Д-р Сильвио Фанти. Микропсихоанализ

Сэр
Рецензия на:

Д-р Сильвио Фанти. Микропсихоанализ. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1997.

«Швейцарская бомба замедленного действия» или микропсихо-анализ Сильвио Фанти.

«…Только теперь, когда я прожил бесполезную и трудную жизнь… я понимаю… я открываю для себя то, чем я был в самом начале…

…я своими собственными руками месил пустоту… пытаясь вылепить свое собственное тело… и мне удалось придать ему цело-стность лишь на единственное мгновение… прежде чем снова рас-твориться в пустоте…

…все остальное – ложь…» (94-летний пациент д-ра Фанти).

Что такое микропсихоанализ? Некая помесь знаний, почерп-нутых из атомной физики, астрономии, молекулярной биологии с теорией и практикой ортодоксального психоанализа. Звучит как бред сумасшедшего. «Безумцем», попытавшимся соединить несо-единимое, является доктор Сильвио Фанти, выходец из Швейцарии, когда-то пробовавший свои силы в теологии и философии, потом -  переквалифицировавшийся в психиатра и гинеколога и, наконец, – в верного последователя учения Зигмунда Фрейда.

В какой же точке все эти области человеческого познания и практической деятельности сошлись и дали рождение новому на-правлению психоанализа? Если вы, решив немного пофилософство-вать, спросите у микропсихоаналитика, «Что лежит в основе все-го?», то, получив в ответ «Ни-че-го», не спешите принимать его за безумца. Для микропсихоаналитика слово «пустота» звучит такой же лебединой песней, как для психоаналитика –  «либидо».

В ОСНОВЕ ВСЕГО ЛЕЖИТ ПУСТОТА. Так или иначе, к этому образу, по мнению Фанти,  обращается любая сфера познава-тельной деятельности, когда она пытается докопаться до сути како-го-либо глобального явления.

Именно основываясь на примерах из вышеперечисленных от-раслей человеческого знания, Сильвио Фанти и утверждает, что в основе всего лежит «нейтральный динамизм пустоты» (ДНВ), нечто статичное в своем движении, некий конгломерат бесконечных воз-можностей попыток, которые содержит в себе наша Вселенная. Движения, происходящие в пустоте, подстать суете броуновского движения, хаотичны, случайны и не имеют никакой цели.

«Нейтральный динамизм пустоты» является таковым только благодаря «инстинкту попытки» (ИДЭ). Человеческая жизнь с этих позиций – не венец творения Природы. Его тело и дух представляют собой некую попытку Пустоты. Сколь сознательно производимым не представлялось нам то или иное наше действие, микропсихоана-литик, разложив его на первоэлементы – элементарные попытки, до-кажет нам, что человек на протяжении своей жизни просто пытается сделать что-то, неважно что, и все это в результате не имеет ровным счетом никакого смысла. Понимание этого и является, если так можно сказать, ЦЕЛЬЮ микропсихоаналитических сессий, а собственно анализ пациента в классическом понимании психоанализа становится лишь долгой прелюдией к этому инсайту.

Кстати, о самом процессе. Читая о требованиях, предъявляе-мых к микропсихоаналитическому процессу, постепенно ощущаешь, как сумма гонораров доктора Фанти увеличивается, посредством до-рисовывания нулей в конце счета за оказываемые услуги. Анализ проходит НЕ РЕЖЕ пяти раз в неделю, по ТРИ часа в день (фран-цузские и английские аналитки-тунеядцы д-ру Фанти в подметки не годятся); при необходимости аналитик и анализируемый могут со-вершать совместные поездки, во время которых анализ продолжает-ся; предусматривается совместное посещение мест, где пациент ко-гда-либо жил; желателен анализ родственников, одного или не-скольких друзей и т. п.

Сам процесс основывается на старом, как сам психоанализ, методе свободных ассоциаций, однако, новшества введены и здесь. Дотошный микропсихоаналитик анализирует любительские филь-мы, звукозаписи и фотодокументы анализируемого, его личную пе-реписку и даже профессиональные тексты. Аналитик стремится, проводя с анализируемым как можно больше времени, ПРОНИК-НУТЬ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЛИЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПАЦИЕНТА. Микропсихоанализ ТОТАЛЕН в силу более чем тесной взаимосвязанности аналитика и анализируемого. ЖИЗНЬ – ЭТО ПСИХОАНАЛИЗ И ВСЕ МЫ В НЕМ ТОЛЬКО ПАЦИЕНТЫ. Видимо, подобное психотерапевтическое направление могло ро-диться только в размеренно существующей сытой Швейцарии, в стране вечного нейтралитета и скучающих домохозяек, ни где более.

Все время не покидает ощущение, что парафразы, типа «мик-ропсихоаналитическая наука является школой гуманизма нашего времени», уже где-то встречались. Это ощущение перерастает в убеждение при следующих словах Фанти:

ЧЕЛОВЕК
НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЛСЯ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМ,
ЧЕМ ОН, КАК ДУМАЛ И ДУМАЕТ, ЯВЛЯЕТСЯ.

«Человек не есть то, что он есть. Человек есть то, что он не есть»…Да это же Сартр! Представленная выше вариация знаменито-го высказывания  французского философа, всплывшая из недр бес-сознательного Сильвио Фанти, тем не менее, ничего не говорит нам о подобной же философской ориентации швейцарского психоанали-тика. Сартр сказал бы, что все человеческие сущности по сути своей иллюзорны. Доподлинно известно лишь одно. Сам человек ответст-венен за свое существование, за те выборы, которые постоянно де-лает человек на протяжении своей жизни. Для психоаналитика Фан-ти, демонстрирующего нам, в общем-то, ПРОТЕСТАНСКУЮ кар-тину мироустройства, Ответственности и Выбора не существует. Они суть всего лишь бесцельные попытки человека, который сам является лишь попыткой всепоглощающего ИДЭ, ничем более. Да, сущность человека иллюзорна и это постепенно осознается в про-цессе микропсихоанализа; да, анализируемый впадает в отчаяние по поводу своей никчемности, предрешенности и, стало быть, безответ-ственности за свое существование. Однако здесь и пролегает разде-лительная линия между космологическим представлением (отдаю-щим Востоком) о человеке как песчинке во Вселенной Сильвио Фанти и традицией европейского осмысления способа человеческо-го бытия, оформившейся  в середине нашего столетия. Пациент Фанти может продолжать жить дальше (если сможет), главное, что ему необходимо понять, это то, что он НИ-ЧЕ-ГО НЕ РЕШАЕТ В ЭТОЙ ЖИЗНИ. «Нейтральный динамизм пустоты» – вот главный инициатор всех его, в сущности, бесцельных действий. А

ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – ЛОЖЬ!