Статьи. 24 Человек - символ небесного провидения

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна


Саммари: статья «Человек – символ небесного провидения» написана в связи с переработкой канонической древнеиндийской «Самаведы» и посвящена исследованию важного и интересного вопроса о том, где на Земле находится основное отождествление Божьего престола, и где находится заповеданное место Второго пришествия? Согласно видЕнию Божьего престола, описанного в 1 гл. «Книги пророка Иезекииля», лев, орел, телец, человек находятся в четырех направлениях от него. В статье исследуются духовные отождествления человека, их соответствие системам и органам в человеческом организме. Рассматривается символика человека в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции, а также у древних народов. Перечисляются наиболее яркие звезды созвездий Водолея. Называется «царская» звезда в созвездии Южных Рыб. В интересной форме излагается внутренний смысл древних мифов, а также называются отождествляемые с образом человека страны и географические направления. Называются имена евангелистов и святых, отождествляемых с человеком, находящимся около Божьего престола.




СТАТЬЯ XXIV. ЧЕЛОВЕК – СИМВОЛ НЕБЕСНОГО ПРОВИДЕНИЯ
В первой главе «Книги пророка Иезекииля» описывается видение Божьего престола в образах четырех животных: орла, льва, тельца и человека. Мы находим описание этого же видения в четвертой главе «Откровения святого Иоанна Богослова», а также символике Сфинкса – одной из самых больших монолитных статуй в мире, находящейся в Гизе (Египет).

Вот как описывается Божий престол в пророчестве Иезекииля (гл. 1:4-28): «И я видел, и вот, бурный ветер (небесное разумение – прим. сост.) шел от севера (заповеданное место «белоснежных одежд» – прим. сост.), великое облако (образ Святого Духа – прим. сост.), и клубящийся огонь (образ Божьего Разума – прим. сост.), и сияние вокруг него (образ Божьего престола – прим. сост.), а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из середины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их; облик их был как у человека; и у каждого из них четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их; и лица у них, и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны (образ Божьего Разума – прим. сост.) у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех (образ Святого Духа – прим. сост.). И лица их, и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.  И шли они каждое в ту сторону, которая перед лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня, и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны (совершенство-орел, славословие-лев, учение-телец, провидение-человек – прим. сост.); во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах (Свято-Троицких мирах – прим. сост.). Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом (образ семи Небес – прим. сост.)».

К духовным отождествлениям образа человека относят провидение, сотворчество и дружелюбие. Это символ ветра небесного разумения, расположенного на уровне Четвертых Небес, что в человеческом теле соответствует грудной области и дыхательной системе. С древних времен образ человека является символом ангельства, видения знаний из будущего, возвышенности интеллекта, восторженности, экспериментаторства, доброты, дружелюбия, духа сотрудничества, духовного ума и науки, желания поощрять, изобретательности, ласковости, любопытства, мечтательности, моложавости, необычности, общительности, одухотворенности, оптимизма, освобождения, отважности, понимания цели и силы познания, провидчества, просветленности, разумности, реформаторства, свежести, сотворчества и чистоты, которые, как и символические отождествления льва, относят к проявлениям небесных мыслей и Божьего Разума.

Уже с древних времен человек рассматривался как микрокосм - образ и подобие макрокосма. Данное представление прослеживается во всех символических традициях, повсеместно подчеркивается связь элементов мира с телесными органами и органами чувств. Вселенский закон связывает человека и космос, микрокосм и макрокосм. Сама Вселенная, по Платону, представляет собой разумное существо, пронизанное вселенским разумом, вселенской душой и являющее тело Вселенной. В даосизме человек также соотносится со Вселенной. Пять органов и членов тела, пять его отверстий, пять нравственных качеств и эмоций человека соотносятся с пятью направлениями, пятью священными горами, пятью временами года и стихиями. Все, кто постигают суть человека, постигают и суть Вселенной. Ученые-физиологи знают, что кровоток возможен потому, что течение рек переносит воду; нам известно, что в теле триста шестьдесят сочленений, так как именно столько дней насчитывает год календаря. Древние духовные учения помещают в теле человека то же Небо, которое обитает в горних мирах; люди ищут наставника в священных горах, а находят его в «потаенных покоях» своего мозга.

В средневековой традиции человек предстает как сжавшаяся Вселенная, микрокосм, во всем подобный макрокосму. Четыре элемента, составляющие универсум, пронизывают человеческое тело: плоть - земля, кровь - вода, дыхание - воздух, движущая жизненная сила и действие - огонь. Голова человека может быть уподоблена небесной сфере в своей круглой форме; глаза человека - это солнце и луна, семь отверстий лица соответствуют семи тонам гармонии сфер. Грудь человека принимает различные жидкости из тела, как море - реки. Подобно тому, как Солнечная система древних людей «состоит из семи планет», порождающих семизвучную гармонию, человек состоит из семи частей: четырех элементов и трех способностей души. Поэтому человек и есть микрокосм: он образует созвучие, аналогичное гармонии небесной музыки. В скандинавской поэзии части человеческого тела уподобляются явлениям природы и наоборот: голову называли Небом, пальцы ветвями, камни и скалы - костями, траву и лес - волосами земли.

Миф об эволюции от человека к Вселенной и наоборот является универсальным. Так, в китайском Писании тело первочеловека Паньгу, зародившегося в мировом яйце, стало основой мира. Из его частей возникли элементы мироздания: из вздоха - ветер и облака, из левого глаза - солнце, из правого - луна, из туловища с руками и ногами - четыре стороны света, из крови - реки, из жил - дороги, из плоти - почва, из волос на голове и усов - созвездия, из кожи и волос на теле - деревья и цветы, из зубов и костей - камни и металлы, из пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния (эти образы произошли по аналогии с древнеиндийскими «Ведами», в которых первочеловеком надчеловеческой природы является Пуруша и говорится: «Ведь Пуруша - это Вселенная»).

Человек может выступать и как модель общества. Согласно Иоанну Солсберийскому, в теле государства правитель является головой, советники - сердцем, судьи и управители - глазами, ушами и языком, воины - руками, финансовые чиновники - желудком и кишечником, крестьяне - ногами. Аналогичное представление встречается в «Ведах» в качестве обоснования кастовой системы: из уст первочеловека Пуруши возникли брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи, из ступней - шудры.

«Отчего зачадилися (зародились – прим. сост.) цари, князья со бояры, да крестьяне?» - спрашивается в «Голубиной книге», древнерусском литературном тексте. Ответ: от уст, рук и других частей тела Христова. Среди многочисленных толкований книги Апокалипсиса «Откровения Иоанна Богослова» мы встречаем и такое, как борьбу разумно-духовного существа с плотски-природным в самом человеке, которая рассматривается как путь внутреннего совершенствования и самопреодоления. При этом каждый новый шаг к такому обновлению рассматривается как очередной конец преходящего состояния. Часто употребляемое в книге число «семь» подчеркивает семиуровневую духовную и телесно-энергетическую «структуру» человека.

В талмудическом трактате «Санхедрин» сказано, что «убивший человека уничтожил мир». Сопоставимое с этим представление находим у Джона Донна в проповеди, процитированной Хемингуэем в романе «По ком звонит колокол»: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе: каждый человек есть часть материка... - смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством».

Человек есть образ Бога. Пятикнижие Моисея провозглашает человека «образом и подобием Бога» и тем самым утверждает ценностный статус разума и души, наделяя их свободой воли и возвышая их над миром природных потребностей и судьбы. В античном мифе сказано, что Прометей создал человека смотрящим в Небо, подобно Олимпу; в греческой этимологии слово «антропос» («человек», «мужчина») возводится к выражению «тот, кто смотрит вверх». Плотин разделяет человека низшего, который не стремится к движению по вертикали, живет по горизонтали, ползая подобно змее; и человека высшего, обретшего вертикальное положение благодаря высоте души, стремлению к Пресвятому Духу: в своем стремлении к небесному Отцу душа как бы «исступает» из тела, образуя нимб.

Человека принято рассматривать как «царя и венец Творения». «Подобно тому, как в этой жизни мастера каждому орудию придают вид соответственно надобности, так и наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной содеятельности, устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования», - пишет в труде «Об устроении человека» святой Григорий Нисский.

Для восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением вселенских элементов: душа и тело тесно взаимосвязаны и в сфере обыденного существования, и на пути спасения. В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. У Платона человек выступает как изначально дуальное существо, балансирующее в извечной гармонии: тело, принадлежащее суетному миру природных процессов, дополняет разумную душу, стремящуюся к вечному бытию непреходящих ценностей, при этом уступая душе пальму первенства.

В раннехристианском искусстве образ человека и ангела символизировал святого евангелиста Матфея, в Писании мы находим многочисленные явления Божьих ангелов и самого преобразившегося Христа – как «блистающего в ослепительно белых одеждах». В европейской традиции ангел – символ дружелюбия высшего разума, воплощающий силу атмосферы и ветра, а в геральдике он символизирует разум, дальновидность и Божье покровительство. Например, в гербах мы встречаем изображения архангела Михаила – архистратига ангельского Свято-Троицкого «воинства» и святого Георгия Победоносца. Архангел Михаил изображен в качестве одного из щитодержателей на гербе Российского государства (второй - архангел Гавриил), также на гербе Архангельска, который получил в честь него свое имя, а также Киева и ряда других городов. Георгий Победоносец со времен Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змея, с рубежа 14-15 вв., появляющееся в московской геральдике, в народе воспринималось как образ святого Георгия Победоносца, что в 1730 г. было закреплено официально.

Уже в древнем Вавилоне образ человека отождествлялся со Вселенной. Кувшин в руке Водолея во II тысячелетии до н.э. считался переполненной чашей, поскольку созвездие отождествлялось с одиннадцатым месяцем древневавилонского календаря (январь-февраль нашего календаря), название которого говорит само за себя – «благословение дождем». Египтяне видели в созвездии Водолея образ Хали, покровителя Нила, дающего живительную влагу Небу и земле. Поэтому кувшин в его руках считался счастливым источником. Кстати, древние отождествляли созвездие Водолея с неисчерпаемым источником питья, а соседнее ему также зимнее созвездие Козерога с рогом изобилия – неисчерпаемым источником пищи. Это также единственные два знака, под которыми рождаются настоящие провидцы и пророки. Отметим, что во все времена некоторым звездам в районе кувшина и головы Водолея приписывалась чудесная способность импульсировать удачу.

В 4300 г. до н.э. зародились цивилизации Древней Индии, Египта и Междуречья. Положение звезд в этом году планет и светил отразилось в образе Сфинкса, который имеет голову человека (созвездие Водолея, провидение), тело быка (созвездие Тельца, учение), лапы и хвост льва (созвездие Льва, славословие), крылья Орла (созвездие Скорпиона, совершенство). Пирамиды начали строить в это время как памятники созданию новой и последней цивилизации на Земле. Они также играли роль обсерваторий и хранилищ священных свитков, оставленных нам высшим звеном. В древнем Египте представителей высшего разума – жителей Фаэтона называли «богами», т.к. они «прилетали на солнцах» и обучали людей сознательной жизни.

Водолей – одиннадцатое созвездие Зодиака, которое непросто найти на небе, поскольку в нем нет звезд ярче третьей величины. В древности его изображали в виде фигуры человека, льющего из кувшина воду в Реку Водолея. Эта река огибает фигуру Водолея снизу и заканчивается в районе яркой звезды Фомальгаут, Альфа Южной Рыбы. Эта звезда служит прекрасным ориентиром при поиске созвездия. В 30 град к северо-западу от нее можно различить небольшое звездное скопление – им отмечен кувшин. Голова и кувшин Водолея лежат точно к югу от головы Пегаса, которую также используют как ориентир для нахождения созвездия. Ярчайшими звездами созвездия являются желтая звезда Садалмелик (Альфа Водолея), желтый Садалсууд (Бета Водолея) и туманность «Улитка» NGC 7293. К югу от носика кувшина Водолея находится навигационная звезда Фомальгаут (Альфа Южной Рыбы). Название звезды Фомальгаут означает «рот рыбы». Это восемнадцатая по яркости звезда неба, традиционно считающаяся навигационной. Звезда лежит близко к эклиптике и наряду с другими тремя звездами – Альдебараном (Альфа Тельца), Антаресом (Альфа Скорпиона) и Регулом (Альфа Льва) считается царской звездой и небесным стражем Древней Месопотамии. Садалмелик означает «счастливые звезды царей», Садалсууд – «счастливейший из счастливейших». «Улитка» является ближайшей к нам планетарной туманностью – до нее 300 световых лет. Ее угловые размеры в два раза меньше угловых размеров Луны. Туманность хорошо видна в бинокль.

Согласно классической античной традиции Водолей описывается как юноша-виночерпий, которого орел унес на небо. Как пишет римский поэт Манилий (I в. н.э.), это легенда о юном Ганимеде, имя которого переводится как «возрадующийся в мужестве». Ганимед, сын троянского царя Троса, был красивейшим из живших в то время юношей. Олимп подарил ему вечную молодость и вознес ввысь в качестве виночерпия, разливающего Божий нектар вечной жизни из золотой чаши. С появлением Ганимеда в качестве виночерпия не у дел осталась Геба – богиня молодости и дочь Геры, жены Зевса. Гера была рассержена оскорблением, нанесенным Гебе. В ответ Зевс поместил Ганимеда среди звезд, чем прославил его имя на все времена. И теперь Водолей из кувшина льет на землю вечную жизнь, юность и сотворчество. Напомним, что эпоха Водолея наступила с началом реактивного освоения атмосферы Земли и космоса в 1950 г.

С образом человека отождествляются страны северо-восточного направления, к которым относят, например, в случае Европы Русь и север Северного полушария – Россию и Канаду. Также с Водолеем отождествляют Никарагуа, Чили, Новую Зеландию и Эфиопию.

Человека называют «венцом Творения», ангелом, наделенным плотью. В этом смысле небесные провидение и сотворчество являются «венцом» всех человеческих мыслей и слов. Поучительны также истории явления архангела Гавриила пророку Даниилу («Книга пророка Даниила», гл. 9:20) и  благовещения архангела Гавриила о рождении Спасителя Пресвятой Богородице («Евангелие от Луки», гл. 1:26).

Согласно принятой традиции, образ человека – образ апостола и евангелиста Матфея, а среди наиболее почитаемых на Руси святых и пророков, связываемых с образом ангела, хотелось бы отметить преподобного Антония Великого, блаженную Ксению Петербургскую и вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское повествование апостол Матфей сначала назначил для палестинских христиан из иудеев и намеревался в первую очередь раскрыть, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и убили на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом завете Спаситель. Поэтому Матфей начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Аврамова, и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, благодеяния и униженное состояние Христа на земле. Матфей благовествует преимущественно о воплощении и человечности Иисуса Христа. Эта отличительная особенность «Евангелия от Матфея» выражается и на иконах, на которых Матфей изображается вместе с ангелоподобным человеком. Здесь мы приводим краткое житие святого апостола и евангелиста Матфея-ангела.

Святой апостол и евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9, Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных, из-за его профессии. Но Матфей, хотя и был грешником, но был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Божий взор.

Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему: «Иди за Мной!» Услышав эти слова Господа не телесным только слухом, но и душой, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что великий учитель и чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял Его словам, и беспрекословно пошел за Христом. В радости Матфей приготовил у себя дома большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество его соседей, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

С этих пор, Матфей, оставив все свое состояние, пошел за Христом (Лк. 5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику двенадцати избранных апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13-19; Лк. 6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Божьему учению, видел бесчисленные чудеса, ходил с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева», был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на Небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и в его окрестностях. Но вот наступило время разойтись апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к Христовой вере. Пред отбытием апостола Матфея из Иерусалима, иерусалимские христиане из Иудеев просили его передать для них письменно дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы согласились и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом (около 39 г. н.э.).

Удалившись из Иерусалима, апостол Матфей проповедовал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом Божьего (Евангельского) Разума. Наконец, наставляемый Святым Духом, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл, и приветствовал его. Протянув правую руку и отдавая святому жезл, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви.

- Жезл этот, - сказал Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево это принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было заповедано. У князя того города, именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами:

- Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?

Апостол запретил нечистым духам и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, вошедши в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Все видевшие это были поражены изумлением; весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям Божье Слово на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно Слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, облекаясь из ветхого - в нового человека - Христа. Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по наущению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. В ту же ночь апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, князь послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:

- Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли.

Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще более воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а если кто будет противиться и защищать Матфея, - тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, потому что когда они приблизились к храму, небесный свет осиял апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха и рассказали о бывшем князю. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп и сталь просить, чтобы ему дали проводника. Тогда он начал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только - телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня, как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил князя, говоря:

- Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что нечистый дух вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов все перенести за Бога моего.

Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив все это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол уже сгорел, внезапно огонь охладел, и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом.

- Волхвованием, - говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.

Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, - зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу сил, прося показать непобедимую силу Свою и явить бессилие богов языческих и посрамить надеющихся на них.

И внезапно огненный пламень с ужасным громом устремился на золотых идолов, и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал с смиреной мольбою к апостолу об избавлении от погибели. Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас, и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказал своим вельможам:

- Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то истинно Он есть единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.

После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря:

- Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.

На утро епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Узнав об этом, пришел и князь с своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа Иисуса Христа, громогласно исповедал, что Он есть единый истинный Бог, Который сохранил невредимым раба своего Матфея - как при жизни в огне, так и по смерти - в воде. И припадая к ковчегу, с мощами апостола, просил у святого прощения в своих прегрешениях пред ним и изъявил сердечное желание креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана, огласил его и, научив истинам святой веры, крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящей:

- Назови его не Фульвианом, а Матфеем.

Приняв, таким образом, в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в Божьей церкви и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей хорошо потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к небесному Отцу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя с святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молит о нас Господа, чтобы и мы были наследниками вечного Царствия Божьего.

Матфеевдень, 22 августа 2008 г.
г. Москва

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1 Перечислите животных, находящихся у Божьего престола. Как описывается видение Божьего престола в 1 главе «Книги пророка Иезекииля»?
2 Каковы духовные отождествления образа человека? Каким системам и органам в человеческом организме соответствует этот символ?
3 Какова символика образа человека в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции?
4 Что символизировал образ человека в Древней Месопотамии, в Древнем Египте? Как он определяется в философии древних народов?
5 Перечислите наиболее яркие звезды созвездия Водолея. Какую звезду рядом с созвездием Водолея называют «царской» и почему? Какую звезду в созвездии Водолея называют «счастливейший из счастливейших»?
6 Что такое Река Водолея в созвездии Водолея?
7 Расскажите о ведийской истории сотворения Вселенной из сияний первосущества – Пуруши.
8 В чем состоит внутренний смысл древнегреческого повествования о Ганимеде?
9 Назовите страны и географическое направление, отождествляемые с образом человека.
10 Назовите имя евангелиста и святых, отождествляемых с образом человека и ангела.
11 По какой причине апостола Матфея отождествляют с образом человека? Коротко перескажите житие апостола.
12 Какой день является днем памяти евангелиста и апостола Матфея мытаря?


БИБЛИОГРАФИЯ
Анатомия человека. Справочник. Пер. с англ. Е. Макаровой. М., 2005.
Атлас мира. Под ред. Е. Мирской. М. 1999.
Атхарваведа. Избранное. Пер., коммент. и вступит. статья Елизаренковой Т.Я. М., 1995.
Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические. М., 1998.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Великие русские старцы. Сост. Игумена Аристарха. М., 2000.
Галактики. П. Ходж. М., 1992 
Грамматика ведийского языка. Елизаренкова Т.Я. М., 1982.
Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М., 1979.
Жизнь и труды апостолов Господних. С. С-кий. Владимир, 2003.
Жизнь Иисуса Христа. Фаррар Ф.В., М., 1999.
Жития святых. По руководству Четьих-миней святителя Дмитрия Ростовского., т. 1-12. М., 1997.
Звездное небо. Джеффри Корнелиус. М, 2000. 
Иисус Христос в документах истории. Сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. С-Пб., 2000.
Индия. Альбанезе Марилиа. М., 2001.
Иранские языки. Оранский И.М. М., 1963.
К вопросу о лингвистическом аспекте перевода «Ригведы». Елизаренкова Т.Я. М., 1963.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Молитвы святым небесным силам. Афонский акафист Божьим архангелам Михаилу и Гавриилу. Минск, 2005.
О ведийской загадке типа brahmodya. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. М.,1984.
О функциях языка в «Ригведе». Елизаренкова Т.Я. М., 1988.
Об искусстве ведийских риши. Елизаренкова Т.Я. Л., 1986.
Об одном примере звукового символизма (Ригведа Х, 125). Топоров В.Н. Тарту, 1965.
Об основах духовной жизни. Сборник материалов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2001.
Обозрение пророческих книг Ветхого завета. А. Хергозерский. М., 1998.
Основные положения ДНК-генеалогии (хромосома Y), скорости мутаций, их калибровка и примеры расчетов. Клесов А.А. Вестник Росийской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, № 2, стр. 252-348.
Откуда появились славяне и «индоевропейцы» и где их прародина? Клесов А.А. Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, т. 1, No. 3, Август 2008, стр. 400-477.
Очерк истории ведийской литературы. Эрман В.Г., М., 1980.
Очерки о вселенной. Циолковский К.Э. Калуга, 2001.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Г. Каледа. М., 1998. 
Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста, т. 1-12. С.-Пб., 1898.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3. М., 1865.
Рерих: пророчества. Сост. Князевой В.П., Кузнецовой И.Н., Маточкина Е.П.. Самара, 2004
Ригведа. Избранные гимны. Пер., комментарий и вступ. Ст. Елизаренковой Т.Я. М., 1972.
Ригведа. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Елизаренковой Т.Я., т. 1-3, М., 1999.
Русские святые. Сост. Монахини Таисии. С.-Пб., 2000.
Самаведа. Пер. с санскрита, и коммент.  Матвеева С.А. , М. 2005.
Святая гора Афон. Фаридис Константионос. Салоники, 2003.
Святая земля. Бурбон Фабио, Лаваньо Энрико. М., 2001.
Симфония. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П., т. 1-3. Минск, 2001.
Слово о исходе души и страшном суде. Святитель Кирилл Александрийский. Киев, 1998.
Старец Паисий Святогорец. Слова, т. 1-3. Пер. с греч. яз. иеромонаха Доримедонта. М. 2003. 
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Толковое Евангелие епископа Михаила, т. 1-3. Минск, 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Хроника человечества. Харенберг Бодо. М., 1996.
Чудо, которым была Индия. Бэшем А.Л. М., 1977.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.
Явления и чудеса святых ангелов. Пер. с новогреч. яз. Гоцкалюка. М., 2001.
Язык и стиль ведийских риши Елизаренкова Т.Я. М., 1993.


Цитируется по книге «Илья Клименчук. Статьи 1998-2010 гг.», Издательство МОО «Святая Русь», Москва 2010 г.

http://www.proza.ru/2018/01/03/457