Чи бачили ви киценьку?. Дети ГСВГ. Школа 66. 9 Мир

Валентина Унковская
http://www.proza.ru/2020/02/05/1121

Мировоззрение.  Пресса и радио.

- Мама, нам выдали «Буквари» без портрета Сталина! - пожаловалась я, придя домой.

- Не расстраивайся! У тебя же есть  свой, с портретом!
 
А кто расстраивался? Просто оказалось нарушено понятное положение вещей – привычное, всегда считавшееся правильным…

Тут надо бы сказать,что Мир, приготовленный взрослыми к моему появлению на свет,   был хорош и на момент повествования всё ещё выглядел прочно устоявшимся на незыблемых основах.
 
С любопытством вглядываясь в хаотический коллаж панорамы бытия, каким она  успела развернуться перед  моим внутренним взором ДО упорядочивающего вмешательства школы,   прихожу в изумление – а ведь и потом я не больно-то изменилась! Та система представлений, впоследствии, естественно, расширявшаяся и углублявшаяся,  дополненная и - ага! - не  раз подвергнутая критическому переосмыслению, по сути своей,  до  сегодняшнего дня остаётся непоколебимой.

Удивляет меня и то, как быстро после переезда в дом №37 сказочный мир девочки с  Шиллерштрассе, сооружённый из бытовых  впечатлений, исполненный  волшебства  красок, звуков, влекущего дыхания леса,  соразмерный  разочарованию в Вайнахтсманне и неотразимости феерических соблазнов заезжих  аттракционов, развился до размышлений о  мировой справедливости  и светлом будущем человечества.  И произошло это  как-то незаметно,  будто бы само собой.
Казалось бы, пропадала с утра до вечера «За домом», гоняла на велике, обдирала в зарослях одежду, физиономию и неугомонные конечности…  Читать предпочитала волшебные сказки.  В кино  прибегала с опозданием НАРОЧНО,- чтобы избежать просмотра докучливых киножурналов.  А,  поди ж ты! - про  всё-то  ей уже известно! И не только про Победу и Революцию,  но и про агрессию акул мирового империализма, про XX съезд КПСС, и что пора догнать и перегнать Америку!…

- ПОДУМАЕШЬ! ДА ПРО ЭТО  КАЖДЫЙ  ДУРАК ЗНАЕТ! ОБ ЭТОМ ЖЕ В ГАЗЕТАХ ПИШУТ И ПО РАДИО ГОВОРЯТ.

Нет, газет в том возрасте  я не читала. Детских  «Мурзилку» или «Барвинка» мне не выписывали, а периодические издания для взрослых, так  чего в них  интересного?   Разве   что  «Перец» и «Крокодил» можно полистать,  там иногда смешное попадалось.   Но после прочтения   газеты и журналы  широко  употреблялись в качестве бытовой бумаги –  ведь другой,  если не считать    магазинной  обёрточной, тогда и не было! Вследствие такого непочтительного отношения к прессе   и карикатуры Кукрыниксов, и крупные заголовки  передовиц то и дело ненароком попадали в поле зрения, – тут  поневоле будешь осведомлён,  даром, что  не  всегда толком понимаешь, о чём речь.

А с  позывных Всесоюзного радио каждый день начиналась жизнь семьи.  Сверялись часы. Германия жила в другом, собственном часовом поясе, но  сигналы московского времени  звучали биением  пульса  НАШЕЙ Страны. Родина  совсем не казалась далёкой!

Предрассветные звуки радио пленили меня ещё у Урбанов. Первым полюбился загадочный, приглушённый перезвон курантов - до чего же красиво рассыпАлся он невидимыми, но увесистыми разнокалиберными бусинами по крошечной комнатке, позолоченной тусклым светом свисавшей с потолка электрической лампочки! Струившееся следом мелодичное  журчание, временами переходившее в невнятное бормотание,  ласкало ухо, и поначалу воспринималось лишь как прелестный нюанс ощущений утреннего спектра. В тепле уютного гнёздышка, затенённого газетой, заботливо прикреплённой к лампе со стороны моей кровати,  я таяла от нежности, исподтишка наблюдая за неспешно собиравшимся на службу папой и хлопотавшей вокруг него мамой…

Упоительное  созерцание нарушалось  вторжением созвучий, выделявшихся из общего звукового ряда… Привороженная  чарующим  тембром и проникновенной сердечностью интонаций, через некоторое  время я невольно стала различать передачу для тружеников села… Потом была покорена беззаботным, заражавшим беспричинной радостью, бренчанием  фортепиано  в «Утренней гимнастики»…   Немного позже оценила и горны «Пионерской зорьки», сулившие новые  детские песенки и стихи...
А  всякое неинтересное, вроде каких-то там  «Последних известий», внимания совсем не привлекало.

Как  же быстро  всё  стало меняться после переезда в Городок! Вот и пионерские горны зазвучали  по-другому.  С зарождающимся чувством ответственности призадумалась я О ВАЖНОЙ РОЛИ СОВЕТСКИХ РЕБЯТ В ЖИЗНИ СТРАНЫ. И хотя скучные  «Последние известия»  уже сознательно пропускались мимо ушей,  но всё-таки, я ведь не глухая…
 
Других передач в тот  период совсем не помню, даже к  любимым  радио-сказкам    интерес на какое-то время утратила. Но стоит отметить, что всегда откуда-нибудь, – из открытых окон, из  уличных репродукторов -  доносилась музыка. Классическая, лёгкая, народная, - она ненавязчиво   витала  вокруг, потом продолжала звучать в моей голове и нередко  настолько совпадала с душевным состоянием, с настроением текущего момента, что казалось, крылья разворачивались за спиной.  И жизнь была увлекательнее, чем кино, а себя я  воображала главной героиней.
 
Только народная  музыка  мне тогда не нравилась.  Старьё какое-то. И кто её слушает?

Сталин. Портрет.
 
Торопливо пообедав, я поспешила выбраться из-за стола и достать старый оранжевый «Букварь». Удостоверившись, что портреты Вождей пребывают на  своих  законных местах,  принялась их разглядывать. Другие страницы учебника, подаренного соседями в день отъезда из  Станислава, зачитаны были  до дыр, чуть ли не наизусть заучены, но вот  эти интереса никогда прежде не вызывали.  Примелькавшиеся с самого рождения  образы  проецировались  не столько в сознание, сколько  в  ощущения, как одна из  составляющих мироздания – основополагающая, сама собой разумеющаяся, не требующая  особого осмысления…

  А тут, видимо  впервые в жизни,  я вдруг самостоятельно задумалась, кто же это с  такой нескрываемой иронией давно наблюдает  за мной  из  разворота зачитанной книжки?
 
Как ни стараюсь, вообще не могу припомнить  ни литературы, ни художественных фильмов, повествующих о жизни Сталина, ни памятников ему. Я и не утверждаю, что их не было, но рассказываю только о том, что помню. А помню  портреты и фотографии в периодических изданиях,  да ещё мелькавшие изредка на экране в ГДО кадры старой кинохроники. Там  Сталина величали то - Вождём и  Учителем, то - Отцом всех Народов, но ипостаси эти пока что были не вполне ясны. А  вот фильмы о  Великой Отечественной войне культ личности,  безусловно,  формировали.

Война  закончилась за пять лет до моего рождения, но  историей стать не успела,  и всегда будет восприниматься,  как  часть  собственной судьбы. Ведь её герои  -   наши отцы, наши близкие. В каждой семье болели незажившие раны. Малышей убаюкивали фронтовыми песнями вперемежку с колыбельными. Мы, старшие, затевая игру «в войну»,  всегда ссорились - НИКТО НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ФАШИСТОМ!  Приходилось тянуть фанты или делиться с помощью считалок, но и  на  честно доставшийся обидный жребий соглашался не каждый,  игра и не  складывалась …
 
МОГЛИ ЛИ МЫ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ БУДЕТ ИНАЧЕ? !!!

Зловещая тень войны неминуемо проскальзывала в играх и болтовне. Прислушиваясь к  разговорам взрослых, переживая  над фильмами и книгами,  мы с глубоким чувством распевали полюбившиеся песни и,  день за днём, всё глубже осознавали, что пережил и свершил народ, частью которого нам посчастливилось родиться. И всё моё простосердечное, ясноглазое вернойхенское детство было сплошным и беспрерывным праздником Победы.
А имя  Сталина  от  Победы неотделимо:

«ЗА РОДИНУ! ЗА СТАЛИНА!»

Понятно теперь, почему первым я стала рассматривать именно  ЕГО?

Задумчивый взгляд  Вождя, едва скользнув по мне, устремился с портрета куда-то вдаль.
 – Путь к  Коммунизму высматривает! – понимающе притихла я и в голове  начали зарождаться, множиться, неспешно  блуждать и  путаться  всякие  вопросы.

– И что же это за  человек такой особенный? Как случилось, что ОН, ТАКОЙ, мог родиться среди обыкновенных людей?.... Как   же нам  всем повезло!…

В какой-то момент нарастающее любопытство возобладало над  вежливостью.   Набравшись решимости, с осторожной почтительностью я

заглянула  ЕМУ ПРЯМО В ГЛАЗА!…

В ответ
              в них
                вспыхнула смешинка
                и, оживив на мгновение знакомое лицо,

юркнула в  дрогнувшие усы:

-  А ЧТО ТЫ ЗА ЧЕЛОВЕК? –  внезапно поинтересовался Сталин, раздельно  роняя весомые  слова.

- А я ещё маленькая!!! - смалодушничала  я от неожиданности,  ошеломлённо отпрянув и захлопывая Букварь. И, на ходу, сообразила же подмешать к ответу немного  интонаций плаксивости и обезоруживающего укора!

Похоже, я очень разочаровала Сталина. Больше он никогда  ни о чём меня не спросит.  Только с тех пор вопрос этот как-то  сам собой станет возникать в моей голове время от времени.

 
 Сталин.  Папа. Рыжий красного спросил, чем ты бороду красил?...

А согласитесь, все люди на кого-нибудь, да  похожи. Хотя бы чуточку! Только вот не встречалось совсем никого, похожего на моего папу! Кроме дяди Игоря, разумеется, но брат же не считается!  И  тут неожиданно  в  старой  кинохронике   обнаруживаю сходство….. И с кем бы вы думали?…  Со Сталиным!!!  Можете себе представить?!!
В чём  я увидела сходство? Ну…. Как вам сказать?… Кажется,  причёски у них были одинаковые! 
Мне  так нравилось, когда на папином затылке начинали завиваться отрастающие прядки, но мама сразу же заводила: «Когда ты подстрижёшься, когда ты подстрижёшься?!!!...»  Папа не выдерживал, шёл в парикмахерскую и возвращался с причёской, как у Сталина. Немец – парикмахер, пожалуй, был единственным, кто тоже знал этот секрет!

Разглядывая портреты вождей, я и  размечталась:

- Вот бы  и  папа отрастил усы! Или бороду! Как было бы красиво!!!

- Не отрастит! –  мимоходом разрушила  мои грёзы безжалостная мама. Она уже успела принести с улицы ворох кипенно белого белья, распространяющего восхитительный  запах свежести, расстелила на столе байковое одеяло и  теперь деловито расправляла  шнур электрического утюга, который, по окончании глажки, сворачивался вокруг маминого локтя в тугую аккуратную бухту. Ромбический  чёрно белый узор шелковистой оплётки шнура  обычно увлекал меня  в   захватывающие фантазии   о кишащих и клубящихся  змеях… Сейчас  было  не до того:

- Почему? Военным не разрешается?
- Разрешается. Просто они у него рыжие  растут!
- ТЫ ШУТИШЬ??????????!
- Не шучу. Правда,  рыжие - аж красные!

Невероятно! НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! А поди-ка, проверь!  С утра папины щёки всегда были выскоблены до голубизны, а возвратившись с работы, он смешно кололся густой чёрной щетиной. А если во второй половине дня  намечалась  какая-нибудь встреча,  ОБЯЗАТЕЛЬНО  брился  повторно.

Это сколько же лет пройдёт,  пока  я,  подхватив неизвестно где  скарлатину,  умудрюсь   заразить и отца?  Переболеет папа очень тяжело, и только  тогда, на исходе  нескольких дней  мучительного жара,  я  увижу    его  отросшую щетину …
… Да, не шутила  мама…  Надо же, какие неожиданности могут таить в себе даже близкие,  казалось бы, хорошо знакомые люди!!!

http://www.proza.ru/2020/02/05/1197