Подвал-Вечность

Элам Харниш
http://www.proza.ru/2010/04/27/20

Сегодня праздник... Пойду выпью... Немного... – грамм сто...
Выпил бы больше, да не с кем...
Обходя проволочный забор на Торговой... - власти реставрируют город, прокладывают новые коммуникации, мостят улицы... - иду к Фаику...

Кто такой Фаик?... Если просто, то хозяин заведения...
Ну, а если подробней... - да что я говорю... – вот сейчас спустимся и вы всё сами увидите, познакомитесь...

Сворачиваю в переулок, к школе номер один и, прыгая по пока не забетонированному  арматурному каркасу, добираюсь до входа в подвал...
Несколько ступеней вниз и мы в полутёмном зале...
Здесь семь столов... – пять у стен и два посередине...
В центре я никогда не сажусь... - не люблю ощущение свободного пространства вокруг себя во время еды...

Перед тем, как куда-то сесть, сделаем заказ...
Подхожу к расположенному в углу витринному холодильнику, отгораживающему хозяйский буфет от зала...
- Салам... - привет, Фаик...
- Салам, салам... Что будешь кушать?...

Особым разнообразием меню заведения не блещет, а список блюд, которые я здесь заказываю, ограничивается тремя... - борщ или фасолевый суп и джыз-быз...
- Давай полпорции фасолевого, ну и джыз-быз разумеется, сто водки и аджику... – сегодня гуляю...
- Хлеба половину?... – я киваю, и Фаик нарезает мне половинку круглой, заводской буханки...
 
Деньги под расчёт... – два семьдесят... - кладу на стойку сразу... - привычка... – предпочитаю не быть кому-то должным, даже те сорок минут, пока буду  питаться...

Беру пластмассовую хлебницу с двумя большими щербинами, выковыриваю из лотка чистые вилку с ложкой, выбрав самые большие... - мелкие столовые приборы я тоже не люблю, и прохожу во внутренний зал...

Второй зал больше, чем первый, но в нём всего два стола для посетителей, а остальное место занимает оборудование заведения...
Оборудование... – громко сказано... Мойка и стол с разделочной доской... Зал плавно перетекает в кухню отделённую занавеской... Там на электрических плитах и готовится пища... 

Ремонт в заведении... - даже не знаю, как сказать... – описать это непросто, но я попробую... Так вот, ремонт делался, наверняка, в семидесятых годах прошлого столетия...
От пола на высоту около метра стены облицованы обычными уличными аглаями, покрытыми тёмным лаком, а выше отделаны вильнюсской торцовкой, бывшей в моде в те, присно памятные времена... На полу лежит метлах разных размеров и от разных производителей, грязно-непонятного цвета...

Во втором зале с арочных стен и потолка вся штукатурка сбита почти до камня, но до дальнейшей обработки у владельцев, то есть у Фаика, руки так и не дошли...
А зачем?... Мы и так сюда приходим...

Да-да, Фаик... - он не просто буфетчик или арендатор... – он хозяин этого подвала, из которого при хорошем вложении можно было сделать прекрасный клуб или дорогой ресторан...

Но человек так привык... – эта забегаловка стала частью его жизни, она и есть почти вся его жизнь... – с евроремонтом, в гламурном виде она была бы ему неинтересна или не нужна...

Войдя во второй зал, я здороваюсь со всеми, кто там находится... За одним из столиков сидит стоянщик Эльшан... – мужик лет сорока... Он пьёт чай и, вставив в ухо наушник, слушает музыку со своего мобильного...

У разделочной доски, ашбаз... - повар Эмин режет какое-то мясо; в углу, подперев голову рукой, сидит пожилая посудомойка Люба; за занавеской хлопочет по кухне ещё одна, маленькая, похожая на колобок с ножками, женщина Садагят...

Фаик, выйдя в зал, ставит на мой стол розетку с аджикой, стопарик с водкой и озвучивает повару мой заказ...

С людьми, работающими в заведении у меня прекрасные отношения...
Впрочем, не только с персоналом, но и с посетителями тоже...
Пожав руку стоянщику, отказываюсь от предложения составить компанию и усаживаюсь за свой столик...

- Как дела, как дети?... - спрашиваю я Эмина...
Он моложе меня лет на десять, флегматичный, добродушный, чуть полноватый, коренастый парень... Одет в неизменную кожаную жилетку и кепку...
Работает здесь всю свою сознательную жизнь...

- Благодарствую, всё хорошо..., - повар поднимает руки, в одной из которых держит нож, к арочному потолку...

То, что человек свободно и без акцента говорит на великом и могучем, меня никогда не удивляло, но когда я впервые услышал от него... - "благодарствую", то, мягко говоря, был поражён... Из моих знакомых, принадлежащих к кругам, стоящим на социальной лестнице, куда как выше, чем я и он, ни один не использует в речи таких красивых оборотов...

Делаю глоток из стопки и, оторвав кусочек хлеба, макаю в аджику... - с удовольствием закусываю...

Фаик кричит из своего буфета...
- Люба, иди стол в кабинете убери..., - особой вежливостью в отличие от своего повара, он не отличается...
Пожилая женщина, взяв пластмассовый красный таз, плетётся в небольшую комнату, смежную с первым залом, в которой стоят три стола...
Когда она проходит мимо меня, я спрашиваю, как чувствует себя её сын, недавно перенёсший операцию... – она отвечает, что уже хорошо... 

В зал с подносом заходит ещё один работник заведения Кямал... – худощавый, седеющий мужик... Принёс посуду с заказа из магазина...
Приветствуем друг друга...
Оставив поднос с посудой на столе для Любы, он скрывается за занавеской...

Наконец, я вижу, как Садагят, сняв с плиты металлическую миску, перекладывает её содержимое в кясу... - глубокую пиалу... - это моя порция...
Эмин ставит еду передо мной...

Приходя сюда в самом начале, я заказывал себе исключительно джыз-быз... – блюдо из бараньих внутренностей, но, распробовав фасолевый суп, стал разнообразить своё меню...

Эмин готовит его с рисом, отчего суп получается более сытным...
Накрошив в пиалу хлеб, превращаю содержимое в густую похлёбку и, смакуя, ем...
Отпиваю понемногу водочку, салютуя стопкой сидящему напротив Эльшану...
Он в ответ поднимает армуды с чаем...
Вообще, выпиваю я очень редко и мало, а если обедаю один, то почти никогда... Но в праздник можно...

В этом подвале есть кому пить и без меня, начиная с посетителей, заканчивая хозяином...
Посетители, на то они и посетители... – их возлияния важная статья дохода для любого заведения, если не главная...

Выпивают по разному...
Кто-то приносит спиртное с собой... – Фаик не запрещает... - сидя в компании люди пьют свою водку... - с другими напитками сюда приходят редко...
Другие, как я сегодня, берут сто грамм к обеду...

Я далеко не ханжа и пить умею, но при этом всегда помню... - с кем, сколько и под какую закуску...
Если кто-либо из незнакомых посетителей, или, скажем, тот же стоянщик Эльшан, увидев, что я ем на сухую, предложат угостить меня, всегда вежливо отказываюсь...

Но столкнувшись здесь с одним из своих клиентов, зашедшим с приятелем распить, принесённую с собой бутылку Абсолюта, не позволил себе кочевряжиться и мы втроём уговорили 0,75 за пятнадцать минут, закусив солеными баклажанами, по вкусу напоминающими маринованные грибы, после чего они ушли по делам, а я остался доедать свой фасолевый суп...

А вот о публике, которая забегает сюда просто выпить, стоит рассказать особо...
О некоторых таких персонажах я уже писал в своих произведениях...
Фаик знает привычки и порцию каждого... - человек только подходит к его прилавку, а он уже выставляет нужную посуду... По пятьдесят никто не пьёт, разве что, если денег на большее не хватает...
Полста здесь наливают за тридцать гяпиков...

Сто, сто пятьдесят, случается двести... Закусывают, выложенными на тарелке специально для таких клиентов, солениями, если дело происходит зимой, или кизилом и сливами, если это лето...

Некоторые, всосав в себя стакан водки, запивают айраном из стопарика... 
Среди такой публики попадаются и очень прилично одетые люди...

Однажды я стоял, собираясь сделать заказ, и невольно увидел, как пьёт женщина... - она зашла в буфет к Фаику со стороны второго зала и попросила налить...
Не выходя оттуда, чтоб не шокировать обедающих рабочих и не морщась, будто это была простая вода, с чувством собственного достоинства, медленно влила в себя полный стакан... - меня аж передёрнуло...

Она не похожа на законченную алкоголичку с испитым лицом... – такие сюда тоже захаживают... Одета просто, но чисто...
Через какое-то время мы познакомились... Дело было вечером... - я, как обычно, пришёл ужинать... - любимый джыз-быз для меня, вкуснее шоколада...
Она, зайдя после работы, попросила отпустить ей в долг...

Хозяин не возражал... – постоянным клиентам здесь открыты кредиты, но при этом, решил составить нам компанию, предложив собраться за одним столом...
Открыв бутылку, они усидели её минут за двадцать, практически вдвоём... - я мусолил свою стопку, не желая напиваться на ночь глядя...

Женщину звали Зема...
Особо положительных эмоций от того, что вынужден общаться с ней, я не испытывал, но, надо отдать даме должное... - ключей от задницы она не теряла и, если честно, вообще невозможно было определить, пила мадам или нет...
Зема курила с непроницаемым лицом, поддерживала беседу, спокойно рассказывая нам, о каких-то бытовых проблемах...

Эмин и Кямал не пьют, а Фаик...
Пьющий?... – да... Дневная норма... – поллитра, любимая закуска... – простая, варённая колбаса...
После этой характеристики, как на истинного арийца, наверное, пришло время рассказать о нём подробнее...

Один из самых колоритных и противоречивых людей, с кем мне приходится общаться в последнее время...
Прямой, честный и жёсткий человек, обладающий взрывным темпераментом...

Несколько лет назад я стал свидетелем, как один из изрядно принявших посетителей, сказал ему что-то грубое...
Дело было в обеденное время... - в час пик... - в подвале было полно народу...
Кто-то выкинул алкаша на улицу, кто-то еле держал Фаика, схватившего нож, а мне пришлось повиснуть на Эмине, от флегматичности которого не осталось и следа... -  сложилось впечатление, что я удерживаю готовый стартовать автомобиль...

Один из моих друзей, с которым мы раз в неделю обедаем здесь, обладая, как бы это  помягче сказать, задиристым характером, любил задавать хозяину провокационные вопросы...

Видя, что это раздражает Фаика и он начинает закипать, дабы минимизировать их визуальный контакт, я всегда просил приятеля взять хлеб или аджику, отнести в кабинет, где мы обычно устраивались, и не выходить в зал до конца обеда... - после очередного такого случая Фаик, при моём одиночном появлении, поблагодарил за правильное понимание ситуации...

До моего приятеля дошло только после того, как я объяснил ему, что за человек хозяин...

Когда мы выпивали с Фаиком и Земой, он разоткровенничался и рассказал, что отсидел достаточно большой срок, проведя в колонии лучшие годы жизни...   
Я не подал вида, что уже давно знаю об этом...
Конечно, Фаик сожалел об этом факте своей биографии, наложившем отпечаток на его характер и судьбу...

Больше эта тема в моём присутствии никогда не муссировалась, но, общаясь с Фаиком, я продолжал относиться к нему с искренним уважением, прежде всего за силу духа и жизненные принципы...

Вот и сегодня он выходит в наш зал, садится у стены, и мой обед проходит под аккомпанемент его негромкой беседы с другим стоянщиком... - Адылем, пожилым дядькой с добрым лицом, сменившим за соседним столиком Эльшана... Адыль киши заказывает кясу тёплой довги, и пока Эмин греет ему порцию, обсуждает с Фаиком последние городские новости...

Садагят принесла мне небольшую таву.... - сковороду... - с джыз-бызом...
Приступив к трапезе, я макаю хлеб в нутряной жир... Сначала съедаю картофель, а затем ем всё остальное, стараясь растянуть удовольствие...
Напоследок вытираю посуду хлебом...
 
Закончив, ещё какое-то время сижу умиротворённый...

Я, как и многие другие, прихожу сюда не только поесть и выпить, но ещё пообщаться и отвести душу...
Эти старые стены будто абсорбируют всё зло и боль из моего сердца...

Разглядывая скульптурную группу, из разлёгшейся посреди зала пёстрой кошки с тремя котятами, до этого развлекавших нас своими играми, размышляю о жизни, о любви, о вечности...

Представляю, как тридцать или сорок лет назад, поужинав и выпив водки, кто-то другой сидел за этим же столом, смотрел на дремлющих кошек, слушал сплетни, думая о том, что жизнь не такая уж плохая штука...

***

07/07/2015
Возвращаясь к себе в офис, встретил Эмина... - вернее, он меня увидел и окликнул...
Разговорились...

Спросил, как Фаик... - несколько лет назад он закрыл объект и сдал помещение под склад и кухню большому ресторану, лишив нас возможности отдыха и общения в стенах заведения...

Эмин сказал, что Фаик умер... - ночью заснул и не проснулся...
Ушёл смертью праведника... - Аллах ряхмят элясин...

Теперь понятно откуда берётся моя аберрация слуха... - почему каждый раз, проходя мимо входа в его подвал, я слышу спокойный голос...
- Что кушать будешь?...

***

На фото повар... - Эмин...