Таргитай - и славян

Петр Золин 2
Таргитай - и славян

При современной активности тюркологов трудно не попасть под влияние их многочисленных и достаточно обоснованных работ. Это явно испытал на себе и А.А.Клесов.
http://proza.ru/2010/01/06/680
Вместе с тем в любых научных построениях есть свои изъяны, предвзятости, недоговоренности (это П.М.Золин и о себе), иногда в связи с ограниченностью объема любой научной работы.

Этимологию ононима Таргитай невозможно рассматривать вне контекста первоисточника, где это имя упоминается.

Геродот. Мельпомена: «5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша[6]. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет[7]. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто;нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне[8]. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из;за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это;то и мешает зрению[9]» http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html

У Борисфена жили скифы-пахари, выращивавшие хлеб на продажу. А в низовьях Днепра (Борисфена) Геродот указывал  «торговую гавань борисфенитов» (Геродот. 1У. 17 – 19).
Рождение Таргитая от дочери Борисфена-Днепра (дочь реки – преимущественно русалка), где отмечена торговая активность, отчасти указывает и на смысл имени. Тарги – торги – места торгов и на землях Руси. К примеру, хорошо известны в средневековом Новгороде Торг, Торговая сторона (по обычаю так называют городское правобережье Волхова и ныне). В Болгарии есть город Тарговище, а 45 км. до города Велико-Тырново,70км. до г.Русе и границы с республикой Румынией - село Тарговище-Попово http://www.rea1estate.ru/object/38616 Ононимы Тарговище известны Румынии и Польше
http://www.kazanlak.bg/index.php?p=view&r[page]=214
http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/ucheb/glava48.html


По М.Фасмеру, ТОРГ - род. п. -а, торговый, торговать, укр. торг, род. п. -у, др.-русск. търгъ, ст.-слав. тръгъ (Супр.), тръг{о1}вьнъ, тръговиште, болг. търг, сербохорв. трг "площадь, рынок; товар", словен. trg "рынок", чеш., слвц. trh, польск. targ, в.-луж. torhosco. Праслав. *tъrgъ (основа на -u; см. Мейе, Et. 239), родственно лит. turgus "рынок", лтш. tirgus – то же, венет. "Триест" (Страбон 314), Opitergium, местн. н. на территории Венеции (буквально "хлебный рынок" или "товарный рынок"), иллир. tergitio "negotiator", абл. trege "рынок"; см. Г. Майер, IF I, 323 и сл.; Кречмер, "Glotta", 22, 102; 30, 140 и сл.; М. – Э. 4, 194 и сл.; Эндзелин, СБЭ 198; Лагеркранц, IF 25, 370; Краэ, IF 58, 220. Из вост.-слав. заимств. др.-сканд. torg "рынок", шв. torg, датск. torv, фин. turku; см. Ельквист 1205; Томсен, SА 4, 404; Миккола, Beruhr. 170 и сл.; AВ 80. Герм. происхождение сканд. слов, вопреки Хессельману у Ельквиста (там же), сомнительно. Герм. влияние на слав. (Карстен, Мel. Мikkola 92 и сл.; Унбегаун 95 и сл.) недоказуемо ввиду венет.-иллир. слов. Лит. turgus Скарджюс (226) считает заимств. из слав. Попытки произвести это слово от тюрк., монг. torga, torgu "шелк" (Рамстедт, "Neuphilol. Мitt.", 50, 99 и сл.) или от др.-тюрк. turku, turu "стоянка" (Рясянен, "Neuphilol. Мitteil.", 52, 193 и сл.) не кажутся мне убедительными. http://www.slovopedia.com/22/210/1643421.html
Польское  targ вполне может сохранять память и о Таргитае.
Но еще более близко иллирийское  tergitio.

Вариантов членения Таргитая на праславянском может быть несколько: Тарг-ит-ай, Тарги-тай, Таргит-ай и т.п.  Таргит (торговец, купец, гость) – словообразование типа «московит», «бандит», Воевит. Таргитай – в частности, панибратское типа Митяй, Костяй и т.д. В любом случае, этому онониму есть славянские объяснения, но они упорно замалчиваются или игнорируются.

В статье «Новые формулы глоттохронологии» http://www.proza.ru/2008/10/05/139 мною уже отмечено, что добротно знающий методологию ностратики А. Ю. Милитарев ( профессор Института лингвистики и Института восточных культур и античности РГГУ) и его ученик М. Е. Васильев ( кафедра иудаики ИСАА МГУ) для всех языков указали  наиболее стабильную, практически не изменяющуюся устойчивую группу (примерно;20% базового списка), и распадающуюся (примерно;80% списка). Для периода 10 – 20 тыс. лет назад это соотношение в пользу сравнительно устойчивой группы могло достигать и 40 – 60%. .

Если уходить к ностратическим корням, то известны корни
№ 103. (t[h]a) «Это» (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт, Этр).
№ 103а. (t[h]u) «То» (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт, Этр).
№ 467. (?ay-; ?ya-) Основа вопросительного и относительного местоимения (ИЕ, Кар, АА, ФУ, Др, Алт, Шум). (Иллич-Свитыч № 142 «какой, который»).
№ 443. (?i-) Наречная частица «к, перед, близко, здесь» (ИЕ, АА, Шум).
№ 444. (?i-) Частица, указывающая на близкий предмет (ИЕ, Кар, Ур, Др, Алт, Этр). (Иллич-Свитыч № 134 то же).
№ 228. (gil-) «Сиять, искриться» (ИЕ, АА, Ур, Алт). (Иллич-Свитыч № 84 «гладкий и блестящий»).
№ 119. (t’ay-) «Сиять, слабо светить, быть ярким, блестеть, накаляться» (ИЕ, Др, Шум, Этр).
№ 180. (t(s’)ar-) «Быть или стать видимым, ясным; открыться, стать известным, ясным» (ИЕ, АА, Др).
№ 149. (t(y)[h]ar-) «Продвигаться, достичь цели, прийти, преодолеть, прибыть» (ИЕ, АА, Др, Шум).
№ 201. (t(l)[h]ay-) «Развиваться, двигаться вперед, стареть, продолжать» (ИЕ, АА, Др).
№ 183. (t(s’)ar-) «Резать, отрезать, перерезать» (Кар, АА).
№ 209. (t(l)[h]ar(y)-) «Резать, вырезать» (Кар, АА, Алт).
№ 210. (t(l)[h]ar(y)-at’-) «Резать, делать насечки» (ИЕ, АА). Производное от № 209
№ 117. (t’ar-ap[h]-) «Рвать, разрывать, выдёргивать» (ИЕ, К
№ 95. (t[h]ar(y)-) «Тереть, изнашивать» (ИЕ, Др, Шум).
№ 206. (t(l)[h]ar-) «Наносить ущерб, повреждать, вызывать борьбу; вред, ущерб» (ИЕ, АА, Др, Алт).
№ 124. (t’ar(y)-) «Схватывать, обнимать» (ИЕ, АА, Др).
№ 226. (gat’-) «Брать (рукой), хватать» (ИЕ, АА, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 80 «рука»).
№ 143. (d(y)ar-) «Держать твёрдо» (ИЕ, АА).
№ 428. (?ar-ag-) «Забираться на, влезать, клубиться, подниматься, возвышаться» (ИЕ, АА, Др, Алт).
№ 176. (d(z)ar-) «Хлынуть, взорваться, бить струей» (ИЕ, АА, Др, Шум).
№ 131. (t’ak[h]-) «Быть годным, приемлемым, подходящим» (ИЕ, Др).
К примеру, суммируя сочетание корней
№ 149. (t(y)[h]ar-) «Продвигаться, достичь цели, прийти, преодолеть, прибыть» (ИЕ, АА, Др, Шум).
№ 428. (?ar-ag-) «Забираться на, влезать, клубиться, подниматься, возвышаться» (ИЕ, АА, Др, Алт).
№ 119. (t’ay-) «Сиять, слабо светить, быть ярким, блестеть, накаляться» (ИЕ, Др, Шум, Этр).
Получаем фразу или слово «тар – аг – тай» с примерным  смыслом приходящий, возвышающийся и яркий. Таргитаю это вполне подходит.
Или
№ 143. (d(y)ar-) «Держать твёрдо» (ИЕ, АА).
№ 443. (?i-) Наречная частица «к, перед, близко, здесь» (ИЕ, АА, Шум).
№ 201. (t(l)[h]ay-) «Развиваться, двигаться вперед, стареть, продолжать» (ИЕ, АА, Др).
В итоге «d(y)ar- (г) i-tay» - твердо держащийся в старости (к старости), «крепкий старик», старейшина.
Понятно, что специалисты по ностратике могут предложить и более разнообразные версии по созвучиям и возможностям фразо(слово)образований ностратической поры.
И здесь нет преимуществ у индоевропейцев или шумеров, афро-азиатов или финно-угров, алтайцев или этрусков… Вероятно, поэтому поиски наиболее глубоких истоков ононима мало кого привлекают. На этом преимущества своего народа не подчеркнешь, выгодную для себя политику не сделаешь.

Интернет забит протюркскими, проиранскими и подобными трактовками этимологии ононима. В качестве версий – такие трактовки вполне допустимы. Но они используются для мировоззренческого диктата, доказательства превосходства одной языковой семьи над другими (при забытии ностратической близости).

  Анзор ДАРЧИЕВ.     О ТАРГИТАЕ – ПРАРОДИТЕЛЕ СКИФОВ
В  четвертой  книге “Истории” Геродот излагает  две  версии
легенды  о  происхождении скифов. Согласно первой,  в  необитаемой
земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери
Борисфена рождается первый человек по имени Таргитай.
С.А.Жебелев вовсе  считал  Таргитая
выдумкой  самого  Геродота, хотя и ставил вопрос о лингвистическом
анализе этого имени1.
      Такой  анализ был сделан (С.А.Жебелев об этом, очевидно,  не
знал)  еще  В.Ф.Миллером. Сопоставив имя Таргитай с именем  царицы
синтов  меотеянки Тиргатао, он высказал предположение, что  первое
искажено  и  звучало  у  “туземцев”  Тиргатаос.  Разделив  его  на
составные: 1) tira  tira (иран. “острый”), 2) taos  tava (иран.  –
“сильный”), В.Миллер перевел имя Таргитай как “Острый  мощью”,  “С
острой силой”2.
      В.И.Абаев,  со  ссылкой на М.Фасмера, вторую  часть  данного
имени  также возводил к иран. tava – “сильный”, но первую –  не  к
искаженному  иран.  tira, а к иран. darga - “длинный,  долгий”.  В
итоге имя объяснялось как “Долгомощный”3.
      Позже  В.И.Абаевым  была  дана  несколько  иная  этимология.
Допуская, что в скифском языке того времени (V в. до н.э.) v перед
i  еще  сохранялось, имя Таргитай он разделяет  на  Tar-vi-tav,  с
onqkeds~yei  субституцией  v  . В таком случае  Tar-vi-tavTar-itav
означает  “Тар сильный”. В.И.Абаев напоминает при этом  о  наличии
имени  Тар  в  нартовских  сказаниях  осетин4.  Следует  отметить,
однако,  что в эпосе это имя (Тар) принадлежит одному из уаигов  –
злейших врагов нартов; к тому же в некоторых сказаниях оно  звучит
как Пар. И какой вариант (Тар или Пар) является исходным, ответить
трудно.  В  любом случае, значение первой части – Тar  –  остается
неясным.
      Возможно,  небольшую  подсказку нам дает  сам  Геродот.  Его
рассказу о происхождении скифов предшествует повествование о какой-
то  странной войне вернувшихся из долгого похода скифов со  своими
молодыми рабами. О столь широком распространении рабства у скифов,
скорее  всего,  говорить  не приходится,  но  указание  на  борьбу
старого и молодого поколений весьма интересно.
      Непосредственно  рассказ о Таргитае Геродот  предваряет  еще
более  интересным замечанием: “Скифы говорят, что их народ  моложе
всех  других  и  произошел следующим образом: в их  земле,  бывшей
безлюдной пустыней, родился первый человек по имени Таргитай”5.  И
d`kee идут версии легенды, содержание которых уже излагалось выше.
Но  что  же означает это геродотовское замечание? Может быть,  то,
что  народ  этот  образовался не так давно  и  молод  относительно
других,  более древних народов? Но Геродот сообщает  нам,  что  по
утверждению  самих  скифов, со времен  первого  царя  Таргитая  до
вторжения в их землю Дария (VI до н.э.) прошло 1000 лет. Если так,
то  скифы  вряд ли могли считать себя молодым народом  по  причине
своего  “невеликого  возраста”. Очевидно,  здесь  слово  “молодой”
имеет  иное  значение  и отражает внутреннее состояние  народа,  в
котором  молодых  больше, чем старых. Иными словами,  “молодой”  в
данном  случае  является  демографической  характеристикой,  а  не
генеалогической. Желание скифов быть самым молодым  народом  среди
всех  остальных  вполне объяснимо. Молодость  всегда  считалась  и
считается самым лучшим периодом в жизни человека, а тем более в те
далекие  времена,  когда человеческая жизнь  целиком  зависела  от
способности  защитить ее силой, которая бьет ключом в молодости  и
уходит  в  старости. У древних кочевников в почете были  богатыри-
воины,  а  дряхлые старики к ним не относились и таким почетом  не
пользовались.  Это подтверждает и рассказ Геродота  о  массагетах,
убивавших своих стариков. Подобное отношение к старикам отмечает у
алан  и  Аммиан Марцеллин. Следовательно, в сообщении  Геродота  о
том,  что скифы считают себя моложе всех, отражена, вероятно, одна
из  основных  черт мировоззрения скифов: молодость –  это  сила  и
расцвет,  а  старость  –  бессилие,  угасание  и,  как  следствие,
“социальная непригодность” человека.
      Исходя  из  сказанного, предположим, что первая часть  имени
Таргитай  восходит  к  иранской основе taru – “юный”.  (Осетинское
tаryn  /  tаrna  “мальчик”, “юноша” восходит к  иран.  taruna-,  а
иронская  форма  tyr  - к тому же taru- ).6 В  таком  случае,  имя
Таргитай означает “юноша сильный”, или “мальчик сильный”.
     Такое сочетание – “мальчик сильный” - кажется маловероятным в
реальной  жизни, но не в мифологии: “В архаических  мифологических
системах  мотив Младенца связан с начальными временами.  Одним  из
главных космогонических деяний Младенца является разделение неба и
земли, осмысляемых обычно как родительская и супружеская пара…  На
земле   божественное   Дитя  становится   прародителем   людей   и
устроителем  их  жизни”.7  Указанные моменты  обнаруживаются  и  в
легенде  о Таргитае, который также является прародителем скифов  и
сыном  неба  (Зевс) и земли (Апи), осмысляемых, как супружеская  и
родительская пара.
      Божественное происхождение Таргитая делает весьма  вероятным
его  почитание как божества-прародителя. Д.С.Раевский считает, что
“рожденный от союза неба и земли персонаж, носящий в сохранившихся
версиях  мифа имена Таргитай, Геракл или Скиф, тождествен,  скорее
всего,   Гераклу,  включенному  Геродотом  в  скифский  пантеон”.8
Предложенное  значение имени Таргитай и в этом  случае  не  теряет
ql{qk. Может ли божество представляться в образе юноши и тем более
мальчика? Да, несомненно. Что удивительного в том, что люди  могли
наделить божество лучшими качествами – молодостью и силой? Поэтому
в  архаических  мифах боги мыслятся как старыми, так  и  молодыми,
причем  нередко  нечистую силу изображали в виде злых  стариков  и
старух, а добрые боги были молоды и прекрасны. Самый яркий  пример
этому  мы  найдем  в индуистской мифологии, где  Кришна  предстает
божественным мальчиком, занятым трансцендентными играми со  своими
сверстниками.   Итак,  Таргитай – сын неба  и  земли,  прародитель
скифов, входивший в скифский пантеон, - вполне мог мыслиться  юным
и сильным, о чем, по нашему мнению, и говорит его имя.
     Скифская мифология известна крайне фрагментарно, но, несмотря
на    скудность    материала    (сообщения    античных    авторов,
иконографический   материал),   попытаемся   показать    смысловую
обоснованность нашего толкования имени Таргитай, опираясь на такой
своеобразный источник для познания скифского мира, как  нартовский
эпос осетин.
     Почти  все  главные герои сказаний совершают  первые  подвиги
именно  в  юношеском и даже детском возрасте: У`архаг и Уархтанаг,
ахсар  и  ахсартаг, Уырызмаг и Хамыц, Батрадз и  Сослан.  Особенно
показательны в этом смысле сказания о маленьком богатыре Тотрадзе,
чуть  было  не одолевшем самого нарта Сослана. Когда же читаешь  о
том,  как  малолетний Арахцау, сын Бедзенаг’а, несет  на  себе  60
убитых  им  оленей, а маленький Сыбалц, у которого еще “молоко  на
губах  не  обсохло”, побеждает огромных уаиг’ов, вспоминается  это
кажущееся неоправданным сочетание – “мальчик сильный”.
http://www.darial-online.ru/2000_1/darchiev.shtml

Возможно, Таргитая и можно трактовать как «мальчика сильного», но только в качестве одной из версий. К тому же по контексту Геродота этот «мальчик» был отцом трех родоначальников основных народов Скифии.

ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Мирфатых ЗАКИЕВ
Из его книги ТАТАРЫ: Проблемы истории и языка. (Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995. – С.12-37.

Таргитай, по мнению сторонников скифо-иранской теории, состоит из двух частей: дарга и тава: в древне-иранском дарга ‘долгий’ или ‘острый’, тава ‘мощь, сила’, Таргитай ‘долгомощный или стреломощный* [Абаев В.И., 1949, 163; Миллер Bс., 1887, 127].

С позиций тюркского языка слово таргитай состоит из таргы или тарыг – др. тюрк. ‘земледелец’ и сой~той – тюрк. – ‘род’; в целом – ‘род или родоначальник земледельцев’. Кроме того, имя Таргитай встречается не только у Геродота, оно фигурирует у аварцев как тюркское имя. Феофилакт Симокатта (историк VII в.) сообщает, что “Таргитий – человек видный в племени аваров” [Симокатта Ф., 1957, 35]. Менандр Византиец сообщает, что в 568 г. предводитель аваров Баян отправил Таргитая к царю с требованием от него уступки [Византийские историки, 1861, 392]. Авары того же Таргитая в 565 г. отправляют послом в Византию [там же, 418]. Во II-ом в. Полиен сообщает, что и у скифов, живущих у Мэотского (Азовского) моря, была знаменитая женщина по имени Тиргатао [Латышев В. В., 1893, 567]. Следовательно, и эти скифы были тюркоязычными.
http://miraska.narod.ru/miras/history/m.zak_etn.htm

Эта версия более обоснована. Но вот 20 тыс. семей аваров, проходя от Волги на запад, привлекли в свои ряды немало славян, особенно антов-земледельцев.
http://traditio.ru/wiki/Авары  http://chestnenkovsa.narod.ru/avar.html
Тюркское «таргы» (славянизм по Фасмеру) могло относиться именно к праславянам и славянам. Образованный Таргитай мог быть из славянской знати, из которой в это время были царь Добрент, князья Мусокий, Ардагаст, Пирогаст (подробности в Интернете).

Раздражает не это. Раздражает упорное игнорирование при всяких этимологических построениях добротной версии академика Б.А.Рыбакова. И славяноведы-лингвисты здесь стыдливо помалкивают. Есть социальный заказ – словено-русов гнобить ?! В чьих интересах, за какие деньги ?!

Рыбаков Борис Александрович. Язычество древней Руси.
Происхождение обряда захоронения в урнах
Причину появления новых представлений о какой-то внутренней связи между посудой для еды и местопребыванием праха предка следует искать, очевидно, в главной религиозной задаче первобытных земледельцев - в изобретении магических средств для обеспечения своей сытости, благополучия
Горшок, как символ блага, сытости, восходит, по всей вероятности, к весьма древним временам, примерно к земледельческомy неолиту, когда впервые появляется земледелие и глиняная посуда. В первой книге "Язычества" мне уже приходилось сопоставлять Аполлона Таргелия с мифологическим предком праславян-сколотов - Таргитаем. В данной связи культ Аполлона Таргелия должен заинтересовать нас своей формой и реквизитом. Празднества Аполлона Таргелия проводились в греческих землях в конце мая - начале июня и были посвящены первым плодам. Празднество Таргелий дало свое имя месяцу Таргелиону и было посвящено Аполлону, как богу солнечного лета и жатвы. Географически Таргелии охватывали как европейскую Грецию, так и Ионию в Малой Азии. Аполлону в эти дни приносили человеческие жертвы: двоих, назначенных в жертву, сжигали, а пепел бросали в море. "Самое слово Таргелиос, - пишет А. Ф. Лосев, - по Гесихию обозначает "горшок со священным варевом"... Кратес у Атенея (III 114а) свидетельствует, что "thargelos - это свежевыпеченный хлеб из первого помола. Таким образом плодородие выдвигается на этих праздниках на первое место".
Неполная ясность этимологии названия праздника Таргелий даже для античных авторов говорит о глубокой древности как самого обряда, так и его обязательного реквизита - горшка с варевом из первых плодов или хлеба из первых зерен.
О глубокой индоевропейской древности говорит и широкая распространенность имен мифологических персонажей, сходных с эпитетом Аполлона Таргелия. В русском фольклоре уцелели фрагменты мифа об этом первопредке; это неясный уже образ старца-богатыря Тарха Тараховича, живущего во дворце на высокой Сиянской горе и враждующего с Бабой-Ягой. Баба-Яга здесь не северного облика (лесная избушка на курьих ножках), а южного, степного: она воюет с пастухами быков верхом на коне во главе женского конного войска или же летая в ступе.
Географически сказочного царя Тарха Тараховича следует приурочить к южной полосе славянского мира (пшеничные поля, степные пастбища, соседство с девичьим войском сарматского облика); хронологически - примерно к первому тысячелетию до нашей эры. Все это позволяет считать сказки с участием слепого "деда" Тарха Тараховича отголоском праславянского мифа о родоначальнике Таргитае, сыне Зевса от брака с дочерью Днепра. Исследователи-иранисты сопоставляют "скифского" (Геродот оговорил, что эллины ошибочно причисляли сколотов к скифам) Таргитая с иранским Траетаоной (Феридуном), мифическим родоначальником персидских царей и индийским Траитаной, которые, согласно мифам, боролись с трехглавым драконом и освобождали женщин и стада быков. К этим хорошо известным индо-иранским параллелям следует добавить упомянутого выше сына Зевса Аполлона Таргелия (тоже побеждавшего змея - Пифона) и ряд других индоевропейских божеств и мифических героев со сходными именами. Прежде всего следует назвать хетто-лувийского бога грозы Тарху Тархунта. Нельзя миновать и древнеармянского бога плодородия и растительности Тарку Тургу и осетинского бога плодородия Таранджелоза и галльского громовержца и победителя змея Тараниса, сопоставляемого с Юпитером. Трудно сказать, следует ли включать в этот ряд скандинавского Тора, но черты сходства несомненны.
Самым западным следом этого индоевропейского мифологического персонажа можно считать италийского царя Тархетия, деда основателей Рима - Ромула и Рема. Миф о Тархетии известен был Плутарху, но уже в фрагментарном виде и более не упоминался. Царствовал Тархетий в Альбе-Лонге и считался, очевидно, потомком Энея, т. е. в конечном счете - Зевса. Его отношение к божествам грозы и плодородия неясно, но в очаге его дома оказался волшебный фаллос, от которого по этой версии и произошли римские близнецы, вскормленные волчицей.
В итоге мы получаем значительный список имен и эпитетов мифических персонажей, божеств плодородия (неба-грозы) или героев-родоначальников, который охватывает почти целиком древнейшую территорию индоевропейцев:
Тархунт, Гарху - хетты
Тарку - армяне
Таргелий - греки на Балканах и в Малой Азии
Таргиенос - греки в Лидии (эпитет Зевса)
Тархетий - италики
Таргитай - славяне ("сколоты")
Траитана - индо-арийцы (в ведах)
Траетаона - иранцы (арии)
Таранджелос - иранцы (осетины)
Таранис - кельты (двойник Юпитера)
Как видим, перечень архаичных мифологических персонажей, связанных с "Таргелосом", горшком для первых плодов, достаточно широк и уходит на большую хронологическую глубину индоевропейского общения народов Балкан, Подунавья, Причерноморья и Малой Азии. И, разумеется, не божества были названы по горшку, а горшок-таргелос получил название по имени бога-подателя благ, бога неба и грозы, бога растительности и плодородия, которому посвящались первые плоды земли и устраивались "таргелии". Древнейшей формой следует считать "Tarhu", имя хеттского бога. У Аполлона Таргелия его эпитет был связан с празднествами в честь древнего верховного божества, имя которого у греков классической поры давно уже было вытеснено другим и забыто. Однако этимологическая связь наименования обряда в честь этого архаичного бога с сосудом для приготовления первых плодов урожая, отмеченная греческими авторами, позволяет нам начать поиск в конкретном археологическом материале таких керамических форм, которые могли бы отвечать идее празднеств в честь подателя первых плодов. Поиск следует начинать с земледельческого неолита и энеолита, когда все указанные в перечне почитатели божеств типа Тарху занимали большое и вместе с тем компактное пространство на Дунае, на Балканах, в Правобережье Днепра и в Анатолии, когда предки индоиранцев находились еще на месте трипольской археологической культуры между Карпатами и Днепром.
В археологическом материале этого индоевропейского региона мы обнаруживаем, начиная с энеолита, весьма примечательные антропоморфные сосуды парадного облика и, очевидно, ритуального назначения.
Наиболее близкими к нашей теме о взаимосвязи священного горшка для первых плодов с урной для захоронения праха предка являются антропоморфные сосуды-печки бронзового века из Среднего Подунавья.
Они известны в таких археологических культурах среднего бронзового века, как отоманско-фюзешабонская, вербичоарская и др. Область распространения - берега Среднего Дуная примерно от границы Австрии и Чехословакии до устья Олты в Румынии. Середину области составляли земли Венгрии по Дунаю и Тисе. На Севере область доходила до Рудных гор (Кошице в Словакии).
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov15.htm
Эта версия самая на настоящий момент обоснованная. И любые этимологические построения о Таргитае без учета этой версии антинаучны и демонстративно политизированы. Это касается и трактовок другой скифской ономастики (Папай, Табити,Эк-сам-пей и т.п.), куда славянизмы упорно не допускаются. Хотя ононим Эко-сам-пей без славянизмов никому не понятен, как и скифское наименование Аполлона – Гой-то-сир.

Краткий свод материалов по отечественной истории
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111074.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111078.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111087.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111086.htm