Остен-Сакены

Евгений Голубев
               

    Остен-Сакен  - княжеский, графский и баронский род, восходящий к началу 14 века, объединивший в себе два рыцарских рода. В книге «Аристократические семьи России» Великого князя Петра Долгорукова, опубликованной в 1855 году написано: « Семья фон Остен называемая  Саккенами одна из старейших и знатнейших семей в Балтийских странах. Она происходит  из Австрии и позднее через Померанию переселилась в Балтию. Болдуин фон Саккен, барон Тевтонского ордена, принимал участие  в крестовом походе 1205 года ».
       Семейный генеалог Армин Остен-Сакен  в своём исследовании, изданном  в 1911 году, высказывает мнение, что вероятнее всего  рыцари фон Осте прибыли из Померании. Ульрих фон Осте был в 1283 году советником герцога (Великого князя) Богуслава. Фридрих фон Осте женился на принцессе Софии, дочери Хоана Мирного, принца Ростока. Его потомок Арнольд Молодой и его сын Ведиге ван  дер Осте, упоминаемый в 1381 году как померанский рыцарь, в 1384  и 1386 году были наделены  орденскими ленами.  С этого времени  Арнольд, получивший в лен Линдале с прилегающими землями,  стал наименоваться в последующих документах как Арнольдус Люндалис. Его сын  Ведиге ванн дер Осте, решением курляндского  соборного капитула от 15 июня 1384 года, наделённый замком и островом Перкунен в  Либавском  ручье, фактически и стал родоначальником Остен-Сакенов. Младший из его сыновей, тоже Ведиге  через 2 года  (1386) женился на единственной наследнице  дома Сакенов ( из рода Кальвенов, носивших на гербе 3 звезды расположенных две к одной), благодаря чему получил в лен поместье Сакен, замок и обширный замковый округ. С этого времени и он, и его братья Отто и Арнольд, и их последующие потомки, согласно существовавшей традиции, приняли фамилию Сакен.
      Родившийся в 1448 году монастырский фогт Хайнрих фон Сакен, с которого и начинается генеологическое древо, предположительно является  внуком младшего Ведиге.
Хайнрих фон Сакен, родившийся в замке Сакен, стал единственным наследником епископских владений в епархии Сакенхаузен. В 1454 году разразилась война  между Польшей и Орденом, и в мае 1466 года  Магистр вынужден был признать  зависимость от Польши. Хайнрих  фон Сакен, как вассал епископа Курляндими и Пилтенский  штифтфогт  использовал всё своё влияние в борьбе за интересы монастырского рыцарства. Будучи человеком могущественным и решительным он сам докладывал о своих заботах и в Ватикане и перед кайзером на собраниях имперских сословий. Вплоть до 1490 года он добивался своей цели  и эти труды не пропали даром: стороны договорились что церковные должности будут занимать только представители орденского духовенства, повсеместно вводилось белое орденское облачение, началось возвышение ливонских епископов. Епископ Курляндский, имевший резиденцию в Пилтене , в 1520 году получил звание германского имперского князя. Была отмечена и заслуга Хайнриха фон Сакена – он получил титул имперского фогта, в лен большое поместье  Хазенпот и орден «Золотого руна» ( высшую христианскую награду). Хайнрих фон Сакен умер в 1522 году в возрасте 74 лет, оставив 6 сыновей и дочь.
       Его старший сын Йохан (1481-1537) унаследовал фамильные имения Сакен и Апприкен и  перенял,  как и его отец, должность монастырского фогта Пилтена. Младший сын Александр (1491-1550) унаследовал Батен. Второй сын Хайниха Отто (умер в 1552 г) был советником при курляндских епископах и за свою неутомимую деятельность получил в лен множество монастырских и орденских поместий в 4 епархиях и 5 округах, в том числе  в большом и богатом округе Гробин, остававшихся  впоследствии фамильными для рода Сакенов. Внуки  Хайнриха  пережили распад и закат орденского государства и лишь Курляндское епископство с центром в Пилтене  смогло сохранить свою. самостоятельность,
         Оказавшись под властью польской короны (1561г.) многие рыцари, чтобы подчеркнуть свою немецкость, родовитость  удлиняли свои фамилии. « Так первоначально возникло фон Сакен по прозвищу фон дер Остен, затем «фон дер Остен именуемый Сакен  и лишь затем фон Остен-Сакен.
          В 4 поколении, когда   Александер фон  дер  Остен-Сакен (1560-1592) породнился с богатейшим и влиятельнейшим  в Ливонии,  в тот период времени, родом  взяв  в жены Анну Доротею фон Тизенгаузен, курляндский род Остен-Сакенов  разделился на 16 ветвей и приобрёл вид большого дерева с  глубокими корнями и разветвлённой кроной, как бы накрывшей всю Курляндии, и лишь тонкие веточки протянулись в сторону Польши,  Эстляндии и России.
        В Добеле в Лютеранской церкви, возведённой по приказу магистра ордена в 1495 году, находится по сей день высеченные в песчанике эпитафия и надгробие в стиле барокко Анны Доротеи фон Тизенгаузен.

       В 1611 году   юрист Карл фон Сакен, окончивший Йенский  университет, разработал  «Законы и статусы королевского Пилтенского округа», по которым с 1617 года Пилтен получил собственную конституцию, правительство и консисторию и в таком виде просуществовал ещё более 180 лет.
       Представители рода Сакенов неоднократно избирались в президенты ландсратколегии, а 22 Сакена были членами этой коллегии. Так Хайцнрих фон Сакен в качестве ландхофмайстера  принадлежал  к 4 –м  верховным советникам, которые совместно с герцогом осуществляли правительственную власть в курляндском герцогстве.
В этот период времени Остен-Сакены  значительно расширили свои владения. С 1651 к ним отошёл Дундагский замок, который оставался их собственностью до экспроприации. Наиболее значительным среди владельцев Дундагского  замка  был Карл фон Остен-Сакен (1726-1794) , которому от имени Фридриха – Вильгельма !! было пожаловано княжеское достоинство.Его семье принадлежало и имение Батене – старое владение Сакенов. В 1811 году  гауптман  Добелна  барон Фердинанд Остен-Сакен  стал наследником  имения. До него все владельцы также были весьма значительными личностями: мэр в Пилтене, окружной министр, канцлер. Последний владелец Дундаги Кристиан фон Остен-Сакен был расстрелян большевиками в 1919 году.
    Хотелось бы подчеркнуть, что хотя члены этого рода на протяжении почти семи веков занимали многие высшие должности не только в Курляндии, но и  на польской, шведской, датской и русской службе и оставили заметный след в истории, все они никогда не забывали о своих курляндских корнях.
   О некоторых представителях рода  Остен-Сакенов хотелось бы рассказать более подробно. 
     Князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (1752-1837), выдающийся полководец, фельдмаршал, родом из курляндских дворян, 18.10.1766 г. (в возрасте 14 лет) поступил на службу прапорщиком в Копорский  мушкетёрский полк. Участник турецких, польских, наполеоновских войн, многочисленных зарубежных военных компаний отличался личной смелостью, решительностью, настойчивостью, хорошими военными знаниями, предвидением на  поле боя и полководческим талантом. Ученик Суворова, под его руководством  воевал против турок  (1771-1772), в 1790 году брал Измаил. В 1779 году,
прикрывая отступление корпуса  генерала А.М. Римского-Корсакова,  в сражении при Цюрихе был ранен в голову и взят в плен французским генералом Массеной.
     Перечень   его военных заслуг и наград впечатляют. За отвагу при занятии Бендер и штурме Измаила (1789) награждён орденом   Св.  Владимира 4 степени с бантом, при овладении Вильно (1794) получил золотую шпагу с надписью «За  храбрость»,  его мундир украшали  ордена: Св.  Владимира 1,2 степени,  Св. Александра Невского, Св. Георгия 2 класса, Св. Анны 1 степени, прусские ордена Красного Орла и Чёрного Орла, австрийский Военный орден Марии-Терезы 2 ст., французский орден Военных заслуг 1 ст. и наконец высшая награда Российской империи – орден  Св. Андрея Первозванного. Подчас не всё гладко складывалось у полководца – тайные завистники и враги прилагали немало энергии и сил для отстранения от дел энергичного генерала. В книге А.И Михайловского-Данилевского «Описание 2-й войны 1806-1807 годов» приводится такой пример.

      « 22 октября 1806 года Беннигсен вступил за границу у Гродно. В состав его корпуса входили 4 дивизии: 2-я графа Остермана, 3-я Сакена, 4-я князя Голицына, 6-я Садморацкого.
      Беннигсен отличался нерешительностью, отдавал противоречивые указания. В результате граф Остерман был ранен  и только Дохтуров и князь Багратион исполнили назначенные им действия. Беннигсен обвинил Сакена в неудаче, будучи в вражде с ним ещё с Польской войны 1794 года. Он писал Императору Александру: «Удостоясь командовать армиею, имею несчастье, что под моим начальством состоит Сакен, портивший всегда мои мероприятия… если предприятия 24-го и 25 мая не имели всех успехов, какие должны были б быть, то я приписываю сие единственно генералу Сакену. По этому доносу Сакен находился в немилости монарха до 1812 года. В Бриеннском сражении, любуясь действиями Сакена против центра Французской армии, где распоряжался Наполеон, Император Александр сказал при всех: «Сколько чувствую я себя виноватым перед Сакеном! Этот Беннигсен оклеветал его в моих глазах. Надеюсь, что теперь Сакен будет доволен мною» и велел поздравить его с Андреевской лентою. На другой день Император сказал Сакену: «Вчера ты победил не только внешних, но и внутренних, домашних твоих врагов».
    В 1813 году Ф. В Остен –Сакен  уже командовал правым флангом армии Блюхера при Кацбахе. 19 марта 1814 года назначен Военным губернатором Парижа .При сложении этой должности получил от короля французскую табакерку с портретом Его Величества, украшенную бриллиантами,  от парижан золотую шпагу с надписью «Город Париж – генералу Сакену», к которой прилагался текст: «Он водворил  в Париже тишину и безопасность, избавил его от лишних расходов, покровительствовал  присутственным и судебным местам, жители, благодаря  бдительности его, могли  предаваться обыкновенным  своим занятиям и почитали себя не в военном положении, но пользовались всеми выгодами и ручательствами мирного времени»,
от Национальной гвардии он также получил в дар золотую шпагу.
     С 1915 года генерал Ф.В Остен-Сакен  командовал 3 пехотным корпусом, а после смерти командующего  генерал-фельдмаршала  Барклая –де – Толли  08.06.1818 назначен Главнокомандующим войсками  1-ой армии.   08.04. 1821 года за выдающиеся военные заслуги пожалован именным Высочайшим указом в графское достоинство. В 1825 году Николай 1 в день своей коронации прислал Ф.В Остен-Сакену  фельдмаршальский жезл. В 1832 году Фабиан Готлиб фон дер Остен-Сакен возведён в княжеское достоинство Российской Империи, с этого момента из его фамилии убраны фон – дер- Остен.
    7 апреля 1837 года князь Сакен  скончался в возрасте  84 лет и был похоронен в Киево-Печёрской лавре.

    Не менее колоритной фигурой был и граф Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1792- 1881), член Государственного совета, заведовавший  военными поселениями юга России, а до этого боевой  генерал прослуживший 76 лет в офицерских чинах. В «Отрывке из летописи  Елисаветградского гусарского полка» Д.Е. Остен-Сакен пишет: «Одарённый замечательной памятью, я остаюсь, может быть, один из давних ветеранов Елисаветградского полка. В 1804 году записан я был в службу в Елисаветградский полк, которого шефом состоял отец мой, генерал-майор Ерофей Кузьмич Остен-Сакен…Я считался уже и прежде в службе сержантом в лейб-гвардии Семёновском полку, имея три года от роду». За время своей службы он принимал участие в 15 компаниях  (в том числе в Наполеоновских  и Крымской войнах, в персидских, турецких походах, в военных действиях на территории Польши и   Венгрии)  и более чем в 90 сражениях. С началом Отечественной войны 1812 года  он был назначен адъютантом   к  генерал-лейтенанту Остерману-Толстому. За отличие в Бородинском сражении награждён орденом   св. Анны 4  степени. В  22 года блистательный офицер за отчаянную смелость, находчивость и решительность при взятии Парижа  был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость», за сражение под Дрезденом прусским орденом «Pour le Merite»
 13.11.1827 года  за взятие Тавриза  - золотой, украшенной бриллиантами, саблей с аналогичной надписью «За храбрость». Его грудь украшали  ордена св. Владимира 1, 2, 3.4 ступени, св. Георгия 2 и 4 класса,  св. Анны 1, 2, 3 и 4 степени, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного, прусский Орден Белого Орла, австрийский крест Леопольда  Большого, персидские ордена Льва и Солнца 1 степени.
     16.11.1828 года в представлении о награждении его орденом  св. Георгия  написано: « В воздаяние отличной храбрости, оказанной в сражении против турок при осаде и взятии крепости Карса. 23 апреля 1828 года, с отличною отважностию и распорядительностию взял штурмом башню на форштате, где отнято 8 орудий, наконец, командуя всмем правым флангом взял город и первый вошёл в сношение а пашой о сдаче цитадели».

       Особо  Д.Е  Остен-Сакен отличился в Крымской войне. Находясь в Одессе во время объявления Крымской компании, принял энергичные меры по защите города. По его инициативе и под его личным руководством были возведены те батареи, которые 10.04.1854  года с успехом отражали нападение союзного флота. Затем, назначенный начальником Севастопольского гарнизона,  он принимал самое деятельное участие в обороне города. За заслуги в обороне Севастополя 10 августа 1855 года  пожалован  в графское достоинство Российской Империи, а  впоследствии награждён алмазными знаками к ордену  Андрея Первозванного.  1909 году в его честь в Севастополе был установлен памятник.
    Д.Е. Остен-Сакену  были не чужды и литературные труды, из них наиболее известны «Воспоминания о Бородинской битве», «Николай Николаевич Муравьёв в Сибири», «Военный совет при обороне Севастополя».

    Образцом и примером для подражения Д.Е Остен-Сакену  служил его отец  Еронимус Казимир (Ерофей Кузьмич), которую верой и правдой служил Отечеству, в любой ситуации проявлял выдержку, незаурячдную храбрость, был любим и уважаем своими подчинёнными. Герой турецкой компании, он в 1802 году,  в звании генерал-майора , был назначен шефом Елизаветградского гусарского полка с которым прошёл все испытания военного времени, оставаясь его командиром  до своей смерти. Вот как описывают историки только один эпизод из жизни отважного генерала, произошедший с ним во время Аустерлицкого сражения.
    «   Елизаветградский гусарский полк, во главе со своим шефом, вместе с несколькими другими полками, атаковал французов, но был опрокинут. Барону Остен-Сакену удалось снова собрать своих людей и вторично повести на неприятеля. Однако французская кавалерия и на этот раз отступила за скрыто поставленную батарею, которая и начала осыпать убийственным огнем наших гусар; последние не выдержали, дрогнули, повернулись и побежали. Напрасно барон Остен-Сакен старался их удержать и повернуть на неприятеля. Тогда видя, что ничем нельзя остановить бегущих гусар, он обратился к своему адъютанту К. К. Мердеру и сказал: "Я более срамиться не в состоянии". Остановившись, он вскоре (вместе с Мердером) был окружен французскими кирасирами и завязал с ними отчаянную схватку. Тяжело раненый в голову и сбитый с лошади, он был уже взят в плен, но вскоре подоспевшая выручка вырвала его из рук французов. Долго после этого барон Остен-Сакен не мог оправиться; однако, с началом новой войны с Наполеоном. он опять повел свой Елизаветградский гусарский полк и участвовал с ним во многих сражениях. Барон E. К. Остен-Сакен скончался в 1808 году.( "Одесский Вестник" 1843 г. № 62)
Подвиг ещё одного представителя рода Остен- Сакенов  внесён в военные энциклопедии целого ряда стран и  на протяжении более 200 лет является  для военных моряков примером  мужества и самоотверженности. Речь идёт о Иоганне  Рейнгольде (Христиане Ивановиче ) Остен-Сакен.       После окончания морского кадетского корпуса (в 1772 году) молодой мичман на корабле «Чесма» прошёл боевое крещение, в эскадре адмирала Чичагова,  в крупном морском сражении. Затем была служба и на Черноморском флоте и на Балтике Уже в чине капитана 2 ранга получил в управление 40-вёсельную дуббель – шлюпку, которая входила в состав Днепровской лиманской флотилии и должна была поддерживать планируемую Суворовым осаду крепости Очаков. В устье реки Буг в мае 1788 года она была неожиданно атакована несколькими турецкими кораблями. Не желая сдаваться врагу, Остен-Сакен взорвал шлюпку и погиб вместе со своей командой.  Этот подвиг произвёл сильное впечатление на современников, Екатерина 11 отметила семью погибшего моряка монаршей милостью. Об этом подвиге писали многие журнале и в России и за рубежом:
Среди Остен- Сакенов  кроме военачальников было много государственных сановников, дипломатов, ученых, которые оставили заметный след в европейской истории.
Это   Карл Фёдорович  Остен-Сакен – действительный  статский советник,  член совета министерства иностранных дел (р.  в  Лифляндии). Будучи одним из деятельнейших  помощников графа ННессельроде он много потрудился на ниве международной политики. О его неутомимой энергии,  изобретательности, дипломатических талантах,  будь то  в составе русского посольства в Лондоне  или в главной квартире Его Императорского Величества в походе против турок,  при улаживании условий торговли и мореплавания между великим княжеством Финляндским и Швецией, при выработке и внедрении конвенции  о выдаче дезертиров или на другом поприще,  можно было бы писать захватывающие  исторические романы.
    Владимир Дмитриевич Остен-Сакен – тайный советник.
   Николай Дмитриевич Остен-Сакен – действительный статский советник.
   Юлий Рейнгольдович – надворный советник, старший чиновник при Курляндском губернаторе по особым  поручениям.
    Иван Христофорович Остен-Сакен, граф, действительный камергер.
   Карл Иванович (Магнус) Остен-Сакен – русский посланник при датском дворе и воспитатель цесаревича Павла Петровича, а затем и его сыны цесаревича Константина Павловича.
   Фёдор Романович Остен-Сакен, барон (1832-1916) – директор  департамента внутренних сношений министерства иностранных дел, учёный, путешественник . В 1857 году сопровождал  графа Путятина в Китай. В 1867 году с полковником Полторацким прошёл и проехал тысячи километров по Средней Азии до южных отрогов Тянь-Шаня. В 1872 году участвовал в разработке этнографической карты России. Автор 14 книг по вопросам географии, этнографии, метеорологии.
Роберт Романович, барон, действительный статский советник, энтомолог, доктор философии, генеральный консул в Нью- Йорке (1860-1871).
 Род Остен-Сакенов внесён  в матрикулы Курляндского дворянства (17.10.1620 года), Эзельского  1740 г. (Эстляндского), Лифляндского  (1797) , а также в V часть родословной книги Орловской губернии.