Кошелёк неудачницы. 58. Классический череп

Елена Бетнер
Предыдущая: http://www.proza.ru/2020/03/15/354


     58. КЛАССИЧЕСКИЙ ЧЕРЕП

     Резкий неожиданный звонок вернул Настю к реальности. Плохо соображая, что происходит, она кинулась в прихожую, распахнула дверь и застыла от удивления: на пороге стоял Дмитрий, брат соседки.

- Привет! – бодро сказал он. – Куда это ты собралась в таком виде? На Хэллоуин?

     Хозяйка взглянула в зеркало. Оттуда смотрело помятое женское лицо с потёками косметики и без парика, снятого, наверное, ещё вчера. Вдова непроизвольно провела рукой по голове.

     Дмитрий сказал, ничуть не смущаясь:

- Вот это череп! Классический! Совершенная форма! Говорю как скульптор. Попозируешь?

     Она растерянно молчала.

- Нет, ты совершенно правильно сделала, что его открыла. Такую красоту нельзя прятать. Выкинь эти парики идиотские!

- И ходить с лысой головой? – наконец, подала голос хозяйка.

- А что может быть лучше природной красоты?

     Настя не нашлась с ответом и отправилась умываться.

     Когда она вернулась, то обнаружила гостя на кухне. Он уже вскипятил чайник.

- Давай выпьем кофейку. Вижу, тебе надо взбодриться и прийти в себя. Да и мне с дороги не помешает. А потом сразу поедем.

- Куда поедем? – оторопела хозяйка.

- В усадьбу, конечно. Как договаривались.

     Она с трудом вспомнила разговор на дне рождении Татьяны и своё обещание, совершенно ею забытое.

- Ну, выкладывай, красавица, что произошло.

     Настя совсем не собиралась откровенничать. Но от неравнодушного участия малознакомого человека неожиданно расплакалась. Дмитрий налил кофе в чашки:

- Слезами горю не поможешь. Давай рассказывай, что случилось.

     Молодой хозяйке стало неловко перед гостем – что это она разревелась белугой? Вдова сделала глубокий вдох и постаралась кратко, по-деловому изложить события минувшего вечера:

- Вчера отмечали день рождения покойного мужа. Заявились так называемые друзья. Когда напились, то двое ушли, а один остался и сначала приставал ко мне, а потом такого наговорил…

- Ну и что серьёзного может сказать пьяный?

     Настя вздохнула:

- Оказывается, может. После чего жить не хочется…

     Дмитрий отхлебнул из чашки:

- Ну и выгнала бы его отсюда!

- Да я его вообще чуть не зарезала!

- Да ну? И чем это?

- А вот тем ножом…

     Гость заинтересованно посмотрел на нож, взял его, покрутил в руках. Потом перевёл глаза на хозяйку:

- И как? Помогло?

- Ага, приставать перестал, зато рассказал страшное.

     Настя замолчала, а Дмитрий внимательно глядел на неё. Она сделала глоток и не ощутила вкуса напитка.
 
     Ей вдруг захотелось поделиться болью, что тяжёлым камнем застряла в груди и острыми краями царапала изнутри. Сколько всего она должна носить в себе, терпеть и молчать? Неужели нашёлся человек, кому можно рассказать о своём горе? Уж Дмитрий-то наверняка сумеет понять её после собственной трагедии…

     Вдова постаралась рассказать быстро, чтобы не успеть разрыдаться:

- Сказал, будто муж сам хотел умереть. Он в последнее время прямо свихнулся на ревности. Оказывается, дружки её постоянно подогревали, наговаривали на меня… Завидовали Виктору. А  муж им верил и мучился, а потом вроде бы спровоцировал аварию на дороге и погиб. Короче, довели друга до самоубийства. Ему только 33 исполнилось, и уже стала жизнь не мила. И всё из-за меня, неверной жены… Вот какую тайну я узнала.

- Да, всё тайное рано или поздно становится пьяной исповедью, - заметил гость, а потом признался, - Знаю, как тяжело терять семью и родных. Тоже прошёл через это. Очень сочувствую тебе, Настя. Жаль, что твой муж дружкам верил больше, чем жене. А будь иначе, так жив бы остался.

     Вдова мысленно ахнула: «А ведь верно. И Виктор бы жил-поживал, и ребёнок бы рос, уже два годика исполнилось бы. И я бы не заболела…»

     Снова подступили слёзы. Боясь им опять поддаться, хозяйка спросила:

- Ну что, поедем?

     Быстро переоделась, собралась. Надела вязаную шапочку и вместе с гостем спустилась во двор. Они сели в машину: Дмитрий за руль, Настя рядом.
 
- Не сходи с ума, знай, что хороших людей больше, чем плохих! – попытался реставратор приободрить спутницу.

- Да, только наша жизнь почему-то зависит от плохих! – горько возразила вдова.

     Собеседник не стал спорить, оставил эту тему и переключился на спокойный разговор. Рассказывал об истории усадьбы, объяснял, какие трудности возникли при реконструкции, в общем, готовил несведущего человека ко встрече со старинным памятником архитектуры.

     Расстроенная Настя слушала вполуха, смотрела на зимние пейзажи за окном, не видя их, постоянно возвращалась мыслями ко вчерашнему вечеру. Однако тактика скульптора сработала: за время поездки молодая попутчица постепенно успокоилась и отвлеклась от переживаний.

     Они приехали. Полуразрушенная лестница, ведущая на высокое и широкое крыльцо-террасу с колоннами, была занесена снегом.

- Зимой некому убирать. А весной вернутся волонтёры и наведут порядок на территории. Видишь, большой двор, господский парк. Ребята тут от снега до снега прибирают.

- Что, бесплатно?

- Конечно, на то они и волонтёры. Работают по зову души, а не корысти ради.

     Настя недоверчиво хмыкнула. Дмитрий провёл гостью в огромный пустой дворец, заставил подняться на леса, демонстрировал лепку на потолке, которую восстанавливал.

- Сегодня я тут один, у сотрудников выходной. Ты не торопись, оглядись, присмотрись… Будут вопросы – задавай, не стесняйся.

     Молодая визитёрша стояла и озиралась. Ей там показалось холодно, неуютно и неинтересно. На её взгляд, вокруг царила сплошная разруха, и работы не видно ни конца ни краю.
 
     Скульптор взахлёб рассказывал о тонкостях реставрационного дела, а Настя явно скучала и мечтала о возвращении домой. Потом побродила по неубранным залам, анфиладам, посмотрела из окон на заснеженный голый парк и совсем упала духом: «Какой-то ледяной дворец! Здесь веет смертью и запустением…»

     Дмитрий угадал её настроение и перестал докучать разговорами, напоил горячим чаем с бутербродами, отвёз на станцию, посадил в электричку. Велел позвонить, когда Настя доберётся домой.

     Вдова сидела в вагоне, смотрела в окно на заснеженные перелески, посёлки и деревни, проносящиеся мимо, и вспоминала, как осенью так же в растерянности ехала по Подмосковью, возвращаясь от Серафимы и не понимая, что сказала странная гадалка.

     «Я и сейчас не расшифровала её советы! - с досадой думала она. – Как же поздно раскрываются секреты! Когда уже ничего не могу исправить…»


Следующая: http://www.proza.ru/2020/03/24/530