К 160-летию Антона Чехова

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Этот  мой исторический очерк был опубликован в честь 160-летнего юбилея Антона Чехова под тем же заголовком в газете «Вузовский вестник»: № 3 (338) 1-15 февраля 2020 г., С.-10.  Здесь на сайте я размещаю его под тем же самым заголовком и в более полном объеме. А в конце очерка читателей ожидает новый графический портрет юбиляра работы Аиды Лисенковой-Ханемайер, с ее разрешения.


Антон Чехов у нас в России и за рубежом считается одним из наиболее уважаемых писателей, классиком мировой литературы. Многие его произведения переведены на более чем 100 языков мира. Как драматург он до сих пор остается на недосягаемой для многих высоте. Недаром, такие пьесы Чехова, как «Три сестры», «Вишнёвый сад» и «Чайка» уже более столетия не сходят со сцен театров стран мира.

Своим неподражаемым творчеством Чехов внес огромный вклад в драматургию, как прозаик-обличитель человеческих заблуждений и пороков. Именно за это его так ценит российская и зарубежная интеллигенция. Хотя, именно как писателя, Антона Чехова боготворит еще более широкий круг ценителей за то, что в своих коротких, проникнутых тонким психологизмом рассказах, он очень метко и емко высмеивает недостатки не одного какого-то человека, но всего общества в целом. И даже в наше время рассказы Чехова отражают именно то, что все мы чувствуем, видим вокруг себя каждый день.

Кстати говоря, не все ценители Чехова знают, насколько необычными были его интересы. Добившись известности, он сделался большим ценителем животных. Особенно удивляли две его таксы, которым писатель дал экзотические имена – Бром Исаич и Хина Марковна (ведь, Чехов имел медицинский диплом). Но еще удивительней был другой питомец Чехова - привезенный писателем с Цейлона (посещенного им морем после Сахалина) грациозный мангуст, гроза ядовитых змей.
 
АФОРИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ОТ АНТОНА ЧЕХОВА:

Искусство писать – это искусство сокращать.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.

Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
 
А бывают минуты, за которые можно отдать месяцы и годы.

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.
 
Если боитесь одиночества, то не женитесь.
 
Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой.


Родился Антон Чехов 29 января 1860 г. на юге России в городе Таганроге, на Полицейской улице (ныне улица Чехова). В набожной семье Чеховых было пятеро сыновей и одна дочь. Отец, Павел Чехов, будучи купцом 3-ей гильдии, отличался характером суровым и требовательным, особенно в отношении религии. Мать, Евгения Чехова, очень любила детей и оберегала их, как могла, от домостроя отца, воспитывая в них любовь к природе и сострадание к людям. Маленькому Антону приходилось каждое утро петь в церковном хоре, а потом помогать отцу вместе с остальными детьми в семейной лавке.

Но были в семье и театральные традиции. Отец играл на скрипке, сестра Мария музицировала на фортепиано, а пятеро братьев с удовольствием пели под аккомпанемент музыкальных инструментов или разыгрывали сценки. При этом именно юный Антон всегда удивлял окружающих живостью своего характера и неиссякаемым остроумием.
 
С 1866 г. юный Антон учился в греческой школе, но через два года поступил в подготовительный класс гимназии. Именно там он и получил образование, способствовавшее развитию творческих способностей. В этот период он увлекался любительскими инсценировками и сочинением коротких произведений. Тогда же Чехов опубликовал и свое первое стихотворение в рукописном журнале под псевдонимом Чехонте. В 1876 г. отец семейства Чеховых становится купцом-банкротом и, спасаясь от кредиторов, они переселяются в Москву. Но Антон Чехов остается в Таганроге, чтобы закончить полюбившуюся ему гимназию. На жизнь он зарабатывает сочинительством и репетиторством.

Окончив гимназию в 1879 г., Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Но медицина так и не становится для него главным делом, поскольку сочинительство и театр привлекают его гораздо больше. В 1880 г. Чехов дебютирует в юмористическом журнале «Стрекоза». В этот период для него характерны короткие рассказы, типа «Толстый и тонкий» (1883), где он высмеивает уродливое чинопочитание и другие «нюансы» российской жизни. Со временем, остроумные рассказы и фельетоны Чехова начинают печататься и в других юмористических изданиях. Подписывается он тогда разными псевдонимами, типа Чехонте, Брат моего брата и т.п.
 
В 1884 г. Антон Чехов оканчивает Московский университет, получает медицинский диплом и переезжает в подмосковный город Воскресенск (ныне Истра), чтобы стать уездным врачом Чикинской больницы. Но, пока медицина все более отходит у него на второй план (хотя писатель в будущем еще долго не расстанется с медицинским дипломом и приватные врачебные занятия продолжатся до его отъезда в Ялту в 1897 г.), на литературном поприще у Чехова растут успехи.

В том же 1884 г. выходит сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» под псевдонимом А. Чехонте. В эти же годы Чехов пишет такие сатирические рассказы, как «Унтер Пришибеев», «Дачники», «Симулянты», «Налим», «Лошадиная фамилия». Вскоре Чехова назначают заведующим больницей в подмосковном Звенигороде, и направление его творчества меняется. Появляются такие рассказы, как, «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена». Чехов сотрудничает с газетами: «Петербургская газета» (с 1884), «Новое время» (1886—1893) и «Русские ведомости» (1893—1899).
 
Периодом максимального расцвета для Антона Чехова, как беллетриста и писателя-миниатюриста, стали 1885-1886 гг. Однако вскоре авторитетные российские литераторы убеждают его не разменивать свой дар. Поэтому с 1887 г. сотрудничество Чехова с юмористическими журналами сокращается, а его рассказы становятся длиннее и серьезнее. Летом 1887 г. писатель отправляется в длительное путешествие на юг. Это оживляет его воспоминания молодости, и в солидном журнале «Северный вестник» публикуется его новый большой рассказ «Степи». А в октябре 1888 г. Чехов удостаивается еще и половинной Пушкинской премии Академии наук за третий сборник своих рассказов - «В сумерках».

С 1888 по 1890 гг. Чехов снимал квартиру в Москве, в Садово-Кудринсокм переулке (где сегодня находится его дом-музей), и написал там несколько лучших своих повестей, а также около сотни рассказов.
 
Весной 1890 г. писатель отправляется в давно задуманное путешествие на остров Сахалин. Тяжелейшая дорога через Сибирь на конном транспорте занимает у него около трех месяцев, и еще столько же времени уходит на посещение Сахалина. Там Чехов занимается переписью населения, выступает в роли врача (изучает состояние местной медицины) и общается с политзаключенными. Однако возвращаться обратно утомленный Сибирским трактом писатель решается только морем на пароходе «Петербург» по маршруту: Владивосток, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одесса. Результатом поездки на самый край России стала книга путевых заметок Чехова - «Остров Сахалин».
 
После Сахалина потрясенный всем увиденным Антон Чехов возвращается в Москву и с 1890 по 1895 гг. проживает в двухэтажном флигеле на улице Малая Дмитровка. В этом доме (отмеченном мемориальной доской с барельефом писателя), он работает над сахалинскими записями, а также над такими рассказами, как «Палата №6», «Попрыгунья», «Дуэль». Здесь же он встречается видными деятелями культуры: В. Короленко, Д. Григоровичем, В. Гиляровским, В. Немировичем-Данченко и т.д. Работая в Москве, Чехов бывает и в Европе (1900 г. - Ницца, Пиза, Флоренция, Рим).

Однако более значимый Чеховский музей находится в наше время, все-таки, не в Москве, а в подмосковном имении писателя Мелихово (Чехов купил имение по объявлению в газете), в котором он проживал в 1892-1899 гг., и создавал там многие свои лучшие произведения. Вообще-то он в этот период путешествовал и «по заграницам» (Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж).

В 1898 г. Антон Чехов приобрел в пригороде Ялты в Крыму участок земли, где для него был построен дом и разбит сад. Интерес Чехова к югу был связан с тем, что после Сахалина у него обострился давно беспокоивший его туберкулез (чахотка). Но в Крыму в своем новом доме больной писатель чувствовал себя значительно лучше. В Ялте Чехова навещали видные деятели культуры, в том числе, Лев Толстой и Максим Горький.

В 1900 г. за выдающиеся достижения в литературе Антон Чехов был избран в Почетные академики по разряду изящной словесности. Но, заступаясь за Максима Горького, лишенного этого звания по приказу Николая II, Чехов благородно отказался от такого назначения.

К 1896 г. Антон Чехов, занимаясь драматургией, стал автором уже нескольких пьес, хотя и не был уверен в их успехе. Но «полный аншлаг» его «Чайки» в 1898 г. на сцене МХТ (Московского Художественного театра) убедил Чехова в том, что он - на правильном пути. Именно после этого он создает такие шедевры, как «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», имевшие (и до сих пор имеющие) невероятный успех.

Общаясь с актерами этого театра, Антон Чехов сблизился с Ольгой Книппер, игравшей главные роли в его пьесах. Весной 1901 г. они обвенчались в Ялте. Писателю было тогда за сорок лет, а Ольге Книппер – едва за тридцать. Из-за своей чахотки писатель в этот период жил в основном в Ялте, лишь изредка бывая в Москве, а его супруга, «служа музам» в МХТ, оставалась в Москве и только временами наведывалась к мужу в Ялту. Зато у них много лет длился замечательный «роман по переписке».

Дело в том, что еще с гимназических времен Антон Чехов страдал непобедимой в тот период истории чахоткой (туберкулезом), излечение которой стало возможным лишь с появлением антибиотиков к середине 20-го века. Но, даже страдая с 1884 г. кровохарканьем, Чехов годами скрывал это от окружающих и никогда не жаловался на свое здоровье.
 
Скончался Антон Чехов за границей в возрасте 44 лет на немецком курорте Баденвайлер, куда приехал на лечение в 1904 г. вместе с женой Ольгой Книппер. В ночь 14-15 июля того же года ему стало плохо, но медицина была тогда безоружна перед Палочкой Коха, и писатель скончался в полном сознании в 3 часа ночи. Гроб с его телом был доставлен по железной дороге в Москву. И 22 июля при большом стечении народа состоялось отпевание тела Антона Чехова по православной традиции в Успенской церкви, а затем - его торжественные похороны на территории Новодевичьего монастыря.
 
За 25 лет творчества Антон Чехов создал около 900 различных произведений: юмористических рассказов, фельетонов, серьёзных повестей, пьес и т.д. Интерес к его творчеству в нашей стране, да и во всем Мире с годами не уменьшается. Каждое поколение черпает для себя что-то новое в этом неиссякаемом источнике.

У нас в России основные дома-музеи Чехова работают в Москве, Московской области, в Таганроге, в Ялте и в Гурзуфе. Первый памятник Антону Чехову был установлен в 1908 г. в Баденвайлере. В Москве его памятник находится в Камергерском переулке, а одна из центральных станций Московского Метрополитена так и называется - Чеховская. Памятники Чехову установлены также в Таганроге на Сахалине, в Ялте, а также  в нескольких других городах.

В Московской области именем писателя назван город Чехов. В честь писателя назван кратер на Меркуриии, а также один из астероидов. Союзом писателей РФ учреждена премия в его честь. Антон Чехов - один из самых экранизируемых классиков мировой литературы. С 1952 г. в Нью-Йорке работает издательство имени Чехова. Его именем у нас названы многие улицы, гимназии, вузы и общественные организации.
 
По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер написала к 160-летию Антона Чехова графический портрет юбиляра (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с данным очерком. Великий российский писатель и драматург изображен Аидой в возрасте лет около сорока, то есть, на вершине популярности и славы. При этом, вся напряженная, вполоборота поза Чехова, слегка небрежная прическа и особенно пронзительный взгляд этого весьма интеллигентного писателя через очки-пенсне куда-то вдаль, но явно повыше обычных житейских бурь и коллизий, подчеркивают его незаурядный и по-своему бунтарский характер. Хотя, ведь, именно с таким характером Антон Чехов и смог пробиться из провинциального российского Таганрога на самый Олимп Мирового Признания.


Рисунок - портрет юбиляра работы Аиды.


Другие мои произведения на сайте:

К 225-летию Александра Грибоедова http://www.proza.ru/2020/03/05/94

220 лет художнику Карлу Брюллову http://www.proza.ru/2020/02/20/38

К 190-летию Антона Рубинштейна http://www.proza.ru/2019/12/10/181

К 190-летию Льва Толстого  (11) http://www.proza.ru/2019/11/23/59

Двойной портрет Пушкина и Натали  http://www.proza.ru/2014/06/09/1691

К 85-летию Василия Шукшина   http://www.proza.ru/2014/09/08/1803