Зачем мы пишем. Ответ Егору Роге

Мидлав Веребах
                Реплика на очень интересную министатью Е.Роге
                http://www.proza.ru/2009/01/14/634

Глубокоуважаемый коллега!

Да, приведённые Вами мысли Дж.Фаулза очень точны, и можно смело подписаться под каждым его словом.
"... романистами движет бесчисленное множество разных причин: кто пишет ради денег, кто — ради славы, кто — для критиков, родителей, возлюбленных, друзей; кто — из тщеславия, из гордости, из любопытства, а кто — просто ради собственного удовольствия... Причин хватит на целую книгу... Лишь одна причина является общей для всех нас — мы все хотим создавать миры..."

Можно действительно бесконечно дополнять список частных причин, почему человек тянется к бумаге: от скуки, от одиночества, от переполняющих эмоций, чтобы "излить душу" и т.д., но вот предложена "всеобщая причина" - создание собственной вселенной. Кстати, я нашёл продолжение этой мысли у самого Фаулза.
1. "...описанные в нем (в романе) переживания -неотъемлемая черта юности. ...Фермерский надел ...превращается  в  замкнутую,  таинственную  страну, населенную растениями, животными и даже демонами.
2. "Писатель... сплетает  из повседневной  реальности ...новую, незнакомую". (из предисловия к "Волхву").
3. "Червь, личинка... со временем должна преобразиться в крылатое существо. Всякий сочинённый текст - такая личинка" (это из пролога к "Червю")

О, Фаулз, конечно, прав! Как прав Ньютон в своих законах, хотя открывая их, не подозревал о квантовой физике. И этот принцип всеми уже давно признан, как закон притяжения. Думается, можно развить мысль Фаулза:
главной общей целью любого Искреннего Автора (не зависит от таланта) не просто создать свой мир, собственную сказку, вспомнить волшебные миры детства, но УЙТИ ОТ МИРА РЕАЛЬНОСТИ В МИР ВЫДУМАННЫЙ, СКРЫТЬСЯ в нём, чтобы творить недоступное, и играть, играть, играть. Короче, НЕУДЕРЖИМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ПИСАТЕЛЬСТВЕ - ЭТО РАЗНОВИДНОСТЬ НАРКОМАНИИ  И  ИГРОМАНИИ, их гибрид.

Именно: не просто "мании". Этот психиатрический термин подразумевает физиологические нарушения сознания, а здесь - средство, сознательно применяемое человеком к себе самому для того, чтобы спрятаться от реалий окружающего в мир игры, сказки, порока. В то, что по жизни ему не хватает, и чего он никогда не сделает - не сможет или не осмелится. ПИСАТЕЛЬСТВО - ЭТО ОТДУШИНА ДЛЯ ВЫПЛЕСКА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, без чего человек, нуждающийся в этом, может просто "сдвинуться по фазе". Правда, это уже вотчина не Джона Робертовича, а старика Зигмунда и юного Юнга.

 
Косвенное подтверждение этой мысли можно найти и у Фаулза: "...критика усерднее всего клевала меня за то, что книга-де - холодно-расчетливая  проба фантазии, интеллектуальная игра. А на самом деле один из коренных ее пороков - попытка скрыть текучее состояние ума, в котором она писалась".


                01.12.09

продолжение:  http://www.proza.ru/2009/12/02/366