А для греков это мог быть Град Барысов (Борисов), естественно стоящий у реки Борисфен (Барысов поток).
Выше по Днепру, в Беларуси, стоят Быков (вспомним коровичей велесовой книги), Орша. Город Орша упоминается под именем "Рши" еще в 1067 г. До половины XIII в. Орша находилась во владении Мономаховичей. Указывают время первого летописного упоминания укрепленного поселения "на Рши" - 1067. Высокие и весьма крутые склоны городища еще сохранили былую неприступность тогдашнего города. Внимательно присмотревшись, с северной и восточной сторон городища - еще и теперь можно приметить остатки рва, некогда окружавшего первоначальное укрепленное поселение.
Смотрим в Этимологическом словаре Фасмера:

Орша
Ближайшая этимология: – левый  приток Волги в Тверск. у., также название др. рек в Вятск. губ.; сюда же Оршица – река в Могилевск. губ., укр. Рша – река на Волыни, др.-русск. Ръша (Ипатьевск. летоп.; в древнем Черниг. княжестве). Согласно Соболевскому (РФВ, 64, 182; AfslPh 27, 244), связано с названием реки Рось в Киевск. губ.

Обилие названий может привести к мысли, что все-таки преобладающим значением является не «пограничье русов», а Светлая река. Но тверская Орша в верховьях – узкая и извилистая речка, текущая в заболоченных берегах. Из-за того, что Орша в верховьях течёт по торфяникам, цвет воды в реке коричневый.
В окрестностях города Орши притоки Днепра тоже текут «в низменной болотистой местности, покрытой отчасти лесом и кустарником. По местному исследованию, озер 39 и они занимают 2*22 дес. Около 700 болот, под которыми 37740 дес.»
От Орши Днепр поворачивает на восток, к Смоленску. Но в этих же краях – начала путей по  Великой, Западной Двине, Неману. Район для торговли – стратегический.
Озера и протоки Озерного края подходят в районе Идрицы к р. Великой. Река хоть и большая, но не великая, как и большинство рек с этим названием. Но все они находятся в зоне волоков, где ладьи влекли через водоразделы. Сейчас волок до реки – длиной до одного километра; река в верховьях, судя по описаниям туристов, из-за многочисленных перекатов трудна для сплава. Но сколько прошло времени с основания пути через Оршу! А реки и сейчас мелеют при жизни одного поколения, озера заболачиваются на глазах.
Еще раз вернемся к Идриси:

“От города Нарус до города Слав в восточном направлении 135 миль, а от города Нарус до города Кира (Фира) 50 миль с небольшим [в направлении] на запад. Между городом Слав и городом Кукийана [42] из [числа городов] земли булгар [43] 18 дней пути [44] а от Киры до города Най (Кай) [45] в западном направлении 25 миль. Кукийана - город тюрок, именуемых Руса [46].
Русов (ар-Рус) три вида (аснаф) [47]. Один вид их называется рус, и царь их живет в городе Кукийана [48]. Другой их вид называется ас-Славиййа, а царь их - в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий вид называется ал-Арсаниййа, и царь его пребывает, в городе Арсани. Город Арсани - красивый город на горе, он укреплен, а местонахождение его между [городами] Слав и Кукийана. От Кукийаны до Арсани - 4 дня пути и от Арсани до Слава - 4 дня пути [49]. Купцы-мусульмане из Армении доходят до Кукийаны, а что касается города Арсан[и], то шейх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не вступает, так как они обязательно убивают любого чужеземца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю [50]. От них вывозят шкуры черных леопардов (анмар) [51]: и черных лисиц (ас-са'алиб) и свинец (или олово) [52] - все это [вывозят] от них купцы Кукийаны [53]. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают их в землю. Часть русов бреет бороды, а иные завивают ее, как гриву лошадей, и окрашивают ее в желтый цвет. Их одежда - короткие куртки, а одежда хазар, булгар и печенегов - длинные, долгополые куртки из шелка, хлопка, льна или шерсти [54].
 
А булгары - это многочисленные племена и народы, и их населенные места близко примыкают к поселениям румов (ар-Рум) [55]”
По “правилу треугольника” из элементарной геометрии выбор расстояния Салав - Кукийана в 8 дней пути автоматически означает, что города расположены примерно на одной прямой. Но расстояние Салав - Кукийана в 18 дней пути просто невозможно (оно не может превышать 4+4=8 дней пути). Поскольку же рукописи его приводят, это может означать, что в указании расстояний Кукийана - Арсания и Арсания - Салав также возможны ошибки, например, одно расстояние равно не 4, а 14 дням пути.
Это уже утверждение Ю.Ткаченко.

Куяба – Кукийана традиционно связывается с Киевом. Арса и Орша – тоже часто встречающееся предположение. Так 4 или 14 дней пути?
Расстояние от Киева до Орши по Днепру – около 570 км. Скорость течения Днепра до постройки плотин составляла у Орши 50 саж. выше порога … 4,8 фт. в секунду.
Округляем скорость до 1,44 м/с или 6,9 км/ч. Средний дневной переход каравана стругов, лодок не менялся со времён покорения князем Федором Семеновичем Курбским Сибири. Это около 40 км/день со временем пути около 10 часов, т.е. 4 км/ч. (Позже его родственника, Андрея Курбского, сбежавшего в Литву, Иван Грозный вычеркнул отовсюду, как «врага народа», вместе с родней, и теперь покорителем Сибири считается казак Ермак Тимофеевич). Одиночная лодка может и больше, но мы ориентируемся по самому медленному. Это  – на стоячей воде. По течению получается около 11 км/ч или 110 км/день, весь путь – за 5 дней. Если идти почти весь световой день, 13…14 час, будет 4 дня пути - сопоставимо с Идриси. Против течения проще идти бечевой. До 30 верст (32 км) в день – это скорость передвижения бурлаков на Волге. 570/32 = 18 дней. Сравнимо с Идриси.
Бурлаку больше за день не пройти, но если для тяги применялись лошади, то можно было, наверное, уложиться и в 14 дней.
Арса – Орша?
«Город Арсани - красивый город на горе, он укреплен…»

 «Высокие и весьма крутые склоны городища еще сохранили былую неприступность тогдашнего города. Внимательно присмотревшись, с северной и восточной сторон городища, еще и теперь можно приметить остатки рва, некогда окружавшего первоначальное укрепленное поселение».
Это уже об Орше.

А где же Славия?
Сказание о Словене и Русе повествует о граде Словенске, предшественнике Великого Новгорода. Словенском предположительно называли и Изборск.

Он находится в очень удобном в стратегическом плане месте, к тому же богатом на строительный материал и потрясающе живописном месте — в Изборско-Мальской долине (Псковская область). Уже в VII–VIII веках тут было поселение кривичей, предположительно называвшееся Словенск (по имени князя Словена) и позднее переименованное в честь старшего сына Словена — Избора.
По поводу стратегически удобного места можно спорить – крепость расположена над озерной долиной, старое городище – на удобном высоком месте, при схождении кромок обрыва и глубокого оврага. Место недоступное, но что толку? Обойти его можно без проблем. Обычно крепости запирали водные пути и стояли на берегах рек. Но Великую перекрывает Псков, расположенный на невысоком берегу. В то же время от Новой Уситвы легко проследить еще один рукав (или вообще старое русло?) Великой, поворачивающий западнее и различимый сейчас, как цепочка озер, проходящих и по Изборско-Мальской долине. Заканчивается предположительное старое русло уже на эстонской территории мощным устьем, в которое впадает ручеек Вярска. Как хочется предположить, что Великая текла именно здесь, и на ее крутом берегу, на высоте около 40 метров, стояла древняя крепость Словенск, закрывавшая вход в русские земли через Нарву и Чудское озеро.
Но… Если верить советским топографическим картам, разброс урезов озер составляет десятки метров. Конечно, русло могло измениться только после какой-то катастрофы, например, крупного землетрясения. Но это в Прибалтике – чрезвычайная редкость. Например, катастрофическое землетрясение, описанное в карельском эпосе  «Калевала», по ряду признаков специалисты относят к периоду 600…1000 гг. н.э. В Европе помнят катастрофическое землетрясение 1000 г., когда был разрушен даже Краков, расположенный в несейсмоактивной зоне. Может, тогда? Но Идриси жил позже, хотя и использовал записи даже 9 века.
Против предположения о старом русле – геодезические съемки.
За – топонимика. В районе, где могло располагаться устье – д. Рысна, чуть глубже – Ырсава, Городище, Корела, древние Печоры, деревенька со «странным» названием Усох, да и Новая Уситва в районе первого озерного участка (оз. Белая Струга) напоминает на слух Устьву – что-то, связанное с устьем, причем новым.

На карте из "Нузхат ал-муштак" Салав изображен в комплексе с городом Таруйа и озером Ганун.

Изборск-Словенск прикрывает выход из Чудского и Псковского озер на торговом пути по Нарве. Причем меньшее – Псковское – предшествует  Чудскому, т.е. является его Кануном. В 32 км от озера, вверх по реке – Тарту. Таруйа?
Но тогда надо знать, какими сведениями и в какое время собранными пользовался картограф, поскольку Та;рту имел разные названия (с 9 по 11 в. эст. Tarbatu, Tartu, нем. Dorpat; в 1030—1224 Юрьев, с 1224 русск. Дерпт).

С расстояниями на этом отрезке сложнее. Разные варианты маршрутов дают от 520 до 570 км, могут истользоваться пути по течению (Зап.Двина) и против (ее правые притоки), озера, далее – только по Великой или западнее, по маршруту Исса – Великая…
Расчеты показывают, что от истоков Иссы или от Великой в районе Идрицы до Словенска можно было скатиться за 1,5…2 дня, подняться – за 7…9.
Можно ли было пройти расстояние от Орши до этих пунктов за оставшееся время – от 2…2,5 дней по течению до 5…7 против? Сейчас этого не покажет даже эксперимент – что-то обмелело, что-то заболотилось, где-то уже нет подготовленных волоков – с полным обустройством, тяглом и т.д.

Русов три вида…
Один живет под Киевом, второй – под Оршей, третий – в окрестностях Изборска и Пскова. Значит, достаточно заметное деление украинцев, белорусов и великороссов существовало уже во времена Идриси?

“От города Нарус до города Слав в восточном направлении 135 миль…»
Древнеримская (миллиатрий): 1 миля = 1598 м
Если считать, что Идриси пользовался латинской системой измерений (ведь он работал при европейском королевском дворе), расстояние от неизвестного Наруса до Словенска (если имеется в виду один город) будет равно 1,6 х 135 = 216 км.
Это дает точку на побережье Латвии в районе современного Салацгрива, порта в устье р. Салаца.
Салацское городище. В 1226 г. здесь был построен замок рижского епископа Алберта, который был разрушен в начале XVIII в.

В литовском и западнопрусском встречаются литовские реки Нерис, Нарус, Нарупе, Наротис, Нараса, озера Нарутис и На-рочис, в древнепрусском — Наурс, Нарис, Нарусе, На-урве (современный Нарев), — все они образованы от narus, что означает «глубокий»…

Есть еще одно предположение из разряда маловероятных. Примерно на этом же расстоянии от Изборска стоит похожая по названию Нарва, но она расположена севернее, а не западнее.
Но наши расчеты привели нас в Латвию, и Наруса (сегодня, по крайней мере) я не нашел. Правда, если направление на запад брать с небольшим отклонением к северу – мы попадем в Пярну ; если к югу и на 20 миль больше (15%) – в Ригу .
Последнее предположение сомнительно по направлению и расстоянию, но зато всю территорию Латвии рассекает дорога, ни на градус не уходящая от направления Изборск-Рига. Сотни лет она была частью государева почтового тракта Москва – Тверь – Новгород – Псков – Рига. Но была ли она во времена Идриси?
В конце XII в. мощный натиск немцев на восток достигает территории Латвии. Вот что об этом сообщает Псковская летопись митрополита Евгения: « Год 1186. Около сего времени Мейнгард, немецкий монах, прибывший на устье Двины с бременскими купцами, милостиво испросил дозволения у Псковского князя Владимира, владевшего тогда сими странами, обращать в христианство лифляндцев и чудь».

От города Нарус до города Кира (Фира) 50 миль с небольшим [в направлении] на запад.
Ну, не 50 с небольшим, а 64 мили через залив от Салацгривы до мыса с поселением, которое сейчас зовется Колка. Мыс Колка – самая  северная точка Курземе (историческая область в западной части Латвии; древняя Курса). От него – 25 миль через Ирбенский пролив до о. Сааремаа с селением Торгу. Курса – конечно, не Кир, но вдруг мы с Идриси говорим об одном? Он ведь и Киев по-русски написать не смог.
А вот от Пярну – Пернова до эстонского Ориссаари на острове Сааремаа – ровно 50 миль. От него 25 миль – до острова Хийумаа.
А может быть, Ориссаари – Остров Русов? Но орыс – древнее тюркское название  русов, к тому же с обозначением буквы Ы эстонцы проблем не испытывают. В то же время такого значащего слова у них в словаре нет.
Размеры острова примерно 70 х 86 км, т.е. 3 х 3 дня пути.
Почему этот остров не может быть таинственным Островом Русов из арабских торговых записей? Он не был ориентирован на торговлю с арабским миром. Рижский залив – ворота в Балтийскую Европу. Он перекрыт от внутренних торговых путей Оршей – Арсой, через которую не пускают чужеземцев. В этих краях нет месторождений свинца (или олова), упоминаемых арабами, а в верховьях Кубани свинцовые руды находили даже в 19 в. И рядом нет озера. Но три совпадения есть – размеры, название и наверняка – торговля мехом.

Интересно и то, что на карте «Провинция Ливония», созданной антверпенским астрономом и математиком Иоханнесом Портантиусом в 1573 году, изображен водный путь из Пернова-Пярну до Чудского озера. Вот как описывает его Владимир Лесмент в статье «Картографическая загадка» :

Достаточно прямая водная трасса начинается от города Пярну (Parnaw), пересекает небольшое озеро (вероятно, Выртсъярв, так как форма его совершенно не знакомая) и заканчивается у берегов Чудского озера (Peibus Lacus). Водный путь изображен непропорционально широкой полосой, если сравнивать с территорией Эстонии, из чего можно было бы предположить, что картограф хотел этим либо показать полноводность, либо подчеркнуть важность этой водной магистрали, а может быть, и то, и другое.
Чем же объяснить такое внимание к этому водному пути в средние века? Как ни странно, в путеводителях по Эстонии, в краеведческих книгах очень скудна информация об этом. Даже в такой объемной книге (700 страниц!), как «Kas tunned maad», прямо о существовании торгового пути в прошлом ничего не говорится. Удалось найти два предложения о том, что в старые времена по рекам Раудна и Тянассильма (а они являлись частью торговой магистрали) ходили пароходы между городами Пярну и Тарту. И наконец, в одной книге – Vello Mass «Muistsed laevad, iidsed paadid», – изданной  в 1996 году, нашел небольшую главу, где говорилось о международном торговом водном пути времен средневековья через центральную Эстонию из Балтийского моря в город Псков и далее в Новгород.
Занимаясь поисками информации об исчезнувшем торговом пути, дороге, используемой иноземными купцами в течение многих веков, обнаруживаешь массу известных нам фактов, суть которых, я думаю, не всем понятна. Например, в последнее время много рассказывается о Ганзейском союзе средневековых торговых городов Балтики. С гордостью говорится о том, что некоторые города Эстонии были членами этого союза. Это — Таллинн, Тарту, Пярну, Вильянди. Теперь вдумайтесь: из четырех городов три располагались на том самом торговом пути, память о котором постепенно стирается. Три ганзейских города на протяжении всего 265 км (!) — такова длина торговой водной дороги на территории Эстонии.
После всего сказанного наверняка возникнет вопрос, как могло случиться, что полноводная торговая магистраль международного значения превратилась в не годную для судоходства речку? Чтобы ответить на этот вопрос, я предварительно ознакомлю вас с географией этого пути. По состоянию на сегодняшний день торговая трасса начиналась от устья реки Пярну и дальше проходила по рекам Пярну (38 км), Навести (12,7 км), Халлисте (7,6 км), Раудна (34 км), Вильяндискому озеру (4,5 км), реке Тянассильма (34 км), озеру Выртсъярв (9,1 км), реке Эмайыги (100 км), которая впадала в Чудское озеро. Как видите, водный путь достаточно сложный и разнообразный. Кроме этих данных, полезно будет напомнить, что уровень воды озера Вильянди выше уровня моря на 41,9 метра. В то же время уровни озер Выртсъярв и Чудского равны 35 и 30 м соответственно. Получается, что на реке Эмайыги перепад составляет всего 5 м на 100 км. Это очень мало, и к тому же он катастрофически уменьшается. Вызвано это, оказывается, уменьшением уровня воды озера Выртсъярв. Но не от того, что оно высыхает. Трудно поверить, но само озеро постепенно перемещается в южном направлении. Причина этого явления хорошо объяснена в книге академика Anto Raukas «Eestimaa viimastel aastamiljonitel», — изданной в 1988 году. Анто Раукас пишет, что земная поверхность на северо-западе Эстонии поднимается. Об этом мы давно знаем. Известна даже величина подъема суши в районе Таллинна — 3 мм в год. Но одновременно, оказывается, юго-восток нашей страны опускается (!). Это приводит к тому, что Чудское озеро на севере отступает на юг, а Псковское озеро увеличивается в размере, река Великая, которая впадает в Псковское озеро и на которой стоит город Псков, постепенно становится глубже. Хорошим примером опускания суши на юге Псковского озера служит уменьшение площади острова Пийриссаар, расположенного на юге Чудского озера. В 1796 году его площадь составляла 20,08 кв. км, теперь же от острова осталось всего 7,39 кв. км. Такая же ситуация, как с Чудским озером, наблюдается с озером Выртсъярв. Вот почему мелеют все реки третьего торгового пути восток-запад.

Цитата длинная, но она многое объясняет.
Во-первых, понятно, что Идриси не зря дал направление от Словенска на запад до побережья Балтики – это не просто расстояние до пункта на берегу, а обозначение торгового пути, что, собственно, и интересовало картографа. И тогда вполне естественно упоминание двух островов западнее Пернова, как продолжение именно водного пути. Иная длина не должна нас смущать – Идриси ушел от обозначения в днях пути и указал расстояние от поселения на побережье  до Словенска в милях (и очень точно: расстояние по прямой – если считать, что Пернов имел еще и название Нарус – 213 км; точность удивительная – 1,5 %).
Лесмент же дает не расстояние, а длину извилистого водного пути. Например, он указывает длину реки Эмайыги от озера Выртсъярв до Чудского 100 км, а прямое расстояние между озерами от истока до устья реки – 66 км.
Во вторых, становится яснее, почему Словенск сейчас стоит не на Великой – подъем суши даже на 3 мм в год, если он есть и в этом районе, за тысячу лет даст 3 метра без всяких природных катаклизмов, но кто измерял скорость подъема раньше? Такое изменение могло сместить русло к востоку или осушить западный рукав дельты. То, что это вполне возможно, видно на примере р. Мста в соседней Новгородчине. Ее старое русло хорошо просматривается на спутниковых картах от Любытина и южнее Веребья почти до Кленино.  Причем его отметки (по высотомеру карты Google Планета Земля) местами метров на 60 выше уреза воды. Удивительно, но о том, что раньше Мста протекала южнее, мне рассказывали местные старики, т.е. такой подъем произошел в любом случае после заселения края славянами, если уж существует устное предание. А скорее всего, за несколько сотен лет до нас – старое русло просматривается гораздо лучше, чем у Великой.
Итак, в целом направление, заданное Идриси, дает кратчайший путь выхода от Славии-Словенска в открытую Балтику, и фиксирует значимые точки на кромке побережья, мысах и островах, охраняющих Рижский залив.

Значит, параллельно с поиском интересующих нас топонимов нам удалось проследить и в какой-то мере просчитать торговый путь, описанный Идриси – от известного историкам Киева-Кукийаны по Днепру до Орши-Арсании, по озерному краю и Великой – до Изборска-Словенска-Славии, затем по Псковскому, Чудскому озерам, рекам Эмайыги – Пярну через озера и притоки в Рижский залив, и далее – на о-ва Сааремаа (герм. Эзель), и Хийумаа (герм. Даго, русск. Хиума).
Три вида русов Идриси – это будущие украинцы, белорусы, русские.

Стало понятнее стремление русских князей получить под свой контроль Тарту-Юрьев. Город на оживленном торговом пути – это и деньги, и власть.
И рывок крестоносцев после Пруссии в Ливонию понятен – если не искоренить православие вместе с опасными носителями, то зажать их в узком горле Финского залива, не дать выхода к морю, перекрыть торговые пути, диктовать свои цены на товары.

Но вернемся на Днепр. Куда еще вели пути из Орши?
По Западной Двине, мимо древних Витебска (974 г.)  и Полоцка (862 г.) – к Риге.
Спустившись по Днепру до Березины, вверх по ее течению можно было пройти до Минска (Менеск, 1067 г.), и от этого торгового центра по Неману (Русе) мимо Гродно (Городень, Городна, 1128 г.) добраться до Пруссии, до Русны в ее дельте.
Припять и Буг выводили русов на Вислу – Варшаву и Гданьск, волоками – на притоки Одры…
На половине сухопутной дороги между Минском и Оршей, на Березине, стоит древний Борисов (1102 г.), который и сейчас в устах белорусов звучит, как Барысав. По берегу Березины – курганы, от железного века до средневековья.
Еще раз отметим общую особенность мест, обживаемых русами: возможность контроля торговых путей, самостоятельная торговля, защищенность и труднодоступность «базы».