Ч. 174 Отважные русские и британские разведчики

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2020/01/07/1218
 
Перед капитаном Янгхазбендом поставили задачу не только продолжить исследование Памира, но и вытеснить оттуда русских.

Его сопровождали шесть гурков, шестнадцать кашмирских сипаев, два проводника из племени балти, повар, который был с ним в прошлой экспедиции, и геодезист из 11-го бенгальского уланского полка по имени Шахзад Мир.

Капитан получил 4000 рупий «для политических целей»,  в два раза больше, чем дали для секретной разведки Элиасу.  Он выбрал путь через северный Ладак, рассчитывая успокоить киргизов, которые просили о помощи, а также для того, чтобы опередить русских.

Каракорамский перевал его отряд перешёл без особых трудностей. Янгхазбенд установил контакт с Турди Колом, вождём киргизов, заинтересованным в английском покровительстве.

Капитан в торжественной обстановке передал вождю 900 рупий, револьвер, и пообещал, что кашмирские стражники будут их защищать.

Так хорошо начиналось! А потом стражников отозвали, бандиты отобрали деньги и револьвер, а самого Турди Кола арестовали китайцы. Янгхазбенд ничего этого не знал.

Он обследовал Салторский перевал, чудом избежав гибели от снежной лавины, достиг Шимшальского перевала и долины Чонг Янгал высоко в Гиндукуше.

Пока британский капитан ожидал доставки продовольствия от своих новых союзников киргизов, он получил письмо из Департамента иностранных дел, доставленное курьером, в котором сообщалось, что агент в Гилгите полковник Элджернон Дюран встретил откровенно враждебный приём от владетеля Хунзы.

Но Янгхазбенд, пренебрегая опасностью, направился к форту в Дарвазе, контролируемому воинами Хунзы, хотя его могли пристрелить у стен форта. Но он сумел убедить старшего  в форте пропустить его на территорию Хунзы.

Там Янгхазбенд узнал о новом появлении отряда Громбчевского, который, как был уверен англичанин, постарается возобновить деловые отношения с Сафдаром Али.
Бронислав Людвигович Брончевский  в 1889 году получил приказ вновь отправиться на Памир, где ему предстояло посетить ханства Вахан, Шугнан, Рошан и произвести исследования Кафиристана.

В случае запрета афганскими властями ему предписывалось следовать вдоль восточных склонов Гиндукуша в Тибет, где исследовать его северо-западную часть. Обстановка на Памире была крайне сложная из-за боевых действий афганцев против памирских ханств.

Громбчевский со своим отрядом проник в бассейн Раскемдарьи, в октябре-ноябре русские исследователи впервые нанесли на карту разветвлённый хребет Раскем. Затем экспедиция прошла по левому притоку Раскемдарьи  в район Чогори (второй по высоте восьмитысячной вершины) и открыла северную часть хребта Агыл-Каракорум.

Во время пребывания на большой высоте в горах, у многих членов экспедиции и у самого Громбчевского проявлялись признаки горной болезни: сильная головная боль, кровотечение из носа, головокружение, ощущение слабости и усталости.

Врачи в таких случаях рекомендуют прекратить дальнейшее восхождение,  прописывают покой, сбалансированное питание, витаминизированное питье до окончания периода акклиматизации. (Если я ошибаюсь, меня поправит замечательный автор, врач, альпинист Виктор Афсари, сам не раз побывавший на Памире).

Ничего этого у отряда Громбчевского не было, никаких лекарств, которые рекомендуют в наше время, только приказ и долг, которые заставляли людей терять своё здоровье, прокладывая путь в неизвестность. Точно такие же испытания переносили и англичане.

В конце ноября стояли тридцатиградусные морозы. Громбчевский со своими спутниками перевалил на истоки реки Тизнаф. Ему нужно было связать свои съёмки местности со съёмками экспедиции полковника Михаила Васильевича Певцова, который сменил умершего 20 октября 1888 года генерал-майора Николая Михайловича Пржевальского.

В декабре морозы усилились до минус 35 градусов, а ветры достигали ураганной силы. По реке Каракаш отряд поднялся на Тибетское нагорье.

Ветер понимал тучи солёной пыли. У всех были воспалены глаза. Погибли все лошади. Громбчевский принял решение отступить. Новый год участники экспедиции встретили в пути на  перевале Карангутаг, а затем по караванной дороге направились в Кашгар к Петровскому.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/09/1284