Первые радости

Спекулянтка Ру
                Впечатления о событиях к.80-х - нач.90-х.
               

Начало здесь: http://www.proza.ru/2010/06/06/486 - "МОЁ ВРЕМЯ"

Кооператив  наш  просуществовал  недолго.  Но  в  нем  уже  не было   необходимости:теперь  разрешили  индивидуальную  трудовую деятельность - покупаешь  патент  и  работай  себе  сколько  хочешь, это ты  как  бы  уже  оплатил  налог. 
Об  этом  я  не  могла  и  мечтать.

Решение  принято: покупаем  с  дочерью  два  патента, чтоб  не было  лишних  вопросов, она  уже  тогда  живет  и  работает  в Москве. Номер  моего  патента  в  первом  десятке  в  нашем  городе, народ  тогда  еще  не  проснулся, думал.  Теперь  я  могу  сказать, он  так  и не  проснулся.
Ткани  в  магазинах  еще  не  исчезли  и  стоили  недорого. Не  надо  было  ломать  голову, с  чего  начать, в  магазинах  пусто, все  купят.  Будем  шить  и  сдавать  в  магазины, конечно, этот вопрос  не  обсуждался, сами  продавать  не  будем  никогда! Мы  не спекулянтки  какие-нибудь. Гордые  еще  были...

Бизнес-план, как  теперь  бы  сказали, не  нужен: деньги  я  вбанке  не  беру, патент  освобождает  от  отчетности. Но в  любом  случае, начиная  какую-то  работу, надо  ее  просчитать.
Легко! Надо  совсем  немного: четко  определиться, чего  ты  хочешь, как  теперь  говорят, определиться  с  мотивацией. Если  главное  для  тебя  заработать  миллионы  и  поскорее, лучше  такой  деятельностью  не  заниматься, надо  найти  другую  нишу.

у  меня  была  не  мечта, у  меня  была  цель: на  протяжении нескольких  месяцев  зарабатывать  в  среднем  столько, сколько  я  получала  на  заводе, и  тогда  можно  спокойно  увольняться. На  эти  показатели (совсем не маленькие по тем временам) я  вышла  очень  скоро  и  почувствовала  уверенность, что курс  взят  правильный.

О начале  вспоминаю  как  о  празднике.  Какое  интересное  было время!  Жить  хотелось!  И  главное тогда  были  не  деньги, очень хорошо  помню - не  деньги.

Рабочий  день  на  заводе  кажется  бесконечным  и  бессмысленным. Кому  нужны  эти  микросхемы, провода, платы?!! А  в  это  время дома  можно  столько  сделать!  На  пятый  этаж  после  работы  взлетаю,как  на  крыльях, не  чувствую, что  глотаю  прямо  из  кастрюли, не отходя  от  плиты. Стол  в  крошечной  кухне  занят: машинка, доска  с утюгом, все  подготовлено  для  работы, не  теряю  ни  минуты.
25 халатов  надо  сшить  за  две  недели  по  вечерам  и  по  выходным, такую задачу  я  поставила  перед  собой, чтобы  не  сбиться  с  ритма. Уже за  полночь, во  дворе  погасли  все  окна, а  я  еще  за  машинкой, деревенеет  спина, немеют  плечи, завтра  рано  вставать, а  мне  хочется работать  и  работать.

Как  интересно, сейчас  вспоминаю  то  время  и  думаю, что двигало  мной  тогда?  Не  деньги, это  точно. Зарплата  на заводе была очень хорошая, запросы  самые  скромные, все  необходимое  есть, в  магазинах  пусто, деньги  тратить  не  на  что. О компьютерах  не  слышали, заграница  закрыта, для  меня  навсегда, так  казалось  тогда. Дочь работает  в  Москве, живет  в коммуналке, кооперативную  квартиру  купить?  Это  долгие годы  в  очереди  и  таких  денег  нам  никогда  не  заработать, об этом  и  не  мечтали. Просто  очень  хотелось  работать, делать  то, что любишь, и  радоваться, что  получается.

Делаю  партию  по  25 штук  и  отношу  в  наш  центральный магазин, заранее  договорилась, продают  очень  быстро, в  тот  же день, торговать  абсолютно  нечем, народ  сметает  с  прилавков  все. О  деньгах  я  не  думаю, их  я  получу  не  скоро, через  бухгалтерию, через  месяц. А  пока  денег  нет, на  новую  партию  тканей  надо  занять, работу  останавливать   нельзя, появились  определенные  обязательства, нас  ждут.

В  Москве  появились  первые  торгово-закупочные  кооперативы, они  скупали  товары  и  развозили  по  всему Союзу. Теперь  мы уже  не  в  сумках  носили  свои  изделия, возили  на  такси. Дочь тоже  подключилась  к  шитью, тоже  после  работы. Мы  не  работали, мы пахали тогда.

Первых  денег  ждали  долго: бухгалтерия, банки, налоговая инспекция, другие  формальности. Уже  вся  страна  торговала  на  улицах, а  мы  не  могли  поступиться  принципами - только  через  магазины. Гордые были.
Занимали  деньги, залезли  в  долги, волновались: вдруг  все  рухнет?  Рухнуло, но  не  тогда, не  сразу.

Сначала  на  наши  счета, наконец, стали  поступать деньги, много  денег, гораздо  больше, чем  требовалось  на  приобретение  тканей. Больше  тратить  было  не  на  что: валютные  операции  тогда  еще  преследовались  по  закону, в  очереди  на  кооперативные квартиры  уже  не  ставили, жилья  в  свободной  продаже  еще  не  было. Денег  было  много, мы  уже  могли  купить  несколько  однокомнатных квартир  в  Москве  по  тем  ценам, только  их  не  продавали тогда.

Интересный  эпизод  на  эту  тему  вспомнился  из  той  жизни. Приезжает  дочь  и  говорит: начальник  профсоюза  на  торговой
базе, где  она  работала секретарем, предлагает  помочь  с  покупкой  квартиры  без  очереди, две  цены. Спрашиваю: а  он  даст  какой-нибудь  документ? "Какой  документ, мама?!! Это  взятка".
Мы  не  решились тогда, а  через  две  недели  этот  деятель  уволился. СССР  еще  был жив...

Все, о  чем  я  мечтала  в  то  время - уйти  с  завода, сотрудники  и  родственники  смотрели  на  меня,  как  на  сумасшедшую, - престижный  завод, хорошая  должность, высокая  зарплата, большой  стаж,  всего 5 лет  до  пенсии - и  все  это  обменять  на  какую-то там  свободу?!!   
А   мне  казалось, я  только  начинала  жить.

...Остановились  фабрики, исчезли  ткани, я  летала  к  подруге  в  Ухту, там  еще  кое-что  можно  было  купить, в  нашем  городе  осталась  только  белая  бязь, ее  выдавали  на  похороны  по 
справке  о  смерти, я  воспользовалась  знакомством  с  продавцами  и умудрялась покупать  через  них по несколько метров некрашеной ткани. 
Наладили  изготовление  примитивного батика, юбки  и  платья  из него  брали  в  неограниченном количестве.   Мы  не  сразу  сдались.

А  потом  заморозили  вклады...


Фото автора. 25.12.13.