Одно из последних интервью Рудольфа Нуреева

Маргарита Школьниксон-Смишко
Отрывок

В.И. - Что значит для вас музыка Прокофьева ?
Р.Н. - Прокофьев — этo дар Божий. Все хореографы и танцовщики должны каждое утро молиться трём композиторам — Чайковскому, Прокофьеву и Сравинскому. Благодаря этой триаде балет стал искусством.
В.И. - Сегодня  рядом с  разными стилями классического балета  развивается многообразие направлений авангардного танца. Основы классики и авангарда противоречивы, как Монтекки и Капулетти. Что вы думаете об авангардном танце ?
Р.Н. - Он нужен. Это новый язык, это «думай по-новому, хотя не знаешь, что откроешь».  Может быть смерть танцу ? Но мы с этим должны идти вперёд, даже если это приведёт к самоуничтожению танца. Однако я считаю, что классический балет должен себя защищать. Нужно создавать прекрасные спектакли, как это делает великолепная труппа  Пале Гарнье, демонстрируя каким может быть классический танец.
В.И. - И всё-таки, может ли, на ваш взгляд, авангардный танец вытеснить классический ?
Р.Г. - В эстетическом плане нет. Это только вопрос финансов. Классический балет может умереть, если он будет стоить очень дорого и театры и государство не смогут за него платить. Авангардные танцы дешевле и не требуют сложной сценической подготовки.
В.И. - Каким вы видите классический танец в будущем ?
Р,Н. - Это зависит от гения, который придёт. Спасибо Баланину ! Он создал американский балет. Баланчин очень увлекался мюзик-холлом. Из этого жанра он взял какие-то движения и формы и придумал новый танцевальный язык. Иную лексику после него создал  Вилли Форсайт. Он внёс в классический танец стиль «диско». Есть Иржи Киллиан , у которого, я бы сказал, самые «золотые» уши. Он превратил метафоры в движения. Киллиан слушает музыку и видит движения. Пол Тейлор тоже новатор танца. Будущее танца - в тех гениях, которые придумают новый язык.
В.И. - В 1989 году вы были в Ленинграде. Какие у вас сложились впечатления ?
Р.Н. - Неприятные Все последние тридцать лет страна и танцевальное искусство не развивались, стали не лучше, а хуже. Русские танцовщики — очень высокомерные. Всё пропитано какой-то идиотской рекламой: в России — самая лучшая танцевальная школа и самый лучший балет. Но теперь это не так. Нет прежней культуры.
В.И. - Вы окончили Вагановское училище, овладели основами русской танцевальной школы. Могли бы вы её сравнить с французской ?
Р.Н. - Это те дже па. Их и называют и делают так же. Сказать, какая школа лучше, трудно. Лучшей школы в общем-то нет. Я был очень доволен, что рано уехал на Запад. Я побывал в «Ковен-Гарден», видел, как там работают. У них всё совершенно по-иному, чем в России.
Я побывал в Америке, работал в «Балле-Тиэтр». И каждый педагог дал мне что-то своё, для мне новое.
Когда я приехал на Запад, то первым делом отправился в Копнгаген посмотреть, как танцует Эрик Брун. Вот это школа ! Я был счастлив, что он позволил мне быть возле него, видеть, как он работает, его технику. Нужно расширять свой кругозор. Русская школа страдает узостью и бедностью, там нет свободы в мышлении и танце. Это — долгая палка. Педагоги учат не технике, а манеризму. Поэтому и спектакли в России очень манерные, в них много кривляния.

В.И. - Виктор Игнатов
Р.Н. - Рудольф Нуриев

на фото Р. Нуриев и Э. Брун