Прекрасная ли певица Кэнди Найт?

Лилия Внукова
                Прекрасная ли певица Кэнди Найт?
                (об интернет-сплетнях)

Музыкальный проект «Блэкмор-с-Найт» до сих пор вызывает интерес публики изящными, под старину, композициями, сложившимся штампом о некоей непроходящей импозантности господина Блэкмора, и сплетнями о вокалистке группы мисс Кэнди. Интересно было пролистать сайты поклонников группы, почитать отзывы о последнем альбоме.

Сайтов большое количество, всё ж-таки господин Ричи Блэкмор не первый год на сцене, и даже не первое пятилетие. Появилось достаточно много сайтов, посвящённых Кэнди Найт, организованных её фанатами. Однако, просмотрев их, хочется сказать: довольно сплетничать, оценивайте музыку и вокал группы, и не приплетайте к этому рассуждения о внешних данных вокалистки. Какая разница?... Разве это как-то может сказаться на творческом потенциале мисс Найт?... Не можем ничем другим – так раскрутим популярность на сплетнях?...

Ибо популярность группы падает. После первых двух триумфальных альбомов слабые всплески интереса проявились к альбому «Огни в полуночи» и «Видение Розы» (по опросам одной из самых больших групп, в Контакте). Первый альбом – «Лунная Тень» -- лучший. Да и, господа переводчики, название «Призрак Розы» (так его иногда переводят в сайтах и на радио), может быть, точный перевод с оригинала, но скажите мне, какой насильственной смертью должен умереть цветок ( в русском языке предмет неодушевлённый), чтобы стать призраком?... Нет точного эквивалента в русском языке тому, что получилось на английском. Название всего альбома относит к тексту песни, и, в соответствии с контекстом, вполне подходит «Видение Розы», примерно так...
 
Фаны перегнули палку, стараясь доказать, что госпожа Найт (Кэнди Израэлоу, журналистка из Нью-Йорка, когда-то увлекавшаяся Кельтикой) – прекрасная женщина и прекрасная певица. Ведь, согласитесь милсдари фанаты, если у певицы чудесный, запоминающийся по тембру, особенный голос и прекрасное им владение – то, как правило, красота внешняя идёт приятным приложением. Ибо красота таланта и красота души затмевают и превосходят красоту земную, не вечную. Голос облагораживает певицу и делает её без сомнения прекрасной. Нелепо разбирать внешние данные оперной певицы или джаз-примадонны (только припомните, каких они бывают габаритов…). Никакой нормальный человек не станет спорить о красоте – или некрасивости Эдит Пиаф, Патрисии Касс, Энии  или Милен Фармер. При нынешних достижениях косметологии и фотодизайна – это вообще не вопрос.
 
Другое дело если речь идёт о певице попсовой, чья основная ценность в ногах до ушей, красивой мордашке и умильных ужимках. Но разворачивать дискуссию о красоте и сексапильности вокалистки Кэнди Найт – значит снижать статус всей группы до откровенной попсы. В этом фанаты Кэнди оказывают ей медвежью услугу.

Если же говорить о голосе мисс Найт, то ни джаз-вокалом, ни оперным, ни фолк – его назвать нельзя. Громкость голоса и даже его чистота здесь совершенно ни при чём. Кэнди выступает, как исполнительница своих текстов, а кто, как ни автор (если он обладает слухом и достаточно приятным голосом) достоин в первую очередь исполнить песню? Голос Кэнди не хуже голоса вокалиста «Металики» -- тоже певца не профессионального, но автора текстов.

В группе «Блэкмор-с-Найт» сильный вокал ни к чему. Доказательство этому появление пиратского альбома «Королевство Блэкмора» -- чисто инструментального ("смесь" из композиций и переложений на классическую гитару двух музыкантов -- Грэга Джоя и Стива Тилстона, об этом альбоме подробнее в статье "Воспоминание о "Blackmore`s kingdom") Альбом слушается превосходно, и неопытному человеку не различить неровностей записи отдельных трэков.

Музыка «Блэкмор-с-Найт» обладает настолько прозрачной гармоней и красотой, что соперничество с вокалом ей ни к чему. Вслушайтесь в первый (повторюсь, самый популярный) альбом. Голос госпожи Найт отдален, он словно бы эхо, отголосок прошлого, под вуалью времени, а значит и таинственности. Голос гармонично вплетён в пышную музыкальную основу. Словно тонкая вышивка золотом в старинном гобелене – злато сверкает, но не ярко, старинно, приглушённо. Вся прелесть этой музыки именно в изящности, соразмерности сочетания всех инструментов – в том числе и голоса.

Вероятно, именно в этом кроется причина такого интереса слушателей к текстам группы: перевести их хочется как нечто старинное, летописное. Слушать – но и читать одновременно.  Как бы ни стремилась мисс Кэнди отойти от некоей летописности своего вокального творчества, ей это не удастся. Таков характер всей группы, это подразумевается в самом обращении к историческим материалам. Хотя в одном из интервью Кэнди говорит: «Мы стараемся писать каждый альбом по-новому, не ориентируясь на старое». Но это редко кому удаётся из музыкантов, почти никому.

Так не будем же говорить ни о зависти к мисс Найт, и оттого злобных выпадах в её сторону, ни о «комплексе Золушки», ни о каких подобных, недостойных творчества этой группы вещах. Лучше наслаждаться прекрасной музыкой, и признать неоспоримое – то, что благодаря Кэнди Найт такая группа появилась. Мисс Найт, действительно, выступила как жена и единомышленник, друг, верная опора в жизни и в творчестве для Ричи Блэкмора,его Прекрасная Дама искренне, в меру своих сил воплотившая в своих текстах его музыку.
    
 Если же кто считает, что Прекрасная Дама непременно должна быть прекрасной, пусть обратится к Средневековым канонам. В них говорится о том, что Прекрасная Дама всегда юна и прекрасна, потому что она госпожа и возлюбленная сердца самого менестреля. Даже если Прекрасной Даме много лет, и лицо её не пощадило время – это абсолютно ничего не значит. Устойчивые эпитеты Средневековых песен «юный» и «прекрасный» -- категории духовные, а не временные.



..........................................

P.S Стоит добавить (по проишествии определённого количества времени, а значит появившегося более остранённого взгляда на весь путь группы...), что на данный момент творчество Blackmore`s Night можно назвать откровенной попсой, или, если выразиться мягче, массовой культурой ... В начале своего творческого пути "Блэкмор-с-Найт" явили миру феномен, средневековая музыка -- вдруг стала популярной! Но изначально в этом проекте уже БЫЛИ определённые "ноты" -- "на популярность", на широкую аудиторию. Размыты национальные границы: какой именно фолькор они играют? По сути, это и не фольклор... Подобрана приятная на внешность вокалистка, написаны тексты "которые нравились бы девочкам" (по выражению самого Ричи, в одном из интервью). То есть всё это изначально было рассчитано на статус -- музыка, которая понравилась бы всем. И мисс Найт и Ричи ни в каких своих интервью не отрицали этого, "с элементами поп-музки", так было сказано о самом жанре. Но первые альбомы были более размытые в определении жанра -- что это? арт-фолк? арт-рок? Были и другие версии... Теперь жанр и аудитория определились, креативность окончательно исчезла, их творчество стало массовым поп-корном, и (как всякий поп-корн) совершенно интернациональным. Более того -- в последних альбомах Блэкморсы стараются угодить всем фанам, включая в них разноплановые композииции (как правильно замечено в одной из рецензий, приведённых ниже).

  Мистер Блэкмор "запечатлел" себя в музыке популярной, культмассовой -- так уж ему захотелось... И в этом,возможно, нет ничего плохого.

Совсем недавно г-жа Найт стала мамой, родила дочку, назвав её Осень. И вот слова из её интервью (с сайта мамы Кэндис) -- "Я сказала мужу, что я чувствую, как будто я родила радугу или единорога!"

Статьи о фейной и викканской символике в песнях BN (ст-я "Викканская символика в текстах BN" http://www.proza.ru/2009/11/19/821), а так же литературный (на музыку) перевод песен группы (большая работа, эссе "BN -- переводы и комментарии" http://www.proza.ru/2009/05/16/243 ), точный (без прикрас местных фанов!) перевод биографии Кэндики с её сайта (статья "От "квази-рокера" до предводителя менестрелей, из модели -- в Нью-Йоркские ведьмы" http://www.proza.ru/2010/02/11/501) -- всё это можно посмотреть в других моих статьях здесь же, на прозе.ру.

 
.....................................

И -- некоторые отзывы о последнем альбоме группы, о последних релизах:

«В составе Blackmore’s Night есть мандолины, виолончели, трубы и тамбурины. На концерте в Москве группа представит свой последний альбом, The Village Lanterne (2006). Для оформления сцены Блэкмор кроме живых деревьев потребовал четыре настоящих стога сена. (...)  Средневековые костюмы зрителей — приветствуются.» (http://www.profile.ru/items )

 «Прежде всего, альбом (*последний альбом BN, Деревенский Фонарь) очень разноплановый и точно порадует и фэнов Deep Purple/Rainbow, и мечтательных поклонников Blackmore's Night. "The Village Lanterne" - это своего рода идеальный симбиоз всех музыкальных жанров, которыми когда-либо занимался Блэкмор. (…)Хотя эта эклектичность не могла не сказаться в том смысле, что Средневековья и Ренессанса как таковых в музыке уже почти не слышно. Ныне Ритчи переделывает эти ренессансные мотивы так, что они в итоге становятся уже чем-то другим, либо берет оттуда только основы в виде гармоний или каких-то композиционных элементов».  http://www.darkside.ru/album/7216/

«Голос Кэндис Найт, идеально подходящий для музыки Средневековья и Ренессанса, абсолютно не вписывается в рок-музыку. В этом мы могли убедиться еще по ее участию в проекте Бето Васкеса, где на фоне Сабины Эдельсбахер и Тарьи Турунен она безнадежно проигрывала. Этот альбом служит тому лишним подтверждением. (…) “Village Lanterne”, “Windmills” – все эти песни достойны войти в золотой фонд стиля medieval. Конечно, если кому-то захочется более полного погружения в историческую эпоху, то лучше будет обратиться к таким проектам, как ESTAMPIE, EDDA или, например, применительно к Англии, PANTAGRUEL.» old man http://www.darkside.ru/album/7216/

«Что заставляет изрядно постаревших рок-легенд «радовать» поклонников записями совсем уж низкого качества в наши дни – загадка. И, тем более, выдавать семейный междусобойчик при плохом освещении за важный фолк-роковый концерт.
Поговаривают, что причиной выпуска Paris Moon стало желание менеджмента Blackmore's Night (читай – Кэрол Стивенс, мамы Кэндис Найт) развеять убежденность критиков и значительной части публики о том, что ее дочь плохо поет на концертах. Результат не по-хорошему поразителен: мы имеем дело с первой в истории концертной записью такого проекта Ричи Блэкмора, где гитара Маэстро в финальном миксе откровенно задвинута на второй план! Как легко догадаться, Кэндис от этого петь лучше не стала, а ее легендарное сценическое многословие между номерами вызывает уже просто желание заклеить ей рот. Того же мнения, похоже, придерживается и парижская публика: ее восторги вызывают лишь редкие электрические соло Ричи на традиционно (по сильно былым временам) белой гитаре Fender Stratocaster. Довершает сей удивительный видеодокумент окончательного падения одного из лучших гитаристов планеты факт очень плохого концертного освещения – наверное, чтобы музыканты и публика почувствовали себя в Средневековье. В свою очередь, аудио- и видеобонусы издания способны прибавить раздражения старому поклоннику Ричи, но никак не обрадовать его.» – Всеволод БАРОНИН (раздел рецензий)  http://www.2m-online.ru/reviews/detail.php?ID=4984 )