14 апреля 95

Александр Кларенс
     – Здравствуйте! Ну-с, проходите в моё царство-государство. Каким ветром занесло?
     – Я вспомнил, что днём ты в мастерской.
     – Не всегда, но чаще всего… чаще всего…
     – Мы недалеко были. Пытались Вере сапоги приобрести.
     – Что так? С женской обувью сейчас, кажется, неплохо.
     – И нехорошо. Всё слишком уж… модное.
     – Запрос ясен… Так, я сейчас чайку организую. Правда, к чаю только конфеты и печенье.
     – А лимончик?
     – Есть мелисса, северная мята, душица…
     – Душица… с коньяком…
     – Вы всё-таки купили!
     – Просто так, по случаю.
     – В Апрашке?.. по случаю?!
     – Из дома.
     – Та-ак… Вера Михайловна, так что с сапогами тире коньяком?
     – Максим сказал, что к Вам зайдём. Вот я и предложила взять. На всякий случай.
     – Ладно. Коньяк с чаем – значит с чаем. Я буду чай с коньяком.
     – У тебя тут и лежачок есть!
     – Редко пользуюсь. Только днём иногда.
     – Почему?
     – Как с Мариной стали вместе жить, ночевал здесь только однажды, когда они с мелкой к бабушке ездили. Не люблю спать один.
     – Не пользуешься спросом? По тебе не скажешь.
     – Внешность обманчива. Вы знаете, каких трудов мне стоило Маришку охмурить!
     – Уж больно привередливая она у тебя.
     – Что есть – то есть. За это её и люблю… Так, чайничек поспел. Рассаживайтесь.
     – Впервые вижу творческий беспорядок, который меня не раздражает.
     – Наверно, потому, что это мой беспорядок.
     – Наверно… Можно?..
     – Здесь почти всё можно.


     – Скажи, пожалуйста, какая у тебя сверхзадача?
     – Вот так сразу и про сверхзадачу!
     – Уай нот, как говорят англичане?
     – Можно подумать, – ты изучал театроведение или историю изобразительного искусства!
     – Я много чего изучал.
     – Какая тут может быть сверхзадача! Вот ты садишься за обеденный стол. У тебя есть сверхзадача?
     – Как минимум – не умереть с голода. Что в этом плохого!
     – Ничего. Всё правильно и – главное – логично.
     – Но я не равняю кусок хлеба…
     – …с маслом!
     – Хорошо, пусть будет с маслом!.. Я не ставлю в один ряд хлеб и твой «шоколад для души».
     – Браво! Так меня ещё никто не комплиментировал! Дай пять.
     – Я и не так могу… Так что  насчёт сверхзадачи?
     – Да хрен её знает… Ваяю, как Бог на душу положит.
     – А это?
     – А-а… После выставки осталось. Баловство.
     – Мне нравится.
     – Не только тебе… в Академии выставлял.
     – Почему же так сразу – баловство!
     – Вера, а почему Вы не пьёте?
     – Я Вас слушаю. Вдруг что интересное пропущу.
     – Ой, да я Вам этого интересного столько могу понарассказывать, – уши завянут!
     – Вот и рассказывайте, от Максима редко что услышишь толковое.
     – …Ве-ер, ну, что ты меня уж так!..
     – Не оправдывайся… Продолжайте, Антон.
     – Макс, что тебя привлекло в этом триптихе?
     – Я старше тебя. И воспитывался, соответственно, на классиках соцреализма. Не могу представить эти вещи в последней четверти двадцатого века.
     – Действительно. Ты имеешь в виде Союз?
     – Наверно.
     – За бугром подобный стиль давно был, и почти так же давно умер.
     – Почему?
     – Кому-то из наших «атлантов» от скульптуры пришла в голову мысль, что стилизация есть признак мастерства. Вот и повалили все, кому не лень. То есть, наоборот. Все, кому лень.
     – В этом месте поподробнее, пли-из.
     – Понимаешь, есть два основных способа самовыражения. Либо в детализации образов, либо выражение собственной идефикс любым способом. Подчёркиваю – любым! И лишь истинные гении способны сочетать и то, и другое.
     – Ладно, это я дома на досуге разжую. А стилизация? Что ты имеешь против неё?
     – Всё. Это метода для ленивых. Внешней вылизанностью можно сойти за профи, а непонятливостью, невнятностью образов – за гения, чуть ли не нового пророка. Хотя, должен признать, встречаются самородки. Я не из них.
     – Ну, что ж ты себя! Или тебе об этом кто-нибудь из ваших… «атлантов» сказал?
     – Я, как вы могли уже заметить, чаёвники мои дорогие, и сам не дурак. Правда…
     – Всё-таки дурак?
     – Нет, кроме шуток… Было у меня несколько работ, которые приводили в смущение.
     – Где они сейчас?
     – А-а, была не была. Плесни-ка мне в чашку мужского напитка!
     – Лови… глоточек счастья.


     – …Пару лет назад… Видишь миниатюрочку?.. Так вот… Через неделю-другую после неё я сделал ещё одну… Мелочь есть?
     – Есть какая-то. Зачем?
     – Сейчас покажу… Так, что там у меня… Годится… Вот, смотри. Семь монет. Шесть по периметру и одна в центре. Мы хорошо их видим, никаких заумных сверхзадач в голове не возникает.
     – Если я буду пить один, то возникнут.
     – А ты не пей… Теперь представь себе существо, которое живёт в двухмерном пространстве. Представил?
     – Вера, ты представила?
     – …Макс, я тебя спрашиваю.
     – С трудом.
     – Я тоже. Метаболизм, вероятную биохимию не обсуждаем. Для начала ответь на простой вопрос, – сколько монет это существо может видеть?.. Вера, не наливайте ему пока, а то ответа не дождёмся
     – Семь!.. Так, стоп… Не семь, что ли?.. шесть?!
     – Именно так! Причём – заметь! – не одномоментно. Для того, чтобы увидеть седьмую, ему придётся либо проникнуть внутрь, либо научиться воспринимать как мы – трёхмерно.
     – Та-ак… Остановимся на…
     – Не надо. Всё взаимосвязано. Если достанет прозорливости, чтобы проникнуть внутрь, то так и до третьего измерения докарабкается. Всё понятно?.. вопросы есть? Вопросов нет.
     – Только денюжки твои на скульптуру не похожи.
     – А мы их в сторону… Я решил сделать нечто… Среди монокристаллов много красивых… Чушь какая! Они все красивы сами по себе. Я не стал изощряться, и остановился на пресловутом числе «семь». На поверхности было шесть собачьих барельефов. И всё.
     – А седьмой?.. седьмая собака!
     – Внутри.
     – И тебе не лень было её лепить, чтобы засандалить внутрь куска глины?
     – Максим, я её не лепил. Я просто представил, что она там есть.
     – Вера, плесни мне чайку… Хорошо, – ты представил, а как это представить зрителю?
     – Некорректный вопрос, – не в обиду тебе. Миниатюры уже нет.
     – Продал?
     – Я поставил её на просушку вместе с той самой. То ли оттепель была, а я не учёл, то ли режим сбился… Через пять минут раздался громкий «бум-ц», и мои собачки разлетелись на мелкие кусочки.
     – Жаль… Ты не пытался повторить?
     – Каюсь, – была такая мыслишка. Недолго.
     – Почему?
     – Собачки сделали свою работу, прикрыли собой то, что для меня было важней.
     – Мистика прям какая-то… Ты в это веришь?
     – Вера, объясните своему мужу, что  с Вами происходит в моём присутствии.
     – Не надо, Антон. Мы… в общем-то… сапоги… не очень-то и хотели. Вы понимаете?
     – Ну, как вам мой чай?.. повело?
     – Что ты туда намешал!
     – А вот это и будет темой нашей беседы.


продолжение http://www.proza.ru/2009/01/26/174