Как обезопасить самолёт от удара молнии

Владимир Юденко
     Недавно все СМИ оповестили нас о необычном событии:
в небе над Миланом в самолёт (летевший в Ригу) ударила молния. Из-за незначительных повреждений оборудования самолёт вернули, а после устранения неисправностей он продолжил полёт и прибыл в аэропорт Риги с опозданием в четыре часа.
--------------------------------------------------------
     Необычность состояла в том, что в большинстве случаев всё происходит по другому сценарию. Краткое сообщение об исчезновении летательного аппарата с экранов радаров через некоторое время дополняется печальной вестью. Что же происходит в небе?

     Молния срабатывает как ракета типа "Земля-воздух", только с большей скоростью и поражает не только фюзеляж самолёта, но и его оборудование, то есть пропадает связь и навигация, что крайне опасно даже в том благоприятном случае, если самолёт остаётся управляемым. Стоит только сбиться с курса и топливо может закончиться раньше захода на посадку.
     Замедленная съёмка опровергла мнение, что молния бьёт в землю. Она чаще всего начинает свой разгон с земли и при этом не обязательно наличие грозовой облачности. Мне довелось самому наблюдать это явление с очень малого расстояния.
     Мой огородик на берегу озера оказался рассадником молний. Металлическая решётка ограды дополнялась острыми стальными стержнями, глубоко вбитыми в землю через равные интервалы и несколько превышающими высоту забора. Идеальное антенное устройство для формирования направленного электромагнитного поля. И вот однажды стою с удочкой в километре от своего огорода, и вижу боковым зрением, как огненный футбольный мяч начинает с ускорением и с шипением (это испарялась вода!) перемещаться в метре от водной поверхности в мою сторону. Пройдя буквально в десяти-двадцати метрах от меня, он стремительно стартовал в небо с таким оглушительным треском, что мой напарник испуганно выскочил из кустов и спросил: что случилось. Всё произошло за доли секунды, а на фоне неба высветилось привычным ярким световым росчерком.

     Такая молния превратила бы самолёт в облако микрочастиц. Повезло всем пассажирам и экипажу упомянутого рейса с размером и мощностью плазменного образования. При этом мать грома не различает ни спецрейсов, ни чинов. Замечу, что и статистика таких ЧП удручающая, если посмотреть по всем типам летательных аппаратов. Да и наземные средства защиты условны, поскольку не предохраняют чувствительные элементы электронного оборудования. Многим известен случай, когда молния вывела из строя очень дорогой пограничный компьютер и парализовала на несколько дней пропускную способность таможенного пункта.

     Заголовок статьи содержит обещание спасения. Отвечу и нетерпеливому читателю.

     Как спасти самолёты и вертолёты от удара молнии?
Для этого Президент (не верю в эффективность обращений к мелким чиновникам), который довольно часто пользуется воздушным транспортом, должен вызвать соответствующего министра и дать ему указание:
1. Запустить в производство изобретение Юденко В.А. и снабдить его "Устройствами защиты от электромагнитного импульса" все летательные аппараты в первую очередь и наземное оборудование - во вторую.
Для чего:
- снять гриф "Совершенно секретно" с Авторского свидетельства СССР (№ ******, 19**) упомянутого автора в связи с истечением двадцати лет приоритета (* января 19**),
- через месяц доложить исполнение. Привлечь автора (если ещё жив) для консультаций (при необходимости).
2. Исключить в дальнейшем "замораживание" особо значимых технических разработок. При этом использовать "Методику оценки значимости изобретений". Тот же Юденко В.А. за неё получил Диплом от ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ СССР ещё в декабре 1986 года.

Послесловие.
Министр: господин Президент на Вашем самолёте это давно установлено.
Президент, указывая пальцем на распечатку этого текста: Вы хотите сказать, что не выплатили автору вознаграждение, и потому он не знает?
Министр: автор получил поощрительных пятьдесят рублей ещё 13.09.1990 года (протокол № 284). А основная часть (за внедрение) видимо затерялась, срочно вышлем.
Президент: а Вы не лукавите, точно установили? Я назначу комиссию.
Министр: не могу нести ответственности за своих предшественников.

2009.
Рига

   ***   Сгладил некоторые острые углы, а то модератор уже справедливо удалил один мой фантастический рассказ.

2010

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Повышение безопасности полётов.
                http://www.proza.ru/2011/10/29/1378
2. Владимир Юденко. Сокращение катастроф в авиации.
                http://www.proza.ru/2011/09/11/1032
3. Владимир Юденко. Человеческий фактор и безопасность.
                http://www.proza.ru/2011/10/18/897
4. владимир юденко. Сразу два изобретательских рекорда.
                http://www.proza.ru/2012/03/19/1971

2011