Спорные утверждения. Пьеса. К 204-летию Пушкина

Глеб Вязов
Глава 15 (отрывок из романа http://www.proza.ru/2008/06/02/221 - «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДЛИНОГО или же ВСАМДЕЛЯШНЕГО МИРКА ВРЕМЕН КАЖУЩЕЙСЯ В НАЛИЧИИ СОВЕСТИ».

Примечание. Для наиболее эрудированного мимикрита под совесть оставляется и первоначальный вариант названия (воззвания!).

«ЗАПИСКИ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА ЭПОХИ ГАЛЛЮЦИНОГЕННОЙ СОВЕСТИ».


 Спорные утверждения. Пьеса. К 204-летию Пушкина.

Жизнь на земле выправляет человека.
Жизнь в городской квартире уводит его в виртуальность, в мысли, образы, далеко от реальности.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

ОБЛАКО.
НАРКОМАН.
ГЕРОЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.
ПУШКИН Александр Сергеевич.
ГОРОДОВОЙ МИЛИЦИОНЕР.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ: по одному главному высказыванию от каждого действующего лица.
ОБЛАКО. Откуда мне знать, что я облако? Возможно, я не знаю себя. Возможно, это не я говорю.
НАРКОМАН. Я не наркоман. Я ученик, я учусь жизни. Прохожу очередной жизненный урок.
ГЕРОЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ. Мне страшно. Включу-ка я телевизор. Много интересного показывают.
ПУШКИН. А я-то ПУШКИН! Мне немного жаль облако. Наркомана надо в тюрьму или, лучше пусть поработает на службе Царской годиков пять. Тогда сам все поймет.
ГОРОДОВОЙ МИЛИЦИОНЕР. Я есть герой! Я есть опора государства. Даже Пушкин меня побаивается. Остальные пусть сидят дома и смотрят телевизор.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ. Все вы во мне едины. Я всех вас еще переделаю, и вы приидите ко мне голенькими, после смерти. Да и сейчас, вы все, как неживые. А я властвую над вами.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ: короткие монологи.
ОБЛАКО.
Я не помню, с чего начиналась моя жизнь. Но я чувствую всею своею кожею и внутренностью моих кристаллов – моя жизнь временна. Но я не собираюсь жить вечно. Не по мне вечность и бессмертие. Но я останусь, даже, если прольюсь на землю, как я это чувствую. Наверное, тогда я уже не буду чем-то, чем чувствую себя сейчас.
НАРКОМАН.
Я вечен. Я это знаю. Нет смерти. Нет жизни. Мир един. Я есть вся вселенная одновременно, и вся вселенная есть я. Жизнь только сон, греза. Я бессмертен. Душа моя или, хотя бы дух мой бессмертен.
ГЕРОЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.
Хм. Хм. Кино, телевизор, театр есть вся жизнь. Играть или быть собой? Быть собой – как это сыграть? Где я? Здесь ли я или облако одуванчика на ветру. Нет, я здесь, где и мое тело. Но почему я разделяю себя на себя и свое тело? Разве я не тело. И разве тело не я?
ПУШКИН.
Я не задумываюсь о причинах! Я борюсь со следствиями. Если победить все негативные последствия, - причины исправятся. Что может быть скучнее смерти! Жить, бороться, творить!
Душа моя есть любовь! Я есть душа! Душа происходит от духа, от мысли, от Бога!
Это любовь соединяет дух и тело. Это она делает мгновенье жизни человека вечным.
Без любви жизнь человека пуста, неосмысленна и суетлива. Без любви мир – «суета сует».
ГОРОДОВОЙ МИЛИЦИОНЕР.
Меня должны уважать! Я в милицейской форме. Я беспокоюсь о благе граждан. Плохих граждан я наказываю! Кто против меня – против государства, против правды, чести и совести.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ.
Каждый думает, что это он думает. А может ли он не думать? Не может. Без мышления он не он, и с мышлением он не он. А я – это всегда я.
Могу ли я понять природу себя без них? Не могу! А с ними все еще более запутано. Главное не врать себе. А я и не вру. Значит, все именно так и есть: не могу я понять природу себя! Зато могу понять их природу. Она во мне и в познании природы меня, которую я сама познать не могу, но коей являюсь, благодаря им.
Существую ли я без них? Уже, не уверена.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ: бессознательно общение персонажей во сне «о природе виртуальности».
ОБЛАКО.
Я не виртуально. Я реально. Я влажно, в конце концов. НАРКОМАН это подтвердит.
НАРКОМАН.
Согласен с ОБЛАКОМ. Я могу сесть на него, полетать на нем. Облако – реальнее меня самого. Его я могу представить любым и всюду, а себя – нет. Я неизменен и постоянен, следовательно, как бы не существую, снюсь сам себе. Облако всегда в изменении, - значит оно живо и не искусственно. Я же сам иллюзия сна своего Высшего Я, истинного себя. Но всем вам присутствующим в моем сне этого не понять.
ГЕРОЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.
Я думаю: НАРКОМАН и ОБЛАКО – всего лишь две стороны ВИРТУАЛЬНОСТИ меня, ГЕРОЯ. Я же могу стать ПУШКИНЫМ, но своего времени.
ПУШКИН.
Я вмещаю в себя всех вас, и, даже ГОРОДОВОГО.
ГОРОДОВОЙ МИЛИЦИОНЕР.
Я согласен с ПУШКИНЫМ.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ.
Думая про себя: ПУШКИН подошел близко к разгадке; окутаю-ка я его тайной.
ПУШКИН.
Похоже, ВИРТУАЛЬНОСТЬ вздумала запутать меня своей извечной тайной. Но я-то знаю ее: тайна «тайной пустоты» - пустоты не может быть, иначе она не пустота. Но нет никакой тайны. Есть мы, люди. Есть облака, которые разговаривают с нами и с самими собой, потому, что мы так хотим.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: обиженное ОБЛАКО.
ОБЛАКО.
Обидно. (Тает на глазах, рассеивается, осаждается в виде тумана на всех спящих персонажей).

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ: ОБЛАКО исчезло, а на сцене появляется пять ПУШКИНЫХ, вместо всех остальных – все перерождаются в ПУШКИНА.
ПУШКИН 1-й (ПУШКИН Александр Сергеевич).
Вот я и стал всеми вами.
ПУШКИН 2-й (ГОРОДОВОЙ МИЛИЦИОНЕР).
Мне что-то снилось про облака, героев, городовых и их виртуальное взаимодействие.
ПУШКИН 3-й (ВИРТУАЛЬНОСТЬ).
Наконец-то я обрел себя.
ПУШКИН 4-й (ГЕРОЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.).
Я болен? Я стал виртуальным героем компьютерных игр, чатов, сайтов, веб-узлов, сетей, иллюзий, новой эпохи вседоступности?
ПУШКИН 5-й (НАРКОМАН.).
Я готовился к чему-то подобному. Я это предвидел перед дуэлью с Дантесом. Да здравствует виртуальность, долой клонирование человека!

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ (ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ): растворившееся облако вспоминает себя.
РАСТВОРИВШЕЕСЯ ОБЛАКО.
Где это я? А меня нет, нет, нет. Какая свобода от себя, забот и проблем. Нет меня, нет. Остался один ПУШКИН. Пусть за все и отвечает, теперь.
Я – не-я, беспричинность, полная материальность, всепроникающая отстраненность и никакого осознания себя, только присутствие, констатирующее, понимающее всех, особенно ПУШКИНА, но не понимающее себя.
А…, я же тоже теперь ПУШКИН!
Да, ЕГО, ПУШКИНА, теперь много? Меня теперь много. Раз, два, три, четыре, пять…, пошел ПУШКИН погулять…

ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ: все ПУШКИНЫ внезапно начинают задыхаться и умирают, остается только огромное безмолвное облако.
ПУШКИН 1-й. ПУШКИН 2-й. ПУШКИН 3-й. ПУШКИН 4-й. ПУШКИН 5-й.
Мне было хорошо с вами. Мне было хорошо быть собой. Мне было хорошо быть ПУШКИНЫМ.
(ПУШКИНЫ падают. Из них вылетают маленькие облачка и объединяются в одно, но ОГРОМНОЕ безмолвное облако.)
ОГРОМНОЕ ОБЛАКО (трубным гласом).
Баловству детей обучают родители, показывая им примеры собственной расхлябанности, несобранности, лености и т.п. Мало ли что они говорят на словах!!!

Облако все растет и растет, засасывая в себя все окружающие пространство и зрителей (из зрительного зала), становится грозовым. И вот уже молнии, ливень, ураган. … Все погибают …