Левкипп и Демосфен

Константин Рыжов
Куда бы не переселялись из Малой Азии ионяне (http://www.proza.ru/2010/11/30/422), везде начинала клокотать и бурлить философская мысль. Так было с Кротоном, так было с Элеей, так было и с Абдерой – небольшим городком на фракийском побережье. Именно здесь в первой половине V в. до Р.Х. зарождается замечательное по своей красоте и научному предвидению атомистическое учение. Его основоположником древние единодушно называют некоего Левкиппа. К сожалению, об этом человеке, высказавшем одну из самых глубоких и плодотворных гипотез в истории мировой науки, сохранилось крайне мало сведений. Мы очень приблизительно представляем время, в которое он жил (но, по видимому, Левкипп был младшим современником Парменида (http://www.proza.ru/2010/02/20/316)), и даже область, из которой он был родом (одни говорят, что он был из Милета, другие - что с острова Мелос). Достоверно только, что он жил и преподавал какое-то время в Абдерах, потому что из этого города происходил самый знаменитый его ученик – будущий философ Демокрит.

Учение Левкиппа дошло до нас в пересказе более поздних авторов, ведь ни одно из его сочинений не сохранилось.  Все существующее, считал Левкипп,   образованно из смеси первоначал, к каковым он относил, во-первых, атомы (которые представляли собой как бы мельчайшие частицы бытия) и, во-вторых, пустоту (философ указывал, что она  есть доподлинное небытие). Видим отсюда, что Левкипп не соглашался  с  утверждением Парменида  о том, что небытия не существует. Напротив, он прямо утверждал, что «небытие существует нисколько не меньше, чем бытие». При этом небытие понималось им как абсолютная пустота, обладающая свойствами во всем противоположными бытию; она - бесплотна, едина, беспредельна и бесформенна. Неделимая единица бытия – атом (атом в переводе с древнегреческого означает «то, что не делится»), напротив, абсолютно плотен (то есть не содержит в себе никакой пустоты), множественен и оформлен. Сам по себе  атом исключительно мал, но бытие, как совокупность атомов, также беспредельно, как небытие. Атом вечен, неизменен и неделим. Левкипп считал, что существует множество разновидностей атомов, отличающихся друг от друга по форме и величине. Их важнейшим свойством является, прежде всего, движение. Оно присуще им от природы, и вечно отталкиваясь, атомы передают движение друг другу. Другое свойство атомов – это их способность соединяться друг с другом, образуя бесконечно многообразный мир вещей. Левкипп, однако, полагал, что сами по себе атомы лишены каких бы то ни было чувственных свойств – цвета, запаха, звука и т.п. Все эти качества возникают у человека вследствие взаимодействия атомов и органов чувств.

Вселенная в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число бесконечно, и все они образованы беспредельным числом атомов. Вопрос, зачем возник мир и кто его сотворил, Левкипп даже не ставил. По-видимому,  он считал, что возникновение миров и их гибель – игра случайности и естественных законов природы. В общих чертах картина рождения нового мира описывалась следующим образом: Из беспредельности отделяется и несется  в великую пустоту множество разновидных атомов. Скапливаясь, они образуют единый вихрь, а в нем, сталкиваясь друг с другом и всячески кружась, разделяются по взаимному сходству. И так как по своей многочисленности они уже не могут кружиться в равновесии, то легкие атомы отлетают во внешнюю пустоту, словно распыляясь в ней, а остальные остаются вместе, сцепляются, сбиваются в общем беге и образуют  некоторое первоначальное объединение в виде шара. Из того, что уносилось к середине и держалось там, появляется земля, а из более легких и подвижных атомов – вода и воздух. Другие атомы, имеющие огненную природу, дают начало светилам. Вслед затем, из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели возникает живое. Все окружающие нас вещи, да и мы сами, представляют собой более или менее сложное сочетание атомов. Их соединение производит возникновение, а разложение и разделение – гибель. Но сами атомы вечны и неуничтожимы. В их подвижности и перемещениях следует видеть причину постоянного изменения мира.

Из сказанного видно, что учение Левкиппа замечательным образом соединило в себе сразу несколько направлений философской мысли древних греков. Прежде всего, он подвел итог многолетним исканиям  милетских мудрецов, последователей Фалеса (http://www.proza.ru/2009/10/06/176), упорно пытавшимся определить что есть первоначало мира. Вместе с тем, Левкипп нашел возможность примирить взгляды Гераклита (http://www.proza.ru/2009/11/17/1218) и Парменида.  Ведь мир, состоящий из атомов, текуч и изменяем, при всем том, что бытие остается вечным и неизменным.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273