Язычество и храмы Европы. Забыть Герострата 1

Владимир Репин
Однажды на Яндекс-Фотках нашел я интересного автора. Арминас, http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k , в миру – Александр Волков, выложил десятки фотографий фрагментов средневековых храмов Западной Европы.
Неожиданным для меня оказалось обилие чисто языческих скульптурных сюжетов. Всматриваясь, понял, что язычники, часто с их обрядами, обычно помещались на капителях колонн – под гнётом католического храма. Этакая своеобразная наглядная агитация против язычества в эпоху почти полной безграмотности, когда даже короли вместо подписи ставили крестик (в отличие от Анны Ярославны, русской королевы Франции:
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/228742/?page=2
(Подписи Генриха и Анны под грамотой Суассонскому аббатству)

Но, как и в знаменитой греческой истории с читавшимся на всех углах указом «Забыть Герострата!», результат такой наглядной агитации оказался противоположным. Сегодня мы можем по этим изображениям судить о том, во что верили средневековые европейцы, против каких обрядов, богов, тотемов боролась католическая церковь, как долго продолжалась эта борьба в Западной Европе.
Конечно, там же изображались и «обычные» бытовые грехи, но об этом – в другой статье. Для нас важно только то, что сюжеты, размещенные в одних и тех же местах, явно должны были демонстрировать то, что не принималось и осужданось церковью.

Итак, начинаем нашу экскурсию. Советую открыть отдельное окно для фотографий – тогда рассматривать их будет быстрее и удобнее.
Сначала – о тотеме Рыса-гепарда. Русы и борусы в Европе были головной болью Карла Великого, если судить не по причесанным и вычищенным летописям, а прочесть, к примеру, «Песнь о Роланде»:
Вот армия эмира, противостоявшего Карлу, около 778 г.:

«Эмир спешит объехать ратный строй…
А перс Тарле и лютич Дапамор
Выводят рать из тридцати полков.
…Нубийцев, русов в третий полк он свел.
Борусов и славян – в четвертый полк.
Сорабы, сербы – пятый полк его.
Берут армян и мавров в полк шестой…»

Это гвардия арабов. Лютичи, сорабы, сербы, русы – тоже славяне…В остальных полках хананеи (так русских нередко именовали в средние века) и турки, персы и печенеги, авары и еще армяне, прусы и словенцы, «угличи свирепые» (уличи?), гунны и венгры. Окончательная редакция «Песни о Роланде» возникла около 1100 г., так что времена… Карла Великого тогда еще помнились более живо с учетом множества «франкских хроник (анналов)».

Лютичи – это может быть и нетабуированным названием русичей (вспомним, что до самого 19 в. у вятичей рысь имела еще одно название – лют зверь).
Лютичи селились по Балтийскому морю, и д’ Помор – вполне подходящее имя для владельца Поморья.
Итак, в 8 веке русы и борусы еще были значительной силой в Европе. Церкви и аббатства построены гораздо позже, но и там постоянно присутствуют сцены борьбы с Рысом. Поскольку условное изображение львиного пардуса (гепарда, имеющего маленькую гривку) и льва в Европе отличались только поворотом головы (на гербах лев – только в профиль, львиный пардус – только в фас), их скоро начали путать (не только в Западной Европе, в России тоже).

И что мы видим?
Где только нет изображений Самсона, разрывающего пасть льва.
Вот аббатство в Бургосе (Испания):
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/110711/?page=1
Как видите, Самсон верхом на льве отрывает ему нижнюю челюсть.
Аббатство Везель: Самсон рвет пасть крупной кошке с поднятой правой передней лапой (традиционное изображение рыса):
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/102430/?page=0
  А вот церковь в Анзи-ле-Дюк (Бургундия, Франция). Самсон душит льва, затыкая ему нос:
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/167277/?page=3
Церковь в Стреттон Сагвасе (Англия): Самсон разрывает пасть крупной кошке с поднятой правой передней лапой. Но здесь еще и хвост закручен в виде доллара: $
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/126162/?page=2
Арминас отмечает, что бородатый Самсон - редкость для Средневековья.

А вот церковь в Вуване (Франция). Сюжет не очень ясен, но надо полагать, язычник-родитель неразумно направляет свое чадо прямо в пасть языческой кошки в образе, скорее льва, но с тонкими лапами гепарда:
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/167278/?page=3

И, наконец, просто злобные львы на фасадах:
Собор в Винчестере, Англия
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/126165/?page=2
собор в Глостере (Англия) – Лев-горгулья с лютней (!) на фасаде собора
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/126166/?page=2

О львах и сопровождающих их лютнях – разговор особый. Считается, вроде бы, что в VIII-IX веке лютня – струнный щипковый инструмент с грушевидным корпусом, короткой, толстой, отогнутой назад шейкой и плоской верхней декой –  была занесена маврами из Северной Африки в Испанию. Считают, что само это слово – арабского происхождения (от арабского "аль уд" - дерево).
Однако происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.

Считается, что в Европе лютня появилась в позднем Средневековье и к началу 19 века практически вышла из употребления. Но времена постройки соборов к позднему средневековью не отнесешь. Да и слово лютня слишком напоминает по корневому сходству инструмент рысов-лютичей, и встречается изображение инструмента часто рядом с кошачьими. Не будем забывать, что первые археологически достоверно установленные факты почитания рыса-гепарда относятся к Чатал-Куюку, а это – Малая Азия, впоследствие - государство Хатти (катта – крупная хищная кошка, лат.; гатта – то же, итал.), еще позже – родина этрусков, с Энеем ушедших в Европу после взятия Трои.  Вы, конечно, помните, что самоназвание этрусков – расены, а лютичи – возможно, одно из названий русов.

Вот фото из аббатства Сен-Жуэн-де-Марн в Арво (Airvault, область Пуату-Шарант, Франция)
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/184185/?page=2
D;tail du porche de l'abbatiale d'Airvault. Saint-Jouin de Marnes
Изображения старцев в коронах (на тронах, окруженных львами), с короной в одной руке и лютней в другой что это? возможно, было даже какое-то портретное сходство, поскольку лица существенно разнятся. Но при этом у каждого – бороды и длинные усы, типичные, скорее, для славянской традиции. Символика лютен в руках у старцев и двойных корон также неясна. Троны с кошками по краям – традиция народов, почитавших рыса, идущая еще из Чатал-Куюка:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/224750/?page=2

На Руси она сохраняется до времен Петра Великого – последний трон с подлокотниками в виде кошачьих голов – парный трон царей Петра и Ивана Алексеевичей в Кремле.
Кстати, изображение не дает окончательного ответа – положительные персонажи изображены или отрицательные.
Ясно одно: в 1095, когда строилось аббатство, о королях – почитателях рысов и лютен еще не забыли, и статус их был высок: на коронах по 5 зубцов – но что это означает? По русским традициям летописных миниатюр это – не меньше князя, чаще царь или хан, в немецкой геральдической традиции  - это просто рыцарь. И почему по две короны?

Местечко это – всего в 380 км от Парижа, который до 3-4 в. (разные годы по Интернету) носил название Лютеция (якобы неизвестно почему), а потом был переименован в Париж по племени парисиев, проживавших по Сене. Естественно, это были галлы, а не рысы, проживавщие «по Ръсе», но вот что интересно – Сена (Seine) переводится с французского, как бредень, невод или… руси (см. у В.Даля в значении рыбацкой сети). А может быть, переименовали не только Лютецию, но и Русу? Подробнее о топонимике Франции - http://www.proza.ru/2009/06/05/1046

Част сюжет со львами с двух сторон сидящего человека и в других храмах, но уже в виде св. Даниила:
Аббатство Сов-Мажор (Франция)
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/126163/?page=2
Собор Святого Трофима в Арле (Франция)
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/126164/?page=2
Лукавили ли скрытые приверженцы рыса, прикрываясь библейским сюжетом, или «тронное» расположение кошек случайно? Трудно сказать это теперь.

Но все же откровенно злобных изображений больше. Чего стоит только вот это, из Отена (Бургундия, Франция): http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/103874/?page=0
Тут не только уловление души грешника, подошедшего к карикатурному рысу, в дьявольские сети каким-то специальным хватательным инструментом. Похоже, по ходу бес успевает совокупляться со зверем. Поистине, изощренная фантазия монахов не знала границ…

Хотя есть и изображения встречных гепардов (не львов!) в позах, близких к известным сегодня по некрополям этрусков-расенов и первым Евангелиям:
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке (Франция)
Гробница леопардов:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/224815/?page=2
Синайский Кодекс:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/224816/?page=2

Откуда эта традиция у французских католиков?

Ну, а о других находках – в следующей главе.