Рецензия на «Иов?» (Александр Светлов)

Вывод отправляющегося за требником священника - притянут за уши. Миллионы и миллионы людей страдают от голода, холода, несправедливости, мошенничества, побоев и т.д.; религия, "храм" вовсе не делают участь всех этих людей легче. Претензии, которые Иов (библейский персонаж) выдвигает богу, остаются не снятыми.
Кстати сказать: легенда об Иове - одно из интереснейших мест в Библии, заметно отличающееся от многих других библейских книг по своему идейному содержанию. Как закоренелый атеист - всем рекомендую.
А рассказ Ваш, в целом, неплохой и интересный. Во всяком случае, мое читательское внимание Вы до конца удержали.

С уважением,
Степан Сказин


Степан Станиславович Сказин   14.11.2017 22:16     Заявить о нарушении
Александр,
про обряд отпевания покойника мне, конечно, известно. Но разве об этом речь?.. Я говорю о том, что вывод, который делает священник (о необходимости найти "дорогу к храму") - мягко говоря, не является убедительным. Немало людей терпят не меньше бедствий, чем герой вашей истории; при этом они могут вполне искренне верить в бога. Вот только вера их ни от чего не спасла. Увы.
Что касается претензий библейского Иова. Я имею в виду, что упреки, которые он бросает богу, представляются вполне заслуженными; когда читаешь эту книгу, сочувствуешь именно пострадавшему ни за что Иову, а не какому другому персонажу.
Книга Иова - безусловно, очень интересный текст. Но я отношусь к ней именно как к литературно обработанной легенде.

Еще раз с уважением,
Степан Сказин

Степан Станиславович Сказин   17.11.2017 20:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Степан!
Простите, долго не отвечал, просто очень мало времени, сюда заглядываю редко!
Я Вас понял, Степан, то что Вы имели ввиду. Видимо мне не удалось дать это Вам понять. Хотел сделать это мягко. Вы показали небрежность к своему слову, на это я и указывал. Небрежность к своему слову, зеркальна и к чужому, потому некоторые вещи из моего рассказа от Вас ускользнули.
Сама по себе вера ни от чего не спасает. Ни вера в Бога, ни в его отсутствие. Вера открывает глаза и сердце, уши. Тогда становится виден путь, и обретается смысл. Но чаще человек исповедует веру в собственные убеждения, этот же путь всегда в ничто.
А "Книга Иова" очень хороший помощник, поскольку в ней и в самом деле есть, пожалуй, все необходимые подсказки и ключи. В ней поднимаются те самые вопросы, которые становятся камнем преткновения для каждого человека, что хоть немного задумывается о своей жизни. И те самые претензии (упрёки) к Богу, что Вы упомянули, - порог, за которым... впрочем об этом тоже написано в книге.
Всех Вам благ!

Александр Светлов   25.11.2017 02:00   Заявить о нарушении
Александр,
поверьте, ни к своему слову, ни к Вашему тексту я небрежности не проявлял. Или, во всяком случаем, не в большей степени, чем любой другой собеседник или читатель на моем месте. Дело, скорее в том, что мы с Вам по-разному смотрим на вещи. Включая Книгу Иова.
Всего вам доброго!..

Степан Станиславович Сказин   25.11.2017 13:45   Заявить о нарушении
Хорошо, Степан, более детально:
1)"Вывод отправляющегося за требником священника - притянут за уши."
Я Вам отвечаю: " Вы закоренелый атеист, видимо потому не знаете, что любой священник, обязательно отпевает новопреставленного – это его долг. Потому Ваше замечание, простите, неуместно."
В Вашем комментарии нет другого чтения, кроме того, что написан. Вы можете иметь ввиду что угодно, но написанное имеет однозначное чтение.
2) «Претензии, которые Иов (библейский персонаж) выдвигает богу, остаются не снятыми.»
Мой ответ: "- Не снятыми кем?"
Опять же здесь утверждение без пояснения, не подкреплённое, не аргументированное. Потому смысл утверждения размыт и имеет неоднозначное чтение.
3) "Я имею в виду, что упреки, которые он бросает богу"
Та к упрёки или претензии? Это близкие по смыслу слова, но никак не синонимы. И задают они разный, иногда противоположный смысловой контекст.
4)Я говорю о том, что вывод, который делает священник (о необходимости найти "дорогу к храму") - мягко говоря, не является убедительным. Немало людей терпят не меньше бедствий, чем герой вашей истории; при этом они могут вполне искренне верить в бога. Вот только вера их ни от чего не спасла. Увы."
Если говорить о вере, то почему Вы ссылаетесь на фразу о дороге к храму? В рассказе есть фраза о вере. Да она не очень подходит к Вашим рассуждениям, но апелляция обычно адресна, если претендует быть объективной.
Это всё в этой переписке. Я старался формулировать мягко, чтобы не задеть Ваши чувства, потому использовал слово "небрежность. Можно использовать слово "невнимательность".
Да мы по разному смотрим на вещи. Это безусловно. Но какое это в нашей переписке имеет значение. Мы не обсуждали взгляды. Перечитайте внимательно.
Небрежное отношение к слову, когда на текст накладываются свои мысли, часто не даёт возможности проникнуть глубоко в смысл написанного. Спешка в формулировании собственной мысли (готовые ответы) также не даёт возможности видеть суть вещей.
Вот, собственно о что я Вам хотел сказать. Потому и появились пояснения к "Книге Иова".
Пересмотрите нашу переписку, не спишите с ответом (или вовсе откажитесь от него).
Для вас может случится открытие, следующий шаг.
Всех Вам благ!
С уважением,

Александр Светлов   27.11.2017 00:41   Заявить о нарушении
Очень развернутый ответ. Спасибо, Александр. Постараюсь тоже не поскупиться на слова:

1.Вывод, который делает священник из услышанной истории несчастного человека - по-прежнему кажется мне неубедительным. Я имею в виду философский вывод о необходимости найти дорогу к "храму", т.е., иначе говоря, к церкви, к религии. Дело здесь не в каком-то отдельном обряде (отпевании). В своем изначальном комментарии я вообще ничего не писал про данный конкретный обряд.

2.Хорошо. Попробую выразиться яснее.
Легенда рассказывает нам об Иове, с которым бог сделал ужасную вещь: лишил всего имущества, семьи и здоровья. Поэтому упреки/претензии (давайте поставим любое из этих слов, которые Вы сочтете более подходящим) Иова к богу кажутся мне справедливыми. И то, что бог потом Иова облагодетельствовал, снова наделил семьей, достатком - вряд ли спасает положение. Я не хотел бы оказаться на месте человека, который потерял своих детей.

3.См. выше.

4.Здесь я Вас не совсем понимаю, извините. "Веру" и "храм" Вы не связываете?..

И еще, Александр.

Читатель ВСЕГДА воспринимает текст через призму своих убеждений, взглядов, мыслей и т.п. Если, конечно, это читатель относительно вдумчивый. Скажу за себя: как писатель, я всегда рад услышать конструктивный критический отзыв от читателя, который не во всем со мной согласен.

И, думаю, когда мы обсуждаем крупные вопросы, говорим о судьбах людей, мы, так или иначе, обсуждаем наши ВЗГЛЯДЫ.

"Видеть суть вещей" - это слишком сильные слова. Мне скромность не позволит так громко о себе заявлять ;))

Степан Станиславович Сказин   27.11.2017 01:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Светлов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Степан Станиславович Сказин
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.11.2017