Мозг и душа. От Киры Крузис.МОЗГ И ДУША.
Итуррича вместе со своим коллегой доктором Ортиз долгое время изучали Еще один известный ученый, немецкий профессор Хуфланд рассказывает о Похожая история произошла и в 1976 году в Нидерландах. Патологоанато-мы, вскрыв череп 55-летнего голландца Яна Герлинга, вместо мозга обнаружи-ли только небольшое количество белесой жидкости. Когда об этом сообщили родственникам покойного, те были не на шутку возмущены и даже обратились в суд, считая «шутку» врачей не только глупой, но и оскорбительной, поскольку Ян Герлинг, был одним из лучших часовщиков в стране! Медикам, во избежа-ние судебного процесса, пришлось предъявить родственникам «свидетельст-во» своей правоты, после чего те успокоились. Однако эта история попала в прессу и почти на месяц стала главной темой для обсуждения. Странная история с зубным протезом Предположение о том, что сознание может существовать независимо от ском журнале «Ланцет», Вам Ломмель рассказывает о «невероятном» «Пациент, находящийся в коме, был доставлен в реанимационную палату фалограмма представляла собой прямую линию. Решили применить интуба-цию (введение в гортань и трахею трубки для искусственной вентиляции и восстановления проходимости дыхательных путей. — А.К.). Во рту потерпев-шего находился зубной протез. Врач вынула его и положила его на столик. Спустя полтора часа у пациента забилось сердце и нормализовалось кровяное давление. А через неделю, когда та же сотрудница разносила больным меди-каменты, вернувшийся с того света заявил ей: «Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!» Во время тщательного опроса оказалось, что потерпевший наблюдал себя Во избежание упреков в недостаточной чистоте своих исследований, ученые тщательно изучили все факторы, способные повлиять на рассказы пострадав-ших. Были вынесены за рамки отчетности все случаи так называемых ложных воспоминаний (ситуации, когда человек, услышав от других рассказы о по-смертных видениях, внезапно «вспоминает» то, чего сам никогда не испыты-вал), религиозного фанатизма и других подобных случаев. Обобщив опыт 509 случаев клинической смерти, ученые пришли к следующим выводам: 1. Все обследуемые оказались психически здоровыми. Это были мужчины и 2. Все посмертные видения у людей возникали в период приостановки 3. Посмертные видения нельзя объяснить дефицитом кислорода в клетках 4. На глубину «почти смертельного опыта» большое влияние оказывает пол щения, чем мужчины. 5. Посмертные видения слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих. В заключительной части статьи руководитель исследования доктор Пим Ван Мозг не способен мыслить? К аналогичным выводам, пришли и английские исследователи Питер Фенвик Как известно, после остановки сердца, из-за прекращения кровообращения Возможно, какая-то часть мозга продолжает работу, несмотря на то, что ческой смерти многие люди чувствуют, как они «вылетают» из своего тела и зависают над ним. Зависнув примерно в полуметре над своим телом, они от-четливо видят и слышат, что делают и говорят врачи, находящиеся рядом. Как объяснить это? Предположим, это можно объяснить «несогласованностью работы нервных Доктор Сэм Парния, объясняя причину, почему пациенты, пережившие кли- ническую смерть, могли знать, слышать и видеть, что происходит в другом конце больницы, говорит: «Мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как уст-ройство, обнаруживающее мысли. Во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга, сознание использует его как экран. Как теле-приемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем пре-образует их в звук и изображение». Обратите внимание на два важных вывода — «мозг не способен мыслить» и Джон Экклз, крупнейший современный нейрофизиолог и лауреат Нобелев-ской премии по медицине, также считает, что психика не является функцией рый провел более 10000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна чело-века». В ней авторы прямым текстом заявляют, что у них «нет никаких сомне-ний в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». Профессор Экклз пишет: «Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Созна-ние существует независимо от него извне». По его мнению, «сознание не может быть предметом научного исследования… Появление сознания, так же, как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной». Другой автор книги, Уайлдер Пенфилд разделяет мнение Экклза. И добавля- Еще два лауреата Нобелевской премии, нейрофизиологии Дэвид Хьюбел и «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не А что же говорят по этому поводу наши ученые? Александр Иванович Николай Иванович Кобозев (1903-1974), видный советский ученый-химик, ственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни моле-кулы, ни даже атомы»; «человеческий разум не может быть результатом эво-люционного перерождения функций информации в функцию мышления. Эта последняя способность должна быть нам дана, а не приобретена в ходе разви-тия»; «акт смерти есть отрыв временного «клубка» личности от потока текуще-го времени. Этот клубок потенциально бессмертен…». Еще одно авторитетное и уважаемое имя — Валентин Феликсович Войно- Ясенецкий (1877-1961), выдающийся хирург, доктор медицинских наук, духов-ный писатель и архиепископ. В 1921 году в Ташкенте, где Войно-Ясенецкий работал хирургом, будучи при этом священнослужителем, местное ЧК органи-зовало «дело врачей». Один из коллег хирурга профессор С. А. Масумов вспоминает о суде следующее: «Тогда во главе ташкентского ЧК стоял латыш Я.Х.Петерс, решивший сделать суд показательным. Великолепно задуманный и отрежиссированный спектакль пошел насмарку, когда председательствующий вызвал в качестве эксперта профессора Войно-Ясенецкого: — Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, На самом деле святой Патриарх-исповедник Тихон, узнав о том, что профес- сор Войно-Ясенецкий принял священный сан, благословил ему продолжать заниматься хирургией. Отец Валентин не стал ничего объяснять Петерсу, а ответил: — Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель? Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были — Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего Валентин Феликсович знал, о чем говорил. Несколько десятков тысяч опе- раций, проведенных им, в том числе и на головном мозге, убедили его: мозг не является вместилищем ума и совести человека. Впервые такая мысль пришла к нему в молодости, когда он… разглядывал муравьев. Известно, что муравьи не имеют мозга, но при этом никто не скажет, что они лишены разума. Муравьи решают сложные инженерные и социальные задачи — по строительству жилья, выстраиванию многоуровневой социальной иерархии, воспитанию молодых муравьев, консервации пищи, защите своей территории и так далее. «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, яв-но обнаруживается преднамеренность, а, следовательно, и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой», — замечает Войно-Ясенецкий. Неужели для того, чтобы себя осознавать и вести себя разумно, мозг совсем не требуется? Позднее, имея уже за плечами многолетний опыт хирурга, Валентин Фелик- В своей последней, автобиографической книге «Я полюбил страдание…» 1. «Мозг — не орган мысли и чувств»; и 2. «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела». "В организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека"... А теперь обратимся к мнению человека, непосредственно занятого изучени-
Когда Наталью Петровну спросили, может ли она, недавний коммунист и признать существование души, она, как и подобает настоящему ученому, «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет воззрение… Я всю жизнь изучала живой мозг человека. И так же, как и все, в том числе и люди других специальностей, неизбежно сталкивалась со «стран-ными явлениями»... Много можно объяснить уже сейчас. Но не все... Я не хочу делать вид, что этого нет… Общий вывод наших материалов: какой-то процент людей продолжает существование в другой форме, в виде чего-то отделяюще-гося от тела, чему бы я не хотела давать другое определение, чем «душа». Действительно, в организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека». А вот еще одно авторитетное мнение. Академик Петр Кузьмич Анохин, круп- нейший физиолог XX века, автор 6 монографий и 250 научных статей, в одной из своих работ пишет: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возника-ет вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил?» "Человеческий мозг - это телевизор, а душа - телестанция" Итак, все чаще и громче в научной среде звучат слова, удивительным обра- В начале 80-х прошлого века, во время международной научной конферен- ции с известным американским психиатром Станиславом Грофом, после оче-редного выступления Грофа, к нему подошел советский академик и стал ему доказывать, что все чудеса человеческой психики, которые «открывают» Гроф, а также другие американские и западные исследователи, спрятаны в том или другом отделе человеческого мозга. Словом, не надо придумывать никаких сверхъестественных причин и объяснений, если все причины находятся в од-ном месте — под черепной коробкой. При этом академик громко и многозна-чительно постучал себя пальцем по лбу. Профессор Гроф немного подумал, а затем сказал: — Скажите, коллега, у вас дома есть телевизор? Представьте, что он у вас сломался и вы вызвали телемастера. Пришел мастер, забрался внутрь Наш академик не смог ничего ответить профессору. Их дальнейшая беседа О том, что, пользуясь наглядным сравнением Грофа, человеческий мозг — Александр Казакевич
© Copyright: Лариса Малмыгина, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|