Хетты из ранних скифов

Петр Золин
 
 
Хетты из ранних «скифов»

Если античная наука считала скифов по цивилизованности древнее египтян, http://www.proza.ru/2010/02/27/200, то в определённой степени необходимо искать следы ранних скифов на территории самой Скифии и в округе (хотя по древним гаплогруппам и ностратике пращуры народов древней Скифии явно обитали десятки тысяч лет назад южнее Чёрного моря и Каспия).

В целом полиэтничные скифы явно формировались из элиты палеевропейцев (будуших индоевропейцев, тюрков, финно-угров, народов округи Кавказа)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протоевропейский_тип

Яркими представителями ранних скифов являются арии (индоарии)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арии; http://ru.wikipedia.org/wiki/Индоарийские_миграции
Они создавали ранние государства в контактах с ранними семитами, особенно северными
http://ru.wikipedia.org/wiki/Семит; http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумер
В частности, здесь привлекателен Бэл (Бел; в пер. с аккад. — «владыка», «господин»; но возможны и аналоги «б-(п, в)-л» с огласовками в других языках:П.З.) — в религиях Древнего Междуречья обозначение верховного бога. Применялось по отношению к шумерскому богу Энлилю, одному из троицы космических богов (Ану, Энлиль, Эа), а позднее являлось обозначением Мардука, бога города Вавилона.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бэл; http://ru.wikipedia.org/wiki/Баал
http://ru.wikipedia.org/wiki/Велес

Индоарийские аналоги ранней Скифии общеизвестны
http://www.fidel-kastro.ru/history/ancient/scif_ind.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гусева_Наталья_Романовна
http://ashtanga.narod.ru/india-memory.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клейн,_Лев_Самуилович
Это для некоторых надуваемых СМИ и коллегами научных авторитетов, которые любят рассуждать о праславянах  вне индоевропейства.

Велика вероятность, что частью отражали северные индоевропейские (неизбежно и ранние скифские) традиции и хетты.

Википедия старается быть сравнительно объективной.
Хетты (греч. ;;;;;;;;, самоназвание неситы) — индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где создал Хеттское царство. Хетты (ивр. ;;;;HTY, или ивр. ;;;-;;;BNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии. В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (при Тутмосе III и Рамсесе II — XV-XIII век до н. э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш). После уничтожения Хеттского царства народами моря народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.

Происхождение

Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э.[1]. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура http://ru.wikipedia.org/wiki/Среднестоговская_культура ), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов[2] (Митанни).

Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.
Этноним
Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель — хатти.
Хеттский язык

В 1920-х гг. Бедржих Грозный доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков — двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства. Позднее было установлено, что от данных языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н. э., не переживших эпохи римского завоевания. Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность (для более поздних текстов на лувийском языке).

Обработка железа

Хетты первыми в Европе овладели технологиями обработки железа и изготовления железных предметов как минимум с XIV в. до н. э.[3], а также владели технологией изготовления колесниц. В свою очередь знаменитая хеттская легкая колесница (появилась в Передней Азии около 1600 года[4]) заимствована ими у кочевников-ариев. «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…»[5] Сами колесницы пришли в Грецию, несомненно, от хеттов. Хетты вытеснили с территории, которую они заняли, более древний народ хатти, у которых технология обработки железа была охраняемым секретом[источник не указан 399 дней]. Известно послание фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком. В течение многих лет хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц давало этим воинственным племенам огромное преимущество.

Религия
Основная статья: Хеттская мифология

Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома — Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Женские божества

Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.

Храмы

Храмы имели сходство с семитическими (традиционными в округе:П.З.). В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме — престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

Культ

Культ имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот — одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.
Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

Общество
Основная статья: Хеттское царство
Антропологический тип

Антропологический тип хеттов (преимущественно) брахикефальный; у них тёмные волосы, длинный загнутый нос, выдающиеся скулы, короткий круглый подбородок, светлый цвет кожи. Волосы длинны и ниспадают на плечи двумя косами; на хеттских памятниках — одна коса сзади. Многие носили длинные бороды. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хетты

Хетты (по КЕЭ, том 9, кол. 783–785) -  (;;;;;;;, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15).

(Моё: здесь Википедия и еврейская энциклопедия демонстративно не упоминают подробностей
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аврам
В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён[2], чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5).
Если точнее:
«Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20 Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.(Бытие 23.19 – 29)…

1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. 7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. .(Бытие 25.1 – 10)»
http://ru.wikisource.org/wiki/Бытие#25:1
http://traditio.ru/wiki/Ишпакай
http://www.proza.ru/2009/09/23/926

Явно, не только и не столько арабских, а в немалой степени индоевропейских: П.З.)

Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. Их название происходит от хаттов — народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии. Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи — Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе. Мурсилис I овладел Халебом, а около 1560 г. совершил поход на Вавилон, что ускорило падение первой вавилонской династии. Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. – 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни — одну из великих держав того времени — в хеттского вассала, овладел Верхней Месопотамией и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. – 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов. Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада.

Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства — название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском. Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи. Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до Хаммата на юге. Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. – 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев.

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше. Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1). В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.). В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). Из слов пророка Иехезкеля (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты.

Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7).  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Древнейший период
http://www.eleven.co.il/article/14510
http://www.bibliotekar.ru/CentrMech/10.htm
http://www.archaeology.ru/ONLINE/Klejn/Klejn_a_11.html


Л.С. Клейн в книге «Время кентавров: Степная прародина греков и ариев». (Санкт-Петербург, Евразия, 2010; 496 стр., 153 рис., 49 цветн. илл., тираж 2000 экз. ) на основе осмысления огромного современного материала исследований пришёл к выводам, которые кратко суммировал в одном из интервью. http://klejn.archaeology.ru/index_rus.html

В.Е. (В.Е. Еременко 5.06.2010) От души поздравляю Вас с выходом в июне 2010 г. очередной книги «Время кентавров» и благодарю за согласие ответить на вопросы сайта Археология.РУ. Книгу эту долго ждали - она же была обещана и анонсирована давно, не правда ли?

Л.К. Ну, основа книги делалась много лет, а потом книга уже в готовом виде долго искала издателя. Это, как Вы знаете, в наших условиях нелегкая задача. Но и издатель говорит, что искал именно такую книгу. Вот они и нашли друг друга.

В.Е. Скажите, пожалуйста, почему интерес публики к ариям столь силен? Публики, очень далекой от истории и археологии.

Л.К. А интерес публики – он разный. Часть публики подогрета националистической пропагандой – арии, нордическая раса, бремя белого человека, арийские славяне, русские в палеолите и т. п. Книг на эти темы уйма, причем профессиональных нет.

В.Е. Но ведь арии на деле не славяне и не германцы, а иранцы и индийцы?

Л.К. Конечно (арии – прежде всего, одни из ранних индоевропейцев:П.З.). Но почти все авторы этих книг об ариях – любители, прочитавшие два-три учебника и переводы немецких антропологических писаний XIX – начала ХХ веков. К сожалению, молодежь часто клюет на эту пропаганду. Особенно та ее часть, которую подзуживают националистическими речениями неумные политиканы, да еще в обстановке притока мигрантов из ближнего зарубежья, который вызывает раздражение. Тут и чувства национального унижения при виде нашего реального отставания от Запада, и ностальгия по утраченной империи, хотя в этой империи господами были вовсе не они.

В.Е. Но есть и другая часть публики, которая относится к проблемам происхождения реальных ариев, а также греков и других индоевропейцев с естественным любопытством…

Л.К. С любознательностью, неистребимой в человеке. Всем же интересно знать корни своего народа и таких родственных народов, как греки и арии, учитывая их роль в истории. Арии, то есть иранцы и индоарии, определяли в значительной мере историю Ближнего Востока – Авеста и Ригведа, Иран и Индия, а иранские народы это также скифы и сарматы, воздействие которых на славян огромно. Достаточно сказать, что слово «бог» в славянских языках заимствовано из иранской речи (сами праславяне, понятно, такое сказать не могли, живя на паг-усах ?!: П.З.).

В.Е. Насколько я понял, в книге речь идет не только об ариях и греках?

Л.К. Не только. Я вообще пытаюсь прояснить вопрос о происхождении всей семьи индоевропейских народов, но решил, что легче всего это сделать, уцепившись за юго-восточное крыло этой огромной общности.

В.Е. Почему?

Л.К. Потому что именно эти народы освещены ранней письменностью, то есть с ними можно продвинуться по освещенным письменностью ступенькам глубже всего. Я выделил те народы,  языки которых схожи теснее других индоевропейских языков между собой. То есть составляли некогда одну языковую группу, которая потом распалась на отдельные языки. Это группа, выделившаяся из индоевропейской речи на первых порах, потом уже она распалась на отдельные языки. Я назвал эту предполагаемую предковую народность грекоариями.

В.Е. Почему? Потому что она состояла из предков греков и ариев?

Л.К. Точнее, греки и арии составляли в ней наиболее знакомое нам ядро. Но в нее входили и предки других народов – армян, фригийцев. Те и другие жили когда-то не в Малой Азии и на Кавказе, а на Дунае. Это известно. А до того, они, похоже, обитали в степной полосе…

В.Е. От Дуная до Урала?

Л.К. Да, от Дуная до Урала и дальше до Енисея. Вся эта территория, занятая ныне тюркскими народами, была в III–II до н. э. охвачена индоевропейскими народами. Это открыто уже давно, но археология приносит всё новые открытия. Вы ведь знаете о тех культурах, которые ныне раскопал в Туве и Монголии Алексей Ковалев…

В.Е. Да, конечно, его статьи размещены на сайте Археология.РУ.

Л.К. Он открыл там культуры, чрезвычайно схожие с культурами Франции, в частности Чемурчекскую культуру. Те же каменные изваяния, та же керамика. Это несомненная миграция из Западной Европы. Также совершенно европейский облик имеют древние мумии, обнаруженные в Северном Китае.

В.Е. Какая связь у носителей этих культур с тохарскими языками?

Л.К. Связь с тохарскими, т.е. индоевропейскими языками, открытыми там же, предстоит еще выяснить. Кроме тех народов, которые я назвал, в книге я рассматриваю и хеттов – индоевропейский народ Малой Азии, наиболее отличный от других индоевропейских и, видимо, отделившийся от индоевропейского корня раньше.

В.Е. На обороте титула в аннотации написано «Научно-популярная книга», а в справочной аттестации на последней странице стоит: «Научное издание». Что из этого верно? Ваша книга проходит по разряду научно-популярной литературы?

Л.К. Да, тут есть противоречие, но, знаете, обе характеристики верны. С одной стороны, книгу продавцы, вероятно, примут как "науч-поп". И в этом есть резон. То есть я старался писать простым языком, занимательно.

В.Е. Вы это умеете, когда захотите!

Л.К. Спасибо. Но, с другой стороны, сама проблема достаточно сложная, так что, вероятно, это не для подростков и блондинок. Книга рассчитана на сравнительно образованного читателя. Кроме того, она выполняет и некоторые функции научного исследования.

В.Е. Можно про это несколько подробнее?

Л.К. Дело в том, что, проблему я исследовал по возможности глубоко и профессионально, без скидок. И когда я стал приближаться к окончанию,  выступил с серией докладов в Институте лингвистических исследований  Российской академии наук, в очень профессиональной среде. В обсуждении участвовали два академика, дюжина профессоров, ученые из разных институтов и музеев. Всего за год я сделал 12 докладов, в среднем по докладу в месяц. Поскольку они были высоко оценены, решено было сделать их главами книги и опубликовать вместе со  всеми 12 обсуждениями. Да еще и участники обсуждений добавили свои небольшие эссе в качестве приложений. Вот эту большую книгу («Древние миграции и происхождение индоевропейских народов») я сдал давно в Университетское издательство, заключили договор - и жду. Но издательство громоздкое, медленное, и книга выйдет нескоро. А я пока сделал научно-популярную книгу на ту же тему – «Время кентавров». Она бы должна была выйти после той, а выходит перед ней. Поэтому некоторые концепции, гипотезы, аргументы выдвинуты в ней впервые. Она volens-nolens исполняет функции публикации (по крайней мере препринта) научного исследования. Так что на нее можно ссылаться.

В.Е. Какие это концепции?

Л.К. Это прежде всего идентификация хеттов с баденской культурой - значит, археологически "улавливаются" хетты до их проникновения из Европы в Малую Азию.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Баденская_культура
Это также реконструкция грандиозной фригийской миграции из Подунавья в Индию, на полдороге которой отделились предки армян. Это, конечно, и моя старая идея о происхождении индоариев из катакомбной культурной общности Украины и Предкавказья. Здесь наиболее полно собраны доказательства. Это реконструкция грекоарийской мифологии по изваяниям степного энеолита…
В.Е. С лихвой достаточно для монографии. Значит, насколько я понимаю, Вы придерживаетесь северо-европейской концепции происхождения индоевропейцев, отвергая малоазийскую концепцию Ренфру и Иванова - Гамкрелидзе  и степную концепцию М. Гимбутас?

Л.К. Да. Более всего, на мой взгляд, под население с индоевропейским праязыком подходит культура воронковидных кубков V–IV тысячелетий до н. э.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_воронковидных_кубков

В.Е. Тираж Вашей книги сравнительно небольшой - 2000 экземпляров. Книга Ваша очень красиво издана - привлекательная обложка с кентавром, много великолепных цветных фото, карты, схемы. Она, вероятно, недешева?
http://klejn.archaeology.ru/misc/interv.htm (см.: по источнику)

Проблема отчасти понятная. По традиции многих тысячелетий элита и инициативные группы северян (Скифии и округи) активно и разнообразно проявляли себя на юге.
И там являли образцы мастерства как строители http://www.proza.ru/2010/06/24/1213;
философы http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=10#10
дипломаты http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=15#15
наёмные воины http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st072.shtml
стражники (например, в Афинах) http://ancientrome.ru/publik/medvedev/medv02.htm и т.д.

Это проявлялось в Римской империи http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2261
http://ancientrome.ru/publik/kolosovs/kolos01.htm
Это доказывала и ранняя Византия http://www.proza.ru/2010/06/24/769

Эту сторону отечественной истории – активное участие древних соотечественников россиян в жизни древних государств – никак забывать нельзя.
Поэтому стоит тщательно исследовать и связи Южное Причерноморье (Хеттия) – Северное Причерноморье (родина Плина и Сколопита, Сагила и Панасагора)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Плин; http://ru.wikipedia.org/wiki/Сколопит
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сагил; http://ru.wikipedia.org/wiki/Амазонки
http://ru.wikipedia.org/wiki/Амазонки_из_скифов
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111110.htm