В небе над морем

Иван Денисович Макаренко
Иван Денисович Макаренко, родился в 1920 году.
Полковник в отставке, военный летчик-истребитель.   


   По социальному положению я - из крестьян. Дальние предки были крепостными. А близкие родственники, хоть крепостнымии не были, тоже гнули спину на помещика. Вся земля вокруг нашего села Веприк на Полтавщине в полторы тысячи дворов, а также сахарный и спиртовой заводы принадлежали помещику по фамилии Масюк. Помещик жил в Петербурге, а имением управлял француз Леклэр. Мой отец - Денис Онуфриевич Макаренко был столяром, мама Ульяна Михайловна - крестьянкой, знала она и хорошо ткацкое ремесло. Родился я за два года до рождения советского государства (Союз Советских Социалистических Республик - СССР был образован в 1922 году), и стал свидетелем и участником многих исторических событий.

   Курс на индустриализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства превратил экономику бывшей феодально-помещичьей России в 1930-е годы прошлого века в ииндустриальную страну. Были созданы авиационная, автомобильная, химическая, электротехническая, тракторная и другие отрасли промышленности, на базе которых производилась военная продукция. Открывались вечерние школы по ликвидации безграмотности у взрослого населения. Для закончивших неполную среднюю школу повсеместно были открыты школы фабрично-заводского ученичества - ФЗУ.
   Я и мой младший Петр после годового обучения в школе ФЗУ включились в строительство технической базы социализма. Я работал на химкомбинате, брат - на угольной шахте. Как показали в дальнейшем годы войны, курс на индустриализацию и коллективизацию был взят правильно, хотя и подвергался резкой критике со стороны оппозиции в лице Бухарина, Рыкова, настаивавших сделать советскую Россию "ситцевой" - ориентированной на легкую промышленность и потому зависимой от внешнего рынка.

   В 1939 году началась Вторая Мировая война. Когда у границ СССР запахло порохом, я решил стать военным. Поскольку в самом престижном положении тогда находилась авиация, я поступил в Ленинградское авиационное училище. Окончив учебу, был определен на службу в военное училище, готовившее летчиков-бомбардировщиков. И тут грянула Великая Отечественная война. 
   В первые ее месяцы моя мать оказалась в оккупации. Нашим селом управляли немцы и две семьи из бывших раскулаченных, сотрудничавших с немцами. Моя мать видела, как моего одноклассника повесили перед сельсоветом... Брат мой, Петр воевал недолго. Он погиб в боях под Сталинградом. После его гибели я подал рапорт с просьбой отправить меня на фронт, но в училище мне сказали, что подготовка летчиков для фронта - дело государственной важности.

   Однажды я узнал, что пришла разнарядка на отправку в школу для контрразведчиков. И обратился с рапортом о моем направлении туда, рассчитывая таким образом наверняка попасть на фронт. Но случилось то, о чем я даже не помышлял. В отделе кадров мне предложили переучиться не на контрразведчика, а на летчика. Оказалось, что поступило указание Сталина, согласно которому для ускоренной подготовки летного состава необходимо было переучить авиатехников на летчиков. Разве от такого можно было отказаться?   
   
   Так, окончив уже во время войны эвакуированное в тыл Ейское военно-морское авиационное училище, я стал летчиком-истребителем. Освоив несколько отечественных и американских типов самолетов-истребителей, был направлен на Северный флот во 2-й Гвардейский Краснознаменный Печенгский истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова. Воевать в этом полку считалось за большую честь. В нем было четыре Героя Советского Союза. Пятому - командиру полка Борису Сафонову -  во второй раз это звание было присвоено посмертно.

   Прибыв в полк, освоился я быстро. и меня сразу же определил к себе ведомым командирской пары командир эскадрильи - майор Виктор Максимович. Так я с ним до конца войны и летал в паре, и ни разу, ни при каких обстоятельствах мы не подводили друг друга.

   Авиация Северного флота была немногочисленной, но задачи решала самые разные.
Море же нас не ласкало. Подбитый самолет или самолет с отказавшим двигателем морская стихия поглощала в своих водах навечно. Именно так погибли два моих товарища.

Боевые задания мои однополчане выполняли в основном над Баренцовым морем. Мы прикрывали союзные конвои, наши ударные корабли и бомбардировочную авиацию, действуя совместно с сухопутными войсками и флотом. Однажды после отражения массированного налета немецкой авиации на Мурманск на льду озера был обнаружен раскрашенный "под тигра" немецкий истребитель "Мессершмитт". От него шел лыжный след. Немецкого летчика, успевшего пройти тридцать километров, задержали. На допросе он сказал, что зовут его Ганс Мюллер, и что сбили его не впервые. Прежде ему всегда удавалось уходить и в плен он не попадал. И не без гордости отметил, что за годы Второй Мировой войны он лично сбил 86 самолетов разных стран. А вот кто из наших летчиков подстрелил эту "важную птицу" установить так и не удалось.

   За все время моей службы полк всем составом участвовал в двух крупных фронтовых операциях - Печенгской и Киркенесской. За участие в Печенгской операции полку было присвоено звание "Печенгский". Ныне нашего знаменитого 2-го гвардейского Краснознаменного Печенгского истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова больше нет, - он расформирован в 2004 году. Как нет больше и Советского Союза. Но обо всем, что связано в моей жизни  с этой великой державой, я рассказал в нескольких томах книг, собтвенноручно напечатанных на машинке и выпущенных "самиздатом". В них - история великой страны, которая, разделившись на государства, разделила и народы,  оставив по ту сторону границы мое родное украинское село.