Конфликтология

Павел Лобатовкин
С самого детства мы слышим: не ругайтесь, не ссорьтесь, не деритесь. Нам всеми силами внушают, что любой конфликт - плохо. Что надо находить общий язык, взаимопонимание, компромиссы. Почему внушают - понятно: конфликт придётся разруливать, а кому охота этим заниматься?
Что происходит дальше?
Одни, послушные, верят учителям и становятся вежливыми, понимающими, уступчивыми. Их хвалят.
Другие продолжают делать по-своему. Где-то получают шишки, где-то - дивиденты. Но всегда приобретают опыт. Опыт борьбы. Научаются соизмерять силы свои и противника; научаются думать, прежде чем ввязываться; научаются бить наповал.
Кто в результате оказывается более подготовлен к реальной жизни, жесткой конкуренции? У Вас есть сомнения?

В то же время послушные обычно успевают больше узнать. Общество не заинтересовано, чтобы их знания пропали, и придумало целую науку - конфликтологию. Эта наука объясняет нашим "головастикам", что ссориться и ругаться, конечно, плохо, но.... не всегда. А дальше выясняется, что конфликты не только не отвратительны, но иной раз просто необходимы!

Любимый пример - продажники и технари.
Искренне считаю, что фирма, в которой нет конфликта между этими службами, обречена на проблемы. Пытаясь склонить на свою сторону мнение руководителя, обе службы становятся как-бы балансиром, помогающим ему идти по натянутому канату бизнес-рисков. Взять проблемный, но выгодный заказ или отказаться? Технари будут с пеной на губах призывать отказаться - нафиг такой геморрой! Продажники не менее яростно будут доказывать обратное, мотивируя необходимостью откуда-то брать деньги на зарплату тем же технарям. Чем подробнее, чем обоснованнее будут доводы сторон, чем сильнее они будут противодействовать друг другу - тем больше будет информации у руководителя. Ему ведь всё равно рисковать. И отвечать ему.

Разумеется, конфликт конфликту - рознь. "Полезный", но вышедший из-под контроля конфликт также может нанести фирме существенный вред. Чаще всего - в виде саботажа или потери ценных кадров. "Или я, или он!" - думаю, любой руководитель слышал эту фразу в той или иной интерпретации. Вариантов реагирования много, каждый рискован - наверное, невозможно абсолютно точно просчитать реакцию людей на то или иное решение, их касающееся. Что ж! Нелегка руководящая доля, что говорить. И умение создавать конфликты, управлять ими и разрешать по мере необходимости - немаловажная часть этой доли.

Учите конфликтологию!
Но не забывайте - у учителей свои интересы. 
Однако об этом в другой раз......