Викканская символика в текстах Blackmore s Night

Лилия Внукова
         Викканская символика в текстах Blackmore`s Night
(при использовании материалов авторство статьи указывать обязательно, вместе со ссылкой на данный литературный раздел: proza.ru Лилия Внукова.)

В последнее время в некоторых Интернет-статьях о творчестве Blackmore`s Night слышится мнение, что тексты миссис Найт обращены к друидической (кельтской) символике и мифологии. Но любой уважающий себя ирландец скажет вам, что крошечные феи с прозрачными крылышками (так популярные нынче в комиксах и мультфильмах, в голливудских сказках и японских аниме) не имеют ничего общего с народом сидов богини Дану, феями шотландских и ирландских старинных баллад. А в текстах Найт фигурируют именно крошечные феи (последняя, ставшая популярной песня «Королева Фей»). Немало места в её текстах уделено и всяким мистическим откровениям, обрядам, магии, одним словом – волшебству. Вот природу этого волшебства и хотелось бы раскрыть в данной статье, анализируя тексты, воспринимая всё творчество этой группы как определённый текст, и сопоставляя их с современной религией викканства в Америке, а не с друидической мифологией – она слишком далека от наших дней и, во многом, не ясна даже специалистам, реставрирующим эту мифологию.
   

1. Что такое викканство

Приведённые ниже отрывки взяты с сайта русскоязычной ведьмы Эчисер (как она себя называет), а так же с нескольких других сайтов, электронные ссылки на которые будут даны в конце статьи. 
«Викка — религия ведьм, почитающих Богиню-Мать. В целом викка — матриархальная, не догматическая религия, часто именуемая языческой, основанная на почитании сил природы, представленных в виде Богини и Бога, либо только Богини, а также другими божествами, зачастую являющимися их аспектами. Викка стала широко известна в 1954 году благодаря Джеральду Гарднеру, утверждавшему, что религия, в которую он был посвящен, — это уцелевшая религия древнего колдовства (ведьмовства).

(…) Сейчас существует множество традиций викки, и последователи викки (виккане, викканские ведьмы) встречаются во многих странах мира. В каждой традиции викки существуют свои верования, ритуалы и практики. Некоторые викканские ведьмы объединяются в ковены (wiccan coven), другие предпочитают работать в одиночку (солитари викка – solitary wicca). Некоторые традиции викки придерживаются иерархию и требуют посвящение, другие же не считают традиционное посвящение необходимым для того, чтобы практиковать викку. В настоящее время викка – смесь множества способов работы, часто отличающаяся в каждом ковене (группе) и у каждого викканина.

 Последователи викки почитают божеств в лице БОГИНИ и БОГА (иногда они понимаются как два аспекта одного Божества), или только Богини, природу, стараются жить в гармонии с ней, с психическими и магическими энергиями. (…)
Магия – это искусство, теория и практика, которая вызывает изменения и контролирует события согласно природе намерения. Чтобы магия работала, ведьма или колдун (маг) должен находиться в полной гармонии с законами природы и души.(…)» (Э*http://hechisera.org.ru/)

Примерно о том же говорится на сайте другой ведьмы – Анели. (А*) А так же в книжке, которая несколько лет назад появилась в книжных магазинах, в мягкой, как говорится, несерьёзной обложке (из серии множества книг о красоте, здоровье, о похудении и т.п.). В общем и целом они все сходятся в одном мнении, что викка – это современная магическая практика. И если когда-то она опиралась на смутные, древние традиции непонятного происхождения, то нынче всё больше отдаляется от них. И виккане сами уже не возводят свои обряды к кельтским (хоть бы даже и якобы кельтским).
 
Вот ещё одно определение, что такое Викка, религоведческое (разработка сайта - Дмитрий Таевский( http://religion.babr.ru/dict/v/vikka.htm)
«Викка           От староанглийского wica - ведьма.
Новая религия, представляющая из себя смесь шаманизма и колдовства. Создана на основе исследований английского теософа Джералда Гарднера. Наибольшее распространение Викка получила благодаря деятельности Селены Фокс в США, штат Висконсин.
В основе вероучения Викки лежит поклонение Великой богине в трех ее ипостасях – девы (Кора), матери (Диана) и старухи (Геката). Спутник Богини – "рогатый бог" Пан.
Культовая практика предполагает инициацию, которая считается переломным моментом в жизни человека.
 
Ритуалы обычно совершаются на открытом воздухе. Хотя у них и есть определенная структура, эти ритуалы могут быть адаптированы к конкретной ситуации. Ритуалы включают в себя элементы языческих культов африканских племен и американских индейцев, такие как барабанная дробь, экстатические танцы с трещотками, что помогает участникам достигнуть измененного состояния мышления. Широко практикуется также медитация.
 
Некоторые шаманские традиции допускают использование галлюциногенных препаратов. В дополнение к барабанам и трещоткам, в числе других атрибутов в ритуалах используются перья, кристаллы, травы и природные объекты: камни, жемчужины, кора деревьев и желуди. Участники церемоний надевают особые наряды и украшения, но многие совершают ритуалы и в повседневной одежде.
В основе этики Викки лежит принцип "делай что хочешь, если это никому не вредит".
Современные приверженцы Викки пропагандирует улучшение экологии, естественное питание, защиту животных. » (Т*)

На сайте Таевского можно прочитать некоторые интересные сведения о жизни «родителей» этого движения в Америке.
«Фокс Селена(20.10.1949)
Американка, основательница шаманистской новой религии "Викка".
Родилась в семье баптистов. С детства страдала галлюцинациями. В юности отреклась от баптизма.
По окончании колледжа, получив степень бакалавра психологии, занялась археологией и историей язычества.
В 1974 г. увлеклась идеями Викка и создала собственную группу.

Гарднер Джералд(13.06.1884 - 12.02.1964)
Английский теософ, этнограф и археолог. Родился в Великобритании, близ Ливерпуля. В юности работал в Борнео и Малайзии, где познакомился с местными традиционными верованиями, которые произвели на него глубокое впечатление.(…)Гарднер считается первооткрывателем древнего города Сингапура.

Будучи на пенсии, Гарднер вступил в масонское общество, затем в оккультную группу "Братство Кротоны", в которой занимался постановкой спектаклей на оккультные темы. В 1939 г. Гарднер был принят в общину "виккан", занимавшуюся практикой колдовства внутри группы "Братство Кротоны". В 1946 году Джеральд Гарднер был представлен Алистеру Кроули и стал членом Ордена Восточных Тамплиеров (ОТО). Существуют, однако, доказательства того, что Гарднер познакомится с Кроули еще в 1936 г.
 
В 1947 г. Гарднер отправился в США, где познакомился с Джоном Парсонсом. По возвращении из США Гарднер основал Клуб нудистов, служивший прикрытием для колдовских собраний и ритуалов, преимущественно сексуального характера.
В 1951 г. Гарднер переехал на о.Мэн, где сначала стал хранителем Музея Магии и Волшебства, а затем и его владельцем. После отмены закона о колдовстве в Великобритании в 1951 г. Гарднер оказался в центре внимания публики и получил титул "Главного Колдуна Британии". В 1960 г. он был приглашен на прием в Букингемский дворец.

Гарднер подтвердил теорию антрополога Маргарет Мюррей о том, что современное колдовство - это сохранившиеся остатки организованной языческой религии, которая существовала до охоты на ведьм. Гарднер уверял, что встретил последних британских ведьм после Второй мировой войны и записал их обряды.
Последователи новой религии Викка считают Гарднера своим основателем, однако есть все основания считать, что участие Гарднера в оккультных группах носило чисто исследовательский характер. Безусловно, однако, что публикации Гарднера вызвали в Великобритании вспышку интереса к истории ведьм и колдовства и в конечном итоге привели в созданию Викки.
 
Скончался от сердечной недостаточности на корабле по пути домой из Ливана. Похоронен на берегу Туниса.
Автор книг: "Крисы и другое малайское оружие" (1939), "Богиня грядет" (1939), "Руководство по Высшей Магии" (1949), "Ведьмовство сегодня" (1954), "Смысл Колдовства" (1959).» (Т*)

И последнее представление о викке христианское: 
«(…)Детей и молодежь (Америки) захлестнула волна пропаганды, превозносящей иррационализм и отрицающей традиционные религиозные постулаты. (…)Но антинаучная пропаганда, которой занимаются "зеленые" еще коварней, ибо она еще сильнее подрывает традиционные ценности.
Экологическое движение в основе своей языческое. Его цель утвердить мысль, что Земля главнее человека. Это откровенно проявлено в культе Геи (богини Земли в древнем Риме), нынче весьма популярном в кругах экологов. И наоборот, языческие культы абсолютно экологичны по своей сути. Даже если в них открыто не обожествляются демоны или дьявол, все равно вместо Бога язычники поклоняются "силам природы".

Между сатанинскими сектами существует определенная географическая связь, и при всех их видимом разнообразии - периодически появляются новые секты, а старые распадаются или преобразовываются во что-то иное - верховную власть в них на протяжении десятилетий сохраняют одни и те же люди. Так, например, Калифорния - один из узловых пунктов для сект. Любых. (…)» (К* Кэрол Уайт и Джеффри Стейнберг, Перевод с английского Татьяны Шишовой, )

«Социологический центр "Барна-груп" опубликовал итоги анализа опросов общественного мнения, проведенных в 2009 году и затрагивавших религиозные темы, сообщает REGIONS.RU. Социологи отметили: (…)  (в Америке) распространяется "богословие шведского стола": люди верят не учению какой-либо деноминации, а произвольному набору выбранных ими догматов.

 (…) Американцы норовят "собирать" собственную индивидуальную религию из положений, восходящих к разным религиозным и нравственным учениям. Освободившись от догматических рамок христианства, каждый из нас стал сам себе непререкаемым духовным авторитетом и определяет Истину и Реальность как ему удобнее. Постмодернизм ценит не правоверие, а "участие", "самовыражение", "удовлетворение от отношений" и "подлинность опыта". (ст-я Верования Американцев становятся всё более расплывчатыми и всё менее христианскимим) ( К*--«--)

«Пятиконечная звезда – символ неоязыческой религии Викка – была добавлена в перечень эмблем, официально разрешенных на государственных кладбищах США.  По договору между американским Департаментом по делам ветеранов и последователями культа Викка, возникшего в первой половине ХХ века, отныне этот символ можно будет помещать на могилах солдат, павших на войне. Верховная жрица виккан Селена Фокс сообщила, что 11 американских семей добивались подписания договора с Департаментом по делам ветеранов, чтобы поместить пятиконечную звезду – символ их религии - на могилы покойных родственников, сообщает Благовест-инфо.

Викка («ремесло») -  синкретическая неоязыческая религия,  основанная в 1930-х годах англичанином Джеральдом Гарднером, который накануне Второй Мировой войны увлекся колдовством, которое изучал в некоей тайной общине, возглавляемой «ведьмой». Виккане, именующие себя последователями «древней религии», отрицают иудео-христианскую традицию и проповедуют возвращение к культу Природы.

Пятиконечная звезда виккан – это символ земли, воздуха, огня, воды и духа. Теперь она будет помещаться на могилах американских военных, наряду с 38 другими символами, ранее разрешенными Департаментом, – христианским крестом, мусульманским полумесяцем, иудейской звездой Давида, буддистским колесом, а также символами суфизма, индуизма, течения «Света и Звука Бога» Эканкар, японской религии Сейчо-Но-Ие и пр.

 «Это соглашение заставило администрацию президента Буша признать, что в Соединенных Штатах нет религий второго сорта», - заявил Барри У. Линн, директор организации «Американцы за отделение церкви от государства». (…)» (К*)
 
Косвенно упоминается о нынешнем отношении к вере жителей Нью-йорка в другой статье православного сайта, о Рождественском посещении этого города сестрами милосердия из минского женского Елисаветинского монастыря. В самом центре Нью-Йорка на фоне небоскреба Bank of America и рядом со знаменитым кварталом бродвейских театров проходила предрождественская выставка-ярмарка: « (…)Неожиданным для нас стал интерес, который проявляют к русской иконе местные жители – не русские, а именно американцы, которые вообще мало что знают о Православии.

 (…)В Нью-Йорк приехали три сестры, которые трудятся в трех местах огромного города. (…)Одна из сестёр рассказывает о своих впечатлениях: «У меня не было ни дня, когда бы не приходили простые американцы, японцы, туристы из Европы, Латинской Америки, что-то не купили и не сказали бы спасибо. Они восхищаются, когда видят красоту наших изделий, которые несут отпечаток красоты Божией. Многие просто останавливаются посмотреть и послушать духовные песнопения.(…)

Вспоминается, как одна из посетительниц нашего православного киоска сказала, что благодаря нашему здесь присутствию «многие люди в Нью-Йорке вспомнили, о чем на самом деле праздник Рождества». Это Христос пришел на землю, а не только Санта-Клаус в том карикатурном виде, как его сейчас повсюду здесь изображают – в коротких штанишках и с кока-колой в руках.» (К*http://www.pravoslavie.ru/news/33281.htm)

О том, что далеко не все американцы сторонники ведьмовства и викканства,  что в Америке ещё жив дух здоровой самоиронии, говорит хотя бы известный всем фильм Тарантино «Четыре Комнаты» -- первая комната, аллегорически изображённого американского общества, была комната ведьм-викканок, возрождающих свою Богиню. Это, впрочем, было самое приятное из всех новогодних приключений американского дурачка Теда. И – низшая комната иерархии власти Всесильного Голливуда, своеобразного «всесильного» Гудвина страны Оз (доброго – или злого, но всё же обманщинка...)

 
 2. ВИКАНСКАЯ  СИМВОЛИКА  В ТЕКСТАХ  BLACKMORE`S  NIGHT
 
Из всего, прочитанного выше, можно заключить, что Америка самая свободная страна в мире по количеству разрешенных религий, и вообще свободы вероисповедания, чем, возможно, гордится каждый второй американец.
 
Возвращаясь к заявленной теме (о текстах миссис Найт) стоит пояснить и такой вопрос, что миссис Найт, вокалистка и лидер группы Blackmore`s Night , родом из Нью-Йорка. Там, на Бродвее и до сих пор с успехом проходят концерты группы. Кэндика Лауре Израэлоу родилась 8 мая 1971 года в одном почти чистокровно-белом районе Нью-Йорка. О своей жизни и детстве она пишет на собственном сайте (см. статью «BN: от "квазирокера" до предводителя менестрелей, из модели в Нью-Йоркские ведьмы»).

 Так что пропитываться истинным духом Кельтики рафинированной девочке из центральных районов Нью-Йорка – было ли где и у кого? Возможно, она читала книги, и, конечно, была воспитана на голливудской пропаганде различных псевдо-фей и гномов, прочих малых народцев Диснеевской фабрики, в том числе и многочисленных фильмов о ведьмах  и колдунах. Этой продукции много сейчас и в России. Кэндика человек своего времени и своего народа, что отразилось в её текстах.
 
Конечно, литература и вообще творчество (музыка, литература, живопись) никогда не будут совершенно ангельскими, безгрешными. В самом акте создания чего-то нового, уже есть протест Богу, есть заявление Себя как Творца и демиурга. Со времён средневековья искусство стало светским. И речь дальше пойдёт о текстах миссис Найт, а не о ней самой лично. Об её авторской позиции, которая может изменяться, как меняются все убеждения с течением времени. Об её сценическом образе, созданном имиджмейкерами группы. И о той ролевой игре, которую она отражает и в своих текстах, и на сцене (об этом подробнее сказано в статье  *«BN: переводы и комментарии»).
 
Викканская символика отразилась ярче всего в первых,  как многие нынче говорят, концептуальных и самых сильных альбомах группы. Именно они завоевали всемирную славу Бэкмор-с-Найт и Кэндике Найт (Ричи во всемирной известности к тому времени не нуждался). Название первого альбома было «Shadow of the Moon» -- «тень от луны» или «лунная тень»(в контексте). На обложке альбома изображена была танцующая девушка, бьющая в бубен, и сопровождающий её менестрель. Эти два центральных образа всего повествования находятся в сказочном лесу, в романтико-сказочной обстановке, возле костра. Более подробный разбор песни приведён в Переводах, здесь же я остановлюсь на некоторых выводах. Темой основной песни всего альбома (он назван по песне) – было описание изменённого, экстатического состояния колдуньи, её чувств и переживаний в Сказочном Лесу. По-сути описания пути волшебницы. И пути именно шаманском, через слияние с природой, через экстатический танец и бубен (непременный атрибут шамана).

 На первых концертах Кэнди выходила на сцену с бубном. Да и сейчас, при выходе на сцену, группа старается создать определённую атмосферу сказочного средневековья, да, но и определённой экстатической символики бога Пана тоже – зелёный плющ или виноградные лозы, разнообразные флейты, на которых играет Кэндис, сумерек или лунного света.  И Тени и Лунный свет в данном случае переплетаются меж собой на сцене, так же как  в словах песни.
   
В викканском словаре есть понятие «Книги Теней», которое окончательно  раскрывает суть пути волшебницы (все альбомы Блэкмор-с-Найт издавались позже подарочно в богатом оформлении в виде средневековой книги):
«Книга Теней – это записи ритуалов, заклинаний и другой магической информации, которая важна для ведьмы или мага. Со временем опыт в магии растет, и новые знания, находки, наработки необходимо записывать. Чтобы не исписывать случайные блокнотики и листки, а потом не искать их среди посторонних записей, необходимо завести Книгу Теней, посвященную опыту в магии. Желательно, чтобы это была большая книга, блокнот или тетрадь с плотной обложкой, в которую вы будете заносить озарения, размышления о магии, опыты общения с природой, ваши собственные ритуалы, заклинания, легенды, которые боги рассказали вам во время медитативных путешествий. Отнеситесь с должным уважением к вашей Книге Теней. Если вы собираетесь передать ваши знания потомкам, очень важно, чтобы Книга Теней выглядела достойно. То, как вы к ней будете относиться, не пройдет даром, наполнит ее соответствующей энергией, которую будут чувствовать даже люди, не имеющие отношения к магии. (…)» (Э*)

Мир, сотворённый участниками действа, его демиургами (Колдуньей и Менестрелем), открывает двери в него всем слушателям, можно сказать шире не только друзьям, но более узкому и тесному кругу – всем братьям и сёстрам по вере. Всем, таким же, как создатели этого мира, приобщённым к таинственному знанию, МАГАМ. В легендах виккан есть одна об истории создания мира: «Миф о творении. Мир спал в объятиях черного хаоса, пока в темном сердце пустоты не зародился Дух, создавший Богиню из своей бесконечной любви. Она танцевала на небесах, и ее шаги были ритмом творения. Искры, срывались с ее волос, рождая звезды и планеты. Пока она кружилась, небесные тела начали двигаться вместе с ней в божественной симфонии вселенной.

 Когда ее танец ускорился, владычица создала земные моря и горы. Она напевала слова любви, и когда звуки ее голоса достигали земли, рождались деревья и цветы. Из чистого белого света ее дыхания появились краски Вселенной, наполнившие все сущее своим ярким великолепием. От ее журчащего смеха родились звуки льющейся воды, а слезы ее радости стали жизнетворным дождем.

Когда она стала искать спутника, который смог бы разделить с ней чудеса мира, Дух создал Бога, сущность которого была наполовину плотской, наполовину метафизической. Вместе Бог и Богиня дали начало птицам, рыбам, животным и людям. Каждую птицу Богиня одарила волшебной песней, а Бог дал каждому животному инстинкты. Для защиты и наставления людей они создали ангелов и духов могущества.

Когда род человеческий начал умножаться и процветать, Бог и Богиня взяли энергии из царства ангелов, царства животных и царства людей и создали колдунов и колдуний, обладавших искусством целительства и магии, они умели разговаривать с духами и понимать животных и растения. Когда приходит срок, колдуны вступают в Страну Вечного Лета. Сначала люди любили и принимали колдунов, но затем стали опасаться неведомого, и колдуны стали скрытым народом. Они совершали свои обряды и призывали благотворную энергию в глубокой тайне, чтобы избежать пленения и смерти.»

Эта легенда напоминает, например, танец Лутиэнь из мало кем осиленной книги Дж.Р. Толкина «Сильмарилион», о легендах созданного им Средиземья.  Но толкинисты, конечно, знают эту легенду и танец Лутиэни воспет у многих костров на ролевых играх воплощёнными на играх же менестрелями (со средневековыми менестрелями игровые менестрели имеют очень  мало схожих черт).  В 1998 году именно среди толкинистов раньше всех разошёлся первый альбом Блэкмор-с-Найт «Shadow of the Moon», и позже, благодаря качественному музыкальному материалу, стал известен широкой публике. Возможно, именно из среды толкинистов (пережив эту стадию взросления) появились теперь на наших Интернет-просторах сайты русскоязычных ведьм-викканок Эчисер и Аннели.

 И в 1998 году, и до сих пор, после открытия железного занавеса, всё большую силу набирает волна увлечения ведьмовством в разнообразных его проявлениях. И это уже поставлено на крепкую коммерческую основу.
Музыка и тексты Блэкмор-с-Найт хорошо вписались в эту подготовленную западной продукцией атмосферу. Русские, не имевшие иммунитета против болезни ведьмовства, заражались ею охотно и массово. Но, опять же, творчество Блэкмор-с-Найт это отражение американской жизни, плод американских мировоззрений.

 Почему русскоязычным ведьмам, если уж так хочется обратиться к язычеству, не обратиться к славянской мифологии? Потому что она менее популярна, чем загадочная, воспетая хиппи шестидесятых кельтика? Потому что вот Кельтский Ренессанс был, и это модно и хорошо – а Славянский как-то не состоялся (и это не модно…)?...

Второй альбом Блэкмор-с-Найт был назван так же по лучшей песне – «Под Фиолетовой Луной». И снова те же образы колдуньи и менестреля, творящих свой мир, своё таинственное действо под Фиолетовой Луной. Снова актуализируется символика Луны (женского начала, и всего, что с этим связано), снова слушателей приглашают присоединиться к волшебному, шаманскому действу «под ритм барабанов», в танце (более подробный анализ в Переводах*). Узнать тайны перевоплощения, отправиться в увлекательное путешествие.

 Друзья, окружающие волшебницу на поляне, это не только слушатели, но и участники действа, и союзники, соратники. Обособленности от всех других, в данном случае, служат и сказочно-средневековые костюмы, которые охотно приветствуются группой среди зрителей на своих выступлениях. Без сомнения, это создаёт красивую, нужную для такой музыки атмосферу. Но и служит определённым маркером – тоже. Возникает разноплановость, каждый находит своё – кто-то видит только красивое театральное действо, а кто-то намного больше. Кто-то видит в подобном действе почти что мистерию. На обложке диска изображён средневековый городок и сценка из жизни кочующих музыкантов, и в небе, возле луны, силуэт летящей на метле ведьмы.

Хотя миссис Найт утверждает в своих интервью, что пишет каждый следующий альбом по-новому, однако же стилистика текстов, образы, темы – сохраняются, их можно проследить, они переходят из альбома в альбом. Уже традиционно, тритий альбом группы был назван так же, как одна из песен «Огни в полуночи», таким образом, как бы отсылая к песне, как к главной теме. В этой песне,  на традиционную средневековую музыку, уже без всяких двусмысленностей, напрямую рассказывается о мистическом опыте колдуньи. Стоя на холме, она обращается к силам природы, как бы сливается с ними, она просит сил у небесных сестёр – звёзд.
         
«Бог и Богиня. Согласно викканскому учению, Бог почитался издревле. Он не единственно всемогущий владыка, каким является в христианстве и иудаизме, но и не просто супруг Богини. Бог и Богиня равны и равновелики, они — одно целое. Бог есть Солнце, поскольку без него жизнь была бы немыслима.(…)

 Бог заботится и о животных, его облик с головой, увенчанной оленьими рогами, символизирует его связь с дикими животными. (…)Вместе с Богиней он благословляет секс как акт любви и наслаждения и продолжения рода.(…)

 В викканстве у Богини три ипостаси: Дева, Мать и Старуха, которые соответствуют растущей, полной и убывающей Луне.(…) Поскольку Богиня — это сама природа, то она и Искусительница, и Старуха, и ураган, и свежий весенний дождь, и колыбель, и могила. Виккане поклоняются ей как источнику плодовитости, любви и изобилия, принимая в тоже время и темную сторону ее натуры.
Испокон веков Богине давали различные имена — Королева небес, Мать Богов, Божественный источник, Мать Вселенной, Великая Прародительница и др. Богиню изображают охотницей, искусительницей, беременной женщиной, рукодельницей и старухой.» (Энц.симв.*)

В третьем же альбоме Блэкмор-с-Найт в песне «Шторм» (ставшей популярной) отображается не союз – но спор Солнца(Бога) и Луны(Богини), даётся переосмысление викканской легенды. Разлад между сильными мира сего порождает безумие стихии – шторм.  Это описание словно бы страница из Книги Теней какой-нибудь волшебницы. Описание заклинания столь сильной мощи, что может вызвать даже шторм.
 
В Средневековье было язычество и ведьмы, но была и глубокая, до фанатизма, Вера. Средневековье эпоха контрастов. Человек Средневековья жил в ожидании конца света и второго пришествия Христа, которое мыслилось уже близким. Вера в Христа была столь великой, что поднимала нищих, больных, полуголодных людей, в Европе, где свирепствовали часто холера и чума – пускаться в долгое, опасное путешествие, на поклонение к святым местам, в Крестовые походы.
 Женщина могла сама шагнуть в костёр, чтобы очистить себя от греха, от греховной плоти. Можно ли встретить описание подобных тем в текстах миссис Найт?... Её тексты вполне современны, и «путешествие в те века» в них означает трансцендентное путешествие хиппи 60-х годов двадцатого века, и, если и паломничество ко святым местам, то совсем не христианским.
 
Так в тексте «Три Короля» (из Рождественского альбома)  внешне описывается известный библейский сюжет поклонения Волхвов Младенцу (более подробный анализ см. в статье *). Но на самом деле, внимательно вчитавшись в текст, понимаешь, что Волхвы так и остаются в пути, что текст совсем не-христианский, и ярче всех других образов в нём олицетворённый образ Звезды, которая ведёт к себе (или за собой)  волхвов, а попросту магов.

 Изменение направления, в котором ведёт Звезда волхвов (западное вместо традиционно-библейского восточного) переворачивает всю христианскую символику текста. Не Звезда становится отражением Младенца-Христа, а неизвестный младенец (которому ещё только должны поклониться маги) отражением Звезды или Астарты, или великой Богини-матери на земле.

На своём сайте Кэндика даёт интервью для радио язычников, и, вобщем ни в чём не проявляет себя христианкой. Богатое оформление сайта раскручивает вовсю образ Феи. Образ колдуньи из первых альбомов получил своё дальнейшее развитие и уточнение: волшебница-Фея. В песне Королева Фей (альбом Старый Деревенский Фонарь) подробнее говорится об этом образе. С одной стороны текст продолжает литературную традицию – описания Королев Фей в старо-шотладских балладах, и т.д.

 С другой стороны Кэндика понимает этот образ по-своему. Её Королева Фей – это словно бы сама природа, которая отражается во всём и одновременно создаёт всё вокруг  себя. Девочка, очутившаяся на холме (повествователь события) желает увидеть её, желает прикоснуться к её взгляду – раскрыть тайны природы, пережить мистическое откровение. И она переживает это мистическое откровение, не видя, но чувствуя душу природы. Неизвестно, есть ли у этой крохотной Королевы Фей прозрачные крылышки сильфа, но одно ясно точно, что эта Королева Фей – грустит. Она плачет хрустально-чистыми слезами дождя, и её мир – заснеженный и холодный.  И в её сердце тоже холодно и чисто.  Кэндика опять словно бы творчески переосмысливает викканскую легенду о Богине, что «слезы ее радости стали жизнетворным дождем». В нашем мире, при нашем отношении к Природе – её слёзы горьки, и превратились в снег.

(Звезда Фей)   Викка разделяется на несколько течений одно из которых Волшебная Фейная Магия:   
«Фейская (или «волшебная») викка – это собирательный термин для любой традиции современной викки, сконцентрированной на фэйри (гномах, эльфах, феях, духах, и т.д.), их мудрости, и их отношении к миру природы.
 
Фейские традиции викки тесно связаны с природой, в особенности со сменой времен года, а так же с солнечным и лунным календарем. Сторонники Фейской вики утверждают, что она восстанавливает традиции древней фейской расы, называемой Туата Де Данаан (Люди Богини Дану), являющейся мифологическими предшественниками кельтов; однако это оспаривается теми, кто знаком с древним кельтским политеизмом и мифологией. Фейская вика в основном почерпнута в какой-то мере из ирландской мифологии, авторской интерпретации истории кельтов, легенд, псевдоистории, воображения, и огромного множества источников не кельтского происхождения.
 
(…) Хотя Фейская викка черпает вдохновение из некоторых традиций и практик древних и современных кельтов, она больше соотносится с другими современными викканскими традициями, нежели с «Фейской верой», известной в традиционной галльской культуре.(…)
На момент написания этой статьи, в настоящее время существует только один практикующий ковен Фейской традиции, основанный в Оберн, Алабама, под влиянием учений Линды Керр. Керр продолжила свою деятельность, основав легально объединенную церковь «Церковь Спирального Древа», экуменическую языческую церковь.» (Э*).
 
Предвидя возражения, хочется ещё раз особо подчеркнуть, что речь идёт об отражении той или иной символики в текстах группы – трактуя текст в самом широком понимании этого слова – то есть ряд аудиальный и визуальный, образы не только в текстах песен мс.Найт, но и на сцене, и в связанных с группой рекламирующих её фотографиях.  Но утверждать, что поклонение чему-либо присутствует в жизни мс.Найт, что это говорит о её принадлежности к той или иной вере – об этом разговора нет, потому что нет фактов, да и нет такой цели эти факты найти.

  Однако же слушатели, «вкушающие» то или иное музыкальное блюдо, должны знать его ингредиенты,  если, конечно, у  них возникает такой вопрос – а чем меня кормят на моём культурном уровне? До каких пределов это культура и искусство, а на какой черте начинается игра в фанатическое обожание созданного имиджмейкерами образа (со всеми нечистоплотными способами современной раскрутки), или даже пропаганда тех или иных идей (всё равно каких)? Предупреждённый – уже вооружён.

Допустив это необходимое отступление, вернёмся к «фейной традиции», которую сейчас усиленно привносят в образ мс.Найт укрепляя и поясняя начатую с самых первых альбомов группы тенденцию.  Миф Ведьмы – как-то грубовато-тяжёл, тяготеет к готике и хард-року, мало подходит для сладкой принцессочки Кэнди. Миф голливудской Феи – популярнее и понятнее всем дивчёнкам: игрушечный, розовато-фиолетовый образ, конешно, с золотистыми локонами. Но помимо этого, игрушечного образа, или сквозь него, возникает ещё один. Ведьмы-викканки.

 На последних фото мс.Найт появляется уже в современных костюмах, но со знаком пятиконечной звезды или полумесяца на груди, меж двух своих округлых прелестей кокетливо полуприкрытых. Подёрнутых, так сказать, дымкой… волшебного тумана. Уже широко рекламируется, что мс.Найт обожает животных и природу, что она вегетарианка, а чтобы завуалировать более современные истоки образа – отсылают наивных слушателей к язычеству, к древним друидическим обрядам, к кельтской традиции. Послушайте любые хорошие англо-ирладские фольк-коллективы -- и потом послушайте Блэкмор-с-Найт… Уж из одной музыки будет понятно, что Кельтской «солонины духа» здесь никогда не бывало, да и не будет. Будут, может быть, написанные не слишком успешно подражания. Всё остальное относится к викканской символике, к попытке создать американскую неомифологию.
 
Так на последней рекламной картинке, помещённой на сайте мс.Найт , создаётся такой визуальный ряд: комната со старинным камином, который уютно разожжён, и каменную (под старину) кладку стены увивает плющ (плющ или виноградные лозы символ бога Диониса, и, ближайшего сопроводителя его, Пана. Рогатого Бога, в викканской неомифологии). В кресле, в старинном костюме сидит мс. Найт, сосредоточенно листая или рассматривая большую старинную Книгу (о викканской Книге Теней говорилось выше). Позади своей вечно-красивой и вечно-юной жены, на фоне зелёного плюща, облокотясь на спинку кресла стоит мистер Блэкмор. Семейная идиллия… почти что богов… Где-то в уютном доме поедающих нектар и амброзию…

 Но если образ мс.Найт претерпевал свои изменения по возрастающей, в область восхождения к языческим богам: -- простая американская девушка с  простой американской мечтой (покорить весь мир…) — колдунья, танцующая в Вечном Лесу – и наконец Фея, Богиня в сказочном доме. То совсем в обратную сторону развивался образ мс.Блэкмора: Рок-музыкант с приписанным ему лицом врубелевского Демона (копна растрепанных чёрных волос, горящие чёрные глаза…) и божественная, демоническая сила его музыки – затем роль более скромная: знаменитый Менестрель вместе со своей Прекрасной Дамой – И наконец… Рогатый Бог за плечами более мощной, первородной Богини. Пан, наигрывающий свои незамысловатые мелодийки для вечно-юной Иштар-Венеры…

..............................


P.S Стоит добавить (по проишествии определённого количества времени, а значит появившегося более остранённого взгляда на весь путь группы...), что теперь их творчество можно назвать массовой культурой ... В начале творческого пути "Блэкмор-с-Найт" явили миру феномен, средневековая музыка -- и вдруг стала популярной!

 Но, ИЗНАЧАЛЬНО, в этом проекте уже были определённые "ноты" -- "на популярность", на широкую аудиторию. Размыты национальные границы: какой именно фолькор они играют? По сути, это и не фольклор... Подобрана приятная на внешность вокалистка, написаны тексты "которые нравились бы девочкам" (по выражению Ричи, в одном из интервью). То есть всё это изначально было рассчитано на статус -- музыка, которая понравилась бы всем.

 И мисс Найт и Ричи ни в каких своих интервью не отрицали этого, "с элементами поп-музки", так было сказано о самом жанре. Но первые альбомы были более размытые в определении жанра -- что это? арт-фолк? арт-рок? Были и другие версии... Теперь жанр и аудитория определились, креативность окончательно исчезла, их творчество стало массовым поп-корном, совершенно интернациональным. Мистер Блэкмор "запечатлел" себя в музыке популярной, культ-массовой -- так уж ему захотелось.

                Лилия Внукова       26.01.2010




P.S (18.08.2010) Lillia-V: Сегодня наткнулась на видео Рейнбоу времён Ариель, и бэк-вокала Кэнди.
Это лучше посмотреть, чем комментировать. ВО МНОГОМ только гениальность Ричи смогла создать их первый альбом. Да, действительно, если хотите докопаться до причины чего-либо "ищите женщину", как говорят французы...

    http://you-tube.com.ua/movie.html?rt_movie_id=1678069

Ritchie Blackmores Rainbow - Temple Of T...


Ну а вот здесь уже более зрелый вокал г-жи Найт, в одной из самых сильных их песен -- Под Фиолетовой Луной. И всё же видно, что (в припеве) ей очень и очень помогают. Лунные Сёстры, своим красивым классическим двухголосьем, и даже басист (?). Да и Ричи, поддерживая жену, пускается в пляс с гитарой в руках. )))

   http://you-tube.com.ua/movie.html?rt_movie_id=1260514

Blackmores Night - Under a Violet Moon...


P.S некотрые рецензии из интернета о последних релизах группы:

«В составе Blackmore’s Night есть мандолины, виолончели, трубы и тамбурины. На концерте в Москве группа представит свой последний альбом, The Village Lanterne (2006). Для оформления сцены Блэкмор кроме живых деревьев потребовал четыре настоящих стога сена. Средневековые костюмы зрителей — приветствуются.» (http://www.profile.ru/items )

 «Прежде всего, альбом (*последний альбом BN, Деревенский Фонарь) очень разноплановый и точно порадует и фэнов Deep Purple/Rainbow, и мечтательных поклонников Blackmore's Night. "The Village Lanterne" - это своего рода идеальный симбиоз всех музыкальных жанров, которыми когда-либо занимался Блэкмор.

(…)Хотя эта эклектичность не могла не сказаться в том смысле, что Средневековья и Ренессанса как таковых в музыке уже почти не слышно. Ныне Ритчи переделывает эти ренессансные мотивы так, что они в итоге становятся уже чем-то другим, либо берет оттуда только основы в виде гармоний или каких-то композиционных элементов».  http://www.darkside.ru/album/7216/

«Голос Кэндис Найт, идеально подходящий для музыки Средневековья и Ренессанса, абсолютно не вписывается в рок-музыку. В этом мы могли убедиться еще по ее участию в проекте Бето Васкеса, где на фоне Сабины Эдельсбахер и Тарьи Турунен она безнадежно проигрывала. Этот альбом служит тому лишним подтверждением.

(…) “Village Lanterne”, “Windmills” – все эти песни достойны войти в золотой фонд стиля medieval. Конечно, если кому-то захочется более полного погружения в историческую эпоху, то лучше будет обратиться к таким проектам, как ESTAMPIE, EDDA или, например, применительно к Англии, PANTAGRUEL.» old man http://www.darkside.ru/album/7216/  (*(моё примеч.)песня Деревенский Фонарь, её музыка, написана Майклом Олдфилдом, т.к.песня встречалась в его дискографии. Ричи написал соло, а Кэндис текст... Так же как музыка Трёх Королей -- не Блэкморснайтовская, взята с альбома Грега Джоя, тоже Рождественского)

«Что заставляет изрядно постаревших рок-легенд «радовать» поклонников записями совсем уж низкого качества в наши дни – загадка. И, тем более, выдавать семейный междусобойчик при плохом освещении за важный фолк-роковый концерт.
 
Поговаривают, что причиной выпуска Paris Moon стало желание менеджмента Blackmore's Night (читай – Кэрол Стивенс, мамы Кэндис Найт) развеять убежденность критиков и значительной части публики о том, что ее дочь плохо поет на концертах. Результат не по-хорошему поразителен: мы имеем дело с первой в истории концертной записью такого проекта Ричи Блэкмора, где гитара Маэстро в финальном миксе откровенно задвинута на второй план! Как легко догадаться, Кэндис от этого петь лучше не стала, а ее легендарное сценическое многословие между номерами вызывает уже просто желание заклеить ей рот. Того же мнения, похоже, придерживается и парижская публика: ее восторги вызывают лишь редкие электрические соло Ричи на традиционно (по сильно былым временам) белой гитаре Fender Stratocaster.

 Довершает сей удивительный видеодокумент окончательного падения одного из лучших гитаристов планеты факт очень плохого концертного освещения – наверное, чтобы музыканты и публика почувствовали себя в Средневековье. В свою очередь, аудио- и видеобонусы издания способны прибавить раздражения старому поклоннику Ричи, но никак не обрадовать его.» – Всеволод БАРОНИН (раздел рецензий)  http://www.2m-online.ru/reviews/detail.php?ID=4984 )
 


Электронные ссылки в статье:   

Т*  религоведческий сайт Д.Таевского http://religion.babr.ru/dict/v/vikka.htm
Э*  сайт ведьмы Эчисеры  http://hechisera.org.ru/
Энц. Симв.* -- Энциклопедия символов  http://sigils.ru/symbols/wicca.html
К* http://www.pravoslavie.ru/news/33281.htm Кэрол Уайт и Джеффри Стейнберг, Перевод с английского Татьяны Шишовой, публикация 13 / 09 / 2001

* proza.ru Лилия Внукова  статьи:
Blackmore`s Night: переводы и комментарии
Blackmore`s Night: от "квазирокера" до предводителя менестрелей, из модели в Нью-Йоркские ведьмы
Литературный перевод из Blackmore`s Night -- We Three Kings.