23. Так меняла одежду, привычки и мысли

Наталия Сидо
22. http://www.proza.ru/2007/11/05/212

 Лет десять назад мы с подругой выходные дни проводили на ее даче. Вечером после работы на участке  пили чай, курили и болтали, как могут болтать женщины – обо всем и ни о чем. На столе  увидела книгу. Стала листать. Это была популярная книга по психологии. И наткнулась на тест для женщин «Насколько вы любите свое тело?». Предложила проверить, насколько мы любим. Подруга принесла бумагу и ручки. Нам надо было назвать те части своего тела, которые нам нравятся. Но не менее десяти. Я написала «ноги, руки, глаза» и впала в задумчивость. Больше ничего не нравилось. Подруга отложила ручку и сказала, что написала уже пятнадцать позиций.

- Как, уже написала? Да еще и пятнадцать?!
- А ты считаешь, что можно еще добавить?

Я впала в еще большую задумчивость. Приложила усилия и дописала «ногти на руках». На этом сдалась. Мы стали смотреть, кто что написал. На первой позиции подруга написала «все». Потом описала практически все. Даже свою «любимую писю».

- А как она тебе может нравиться? Разве она может быть красивой?
- А как она может не нравиться? Она не может быть некрасивой.
 
Подруга набрала максимальное количество баллов. А я - близкое к нулю. Тогда  поняла, что надо что-то делать.

- А где ты взяла эту книгу?
- У своей секретарши. Она много таскает таких книжек. Даже о том, как мужиков привораживать и колдовать.
- А разве такие книги издают?
- Да все издают. Ты что, давно не была в книжном магазине?

Да. Действительно давно не была. Когда вернулась в Москву, зашла в магазин и увидела, что действительно много разной литературы появилось на полках. Мое внимание привлекли книги двух авторов – Луизы Хей и Барбары де Анджелис. Купила и начала читать. Сначала Барбару. Про сто секретов, которая должна знать каждая женщина: о себе, о мужчинах, о семейной жизни, о сексе. Для меня это был иной мир, наполненный новой информацией. Мне захотелось понять, разобраться, а главное действительно захотела в свой жизни действовать в соответствии с советами, которые  получила из этих книг. Я не просто читала, а начала действовать.

 Например,  решила учиться делать себе подарки. Каждый день. Не меньше трех. Сначала пошла по простому пути, так как поняла этот совет буквально. Заходила в магазин и покупала какую-нибудь мелочь, ерунду себе в подарок. Достаточно быстро это надоело. Но опыт приобретения чего-то ненужного, неполезного, а главное не необходимого сформировался. Мне было непросто. Так как раньше  себе такого не позволяла. В отношении самой себя существовал остаточный принцип или принцип только осознанной необходимости. Потому что много лет шла в магазин только за конкретной и необходимой вещью. Например, нужна зубная паста. Шла в отдел, где продается паста, покупала и уходила. И мне понадобилось время научиться бесцельно шататься по магазинам, рассматривать, мерить, трогать и покупать то, что понравится.

Потом придумала другую игру с подарками – дарить себе реализацию желаний, а чаще нежеланий. Например, не хочется мыть посуду. Делаю себе подарок – не мою. Не хочется убирать квартиру. Еще один подарок – не убираю. Хочется зайти в кафе и выпить чашку кофе с пирожным. Захожу и дарю себе кофе…

Молодым девочкам все, о чем я пишу, может показаться бредом. Но большинство моих сверстниц меня поймет. Наши мамы прожили всю жизнь для мужей и детей. И нас этому научили. О себе думать потом. В последнюю очередь. И мне пришлось немало потратить усилий, чтобы побороть в себе старое отношение к себе и сформировать новое.

А сколько усилий потребовалось, чтобы начать одеваться по-другому. Не в строгий костюм. Скромный и недорогой. А в модную, яркую вещь. Прошло немало времени, прежде чем я буквально заставила себя купить одну дорогую и модную вещь вместо десяти дешевых.

Однажды  зашла в отдел, где продавалась женская одежда. Очень необычная по своему дизайну. Хозяйка магазина предложила что-то померить. Согласилась. Когда посмотрела в зеркало, обомлела. На мне был какой-то бесформенный балахон. Не брюки, а шаровары. Странные карманы. Чудные рукава. Но было красиво, оригинально. Запричитала, что это не для меня. Я не привыкла.Нет, я так не могу. На меня все будут обращать внимание.
- И замечательно, - сказала Галина. – Женщина должна обращать на себя внимание.

Ничего не купила. Но через неделю пришла снова. И этот странный наряд стал моим. С хозяйкой магазина мы подружились. Мне повезло. Она профессионал. Прислушиваясь к ее советам, полностью поменяла стиль одежды. Не просто на модный, а на авангардный.
 
Я экспериментировала. Искала. Не боялась изменений. Мне хотелось изменить себя и свою жизнь. И вообще все, из чего состоит моя жизнь. А значит - и одежду тоже. Новая одежда потребовала другую обувь, другую прическу. И сама с удивлением заметила, что  стала по-другому двигаться, ходить. Просто стала себя по-другому ощущать. И меня стали по-другому воспринимать.

Возможно,  описываю банальные эпизоды из своей жизни, но тогда я получала первые опыты жизни по принципу «не как надо, как привыкла, а так, как я хочу». Это очень важный был для меня опыт. И эти навыки, отработанные в простом и малом, потом помогли мне реализовать другие, уже более значимые желания.

Но больше всего мне помогли книги. Например,   по фэн-шую. Начала следовать советам мудрых китайцев. И многое стало меняться. Почему? Не знаю.  Я до сих пор не понимаю, как можно разговаривать по телефону без провода. Но я разговариваю. Не понимаю, как непонятное мне электричество приходит к лампочке, но я включаю свет, чтобы не сидеть при зажженной свечке. Я многое не понимаю. Но это мое непонимание не мешает мне пользоваться тем, что другие поняли и все сделали для того, чтобы и другие пользовались.

Вот так и с фэн-шуем. Я не понимала, почему его принципы работают. Но они действительно работали.  И не только у меня. Но и у тех, кому давала советы уже из своего опыта.

 Как-то позвонила София, молодая женщина, с которой мы общаемся во время приездов на Кипр. Сказала, что  теперь перед важными переговорами обязательно моет холодильник, плиту и выбрасывает что-то ненужное. «Помогает на 100 процентов, - с радостью сообщила она. – Большое вам спасибо!».

А историю с холодильником я ей рассказала за чашкой кофе. Даже и не специально, а так. Просто вспомнилась та ситуация.

Было это несколько лет назад. Поздно вечером звонит мне сын. И у нас с ним такой диалог состоялся.
- Мась! У меня завтра очень сложные переговоры. Я даже представить не могу, как мне их провести. Как добиться, чтобы два непримиримых врага с двух спортивных каналов смогли договориться. Подскажи, что мне сделать, что говорить, как встречу провести?

- Сынок! У тебя наверняка в холодильнике бардак. И хлеб валяется, покрытый плесенью. Пожалуйста, выброси все старое, убери из холодильника все испорченные продукты. Помой его тщательно. Да, и еще будет очень хорошо, если ты плиту помоешь.

- Мама! Я тебя спрашиваю о том, как встречу провести, как добиться результата в очень важных для меня переговорах. А ты о чем сейчас со мной разговариваешь?

- Я все поняла, сынуля. Именно поэтому прошу тебя - помой холодильник. Так надо.

-Мать! Сейчас 12 часов ночи! Какой холодильник! Ты о чем?

-Сынок! Так по фэн-шую надо сделать. Я тебя очень прошу. Я столько всего прочитала. Я тебе сейчас объясню…

Дальше последовала непереводимая игра слов. Суть  уловила. Меня послали… спать. Высказали сомнения в моей нормальности и в очередной раз вынесли приговор, что я не мать, а ехидна. Как обычно на этой светлой ноте мы закончили наше общение.

На следующий день сын позвонил.

- Мама! Ты не представляешь, но все получилось. Люди в шоке. Никто не верил, что встреча вообще состоится. А они даже умудрились договориться. Все получилось!

- Ну вот, как же замечательно! Я так рада, что у тебя получилось. Это просто чудо какое-то.

- Мась! Я не знаю, чудо или не чудо. Но самое удивительное, что холодильник я все же помыл. И выбросил все испорченное. А потом и плиту заодно вымыл. Привет твоему фэн-шую.

С тех пор в холодильнике у сына порядок и плита всегда чисто отмыта. А в холодильнике стоит маленькая бутылочка шампанского.  Очень хорошо работает и этот фэн-шуйский совет.

Я читала много разных авторов. Анализировала. А главное пробовала. Искала. Меня удивляют люди, которые боятся изменений, боятся экспериментов. При этом они все знают, все понимают, но очень несчастливы и безрадостны. А почему бы не попробовать сделать что-то не так, как привык. Или привычка быть несчастным стала уже сущностью такого человека? И еще  поняла, что мое, как я считала раньше, негативное качество увлекаться и поддаваться внушению – не такое уж плохое. Именно оно позволило мне доверять авторам, книги которых  читала. Доверять и пробовать. Не отметать сразу.

И еще поняла, что в моей голове было много чужих мыслей. Слышишь слово – и сразу образ, фраза, вывод. Но не мой, а тот, который в меня вложили. Именно эти стереотипы мышления очень многое определяли  в моем отношении к людям, поступкам, мыслям. И вот избавление от этих стереотипов было более трудным процессом, чем изменение стиля в одежде. Надо было учиться самой определять свое отношение. Ко всему. Понимать – нравится или нет именно мне.

Я благодарна всем авторам, книги которых прочитала за эти годы. Без их помощи мне не удалось бы изменить свои мысли и свою жизнь.
 
И еще об одном хочется написать. Многое поменялось в нашей жизни после 1991 года. Далеко не все нравится. Но то, что мы получили доступ к информации, – стало настоящим и, пожалуй, главным приобретением каждого из нас. Только надо не полениться и взять в руки книгу. Или войти в Интернет.

24. http://www.proza.ru/2007/12/23/230