– Здравствуйте! Ну-с, проходите в моё царство-государство. Каким ветром занесло?
– Я вспомнил, что днём ты в мастерской.
– Не всегда, но чаще всего… чаще всего…
– Мы недалеко были. Пытались Вере сапоги приобрести.
– Что так? С женской обувью сейчас, кажется, неплохо.
– И нехорошо. Всё слишком уж… модное.
– Запрос ясен… Так, я сейчас чайку организую. Правда, к чаю только конфеты и печенье.
– А лимончик?
– Есть мелисса, северная мята, душица…
– Душица… с коньяком…
– Вы всё-таки купили!
– Просто так, по случаю.
– В Апрашке?.. по случаю?!
– Из дома.
– Та-ак… Вера Михайловна, так что с сапогами тире коньяком?
– Максим сказал, что к Вам зайдём. Вот я и предложила взять. На всякий случай.
– Ладно. Коньяк с чаем – значит с чаем. Я буду чай с коньяком.
– У тебя тут и лежачок есть!
– Редко пользуюсь. Только днём иногда.
– Почему?
– Как с Мариной стали вместе жить, ночевал здесь только однажды, когда они с мелкой к бабушке ездили. Не люблю спать один.
– Не пользуешься спросом? По тебе не скажешь.
– Внешность обманчива. Вы знаете, каких трудов мне стоило Маришку охмурить!
– Уж больно привередливая она у тебя.
– Что есть – то есть. За это её и люблю… Так, чайничек поспел. Рассаживайтесь.
– Впервые вижу творческий беспорядок, который меня не раздражает.
– Наверно, потому, что это мой беспорядок.
– Наверно… Можно?..
– Здесь почти всё можно.
– Скажи, пожалуйста, какая у тебя сверхзадача?
– Вот так сразу и про сверхзадачу!
– Уай нот, как говорят англичане?
– Можно подумать, – ты изучал театроведение или историю изобразительного искусства!
– Я много чего изучал.
– Какая тут может быть сверхзадача! Вот ты садишься за обеденный стол. У тебя есть сверхзадача?
– Как минимум – не умереть с голода. Что в этом плохого!
– Ничего. Всё правильно и – главное – логично.
– Но я не равняю кусок хлеба…
– …с маслом!
– Хорошо, пусть будет с маслом!.. Я не ставлю в один ряд хлеб и твой «шоколад для души».
– Браво! Так меня ещё никто не комплиментировал! Дай пять.
– Я и не так могу… Так что насчёт сверхзадачи?
– Да хрен её знает… Ваяю, как Бог на душу положит.
– А это?
– А-а… После выставки осталось. Баловство.
– Мне нравится.
– Не только тебе… в Академии выставлял.
– Почему же так сразу – баловство!
– Вера, а почему Вы не пьёте?
– Я Вас слушаю. Вдруг что интересное пропущу.
– Ой, да я Вам этого интересного столько могу понарассказывать, – уши завянут!
– Вот и рассказывайте, от Максима редко что услышишь толковое.
– …Ве-ер, ну, что ты меня уж так!..
– Не оправдывайся… Продолжайте, Антон.
– Макс, что тебя привлекло в этом триптихе?
– Я старше тебя. И воспитывался, соответственно, на классиках соцреализма. Не могу представить эти вещи в последней четверти двадцатого века.
– Действительно. Ты имеешь в виде Союз?
– Наверно.
– За бугром подобный стиль давно был, и почти так же давно умер.
– Почему?
– Кому-то из наших «атлантов» от скульптуры пришла в голову мысль, что стилизация есть признак мастерства. Вот и повалили все, кому не лень. То есть, наоборот. Все, кому лень.
– В этом месте поподробнее, пли-из.
– Понимаешь, есть два основных способа самовыражения. Либо в детализации образов, либо выражение собственной идефикс любым способом. Подчёркиваю – любым! И лишь истинные гении способны сочетать и то, и другое.
– Ладно, это я дома на досуге разжую. А стилизация? Что ты имеешь против неё?
– Всё. Это метода для ленивых. Внешней вылизанностью можно сойти за профи, а непонятливостью, невнятностью образов – за гения, чуть ли не нового пророка. Хотя, должен признать, встречаются самородки. Я не из них.
– Ну, что ж ты себя! Или тебе об этом кто-нибудь из ваших… «атлантов» сказал?
– Я, как вы могли уже заметить, чаёвники мои дорогие, и сам не дурак. Правда…
– Всё-таки дурак?
– Нет, кроме шуток… Было у меня несколько работ, которые приводили в смущение.
– Где они сейчас?
– А-а, была не была. Плесни-ка мне в чашку мужского напитка!
– Лови… глоточек счастья.
– …Пару лет назад… Видишь миниатюрочку?.. Так вот… Через неделю-другую после неё я сделал ещё одну… Мелочь есть?
– Есть какая-то. Зачем?
– Сейчас покажу… Так, что там у меня… Годится… Вот, смотри. Семь монет. Шесть по периметру и одна в центре. Мы хорошо их видим, никаких заумных сверхзадач в голове не возникает.
– Если я буду пить один, то возникнут.
– А ты не пей… Теперь представь себе существо, которое живёт в двухмерном пространстве. Представил?
– Вера, ты представила?
– …Макс, я тебя спрашиваю.
– С трудом.
– Я тоже. Метаболизм, вероятную биохимию не обсуждаем. Для начала ответь на простой вопрос, – сколько монет это существо может видеть?.. Вера, не наливайте ему пока, а то ответа не дождёмся
– Семь!.. Так, стоп… Не семь, что ли?.. шесть?!
– Именно так! Причём – заметь! – не одномоментно. Для того, чтобы увидеть седьмую, ему придётся либо проникнуть внутрь, либо научиться воспринимать как мы – трёхмерно.
– Та-ак… Остановимся на…
– Не надо. Всё взаимосвязано. Если достанет прозорливости, чтобы проникнуть внутрь, то так и до третьего измерения докарабкается. Всё понятно?.. вопросы есть? Вопросов нет.
– Только денюжки твои на скульптуру не похожи.
– А мы их в сторону… Я решил сделать нечто… Среди монокристаллов много красивых… Чушь какая! Они все красивы сами по себе. Я не стал изощряться, и остановился на пресловутом числе «семь». На поверхности было шесть собачьих барельефов. И всё.
– А седьмой?.. седьмая собака!
– Внутри.
– И тебе не лень было её лепить, чтобы засандалить внутрь куска глины?
– Максим, я её не лепил. Я просто представил, что она там есть.
– Вера, плесни мне чайку… Хорошо, – ты представил, а как это представить зрителю?
– Некорректный вопрос, – не в обиду тебе. Миниатюры уже нет.
– Продал?
– Я поставил её на просушку вместе с той самой. То ли оттепель была, а я не учёл, то ли режим сбился… Через пять минут раздался громкий «бум-ц», и мои собачки разлетелись на мелкие кусочки.
– Жаль… Ты не пытался повторить?
– Каюсь, – была такая мыслишка. Недолго.
– Почему?
– Собачки сделали свою работу, прикрыли собой то, что для меня было важней.
– Мистика прям какая-то… Ты в это веришь?
– Вера, объясните своему мужу, что с Вами происходит в моём присутствии.
– Не надо, Антон. Мы… в общем-то… сапоги… не очень-то и хотели. Вы понимаете?
– Ну, как вам мой чай?.. повело?
– Что ты туда намешал!
– А вот это и будет темой нашей беседы.
продолжение http://www.proza.ru/2009/01/26/174