Конфликтология. О публичных спорах

Павел Лобатовкин
Вернёмся к примеру с продажниками и технарями из миниатюры "Конфликтология" ( http://www.proza.ru/2009/03/10/552 ).

Итак, их противостояние даёт возможность руководителю взглянуть на ситуацию с различных сторон и принять более взвешенное, продуманное решение.
При этом "спорщики", скорее всего, прекрасно понимают - им не переубедить друг друга. Слишком различны их частные интересы. Но спор продолжается ради "зрителя" - руководителя.

Попробуем распространить этот пример на другие публичные споры.
Сразу отбросим случаи, когда стороны действительно пытаются понять друг друга и готовы даже изменить свою точку зрения - такие "спорщики" сами разберутся в своих проблемах. Куда интереснее случаи, когда спорить по каким-то причинам надо, а вот рассчитывать на благожелательность и "адекватность" оппонента не приходится.

На мой взгляд, самая распространённая ошибка в этой ситуации - забывчивость.
Человек просто забывает, для чего НА САМОМ ДЕЛЕ он ввязался в этот диспут. Переубедить оппонента? Но когда позиции сторон столь противоречивы, что никакого консенсуса не может быть в принципе - о каком переубеждении можно говорить?
Этот спор ведётся для зрителей! И только для них!

Понятно, что вне зависимости от аргументов и контраргументов оппоненты останутся при своём мнении. Также понятно, что друзья и сторонники каждого из оппонентов тоже не слишком будут прислушиваться, что там лепечет "противная сторона".
Но к каким выводам придут просто зрители?
Те, кто ещё не определился со своей позицией?
Те, за мнение которых и идёт борьба в подобных публичных спорах?

Очевидно, их привлечёт тот оппонент, который сумеет более ярко, более весомо, более доходчиво... объяснить свою позицию? нет! - ПОНРАВИТЬСЯ. Просто понравиться.
Людям, склонным к эпатажу, вполне возможно понравится тот, кто будет "пинать" и "кусать" противника, унижать и оскорблять его, отвергать очевидное и настаивать на нелогичном.
Это же так забавно!
В то же время людям думающим, глубоким, по душе придётся скорее спорщик спокойный, уравновешенный, аргументирующий каждое своё слово, каждое предположение.

Начиная диспут, подумайте - в глазах какой аудитории Вы хотите выглядеть привлекательно?
Не стремитесь "обаять" всех сразу, это невозможно.
"Работайте" на целевую аудиторию - и результат получите, и нервы свои сохраните.
Так думаю.